Способ выбора конструкции буя-носителя автономной буйковой станции, соответствующего техническому заданию на его проектирование
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к носителям измерительной техники для исследования океана. Способ включает в себя изготовление серии макетов буев-носителей различных форм размером в 10 раз меньше относительно натуральных, помещение их в гидродинамический бассейн, всесторонние исследования гидродинамических характеристик, угловых и вертикальных колебаний макетов буев при ветровом и гидродинамическом возмущении. На основе анализа полученных технических характеристик макетов буев-носителей и используя в качестве критерия отбора минимальную величину произведения величин угловых и вертикальных перемещений, деленную на величину коэффициента демпфирования, выбирается форма буя-носителя автономной буйковой станции, соответствующая техническому заданию на его проектирование. Реализация способа позволит сократить время подбора формы буя-носителя, соответствующего техническому заданию на его проектирование. 5 ил., 5 табл.
Реферат
Данное изобретение относится к измерительной океанологической технике и может быть использовано при проектировании буев-носителей (плавучестей) автономных буйковых станций различного назначения.
Современные буйковые станции в зависимости от положения основной несущей плавучести относительно поверхности воды, а также типа фиксации буйрепа условно могут подразделяться следующим образом:
- буйковые станции с буем-носителем на поверхности воды;
- заглубленные буйковые станции, т.е. с притопленным буем-носителем или распределенной плавучестью;
- свободно дрейфующие буйковые станции под действием ветров и течений.
Все эти системы, в том числе и выбор конструкции носителя, достаточно полно и подробно описаны в работах [1,2,3,4,5].
Но необходимо отметить, что все ранее разработанные и эксплуатируемые носители буйковых станций не могут обеспечить выполнение современных технических требований к носителям автономных буйковых станций. Технические требования к буям-носителям автономных буйковых станций с появлением спутникового канала связи и спутниковой системы определения их координат существенно изменились, что обусловлено необходимостью уменьшения величины вертикальных и угловых перемещений буев на тихой воде и при волнении.
Выбор формы корпусов буев-носителей, соответствующих требованиям технического задания на их проектирование, может быть произведен при сравнении результатов натурных экспериментов с образцами буев различной конструкции, но натурный эксперимент является трудоемким, дорогостоящим и требует наличия уже изготовленных буев, специального судна и обученного для постановки буйковых станций персонала.
Предлагаемый способ выбора конструкции буя-носителя автономной буйковой станции предусматривает: значительное сокращение времени, трудоемкости, стоимости проектирования и соответствия выбранной конструкции буя требованиям технического задания на его проектирование.
Сущность изобретения.
Целью изобретения является создание технологии проектирования буев-носителей автономных буйковых станций, разработки конструкции, соответствующей требованиям технического задания на их проектирование при сокращении времени и стоимости проектирования.
Способ осуществляется по следующей схеме.
На основе многолетнего опыта проектирования и использования океанологических буйковых станций в экспериментальных исследованиях в океане [6] и развивая это направление в сторону увеличения возможных модификаций буев-носителей автономных буйковых станций набираем серию конструкций буев-носителей.
Изготавливаем модели буев-носителей в масштабе 1:10,
Проводим всесторонние гидродинамические испытания изготовленных моделей в специально оборудованном бассейне.
Создаем массив данных гидродинамических характеристик буев-носителей автономных буйковых станций.
Осуществляем по этим данным выбор конструкции, соответствующей техническому заданию на проектирование буя-носителя автономной буйковой станции и обеспечивающей требования к допустимым величинам его вертикальных и угловых перемещений на тихой воде и при волнении.
На практике данная технология проектирования (способ) реализована следующим образом.
Проведение модельных испытаний макетов буев-носителей автономных буйковых станций производилось в кольцевом гидродинамическом бассейне, имеющем следующие характеристики:
Диаметр кольцевого бассейна 40 метров, ширина 2 метра, полная высота канала 5,6 метра, допустимая высота воды в канале 3 метра. Заполнение канала осуществляется морской водой. Ветер создается вентиляторными установками на крыше гидродинамического бассейна. Скорость ветра, создаваемая системой вентиляторов, может достигать 19 метров в секунду, при этом длина волны может достигать 20 метров, а их высота 1,5 метра. Скорость течения 0,3÷0,5 м/с. Подробно технические характеристики гидродинамического бассейна приведены в работах [7,8].
При проведении модельных испытаний в канале в качестве критериев приняты и регистрировались следующие характеристики:
- собственная частота вертикальных и угловых колебаний;
- амплитуда колебаний моделей на волнении;
- усилия в гибкой связи (якорной линии).
Для проведения модельных испытаний в гидродинамическом бассейне при отработке данного способа проектирования буев-носителей было изготовлено 7 моделей, выполненных в масштабе 1÷10 из аллюминиевого сплава АМГ-6 и пенопласта ПС-1. Масштаб модели выбран по формуле:
где - масштабный коэффициент.
ДН, ДМ - характерные размеры натуры и модели. Средние скорости течений в океане имеют значения VН˜1÷2 м/с. При VН=1÷2 м/с и λ=10 расчет по формуле скорости течения при проведении эксперимента (1) дает результат VM=0,3÷0,6 м/с, что подтверждает возможность проведения эксперимента в данном гидродинамическом бассейне.
В процессе эксперимента проведено определение параметров поведения моделей на тихой воде и волнении.
Путем качания моделей на тихой воде определялись собственная частота вертикальных и угловых колебаний и определялся коэффициент демпфирования. Проводился замер скорости течения у поверхности воды и дна бассейна. С использованием специальных датчиков (динамометров) замерялись усилия в якорной цепи (Фиг.4).
Полученный в процессе эксперимента материал после предварительной обработки сведен в таблицы 1-5 и является основой для выбора конструкций носителей автономных буйковых станций, соответствующих техническому заданию на их проектированию.
При описании эксперимента применялись следующие обозначения и сокращения:
ЦТ - центр тяжести модели,
Xg - координата центра массы, измерялась от середины модели по длине до центра массы ( в нос или корму ),
Yg - координата центра массы, измерялась от середины модели по ширине до центра массы к бортам,
Zg- координата центра массы, измерялась от основной плоскости до центра массы,
ηт.в - величина вертикальных перемещений на тихой воде,
ϕт.в. - величина угловых перемещений на тихой воде,
ηi - величина вертикальных перемещений на волнении,
θi - величина угловых перемещений на волнении.
На Фиг.1, 2, 3 показаны модели 7 буев-носителей. На чертежах моделей 1,2,3,4 цифрами 1, 2 показаны габариты буев-носителей, цифрой 3 - общий вертикальный размер, а цифрой 5 - расстояние от центра тяжести до точки крепления якорной линии.
Аналогично на моделях 5, 6 цифрами 1, 2 показаны габариты буев-носителей, цифрой 3 - общий вертикальный, а цифрой 4 - горизонтальный размеры.
На модели 7 цифрами 1,2 показаны габариты буя-носителя, цифрой 3 - общий вертикальный размер, цифрой 5 - расстояние от центра тяжести до точки крепления якорной линии буя.
В таблице 1 приведены основные характеристики моделей.
С изготовленными макетами были проведены работы по статической и динамической тарировке, полученные результаты сведены в таблицу 2, где:
D0 - вес или весовое водоизмещение модели,
Т0 - начальная осадка модели,
Jy, Jx - моменты инерции массы модели относительно осей X, Y, проходящих через центр тяжести буя-носителя.
Моменты инерции массы моделей относительно осей X, Y определялись способом маятниковых колебаний с определением периода колебаний.
Момент инерции определяется по формуле:
где m - масса модели (кг),
l - длина подвеса (см),
Т - период угловых колебаний (с).
В процессе испытаний были определены собственные частоты вертикальных и угловых колебаний модели. Они проводились на тихой воде методом свободных колебаний. В качестве иллюстраций на Фиг.5 приведены графики угловых (график "5а") и вертикальных (график "5б") перемещений модели 1. Цифрами 11 на графиках обозначены периоды колебаний, а цифрами 12 - начало собственных колебаний.
По полученным кривым затухания колебаний были определены коэффициенты демпфирования νη и угловых ν0,νϕ колебаний
где ηi, ηi+1, θi, θi+1, ϕi, ϕi+1 - последовательные значения амплитуд соответственно вертикальных и угловых колебаний, снимаемых с кривых затухающих колебаний.
приращение амплитуд угловых (бортовых и килевых)колебаний соответственно.
Полученные значения периодов и частот собственных колебаний моделей и безразмерного коэффициента демпфирования приведены таблице 3.
При выборе конструкции буя-носителя автономных буйковых станций с появлением спутникового канала связи и спутниковой системы определения координат буйковых станций в качестве одного из основных критериев отбора используют минимальную величину произведения величин угловых и вертикальных колебаний, деленную на величину коэффициента демпфирования.
;
где α - критерий отбора;
Δθ, Δϕ - величины угловых и вертикальных перемещений;
ν - коэффициент демпфирования.
Модельный эксперимент по исследованию поведения моделей носителей автономных буйковых станций на волнении проводился по следующей методике.
Поочередно каждая модель крепилась с помощью гибкой нити (капроновый фал) к якорю, установленному на дне бассейна (Фиг.4.), где цифрой 6 - обозначена модель буя-носителя, цифрой 7 - датчик-динамометр, цифрой 8 - гибкая связь, цифрой 9 - дно бассейна, а цифрой 10 - донный груз. Для определения усилий, возникающих в якорной линии, в разрыв крепления якорной линии к бую крепился динамометр с тензометрическим датчиком. Измерение параметров волнения производилось высокоомным струнным волнографом, а скорость течения в бассейне регистрировалась механическим датчиком скорости и поплавками нейтральной плавучести.
Далее, гидродинамический бассейн заполнялся водой на высоту 2,15 м, устанавливался ветровой режим и через 20-25 минут при установившемся режиме волнения определялись параметры колебаний моделей и усилия в гибкой связи (якорной линии).
Поведение моделей регистрировалось видеокамерой. При обработке записей определялись текущие углы отклонений продольной оси моделей от вертикали и вертикальное перемещение плоскости ватерлинии относительно профиля волн. По полученным значениям параметров колебаний определялись их амплитуды (с учетом знака) за период волны и производилась их статистическая обработка, по результатам которой определялись средние величины угловых и вертикальных колебаний. Одновременно при проведении эксперимента регистрировались усилия в якорной линии.
Результаты измерения обработаны и получены спектральные характеристики волнения (Dξ - дисперсия колебаний, h3% - высота волн 3% обеспеченности, hω - средняя высота волн, ω - средняя частота волнения, ωmax - максимальная частота волнения, Tξ - средний период), которые приведены в таблице 4.
Параметры поведения моделей на волнении приведены в таблице 5, где θ0 - величина углов наклона оси модели от вертикали против направления движения волн, η - амплитуда заглубления плоскости ватерлинии макета под поверхностью воды в мм, - относительные значения усилий в якорной линии Т к весовому водоизмещению макета D0.
Результаты проведенных испытаний моделей автономных буйковых станций в гидродинамическом бассейне позволяют сделать следующие выводы.
Полученные значения параметров волнения подтвердили нерегулярный характер волнения в гидродинамическом бассейне. Числовые значения частот волнения находятся в пределах 0,6÷5,5 1/C, что в пересчете на натурные условия по принятым критериям подобия и масштабу моделирования соответствуют значению частот 0,18÷1,34 1/C. Частота волнения в море находится в пределах 0,26÷3,16 1/C [9]. Следовательно, спектр волнения в гидродинамическом бассейне уже спектра волнения, наблюдаемого в открытом море. Однако, если учесть, что основная часть энергии реального волнения в море заключается в областях частот 0,26÷2,2 1/C [9], то при масштабе моделирования М 1:10 частотный диапазон волнения в гидродинамическом бассейне близок к частотному диапазону волнения в открытом море.
Отсюда следует, что в гидродинамическом бассейне возможно получение качественной картины поведения моделей на волнении, близкой к натуральной при масштабе моделирования M 1:10.
Для данного набора макетов носителей автономных буйковых станций по полученным в результате эксперимента материалам отметим следующее.
Наибольшие собственные частоты угловых и вертикальных колебаний наблюдаются у моделей дискообразной формы, а наименьшие - у моделей цилиндрической формы.
Колебания носителей автономных буйковых станций на нерегулярном волнении носят нерегулярный характер. Наименьшие относительные (относительно профиля волны) вертикальные колебания имеют модели в форме диска (модели 1, 2, 3) и катамарана (модели 5, 6), а наибольшие модели цилиндрической формы без обтекателя (модель 7) и с обтекателем (модель 4).
Наименьшие угловые колебания имеет катамаран (модели 5, 6).
Все остальные модели имеют близкие между собой значения угловых колебаний, превосходящие в 3÷5 раз величины колебаний катамарана.
Усилия, возникающие в гибкой связи под действием волнения и течения, имеют сложный характер и зависят, в том числе, от весового водоизмещения и формы макета автономной буйковой станции.
Наименьшие относительные усилия T/D0 в гибкой связи, представляющие собой отношения усилия в якорной линии Т к весовому водоизмещению макета D0, наблюдаются у моделей 1, 4, 5.
Предварительный анализ всего комплекса материалов, полученных при модельных испытаниях буев-носителей автономных буйковых станций при ветровых и волновых нагрузках в гидродинамическом бассейне, позволяет сделать следующий вывод:
Модельные испытания макетов буев-носителей автономных буйковых станций в гидродинамическом бассейне по методике, предложенной в данном способе, то есть в условиях ветрового нерегулярного волнения и течения, позволяют получить их сравнительные гидродинамические характеристики и произвести на основании этого выбор варианта формы буя-носителя автономной буйковой станции, удовлетворяющего требованиям конкретного технического задания.
Таблица 1 | |||||||||||
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛЕЙ | |||||||||||
№ модели | Описание модели носителя АВС | Размеры носителя | Координаты ЦТ, мм | Осадка от ОП мм | Вес, кг | ||||||
L×B×H, мм | Общий вес | Носитель | Прибор отсек | Полезный груз | Другие детали | ||||||
Xq | Yq | Zq отОП | |||||||||
1 | Носитель дисковой формы с отношением Н1/В=0,333 и цилиндрическим приборным отсеком | ⊘330×160 | 0 | 0 | 78 | 94 | 4,88 | 0,94 | 1,12 | 2,62 | |
2 | Носитель дисковой формы с отношением Н1/В=0,216, цилиндрическим приборным отсеком и подвесными элементами | ⊘370×310 | 0 | 0 | 59 | 103 | 5,91 | 0,91 | 1,27 | 2,62 | (батареи) - 1,11 |
3 | Носитель дисковой формы с отношением Н1/В=0,216 и удлиненным цилиндрическим приборным отсеком | ⊘370×310 | 0 | 0 | 155 | 230 | 5,77 | 0,91 | 1,96 | 2,9 | |
4 | Носитель крыльевой формы с цилиндрическим приборным отсеком | 250×125×310 | 0 | 0 | 113 | 240 | 5,82 | 1,16 | 1,46 | 3,2 | |
5 | Носитель-катамаран длиной 660 мм с надводным цилиндрическим приборным отсеком | 660×310×420 | -4 | 0 | 60 | 80 | 7,25 | 3,78 | 0,71 | 1,4 | Стабилизатор - 0,4 Батареи - 0,9 |
6 | Носитель-катамаран длиной 500 мм с надводным цилиндрическим приборным отсеком с обтекателем | 500×316×420 | 27 | 0 | -10 | 80 | 6,7 | 2,8 | 1,71 | 1,77 | Стабилизатор - 0,4 |
7 | Носитель цилиндрической формы | ⊘106×610 | 0 | 0 | 240 | 515 | 4,74 | 2,84 | 2,84 | 1,9 |
Таблица 2 | |||||||
Статическая и динамическая торировка моделей. | |||||||
№ модели | Описание модели | D0, кг | Координаты ЦТ, мм | Т0, мм | Jх=Jy, кг·см3 | ||
Хg | Yg | Zg | |||||
1 | Носитель дисковой формы с цилиндрическим отсеком | 4,9 | 0 | 0 | 78 | 94 | 71 |
2 | Носитель дисковой формы с коротким цилиндрическим отсеком | 5,9 | 0 | 0 | 59 | 103 | 93,5 |
3 | Носитель дисковой формы с удлиненным цилиндрическим отсеком | 5,8 | 0 | 0 | 155 | 230 | 132 |
4 | Носитель обтекаемой формы с цилиндрическим отсеком | 5,8 | 0 | 0 | 113 | 240 | 145,5 |
5 | Носитель-катамаран с цилиндрическим отсеком над водой | 7,25 | -4 | 0 | 60 | 80 | 137,5 |
6 | Носитель-катамаран с подводным цилиндрическим отсеком с обтекателем | 6,7 | 27 | 0 | -10 | 80 | 60,4 |
7 | Носитель цилиндрической формы | 4,7 | 0 | 0 | 240 | 515 | 110 |
Таблица 3ПАРАМЕТРЫ СОБСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ И КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЕМПФИРОВАНИЯ | ||||||
№ МОДЕЛИ | Вид колебаний | Период колебаний, Т, с | Частота колебаний, ω, рад/с | Коэффициенты демпфирования | ||
νη | 2νθ | 2νϕ | ||||
1 | Вертикальные | 0,7 | 8,98 | 0,079 | ||
Угловые | 0,625 | 10,05 | 0,166 | |||
2 | Вертикальные | 0,65 | 9,67 | 0,084 | ||
Угловые | 0,8 | 7,85 | 0,178 | |||
3 | Вертикальные | 0,775 | 8,12 | 0,123 | ||
Угловые | 0,7 | 8,98 | 0,206 | |||
4 | Вертикальные | 1,3 | 4,83 | 0,061 | ||
Угловые | 1,45 | 4,33 | 0,025 | |||
5 | Вертикальные | 0,925 | 6,79 | 0,093 | ||
Угловые бортовые | 0,875 | 7,18 | 0,185 | |||
Угловые килевые | 1,0 | 6,28 | 0,087 | |||
6 | Вертикальные | 0,925 | 6,79 | 0,11 | ||
Угловые бортовые | 1,0 | 5,28 | 0,191 | |||
Угловые килевые | 0,8 | 7,85 | 0,067 | |||
7 | Вертикальные | 1,325 | 4,74 | 0,04 | ||
Угловые | 4,0 | 1,57 | 0,085 |
Таблица 4 | ||||||||
СПЕКТРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛНЕНИЯ | ||||||||
№ опыта | Скорость ветра, м/с | Дисперсия волновых колебаний Dξ, мм | Средняя частота волнения , с1 | max частота волнения ωmax, c1 | Средний период | h3%,мм | , мм | Примечание (бальность в пересчете на натуру) |
1 | 7,5 | 7412 | 3,4 | 2,9 | 1,8 | 454 | 216 | 6 |
2 | 9,5 | 13327 | 3,2 | 2,5 | 2,0 | 610 | 288 | 6-7 |
3 | 11,5 | 44273 | 3,3 | 2,36 | 1,9 | 1100 | 525 | 8 |
4 | 14,5 | 52100 | 5,1 | 2,5 | 1,2 | 1200 | 570 | 9 |
5 | 7,5 | 11661 | 4,0 | 3,3 | 1,6 | 570 | 270 | 6 |
6 | 9,5 | 17292 | 3,2 | 2,5 | 2,0 | 690 | 334 | 7 |
7 | 11,5 | 33980 | 2,9 | 2,4 | 2,2 | 970 | 460 | 8 |
8 | 14,5 | 75430 | 5,1 | 2,4 | 1,2 | 1450 | 685 | 9 |
9 | 7,5 | 20100 | 2,8 | 2,4 | 2,2 | 750 | 356 | 7 |
10 | 9,5 | 23820 | 3,0 | 2,5 | 2,1 | 800 | 385 | 7 |
11 | 11,5 | 24400 | 2,6 | 2,4 | 2,4 | 820 | 390 | 7 |
12 | 14,5 | 37680 | 3,4 | 3,1 | 1,9 | 1030 | 485 | 8 |
Таблица 5 | ||||||||||||||||||||
ПАРАМЕТРЫ ПОВЕДЕНИЯ МОДЕЛЕЙ НА ВОЛНЕНИИ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УСИЛИЙ В ГИБКОЙ СВЯЗИ К ВЕСОВОМУ ВОДОИЗМЕЩЕНИЮ | ||||||||||||||||||||
Тип модели | Параметры поведения модели на волнении | |||||||||||||||||||
Относительные вертикальные и угловые колебания | ||||||||||||||||||||
мм | мм | |||||||||||||||||||
скорость ветра, м/с | скорость ветра, м/с | скорость ветра, м/с | скорость ветра, м/с | скорость ветра, м/с | ||||||||||||||||
7,5 | 9,5 | 11,5 | 14.5 | 7,5 | 9,5 | 11,5 | 14.5 | 7,5 | 9,5 | 11,5 | 14.5 | 7,5 | 9,5 | 11,5 | 14.5 | 7,5 | 9,5 | 11,5 | 14.5 | |
1 | 66 | 64 | 87 | 85 | 78 | 74 | 115 | 141 | 10 | 16 | 25 | 30 | 6 | 13 | 16 | 21 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,1 |
2 | 82 | 69 | 110 | 88 | 69 | 54 | 86 | 105 | 8 | 12,5 | 21,5 | 23 | 8 | 7 | 7,5 | 10 | 0,3 | 0,5 | 0,75 | 1,3 |
3 | 79 | 80 | 41 | 93 | 64 | 85 | 81 | 149 | 13 | 16 | 16 | 21 | 14 | 10,5 | 8 | 15 | 0,85 | 1,4 | 1,8 | 2,2 |
4 | 19 | 21 | - | - | 38 | 90 | 215 | 267 | 12,5 | 20 | 23 | 25 | 7 | 9 | - | - | 0,45 | 0,65 | 0,75 | 0,8 |
5 | 24 | 27 | 25 | 70 | 73 | 89 | 109 | 177 | 4,5 | 5 | 4,5 | 5 | 5 | 6 | 6,5 | 6 | 0,35 | 0,45 | 0,85 | 1,2 |
6 | 76 | 85 | 119 | 79 | 55 | 90 | 109 | 122 | 4,5 | 6 | 4,5 | 6,5 | 4,5 | 5,5 | 5 | 4,5 | 0,8 | 1,0 | 0,95 | 1,3 |
7 | 16 | - | - | - | 64 | 112 | 164 | 195 | 19 | 22 | 22 | 23 | - | 4,5 | 5 | 0,35 | 0,75 | 0,85 | 1,0 | |
Литература
1. Г.О.Берто "Океанографические буи". Л.: Судостроение, стр.113-123, 1979 г.
2. Б.И.Шехватов "Океанографические буи и буйковые лаборатории. Проблемы исследования и освоения Мирового океана". Л.: Судостроение, стр.183-203, 1979 г.
3. Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (ЛКИ). Отчет по НИР "исследование возможности создания придонной океанографической станции". Ленинград, стр. 5-6, 1984 г.
4. Ленинградский ордена Ленина океанографический институт им. М.И.Калинина "Отчет по НИР. Тема №4222 " Буи для океанографических исследований", часть 1 "Поверхностные буи", стр.2-28, 1980.
5. Ленинградский политехнический институт. Отчет по НИР "Экспериментальные исследования подповерхностных океанографических буев". Ленинград, стр.6-17 1989 г.
6. Руководство по гидрологическим работам в океанах и морях. Л.: Гидрометеоиздат, стр.125-128, 1967 г.
7. Л.А.Коренева "Штормбассейн для гидрофизических исследований", Вестник АН СССР №10, стр.25, 1962 г.
8. Л.А.Коренева, В.П.Ливерди, Г.С.Князев, З.Б.Шепотина "Технические и режимные характеристики шторм-бассейна". Морские гидрофизические исследования №4 (54), стр.185-194, 1971 г.
9. "Ветер и волны в океанах и морях" Регистр СССР, стр.35. - Л.: Транспорт, 1974 г.
Способ выбора формы буя-носителя автономной буйковой станции, включающий в себя изготовление серии макетов буев-носителей различных форм размером в 10 раз меньше относительно натуральных, помещение их в гидродинамический бассейн, всесторонние исследования гидродинамических характеристик, угловых и вертикальных колебаний макетов буев при ветровом и гидродинамическом возмущении, отличающийся тем, что на основе анализа полученных технических характеристик макетов буев-носителей и используя в качестве критерия отбора минимальную величину произведения величин угловых и вертикальных перемещений, деленную на величину коэффициента демпфирования, выбирается форма буя-носителя автономной буйковой станции, соответствующая техническому заданию на его проектирование.