Присадка к дизельному топливу, дизельное топливо
Использование: в области нефте- и газохимии. Сущность: присадка к дизельному топливу содержит, мас.%: алкил(С3-С20)нитрат до 55, алкил(С1-С25) сукцинимид 0,1-10, сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером до 60, непредельная жирная кислота, выбранная из группы олеиновая, линолевая или линоленовая, или ее амид до 100. Дизельное топливо на основе базового топлива содержит вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Технический результат - улучшение пусковых и низкотемпературных характеристик, а также смазывающих свойства дизельных топлив. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Реферат
Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.
Известны депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельных топлив на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилметакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода. (Патент США №4.175.926, С10L 1/18, 1979 г.)
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу, содержащая сополимер на основе этилена с мол. массой 3000-7000 и амид янтарной кислоты. (Заявка Японии №59-8790, С10L 1/22, 1984 г.)
Однако эти присадки недостаточно эффективны в дизельных топливах, используемых в условиях Крайнего Севера и арктических условиях. Кроме того, они не улучшают пусковых свойств дизельных топлив в области низких температур.
Известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом углеродных атомов в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1-C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.
Там же указано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков. (Патент США №4365973, С10L 1/22, 1982 г.)
Известна присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:
Оксипропилированный жирный спирт | |
C6-C16 с мол. массой 300-2000 | 5-15 |
Сульфонат щелочно-земельного металла | 5-15 |
Сополимер фракции алкилметакрилатов C8-C24 с | |
винилацетатом с мол. массой 1000-10000 | 10-25 |
Алкил(С3-С18)нитрат | до 100 |
(Патент РФ №2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996 г.)
Недостаточно высокая депрессорная способность этих присадок ограничивает их применение в составе дизельных топлив, например в газоконденсатных топливах расширенного фракционного состава.
Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:
Сополимер высших эфиров C8-C24 акриловой или | |
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным | |
мономером | до 90 |
Сульфонат щелочноземельного металла | не более 10 |
Сополимер этилена с альфа-олефинами молекулярной | |
массы 1000-20000 | до 100 |
Дополнительно присадка содержит алкил(С3-C18)нитрат в количестве 1-30 мас.%.
Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,001-0,5 мас.%. (Патент РФ №2119528, С10L 1/18, 1/22, 1998 г.)
Однако известная присадка недостаточно эффективно оказывает влияние на низкотемпературные характеристики дизельного топлива.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая, мас.%:
Алкил(С3-С20)нитрат | до 55 |
Алкилсукцинимид, где алкил C1-C25 | 0,1-15 |
Сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или | |
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным | |
мономером | до 100 |
Там же описано дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,01-0,8 мас.%.
При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. (Патент РФ №2280069, С10L 1/18, 1/22, 2005 г.)
Однако эта присадка при использовании ее в составах малосернистых дизельных топлив не обеспечивает им требуемых смазывающих свойств.
Задачей настоящего изобретения является разработка присадки к дизельному топливу и дизельного топлива, содержащего эту присадку, обладающего улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.
Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С3-С20)нитрат, алкил(С1-С25)сукцинимид, сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, которая согласно изобретению дополнительно содержит непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или амид этой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Алкил(С3-С20)нитрат | до 55 |
Алкил(С1-С25)сукцинимид | 0,1-15,0 |
Сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или | |
метакриловой кислот с этиленненасыщенным мономером | до 60 |
Ненасыщенная жирная кислота или ее амид | до 100 |
Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее предлагаемую присадку в количестве 0,01-1,0 мас.%.
Причем в качестве базового топливо содержит газоконденсатное топливо расширенного фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.
Отличия предлагаемого технического решения состоят в дополнительном содержании в составе присадки ненасыщенной жирной кислоты или ее амида и в соотношении компонентов.
Введение в состав присадки олеиновой, линолевой или линоленовой кислоты или ее амида способствует улучшению пусковых и низкотемпературных свойств присадки, а также улучшает ее смазывающие свойства.
Использование предлагаемой присадки в составах газоконденсатных или нефтяных дизельных топлив в количестве 0,01-1,0 мас.% позволяет повысить их качество до уровня европейской нормы ЕН 590.
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании в течение 0,5-2,0 час.
Присадку вводят в состав дизельных топлив в виде 35%-ного концентрата в дизельном топливе или в другом углеводородном растворителе.
Все используемые для приготовления присадки компоненты являются продуктами промышленного производства.
Компонент А - алкил (С3-С20)нитрат, например циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В приготовленных образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.
Компонент Б - алкил (C1-C25)сукцинимид. В качестве алкилсукцинимида может быть использована присадка С-5А или другая сукцинимидная присадка отечественного или импортного производства. В образцах присадки использован алкил (C16-C18)сукцинимид.
Компонент В - сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером является основой промышленных депрессорных присадок к дизельному топливу типа ЦДЛ, ЭДЕП-Т и др. При приготовлении образцов присадки использована основа присадки ПДП.
Компонент Г - олеиновая, линолевая или линоленовая кислоты. Для приготовления образцов присадки была использована олеиновая кислота (пример 1) и линолевая кислота (пример 2), использование линоленовой кислоты приводит к аналогичному результату.
Компонент Д - в качестве амида непредельной жирной кислоты могут быть использованы алкил (С1-С9)амиды, алкилол (C1-C12)амиды и т.д. В приготовленных образцах предлагаемой присадки были использованы этиламид (С2) линоленовой кислоты (пример 3) и октиламид (C8) олеиновой кислоты (пример 4). Использование других указанных амидов позволит расширить ассортимент выпускаемых присадок, обладающих улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.
Вышеуказанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемой присадки, состав которых приведен в таблице 1.
Кроме того, были приготовлены образцы предлагаемого дизельного топлива, содержащие 0,1 мас.% присадки. Сравнительные испытания приготовленных образцов дизельного топлива и образцов базового топлива без присадки приведены в таблице 2.
В качестве базового топлива было использовано газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава, утяжеленное кубовыми остатками стабильного конденсата, дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее нефтяного происхождения.
Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что предлагаемая присадка позволяет улучшить пусковые и низкотемпературные характеристики и повысить смазывающие свойства дизельных топлив. Предлагаемое дизельное топливо полностью удовлетворяет требованиям нового ГОСТа.
Таблица 1СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ. | |||||
№ п.п. | Содержание компонентов в присадке, мас.% | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | 30 | 5 | 60 | 5 | 0 |
2 | 40 | 10 | 40 | 10 | 0 |
3 | 50 | 10 | 30 | 0 | 10 |
4 | 55 | 15 | 25 | 0 | 5 |
Таблица 2РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА. | |||||
№№ п.п. | Состав образцов предлагаемого дизельного топлива | Цетановое число, ед. | Тп, °С | Тз, °С | Диаметр пятна износа, мкм |
1 | Газоконденсатное дизельное топливо + 2% кубового остатка | 41 | -31 | -42 | 500 |
2 | Газоконденсатное дизельное топливо + 2% кубового остатка + образец присадки №1 | 46 | -35 | -48 | 460 |
3 | Дизельное топливо марки «Л» без присадки | 45 | -5 | -10 | 620 |
4 | Дизельное топливо марки «Л» + образец присадки №2 | 48 | -5 | -35 | 420 |
5 | Дизельное топливо марки «З-35» без присадки | 45 | -25 | -35 | 540 |
6 | Дизельное топливо марки «З-35» + образец присадки №3 | 51 | -30 | -48 | 400 |
7 | Дизельное топливо марки «З-35» + образец присадки №4 | 53 | -32 | -50 | 400 |
1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С3-С20)нитрат, алкил(С1-С25)сукцинимид, сополимер высших эфиров C6-C27 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Алкил(С3-С20)нитрат | до 55 |
Алкил(С1-С25)сукцинимид | 0,1-15 |
Сополимер высших эфиров С6-С28 акриловой или | |
метакриловой кислоты с этиленненасыщенным | |
мономером | до 60 |
Непредельная жирная кислота или ее амид | до 100 |
2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-1,0 мас.%.
3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.