Способ транспортировки на плавсредстве выведенных из строя атомных подводных лодок в пункт их утилизации и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Способ транспортировки атомной подводной лодки (АПЛ) включает в себя прием-погрузку на плавсредство, состоящее из двух плавучих транспортных групп, каждая из которых составлена из двух понтонов, выполненных из соединенных грузовыми балками корпусов трехотсечных блоков ранее утилизированных подводных лодок, перемещение АПЛ в пункт утилизации и выгрузку ее. Для приема-погрузки подводной лодки на плавсредство подтапливают обе его транспортные группы за счет их балластных систем и заводят межкорпусные грузовые балки с кильблоками плавучих транспортных групп плавсредства под АПЛ. Затем за счет балластных систем приподнимают транспортные группы плавсредства до контакта их межкорпусных грузовых балок с корпусом АПЛ, устанавливая в результате этого ее на кильблоки межкорпусных грузовых балок обеих транспортных групп плавсредства. После этого подводную лодку фиксируют относительно корпусов трехотсечных блоков. Выгрузку производят в обратном порядке. Такое выполнение способа и устройства его реализации повышает безопасность и уменьшает материальные затраты на транспортировку. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области судостроения и водных грузоперевозок тяжеловесных крупногабаритных грузов, а более конкретно - к погрузке-выгрузке и транспортировке на плавсредстве выведенных из строя атомных подводных лодок (АПЛ) к месту их утилизации.

Известно устройство для погрузки-выгрузки и транспортировки судов на плавучих доках (транспортных или док-понтонов) (Ловягин М.А. и др. "Металлические плавучие доки", Л-д., Судостроение, 1964, с.29, 270 и 272), при использовании которого плавучий док притапливают, в него заводят при помощи буксиров АПЛ и точно устанавливают по длине и ширине дока на место. После того как АПЛ введена и установлена на месте, док всплывает, а АПЛ устанавливают на кильблоки его стапель-палубы и закрепляют. Плавучий док вместе со стоящей в нем АПЛ транспортируют на место утилизации, где АПЛ выводят из дока в обратном порядке.

Однако в процессе транспортировки АПЛ с использованием плавучих доков, которые при буксировке на морских трассах и в узостях заливов вызывают значительные трудности из-за сложности их проводки, что характеризуется высокой вероятностью навигационных ошибок при транспортировке и, соответственно, повышением вероятности аварийных ситуаций, приводящих к возможности повреждения плавсредства и груза, а также, как следствие, к резкому сокращению скорости транспортировки. Кроме того, возникает проблема больших материальных затрат при организации перевозок в доках вследствие отрицательного отношения администрации заводов - владельцев доков к использованию их для транспортировки, поскольку доки являются основой технологического процесса судостроительных и судоремонтных предприятий.

Известны также способ и устройство погрузки-выгрузки и транспортировки судов к месту назначения на понтонах (Шкирков В.И. и др. «Применение понтонов для уменьшения осадки судов». Л., Судостроение, 1974, с.87, рис.56,58; Зорбиди В.Н. «Аварийно-спасательные и судоподъемные операции», М., Транспорт, 1976, с.143), включающие закрепление понтонов к корпусу атомной подводной лодки, транспортировку системы атомная подводная лодка - понтоны к месту назначения и освобождение подводной лодки от понтонов - прототип.

Однако при использовании известных способа и устройства погрузки - выгрузки и транспортировки для выполнения операции закрепления понтонов к корпусу атомной подводной лодки требуется проведение большого количества монтажных работ и последующих операций по демонтажу крепежных средств в пункте утилизации при откреплении понтонов от корпуса атомной подводной лодки. Все это приводит к большим материальным затратам при выполнении транспортировочных работ. Кроме того, трудно гарантировать надежность крепления понтонов к корпусу АПЛ, вследствие чего транспортировка системы АПЛ - понтоны сопряжена с большими рисками. Так, например, в процессе транспортировки АПЛ К-159 с помощью понтонов к месту утилизации произошла крупная авария, приведшая к потере АПЛ К-15 9 вместе с находящимся на ней экипажем в результате затопления.

Таким образом, известен случай затопления АПЛ вместе с экипажем в процессе транспортировки системы АПЛ - понтоны к месту утилизации (АПЛ к-159).

Задачей заявляемого изобретения является повышение безопасности и уменьшение материальных затрат в процессе погрузки - выгрузки и транспортировки АПЛ к месту их утилизации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве выведенных из строя АПЛ в пункт их утилизации, включающем прием-погрузку АПЛ на плавсредство в виде понтонов с балластной системой, крепление подводной лодки к понтонам плавсредства, ее транспортировку плавсредством в пункт их утилизации и выгрузку подводной лодки, транспортировку АПЛ осуществляют на плавсредстве, состоящем по меньшей мере из двух плавучих транспортных групп, каждая из которых составлена из не менее чем двух понтонов, выполненных из корпусов трехотсечных блоков ранее утилизированных подводных лодок, между которыми на их межкорпусных грузовых балках транспортируют подводную лодку. Для приема-погрузки подводной лодки на плавсредство подтапливают обе его транспортные группы за счет их балластных систем, ориентируют их относительно подводной лодки и заводят межкорпусные грузовые балки с кильблоками плавучих транспортных групп плавсредства под подводную лодку. Затем за счет балластных систем приподнимают транспортные группы плавсредства до контакта их межкорпусных грузовых балок с корпусом подводной лодки, устанавливая в результате этого ее на кильблоки межкорпусных грузовых балок обеих транспортных групп плавсредства. После этого подводную лодку фиксируют относительно корпусов трехотсечных блоков, закрепляют к ним преимущественно сваркой и транспортируют АПЛ на плавсредстве путем буксировки к месту утилизации, где после раскрепления от плавсредства выгружают ее посредством балластных систем транспортных групп плавсредства в обратном порядке.

В устройстве погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве выведенных из строя АПЛ в пункт их утилизации, включающем плавсредство в виде понтонов с балластной системой, средства фиксирования и крепления подводной лодки к корпусам понтонов плавсредства, плавсредство выполнено состоящим по меньшей мере из двух плавучих транспортных групп, каждая из которых включает не менее двух понтонов, представляющих собой корпуса трехотсечных блоков ранее утилизированных подводных лодок, жестко соединенных между собой межкорпусными грузовыми балками, которые снабжены кильблоками. Плавсредство оснащено оборудованием, преимущественно сварочным, для закрепления утилизируемой подводной лодки, предпочтительно через тяги, к корпусам плавучих транспортных групп, причем средства фиксирования подводной лодки относительно корпусов плавучих транспортных групп выполнены преимущественно в виде пневматических кранцев.

Осуществление процесса транспортировки утилизируемой АПЛ на плавсредстве, выполненном из трехотсечных блоков ранее утилизированных подводных лодок, между которыми на межкорпусных грузовых балках, жестко присоединенных к корпусам указанных трехотсечных блоков и снабженных кильблоками, помещают АПЛ, позволяет исключить использование дорогостоящих понтонов, заменив их корпусами трехотсечных блоков ранее утилизированных АПЛ, и сократить объем монтажных и демонтажных работ, поскольку при этом способе полностью исключаются дорогостоящие монтажные работы по закреплению (раскреплению) понтонов к АПЛ.

Размещение и транспортировка АПЛ на кильблоках межкорпусных грузовых балок транспортных групп плавсредства и ее жесткое крепление преимущественно сваркой, например, с помощью металлических тяг, к корпусам трехотсечных блоков ранее утилизированных подводных лодок, из которых составлены транспортные группы плавсредства, обеспечивает высокую надежность закрепления АПЛ на плавсредстве и безопасность при ее морской транспортировке.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид сверху схемы транспортировки на плавсредстве подводной лодки, на фиг.2 - сечение А-А схемы на фиг.1.

Плавсредство включает в себя две плавучие транспортные группы - носовую 1 и кормовую 2 (фиг.1) с балластными системами 3 (фиг.2), каждая из которых составлена из двух понтонов 4 (фиг.1), выполненных из корпусов трехотсечных блоков (без реакторных отсеков) ранее утилизированных АПЛ. Понтоны 4 (корпуса указанных трехотсечных блоков) каждой транспортной группы 1 и 2 (фиг.1) жестко соединены между собой межкорпусными грузовыми балками 5 (фиг.1, 2), которые оснащены кильблоками 6 (фиг.2) и на которых в процессе погрузки размещается АПЛ 7 (фиг.1, 2). На каждой плавучей группе 1 и 2 имеются средства фиксирования 8 (фиг.1, 2), преимущественно в виде пневматических кранцев, АПЛ 7 между корпусами понтонов 4, а также средство жесткого закрепления сваркой утилизируемой АПЛ 7 к корпусам понтонов 4, предпочтительно металлические тяги 9 (фиг.1, 2).

Предлагаемый способ реализуется с помощью предлагаемого устройства следующим образом.

В процессе погрузки АПЛ 7 на плавсредство носовую 1 и кормовую 2 транспортные группы подтапливают с помощью собственных балластных систем 3 и ориентируют их относительно АПЛ 7 так, чтобы межкорпусные грузовые балки 5 транспортных групп 1 и 2 оказались расположенными перпендикулярно диаметральной плоскости АПЛ 7. Затем заводят межкорпусные грузовые балки 5, снабженные кильблоками 6 на носовой 1 и кормовой 2 транспортных группах под АПЛ 7. Носовую транспортную группу 1 подводят и располагают в носовой части АПЛ 7, а кормовую транспортную группу 2 - в кормовой части лодки. Осушая балластные системы, приподнимают носовую 1 и кормовую 2 транспортные группы и устанавливают АПЛ 7 на кильблоки 6 соответствующих грузовых балок 5 транспортных групп 1 и 2, фиксируя АПЛ 7 между корпусами понтонов 4 носовой 1 и кормовой 2 транспортных групп с помощью пневматических кранцев 8. Затем АПЛ 7 закрепляют сваркой посредством металлических тяг 9 к корпусам понтонов 4 транспортных групп 1 и 2 и транспортируют АПЛ 7 буксировкой в межкорпусном пространстве плавсредства к месту утилизации.

Перед выгрузкой в пункте утилизации АПЛ 7 раскрепляют от корпусов понтонов 4. Выгрузку АПЛ 7 осуществляют в обратном порядке.

1. Способ транспортировки на плавсредстве выведенных из строя атомных подводных лодок в пункт их утилизации, включающий прием-погрузку атомной подводной лодки на плавсредство в виде понтонов с балластной системой, крепление подводной лодки к понтонам плавсредства, ее транспортировку плавсредством в пункт утилизации и выгрузку подводной лодки, отличающийся тем, что транспортировку атомной подводной лодки осуществляют на плавсредстве, состоящем, по меньшей мере, из двух плавучих транспортных групп, каждая из которых составлена из не менее чем двух понтонов, выполненных из корпусов трехотсечных блоков ранее утилизированных подводных лодок, между которыми на их межкорпусных грузовых балках транспортируют подводную лодку, для приема-погрузки которой на плавсредство подтапливают обе его транспортные группы за счет их балластных систем, ориентируют их относительно подводной лодки и заводят межкорпусные грузовые балки с кильблоками плавучих транспортных групп плавсредства под подводную лодку, затем за счет балластных систем приподнимают транспортные группы плавсредства до контакта их межкорпусных грузовых балок с корпусом подводной лодки, устанавливая в результате этого ее на кильблоки межкорпусных грузовых балок обеих транспортных групп плавсредства, после чего подводную лодку фиксируют относительно корпусов трехотсечных блоков, закрепляя к ним преимущественно сваркой, и транспортируют атомную подводную лодку на плавсредстве путем буксировки к месту утилизации, где после раскрепления от плавсредства выгружают ее посредством балластных систем транспортных групп плавсредства в обратном порядке.

2. Устройство транспортировки на плавсредстве выведенных из строя атомных подводных лодок в пункт их утилизации, включающее плавсредство в виде понтонов с балластной системой, средства фиксирования и крепления подводной лодки к корпусам понтонов плавсредства, отличающееся тем, что плавсредство выполнено состоящим по меньшей мере из двух плавучих транспортных групп, каждая из которых имеет не менее двух понтонов, представляющих собой корпуса трехотсечных блоков ранее утилизированных подводных лодок, соединенных между собой межкорпусными грузовыми балками, снабженными кильблоками, и оснащено оборудованием, преимущественно сварочным, для закрепления утилизируемой подводной лодки, предпочтительно через тяги, к корпусам плавучих транспортных групп, причем средства фиксирования подводной лодки относительно корпусов плавучих транспортных групп выполнены преимущественно в виде пневматических кранцев.