Блок электроразъемов летательного аппарата

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к электромеханическим разъемным соединениям и может быть использовано для соединения и последующего разъединения электроразъемов летательного аппарата. Блок электроразъемов летательного аппарата содержит первую и вторую части соединителя, штыри, пальцы со сферическими законцовками и пружины. Втулки установлены на первой части соединителя. Штыри закреплены на второй части соединителя. Каждый из штырей снабжен тягой, установленной соосно его оси. Тяга соединена одним концом со штырем посредством шарнирного подшипника, ориентированного своей продольной плоскостью к оси летательного аппарата. Тяга снабжена стопорной и опорной втулками. Втулки установлены между собой с зазором. Стопорная втулка установлена с возможностью перемещения и последующего стопорения на тяге. Опорная втулка выполнена контактирующей с торцовой поверхностью внутреннего кольца шарнирного подшипника, закрепленного наружным кольцом в кронштейне второго отсека. Пружина установлена на тяге и взаимодействует со стопорной и опорной втулками. Свободный конец тяги размещен в отверстии внутреннего кольца шарнирного подшипника, установленного в кронштейне второго отсека, с возможностью ее ограниченного осевого перемещения. Сферические законцовки пальцев расположены на одинаковых расстояниях от оси штыря и выполнены с возможностью контакта со второй частью соединителя в продольной плоскости шарнирного подшипника, соединяющего штырь с тягой. Техническим результатом изобретения является повышение надежности конструкции при разделении отсеков и воздействии эксплуатационных нагрузок. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к электромеханическим разъемным соединениям и может быть использовано для соединения и последующего разъединения электроразъемов, установленных на разделяемых отсеках летательного аппарата.

Известно устройство соединения и разъединения электроразъемов между разделяемыми отсеками космического аппарата, содержащее первую, неподвижно закрепляемую на первом отсеке и вторую, устанавливаемую подвижно на кронштейне второго отсека, части соединителя, штыри, размещаемые параллельно оси летательного аппарата и взаимодействующие с втулками, пальцы со сферическими законцовками, расположенными по разные стороны от оси каждого штыря, и пружины (патент Российской Федерации RU №2258643 С1, МПК7 B64G 1/64, от 04.02.2004 г.).

Однако возможность повреждения элементов конструкции при смещении отсеков, снижение устойчивости и отсутствие регулировки деталей, обеспечивающих необходимое взаимодействие частей соединителя, снижает надежность конструкции при разделении отсеков и воздействии эксплуатационных нагрузок.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции при разделении отсеков и воздействии эксплуатационных нагрузок.

Указанный технический результат достигается тем, что в блоке электроразъемов летательного аппарата, содержащим первую, неподвижно закрепляемую на первом отсеке, и вторую, устанавливаемую подвижно на кронштейне второго отсека, части соединителя, штыри, размещаемые параллельно оси летательного аппарата и взаимодействующие с втулками, пальцы со сферическими законцовками, расположенные по разные стороны от оси каждого штыря, и пружины в соответствии с предполагаемым изобретением втулки установлены на первой части соединителя, штыри закреплены на второй части соединителя и каждый из штырей снабжен тягой, установленной соосно его оси, соединенной одним концом с упомянутым штырем посредством шарнирного подшипника, ориентированного своей продольной плоскостью к оси летательного аппарата, и снабженной стопорной и опорной втулками, установленными между собой с зазором, при этом стопорная втулка установлена с возможностью перемещения и последующего стопорения на тяге, опорная втулка выполнена контактирующей с торцовой поверхностью внутреннего кольца шарнирного подшипника, закрепленного наружным кольцом в кронштейне второго отсека, пружина установлена на тяге и выполнена взаимодействующей со стопорной и опорной втулками, свободный конец тяги размещен в отверстии внутреннего кольца шарнирного подшипника, установленного в кронштейне второго отсека, с возможностью ее ограниченного осевого перемещения, а сферические законцовки пальцев расположены на одинаковых расстояниях от оси штыря и выполнены с возможностью контакта со второй частью соединителя в продольной плоскости шарнирного подшипника, соединяющего штырь с тягой.

Блок электроразъемов летательного аппарата поясняется чертежами, где на фиг.1 показано расположение блоков электроразъемов на летательном аппарате, на фиг.2 - разрезы А-А, на фиг.3 - сечение Б-Б.

Блок электроразъемов летательного аппарата содержит первую 1 и вторую 2 части соединителя, снабженные стыкуемыми частями электроразъемов. Первая часть 1 содержит крышку 3, стопор 4, втулки 5 и закреплена на первом отсеке 6 при помощи крепежных элементов 7. Втулки 5 расположены симметрично оси 8 соединителя и параллельно оси 9 летательного аппарата. Соосно втулкам 5 в них установлены штыри 10, закрепленные на второй части 2 соединителя. Каждый штырь 10 снабжен тягой 11, установленной соосно его оси и соединенной с ним посредством шарнирного подшипника с продольной плоскостью 12, ориентированной к оси 9 летательного аппарата. Наружное кольцо 13 шарнирного подшипника закреплено в проушине тяги 11, а внутреннее 14 - размещено между симметричных выступов 15 штыря 10 и скреплено с ними посредством оси 16. Тяга 11 снабжена стопорной 17 с фиксатором 18 и опорной 19 втулками, установленными между собой с гарантированным зазором δ1. Опорная втулка 19 контактирует с торцевой поверхностью внутреннего кольца 20 шарнирного подшипника, закрепленного наружным кольцом 21 в кронштейне 22 второго отсека 23. Тяга 11 снабжена пружиной 24, взаимодействующей со стопорной и опорной втулками, гильзой 25, установленной во внутреннем кольце 20, и гайкой 26 с образованием между последней и гильзой 25 зазора δ2. Кронштейн 22 снабжен цилиндрическими пальцами 27, каждый из которых имеет сферическую законцовку с центром на его оси, расположенной в продольной плоскости 12 шарнирного подшипника, соединяющего штырь 10 и тягу 11, и расположен на одинаковом расстоянии от оси штыря 10.

Работает блок электроразъемов летательного аппарата следующим образом.

Состыкованные первая 1 и вторая 2 части соединителя с установленными электроразъемами и кронштейном 22 устанавливаются, например, при помощи приспособления, на первом 6 и втором 23 отсеках. Перемещением стопорной втулки 17 при сохранении гарантированного зазора δ1 обеспечивается поджатие второй части 2 соединителя. Пальцы 27 вворачиваются в отверстия кронштейна 22 до получения между их законцовками и второй частью 2 соединителя одинаковых зазоров для ограничения перемещения последней. Обеспечение необходимой подвижности тяги 11 и ограничение ее осевого перемещения достигаются смещением гайки 26 до получения зазора δ2. После регулировок стопорные втулки 17, гайки 26 и пальцы 27 фиксируются. При разделении отсеков первая 1 и вторая 2 части соединителя перемещаются до тех пор, пока не выберется зазор δ2. Гайка 26, упираясь в гильзу 25, удерживает тягу 11 и вторую часть 2 соединителя на кронштейне 22. Первая часть 1 соединителя продолжает перемещаться, элементы электроразъемов расстыковываются, после чего штыри 10 выходят из втулки 5. Крышка 3, потеряв контакт со второй частью 2 соединителя, закрывается, фиксируясь в стопоре 4.

Таким образом, заявленный блок электроразъемов летательного аппарата позволяет исключить повреждение элементов при смещении отсеков, снизить изгибающие нагрузки на элементы конструкции, повысить устойчивость и обеспечить возможность регулировки деталей, обеспечивающих необходимое взаимодействие частей соединителя, что повышает надежность конструкции при разделении отсеков и воздействии эксплуатационных нагрузок.

Блок электроразъемов летательного аппарата, содержащий первую, неподвижно закрепляемую на первом отсеке, и вторую, устанавливаемую подвижно на кронштейне второго отсека, части соединителя, штыри, размещаемые параллельно оси летательного аппарата и взаимодействующие с втулками, пальцы со сферическими законцовками, расположенные по разные стороны от оси каждого штыря, и пружины, отличающийся тем, что втулки установлены на первой части соединителя, штыри закреплены на второй части соединителя и каждый из штырей снабжен тягой, установленной соосно его оси, соединенной одним концом с упомянутым штырем посредством шарнирного подшипника, ориентированного своей продольной плоскостью к оси летательного аппарата, и снабженной стопорной и опорной втулками, установленными между собой с зазором, при этом стопорная втулка установлена с возможностью перемещения и последующего стопорения на тяге, опорная втулка выполнена контактирующей с торцовой поверхностью внутреннего кольца шарнирного подшипника, закрепленного наружным кольцом в кронштейне второго отсека, пружина установлена на тяге и выполнена взаимодействующей со стопорной и опорной втулками, свободный конец тяги размещен в отверстии внутреннего кольца шарнирного подшипника, установленного в кронштейне второго отсека, с возможностью ее ограниченного осевого перемещения, а сферические законцовки пальцев расположены на одинаковых расстояниях от оси штыря и выполнены с возможностью контакта со второй частью соединителя в продольной плоскости шарнирного подшипника, соединяющего штырь с тягой.