Способ лечения абстиненции
Изобретение относится к медицине и предназначено для лечения абстиненции. Осуществляют регистрацию психофизиологических реакций пациента, подбор дистанционной индивидуальной программы интерактивной коррекции зависимого поведения пациента в присутствии заинтересованных лиц в ликвидации зависимого поведения. Подбирают звуковую и видеоинформацию, включающую установку на отказ от предмета зависимости. Предварительно обучают заинтересованные лица в оценке состояния пациента и алгоритму действий при абстиненции пациента. При абстиненции эти лица через мобильный телефон путем набора телефона оператора психологической службы включают интерактивную программу. В начале лечения включают сначала передачу звуковой информации программы интерактивной коррекции. Затем включают видеоинформацию программы интерактивной коррекции. При изменении уровня зависимого поведения у пациента по желанию самого пациента или заинтересованных в этом лиц проводят коррекцию интерактивной программы. Предлагаемый способ позволяет расширить возможности применения интерактивной коррекции зависимого поведения.
Реферат
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психиатрии, психотерапии, наркологии, а также в домашней и мобильной телемедицине.
Известен способ лечения хронического алкоголизма [1], включающий в себя курс формирования отрицательного условного рефлекса на алкоголь, состоящий из суггестивного воздействия, раздражения точек Валле, недостатком данного способа является невозможность использования мобильной связи или компьютерной связи через Интернет. Способ коррекции психофизиологического состояния человека [2], включающий метод лечения путем коррекции психофизиологического состояния человека за счет биологической обратной связи информации электроэнцефалограммы, может быть использован через различные виды связи, но недостатком данного способа является сложность выполнения, особенно через мобильный телефон. Известен способ немедикаментозной терапии [3], включающий электронный планшет с программой и персональным компьютером обеспечения данных в режиме реального времени испытуемого звуковыми элементами, лечение проводится с учетом полученных при диагностике паттернов, но недостаток данного способа заключается в невозможности использования мобильного телефона. Известен способ лечения алкогольной, никотиновой, наркотической и пищевой зависимостей [4], включающий показ на экране видеомонитора видеоряда негативных картин с фокусировкой внимания пациента на неприятных гротескно подчеркнутых моментах, на фоне психоэмоционального перенапряжения осуществляется суггестивное воздействие через аудиальный канал или акустическую систему и вербально формируется установка на отказ от злоупотребления с последующим созданием положительных эмоций путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей. Положительным в данном способе является возможность использования мобильного телефона, а недостатком - отсутствие психофизиологической обратной связи врача с пациентом.
Прототипом заявленного изобретения является способ интерактивного лечения зависимого поведения [5], включающий показ на экране видеомонитора или акустической системы видеоряда негативных картин с фокусировкой внимания пациента на неприятных гротескно подчеркнутых моментах, на фоне психоэмоционального перенапряжение с формированием установки на отказ от злоупотребления, с последующим созданием положительных эмоций путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей, под контролем и анализом характеристик психоэмоционального состояния пациента, и в зависимости от этого состояния пациента врач за счет обратной связи врача с пациентом, под непрерывным контролем психофизиологического состояния пациента врачом на мониторе мобильного телефона, во время работы с пациентом, направленной на улучшение психофизиологического состояния, врач за счет суггестивного воздействия создает положительные эмоции путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей, при этом состав мелодии и позитивных видеокартин подбирается на фоне максимального улучшения психофизиологического состояния пациента, затем после улучшения функционирования сердечной деятельности врачом выполняется интерактивная коррекция психофизиологических зависимостей и поведенческих стереотипов, после чего по команде врача пациент сам выбирает мотивирующую фотографию в виде постоянной заставки, затем при каждом последующем звонке в осознаваемом или неосознаваемом режиме устанавливают ранее сформированную доминанту и программу ухода от зависимостей, при этом продолжительность видео- и аудиосеанса зависит от психофизиологического состояния и зафиксированной программы интерактивной коррекции психофизиологических зависимостей, сформированной врачом, после сохранения такой программы интерактивной коррекции врачу необходимо не менее одного раза в месяц проводить проверку и по возможности правку программы интерактивной коррекции с видео- и аудиоинформацией. Положительное в данном способе то, что лечение подбирается в зависимости от индивидуального состояния пациента, его психофизиологического состояния. Недостатком является то, что этим способом лечения не могут воспользоваться заинтересованные в этом лица: родственники, близкие и коллеги по работе.
Задача настоящего изобретения: повышение удобства для пациента и расширение возможностей данного вида лечения.
Поставленная задача достигается тем, что с использованием звуковой и видеоинформации для пациента, с регистрацией психофизиологической реакции пациента, используя программу интерактивной коррекции для пациента, подбирают индивидуальную программу интерактивной коррекции к пациенту в присутствии заинтересованных лиц в ликвидации зависимого поведения, с обучением этих лиц в оценке состояния пациента и алгоритму действий при абстиненции пациента, после чего при абстиненции пациент сам включает код путем набора мобильного или простого телефона оператора наркологической службы и получает помощь, в случаях невозможности самостоятельного включения пациентом устройства связи, при абстинентном синдроме у пациента, это производят заинтересованные в этом лечении лица, при этом в начале лечения, в случае невозможности восприятия видиоизображения пациентом в состоянии абстинентного синдрома, включается сначала передача звуковой информации программы интерактивной коррекции, а затем с появлением возможности воспринимать видиоинформацию пациентом включается видеоинформация программы интерактивной коррекции, при изменении уровня зависимого поведения у пациента по желанию самого пациента или заинтересованных в этом лиц проводится коррекция программа интерактивной коррекции.
Предлагаемый способ выполняется следующим образом. Для данного способа используются современные технологии в телефонной и сотовой связи с фото- и видеосервисом, сигнал мобильного телефона для оценки функциональных параметров организма. Для создания программы интерактивной коррекции необходимо присутствие пациента с заинтересованными лицами у врача или с использованием мобильного видеотелефона со встроенным датчиком в корпусе трубки [6] для регистрации, например, биопотенциалов с кожи пальцев руки пациента. Если, например, первичный сеанс врача проходит с мобильным видеотелефоном, врач связывается с пациентом или пациент с врачом по мобильному телефону с цветным дисплеем и встроенным датчиком. Пациент и врач держат мобильные телефоны так, чтобы было видно лицо друг друга, при этом палец пациента лежит на датчике, при этом родственникам или заинтересованным лицам тоже должно быть видно и слышно как пациенту. На экране мобильного телефона врача, кроме изображения пациента, видна информация о состоянии сердечной деятельности: если это простой датчик, регистрирующий биопотенциалы, норма или отклонение от нормы частоты сердечных сокращений, характерных для состояния покоя, с анализом кардиоритма (например, по индексу напряжения) [7] или без него. В целом коррекционная программа осуществляется в три этапа. Первый этап - разрушение патологических поведенческих стереотипов зависимого поведения при различных состояниях. В помещении, где проводится сеанс, должна быть тишина, и чтобы пациента ничего не отвлекало. Перед проведением такого сеанса родственники и прочие заинтересованные в таком лечении лица проходят обучение по оценке индивидуального состояния здоровья в норме и патологии (при абстиненции). На сеансе родственники, близкие и прочие заинтересованные в таком лечении лица сидят сзади пациента, также смотрят на экран и слушают, как и пациент. При этом врач оценивает состояние пациента по внешнему виду, через видеоизображение и общение с пациентом, анализируя данные частоты сердечных сокращений. Далее начинается сеанс интерактивного лечения зависимого поведения. Если пациент обращается на фоне алкогольной, никотиновой, наркотической, пищевой и прочих зависимостей к врачу в состоянии психоэмоционального напряжения, то врач выводит на экране видеомонитора видеоряд негативных картин с фокусировкой внимания пациента на неприятных, гротескно подчеркнутых моментах злоупотреблений. Далее в результате работы врача на фоне психоэмоционального перенапряжения под контролем полученного психофизиологического состояния пациента осуществляется суггестивное воздействие через аудиальный канал или акустическую систему и вербально формируется установка на отказ от злоупотреблений. В ходе суггестивного воздействия врач фиксирует внимание пациента на факторах и механизмах развития, драматических последствиях и осложнениях конкретной девиации. В эмоционально-стрессовом режиме вербально формируют установку на отказ от предмета зависимости. Изображения, на которые пациент реагирует состоянием психоэмоционального перенапряжения, по данным психофизиологического состояния, врачом заносятся в память мобильного телефона пациента, а также в память компьютера, видеомагнитофона или другого носителя памяти для врача. При этом на экране мобильного телефона врача, кроме изображения пациента и данных о сердечной деятельности, показываются изображения, предлагаемые пациенту. Врач может регулировать, когда давать изображение, когда показывать себя на экране пациента. При этом врач на своем мониторе видит одновременно, в зависимости от типа телефона, все сразу или пациента с информацией о частоте сердечных сокращений, характеристику кардиоритма, картинку и частоту сердечных сокращений пациента. Частота и продолжительность воздействий зависят от профессионализма врача и состояния пациента. Далее, под непрерывным контролем психофизиологического состояния пациента, за счет обратной связи врача с пациентом осуществляется второй этап - формирование положительных установок и просоциальных поведенческих стереотипов. Данный переход происходит также за счет обратной связи врача с пациентом, основанной на улучшении психофизиологического состояния пациента. При этом врач за счет суггестивного воздействия создает положительные эмоции путем проецирования на экран смыслового видеоряда в виде позитивных картин формирования идеальных образов развития личности, свободных от различных зависимостей. Это может быть видеоряд позитивных жизненных картин и ситуаций с использованием фото семьи пациента, референтного социального окружения и т.д. При этом состав мелодии и позитивных видеокартин подбирается на фоне максимального улучшения психофизиологического состояния пациента. Частота и продолжительность воздействий на втором этапе зависят от профессионализма врача и психофизиологического состояния пациента. Затем после улучшения функционирования сердечной деятельности, нормализации частоты сердечных сокращений, характерных для состояния покоя, или анализа кардиоритма проводится третий этап - интерактивная коррекция поведенческих стереотипов с выработкой адаптивных стратегий самореализации. Врачом выполняется интерактивная коррекция психофизиологических зависимостей и поведенческих стереотипов. При этом по команде врача пациент сам выбирает мотивирующую фотографию или картинки в виде постоянной заставки и заносит по команде врача в память мобильного телефона. Затем, при каждом последующем звонке, в осознаваемом или неосознаваемом режиме на мобильном телефоне пациента устанавливается ранее сформированная доминанта и программа ухода от зависимости. В случае если пациент сам не может или не хочет обращаться к лечению своего состояния (абстиненции), родственники или заинтересованные лица могут набрать номер телефона, соответствующий номеру службы дистанционной наркологической помощи при абстиненции. В этом случае сначала включается программа со звуковой информацией, так как пациент во время абстиненции может не реагировать на зрительную информацию. Далее если родственник видит, что пациент открыл глаза и может воспринимать зрительную информацию, можно перейти к дополнению видеоинформации согласно индивидуальной программе интерактивной коррекции за счет нажатия заранее оговоренной кнопки на мобильном телефоне. При этом при сложных и тяжелых формах абстиненции родственник может прибегнуть к консультации дежурного врача, находящегося на этой линии связи. При этом продолжительность видео- и аудиосеанса зависит от психофизиологического состояния и зафиксированной программы интерактивной коррекции психофизиологических зависимостей, сформированной врачом. Продолжительность этого этапа зависит от психофизиологического состояния пациента и профессионализма врача. После каждого обращения к такой форме лечения абстиненции, исходящего от пациента ли родственников, врач может проводить проверку и по возможности правку программы интерактивной коррекции с видео- и аудиоинформацией. Сохраняющийся открытый диалог [8] врача и пациента позволяет избегать рецидивов и ускоряет формирование адаптивного поведения. Также можно при каждом последующем звонке в осознаваемом или неосознаваемом режиме устанавливать ранее сформированную доминанту и программу ухода от зависимостей. При этом продолжительность видео- и аудиосеанса зависит от психофизиологического состояния, частоты и характера абстинентного синдрома и зафиксированной программы интерактивной коррекции психофизиологических зависимостей, сформированной врачом. После сохранения такой программы интерактивной коррекции врачу желательно не менее одного раза в месяц проводить проверку и по возможности правку программы интерактивной коррекции лечения абстиненции с видео- и аудиоинформацией.
Примеры конкретного выполнения
1. Больной А. 41 год. Высокая толерантность к алкоголю, абстинентный синдром с 33 лет. При работе врача с пациентом в присутствии близких ему лиц, работающих на одной работе, на первом сеансе через мобильный телефон отмечалось напряжение психофизиологического состояния, частота сердечных сокращений (ЧСС) была 75 ударов в минуту, индекс напряжения (ИН) - 130 условных единиц. При формировании видеоряда негативных картин, содержательно соответствующих конкретной форме зависимого поведения, была выраженная реакция, а ЧСС поднялась до 95 ударов в минуту, ИН 140 условных единиц, что характеризовало перенапряжение психофизиологического состояния пациента. Затем при формировании положительных установок и просоциальных поведенческих стереотипов ЧСС снизилась до 72 ударов в минуту, а ИН стал 110 условных единиц, что характерно для нормализации психофизиологических состояний, и на этом фоне проводилась интерактивная коррекция поведенческих стереотипов с выбором самим пациентом фотографии семьи, природы и коллег по работе. При очередном абстинентном синдроме сослуживцы по мобильному телефону связались с дежурным врачом психологической службы и после описания состояния и рекомендаций врача использовали способ лечения абстиненции. После чего контролировали, чтобы пациент по мобильному телефону обсуждал свое состояние один раз в месяц с наркологом, проблемы личного характера. В результате такого лечения алкоголь не употребляет в течение трех лет.
2. Больной Б. 52 года. Высокая толерантность к алкоголю, абстинентный синдром с 45 лет. При работе врача с пациентом в присутствии родственников отмечалось напряжение психофизиологического состояния, частота сердечных сокращений (ЧСС) была 80 ударов в минуту, индекс напряжения (ИН) - 133 условных единиц. При формировании видеоряда негативных картин, содержательно соответствующих конкретной форме зависимого поведения, была выраженная реакция, а ЧСС поднялась до 100 ударов в минуту, ИН 145 условных единиц, что характеризовало перенапряжение психофизиологического состояния пациента. Затем при формировании положительных установок и просоциальных поведенческих стереотипов ЧСС снизилась до 75 ударов в минуту, а ИН стал 115 условных единиц, что характерно для нормализации психофизиологических состояний, и на этом фоне проводилась интерактивная коррекция поведенческих стереотипов с выбором самим пациентом фотографии семьи, детей, внуков. При абстинентном синдроме родственники связались с дежурным врачом наркологической службы и провели сеанс лечения с использованием программы интерактивной коррекции, после этого пациент регулярно по мобильному телефону самостоятельно и по просьбе родных обсуждал по одному, а иногда и по два раза в месяц с наркологом проблемы личного характера. В результате такого лечения алкоголь практически перестал употреблять в последний год.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Авторское свидетельство СССР №1166392, А61Н 39/04.
2. Патент РФ на изобретение №2071361, А61М 21/00.
3. Заявка на изобретение РФ №2001120604, А61М 21/00.
4. Патент РФ на изобретение №2193900, А61М 21/00.
5. Патент на изобретение РФ №2252038
6. Черников В.П., Орлов О.И., Логинов В.А. Современная аппаратурная база домашней и мобильной телемедицины. Обзор ресурсов Интернета. Выпуск 1. / Под общей ред. академика А.И.Григорьева. - М.: ООО Фирма "Слово", 2001. - 44 с.
7. Казначеев В.П., Баевский P.M., Берсенева Н.Д. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. - Ленинград: Медицина, 1980. - 207 с.
8. Открытый диалог в психиатрической практике Баренц-региона. / Под редакцией П.Сидорова и Я.Сейккулы. - Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2003. - 367 с.
Способ лечения абстиненции, включающий регистрацию психофизиологических реакций пациента, подбор дистанционной индивидуальной программы интерактивной коррекции зависимого поведения пациента в присутствии заинтересованных лиц в ликвидации зависимого поведения, а также звуковой и видеоинформации, включающей установку на отказ от предмета зависимости, отличающийся тем, что предварительно обучают заинтересованные лица в оценке состояния пациента и алгоритму действий при абстиненции пациента, после чего при абстиненции эти лица через мобильный телефон путем набора телефона оператора психологической службы включают интерактивную программу, при этом в начале лечения включают сначала передачу звуковой информации программы интерактивной коррекции, а затем включают видеоинформацию программы интерактивной коррекции, а затем при изменении уровня зависимого поведения у пациента по желанию самого пациента или заинтересованных в этом лиц проводят коррекцию интерактивной программы.