Устройство для определения высотного
Иллюстрации
Показать всеРеферат
232046
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Кл. 65b, 2
84Ь, 3/00
Заявлено 30.1.1965 (№ 941276/27-11) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 28.XI.1968. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 12.III.1969
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
МПК В 63с
Е 02с
УД I(629,128.4:626.027..002.54 (088.8) Авторы изобретения
Д. И. Зиневич и В. П. Бутин
Ленинградский институт водного транспорта
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСОТНОГО
И ПЛАНОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДВОДНОГО РЕЛЬСОВОГО
ПУТИ И ОТСЬ1ПКИ НАКЛОННОГО СУДОПОДЪЕМНИКА
Известны устройства для определения высотного и планового положения подводного рельсового пуги и отсыпки наклонного судоподъемника, включающие в себя тележку с поплавками и вертикальными нивелировочными штангами.
Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что соосно промерным колесам тележки смонтированы барабаны с намотанными на них нитями, удерживающими погруженные в воду поплавки с вертикальными нивелировочными штангами. Между штангами закреплена горизонтальная нивелировочная рейка. Тележка выполнена с боковой выносной стрелой, на которой смонтированы вилочные рамки с широкоободными .колесами, Барабан, насаженный на ось холостого колеса тележки, через трособлочную систему кинематически связан с измерительными буйками.
Это повышает точность промерных работ на глубине без применения труда водолаза.
Отношение диаметра каждого барабана, смонтированного соосно промерному колесу тележки, к диаметру последнего равно уклону подводного рельсового пути наклонного судоподъемника, что позволяет приводить нуль отсчетов к горизонтальной плоскости.
На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — вид по стрелке З0
А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 2.
Устройство для определения высотного и планового положения подводного рельсового пути 1 и отсыпки 2 наклонного судоподъемника включает в себя тележку 8, подвешенную на тросах 4. Тросы намотаны на барабаны 5 тяговых лебедок, около которых установлены створные рейки б. Тележка 8 выполнена с балансирами 7 и 8, каждый из которых снабжен холостым 9 и промерными 10 колесами. Балансир 7 подвижно крепится к оси 11 тележки
8, а балансир 8 — жестко. На ось каждого промерного колеса 10 насажены барабаны 12, на которые намотаны нити 18, удерживающие погруженные в воду 14 поплавки 15 с вертикальными нивелировочными штангами 1б.
Между штангами шарнирно закреплена горизонтальная нивелировочная рейка 17. С осью промерные колеса 10 и барабаны 12 имеют шпоночное соединение (на фиг. не показано), которое обеспечивает постоянство соотношения между пройденным тележкой путем и длиной нитей 18, смотанных или намотанных на барабаны 12. Рейка 17 имеет нуль отсчетов посередине своей длины и позволяет при помощи оптического прибора (на фиг. не показан) вести наблюдения за смещением в стороны нуля горизонтальной рейки, а, следовательно, и оси любого из рельсов пути 1, 232046
3
Отношение диаметра, каждого барабана 12, смонтированного соосно промерному колесу
10, к диаметру последнего равно уклону рельсового пути 1.
Для связи нивелировки головок рельсов надводной части с подводной частью пути 1 от уреза воды до той глубины погружения тележки в воду, при которой начнут работать поплавки 15, тележка снабжена трубчатой нивелировочной рейкой 18. Рейка установлена на каждом балансире в направляющих 19, позволяющих ей стоять на головке рельса пути 1 и показывать его точную высотную отметку вне зависимости от того, приподнята ли тележка 3 на вспомогательных катках 20 или она опущена на колеса 9 и 10.
Вспомогательные катки предохраняют от вращения,промерные колеса 10, а, следовательно, и сматывание нитей 18 в период установочного перемещения тележки в надводной части рельсового пути 1, а также предохраняют поплавки 15 от всплытия в период по-. гружения их в воду. Вспомогательные катки прикреплены к тележке 8 через двуплечие рычаги 21, воздействуя на верхние концы которых можно снять или опустить на рельсы пути 1 любое из колес 9 и 10. Катки 20 снабжены стопорной шайбой 22 с отверстиями по периферии. На тележке над шайбой 22 установлен стопорный палец 23, взаимодействующий с любым ближайшим отверстием шайбы 22.
К верхнему концу пальца прикреплена гибкая тяга 24 с буйком 25, с помощью которых палец 23 может быть выдернут из отверстия шайбы 22 для придания колесу 10 возможности вращения вокруг своей оси.
Тележка 8 для определения высотного положения песчаной или каменной отсыпки 2 выполнена с боковой выносной стрелой 2б, на которой смонтированы вилочные рамки 27 с широкоободными,колесами 28. Через трособлочную систему 29 барабан 80, насаженный на ось холостого колеса 9, кинематически связан с измерительными буйками 81.
Устройство работает следующим образом.
Тележка 8 при помощи рычагов 21 предварительно приподнимается на вспомогательные катки 20 и устанавливается на пути 1 так, чтобы оси ее промерных колес 10 точно находились на подводном пикете (на фиг. не показан), нанесенном на головках обоих рельсов пути 1 керном. Одновременно с этим проверяется правильность укладки и натяжения тросов 4 на барабанах 5 тяговых лебедок и установки створчых реек б против мерных марок (на фиг. не показаны) на нитях 18. Затем на берегу около уреза воды устанавливают нивелир (на фиг. не показан) и после его привязки к ближайшему реперу (на фиг. не показан) берут первые отсчеты по нивелировочным рейкам 18. Затем тележка опускается и устанавливается по маркам на нитях 18 на следующий пикет„и снова берутся отсчеты по рейкам 18 до гех пор, пока буйки 31 и половина длины укрепленных на них реек (на
ЗО
50 фиг. не показаны) не скроются под водой. Тележка 8 останавливается на очередном пикете, и берутся отсчеты по нивелировочным рейкам 18. После этого берется контрольный отсчет по реперу, к которому был привязан нивелир. Затем нивелир снимают и устанавливают около уреза воды так, чтобы визирная ось (на фиг. не показана) располагалась на
400 — 500 мм выше уровня воды, и привязывают к реперу (желательно к прежнему), холостые колеса 9 опускаются на рельсы пути
1, для чего поворачиваются рычаги 21,колес
9, а стопорные пальцы 28 выдергиваются из отверстий шайб 22 с помощью тяги 24 и буйка 25.
После этого по штангам 1б и рейкам на буйках 81 снимают отсчеты. Далсе тележка опускается до следующего пакета, на котором снова берутся отсчеты по рейкам 18 и рейкам на буйках 81. Отсчеты снимают до тех пор, пока поплавки 15 на 15 — 20 см длины штанги
1б не скроются под водой. После этого тележка на ближайшем пикете останавливается, поворотом рычагов 21 промерные колеса 10 опускаются на рельсы пути 1, выдергиваются стопорные,пальцы 23 из отверстий шайб 22 у этих колес и берутся отсчеты по всем находящимся над уровнем воды нивелировочным рейкам и штангам.
Одновременно с установкой нивелира или после опускания на рельсы промерных колес
10 около уреза воды на каждом рельсе пуги
1 точно по его оси устанавливают теодолиты (на фиг. не показаны) так, чтобы визирные оси этих приборов точно совпадали с проектными осями рельсов. Теодолиты устанавливают по ориентирам (на фиг. не показаны) в конце пути 1, для чего при затоплении порогов (на фиг. не показаны) пути 1 оси рельсов должны быгь надежно зафиксированы.
После установки теодолитов берутся отсчеты горизонтального положения оси каждого из рельсов пути по горизонтальной нивелировочной рейке 17 каждого .колеса 10.
Полученные результаты замеров обрабатывают и по ним строят профили положения головок рельсов пути 1 в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также высотного положения отсыпки 2 по нескольким продольным профилям (на фиг. не показаны).
Предмет изобретения
1. Устройство для определения высотного и планового положения подводного рельсового пути и отсыпки наклонного судоподьемника, включающее в себя тележку с вертикальными нивелировочными штангами, отличающееся тем, что, с целью повышения точности промерных работ на глубине без применения труда водолаза, соосно промерным колесам тележки смонтированы барабаны с намотанными на них нитями, удерживающими погруженные в воду поплавки с вертикальными нивелировочными штангами, между которыми закреплена
232046
6! 16 авиа .7
Составитель В. Ю. Бернадский
Текред Л. Я. Левина Корректор Т. Д. Чунаева
Редактор Э. Рубаи
Заказ 353! 17 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2 горизонта".üíëÿ нивелировочная рейка, при этом теле>кка выполнена с боковой выносной стрелой, на которой смонтированы вилочные рамки с широкоободными колесами, а барабан, насаженный па ось холостого колеса тележки, чсрс з:...: обо; иную систему кинематически связан с пз д.,тптельными буйками.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью приведения нуля отсчетов к горизонтальной плоскости, отношение диаметра каждого барабана, смонтированного cOocBQ промерному колесу тележки, к диаметру последнего равно уклону подводного рельсового пути наклонного судоподъемнпка.