Способ психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия и устройство для его реализации
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине и направлено на разработку универсальных способа и устройства для тестирования людей в отношении аномалий их пространственного восприятия и последующей коррекции пространственного восприятия с помощью дифракции. Осуществляют слежение глаз за световым пятном по определенной траектории, а именно по радиальным траекториям, по траекториям в виде восьмерки, по циркулярной траектории, задаваемой движущимся точечным источником света, слежение глаз производится в ближнем и дальнем пространствах через дифракционную решетку. Слежение глаз по траекториям повторяют до устойчивого эффекта воспроизведения всех траекторий. Устройство для психофизиологической коррекции обнаруженных аномалий пространственного восприятия содержит точечный источник света со средством для создания подвижных изображений на первом прозрачном и втором непрозрачном экранах; средство для регистрации движения зрачка глаза; вогнутую полусферу с нанесенными на нее отверстиями, расположенными в виде дифракционной решетки; устройство отображения. Второй экран выполнен с возможностью перемещения в поле ближнего и дальнего обзора. Центр второго экрана расположен на 15 градусов выше, а центр первого на 15 градусов ниже линии горизонта. Способ и устройство позволяют осуществлять коррекцию аномалий пространственного восприятия и могут быть использованы в том числе для лечения посттравматических стрессовых расстройств. 2 н. и 2 з.п.ф-лы, 15 ил.
Реферат
Изобретения относятся к области нейрофизиологии, психофизиологии и могут быть использованы для лечения посттравматических стрессовых расстройств, а также нарушения работы мозга, вызванные стрессами, усталостью и психологическими травмами.
Известно, что некоторые врожденные дефекты, расстройства или повреждения вызывают аномалии пространственного восприятия и различные нарушения внимания.
Известен способ десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ), описанный Шапиро (Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры /Пер. с англ. А.С.Ригина/ М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 496 с.), заключающийся в том, что спонтанные (или же принудительные) движения глаз переключают нейронные процессы, происходящие в головном мозге между негативным нейронным опытом и остальной нейронной сетью, что дает нормализацию функциональных процессов нейронной сети головного мозга.
Известны способ коррекции функционального состояния человека и устройство для его осуществления (патент RU №2217182, опубл. 2003.11.27). Способ включает воздействие импульсным световым излучением, изменяющимся по частоте и амплитуде в соответствии с параметрами пульса. Воздействие осуществляют попеременно на каждый глаз сбоку световым излучением, мигающим с частотой 0,15-0,6 Гц. Световое излучение модулировано импульсными сигналами с частотой 2-12 Гц, которые имеют форму пульсовой волны пациента при максимальной величине амплитуды 5-6 лк, с периодом их следования в 1,25 раза больше длительности самого импульсного сигнала. Воздействие проводят 2-4 раза в день по 10-15 мин ежедневно в течение 10-14 дней. Устройство осуществления способа содержит управляемый функциональный преобразователь, соединенный с источниками света. Источники света установлены в корпусе, выполненном в виде полумаски из непрозрачного материала.
Недостатком выше перечисленных способов является большое количество процедур для проведения коррекции состояния человека, так как процессы переключения нейронной сети головного мозга происходят медленно, и для восстановления нормальной работы мозга требуется многократное повторение процесса десенсибилизации. Кроме того, известные способы не учитывают ближнее и дальнее пространство восприятия, которые оказывают влияние на различные цепочки в нейронной сети головного мозга.
Известны также способ и устройство для анализа движения одного или обоих глаз человека или животного (патент US №5555895). Устройство включает две видеокамеры, установленные на платформе с ручками и жестко скрепленные между собой, образуя часть сменного модуля; при этом точки визирования объектов съемки расположены близко одна от другой.
Известно устройство, предназначенное для измерения положения точки фиксации взгляда (точка Р') на видеоэкране (патент US №5668622). Устройство содержит располагаемый близко к глазу передвижной штатив. На штативе первая осветительная лампа и видеокамера закреплены на таком расстоянии, чтобы получалось изображение всего глаза, и удаленный от глаза штатив, на котором напротив глаза установлен видеоэкран, а также множество источников света, освещающих глаз в промежутках между световыми импульсами, посылаемыми от первой лампы. Источники света расположены вокруг видеоэкрана, и свет от них создает на роговице глаза отраженные блики. В устройство также входят средства, предназначенные для обработки изображений глаза. Кроме того, в описании раскрыты способ освещения глаза короткими вспышками, каждая из которых излучается в момент окончания получения изображения, способ применения устройства для показа на видеоэкране изображений, изменяющихся в соответствии с движениями глаза там, где вокруг точки фиксирования взгляда Р' расположена зона высокого разрешения (Z), а также способ перемещения этой зоны в соответствии с движениями глаза.
Известно устройство для изменения уровня мозговой активности подачей сенсорных раздражителей (патент RU 2266144 от 2002.11.18, A61N 1/18, А61М 21/00, А61Н 1/00). Устройство снабжено набором технических средств, обеспечивающих стимуляцию органов чувств (слухового и зрительного анализаторов), термо- и механорецепторов, а также чрескожную электростимуляцию в различном сочетании и последовательности. В устройстве использована конструкция технических средств, обеспечивающих сенсорные раздражения, в частности для стимуляции зрительного анализатора применен комплект светодиодов, например белых, синих, зеленых, красных или их комбинация, часть из которых расположена на внутренних поверхностях очков светозащитных стекол по центру очков, а остальные на периферии в виде радиально расходящихся линий, для стимуляции слухового анализатора - комплект микродинамиков, один из которых расположен по центру наушника, а остальные расположены концентрически по периферии минимум в два ряда, для стимуляции механорецепторов - комплект вибраторов, например микрореле, часть из которых расположена по центру вибратода, а остальные расположены концентрически по периферии минимум в два ряда, для стимуляции терморецепторов - комплект ИК-светодиодов, часть из которых расположена по центру термода, а остальные расположены концентрически по периферии минимум в два ряда, для чрескожной электростимуляции - электроды с центрально расположенной контактной пластинкой и концентрически расположенными по периферии электрически развязанными контактными пластинками минимум в два ряда. Генераторы сенсорных раздражителей снабжены независимыми каналами связи с центральным и периферически расположенными стимуляторами. Генераторы связаны электрически с блоком управления, связанным с ПЭВМ.
Однако ни одно из упомянутых выше изобретений не позволяет осуществить тестирование человека в отношении аномалий его пространственного восприятия с последующей коррекцией аномалий. Кроме того, ни одно из упомянутых выше устройств не позволяет провести полный анализ статических и динамических явлений, которые имеют место при ближнем и дальнем пространственном восприятии раздельно: близко расположенного объекта или удаленного объекта. Также ни одно из упомянутых выше устройств не использует для коррекции методы дифракции для переключения нейронных процессов, происходящих в головном мозге между негативным нейронным опытом и остальной нейронной сетью, что дает нормализацию функциональных процессов нейронной сети головного мозга.
Задачей настоящего изобретения является разработка универсальных способа и устройства для тестирования людей в отношении аномалий их пространственного восприятия и последующей коррекции пространственного восприятия с помощью дифракции.
Поставленная задача достигается тем, что в способе психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия, заключающемся в слежении глаз за световым пятном по определенной траектории, а именно по радиальным траекториям, по траекториям в виде восьмерки, по циркулярной траектории, задаваемой движущимся точечным источником света, слежение глаз производится в ближнем и дальнем пространствах. Слежение глаз по траекториям повторяют до устойчивого эффекта воспроизведения всех траекторий. Устройство для психофизиологической коррекции обнаруженных аномалий пространственного восприятия содержит приспособление, выполненное в виде вогнутой полусферы с нанесенными на нее отверстиями, расположенными в виде дифракционной решетки, и движущегося точечного источника света, находящегося на экране. Экран перемещается на различные расстояния, а именно в зону ближнего пространства восприятия и в зону дальнего пространства восприятия глаз.
Изобретения базируются на знаниях из области физиологии человека и на проведённых наблюдениях, в результате которых было установлено, что визуальное восприятие каждого человека раздельно использует изображения ближнего и дальнего планов, существующих независимо от нашего сознания. Например, при чтении книг или при взгляде на клавиатуру компьютера человек пользуется полем ближнего обзора. Известно, что у взрослого человека центр поля ближнего обзора расположен на расстоянии от сетчатки глаза и до 30-40 см от глаза, а плоскость поля ближнего обзора находится обычно на 15° ниже линии горизонта, проходящей через зрачок глаза наблюдателя. Поле дальнего обзора простирается от границ поля ближнего обзора до бесконечности, т.е. от 30-40 см до бесконечности, а плоскость поля дальнего обзора находится обычно на 15° выше линии горизонта, проходящей через зрачок глаза наблюдателя.
Примеры пользования полем дальнего обзора: наблюдение за дорогой во время движения, вид доски в учебном классе, рассматривание пульта управления полетами в помещении авиадиспетчера. Обычно наблюдатель одновременно не может четко видеть объекты, расположенные в разных полях, и переключение зрения с одного поля на другое изменяет плоскость аккомодации и угол наблюдения.
Процессы визуального восприятия объектов, расположенных в поле ближнего и дальнего обзоров (далее называемых соответственно "ближним" и "дальним" полем), различны и имеют сложную психофизиологическую природу. Если рассматривать психофизиологические процессы, происходящие при наблюдении объектов, то всех людей можно условно разделить на следующие 4 категории:
1) люди с нормальным пространственным восприятием объектов, расположенных как в ближнем, так и в дальнем поле;
2) люди с нормальным пространственным восприятием объектов, расположенных в ближнем поле, но с аномальным восприятием объектов в дальнем поле;
3) люди с нормальным пространственным восприятием объектов, расположенных в дальнем поле, но с аномальным восприятием объектов в ближнем поле;
4) люди с аномальным пространственным восприятием объектов, расположенных как в ближнем, так и в дальнем полях.
Указанные аномалии могут быть выявлены по специфическому движению зрачков наблюдателя, например, по характеру горизонтального, вертикального или кругового движения зрачков. Это справедливо по отношению к наблюдениям объектов как ближнего, так и дальнего поля. В медицине такое движение глазных зрачков известно под названием "саккадическое или нистагмоидное движение", а в нейрофизиологии - "саккадический нистагм".
Саккады, или скачкообразные движения, в норме используются в случае, когда необходимо быстро переместить взгляд с одного объекта на другой. Поскольку во время такого скачка глаз не видит, то лучше всего, если такое перемещение будет максимально быстрым. Типичная угловая скорость движения зрачка при саккадах составляет от 200 до 600 градусов в секунду. Для перемещения взгляда в сторону на 90 градусов требуется около 1/3 секунды (что представляется довольно продолжительным интервалом невидения). Саккады или движения, которые протекают очень быстро, часто имеют способность оставаться незамеченными.
При патологических состояниях наиболее часто отмечаемые нарушения, связанные с саккадами, состоят либо в нестабильности (колебание, дрожание и синдром пляшущих глаз), либо в неспособности ингибировать саккады (резкие скачки зрачка по меандру, саккадический нистагм). Методы регистрации саккадического нистагма хорошо известны и описаны, например, в статье Т.Хэйна (Т.С.Hain) "Саккадический нистагм".
Выявлена еще одна особая аномалия пространственного восприятия, которая может проявляться у некоторых людей. Эту аномалию можно назвать "феноменом разбитого зеркала". Это явление проявляется как нарушение непрерывности (дискретность) видения на краю упомянутых полей зрения, особенно при быстром переключении зрения с одного поля видения на другое.
Другая обнаруженная аномалия, проявляющаяся в поле ближнего или дальнего видения, - это так называемое "внезапное скольжение взгляда вверх и вниз", или "феномен соскальзывания взгляда".
Следующая обнаруженная аномалия, проявляющаяся в поле ближнего или дальнего видения, - это срезание сектора по хорде при круговых движениях глаза.
На этапе коррекции обнаружено, что при прохождении света через дифракционную решётку в ближнем пространстве восприятия испытуемые отмечают дифракцию Френеля, а ось максимума дифракции располагается на 15° ниже линии горизонта. При прохождении света через дифракционную решётку в дальнем пространстве восприятия испытуемые отмечают дифракцию Фраунгофера, а ось максимума дифракции располагается на 15° выше линии горизонта.
Настоящее изобретение основано на том факте, что характер движения зрачка связан с нарушениями пространственного восприятия.
Способ осуществляется следующим образом.
Первоначально на этапе диагностики проводится проверка на наличие и структуру пространственных аномалий, а именно:
1. Саккадические движения глаза при слежении за движением светового пятна.
2. Соскальзывание взгляда при слежении за горизонтальным движением светового пятна.
3. Движение глаза по дуге при слежении за горизонтальным движением светового пятна.
4. Срезание глазом сектора при слежении за круговыми движениями светового пятна.
Данная проверка (тестирование) проводится раздельно для ближнего и дальнего пространств восприятия. При наличии хотя бы одного из нарушений проводится коррекция аномалии.
Тестируемый человек сидит в кресле, голова его фиксируется, и за объектом он может следить только глазами. Объект может быть световым сигналом любой формы с любой достаточной яркостью. Световой сигнал сначала проектируется на ближний экран, расположенный в поле ближнего обзора. По мере того, как зрачок глаза наблюдателя следует за перемещающимся световым сигналом, аппаратура регистрирует движение глаза посредством сенсоров изображения. Такие измерения выполняются отдельно при наблюдении ближнего и дальнего полей обзора. В случае необходимости, без изменения положения головы наблюдателя и без перерыва регистрации движения глаза, проекция светового сигнала переключается на экран дальнего обзора, расположенный в упомянутом дальнем поле. Движения каждого глаза и изменения размеров зрачков регистрируются в каждом случае отдельно, и результаты регистрации могут быть записаны в память компьютера, после чего становится возможным сравнение записей для обоих глаз, а также сравнение с ранее полученными записями с целью определения динамики изменений, характеризующих пространственное восприятие наблюдателя. Траектории светового сигнала могут быть разными, они могут быть подобраны для диагностики различных нарушений пространственного восприятия или для других целей. В частности, примеры нормального восприятия сравниваются с образцами аномального восприятия, и такое сравнение дает возможность четко выявить присутствие нарушений или характер их изменений.
Описанный способ реализован с использованием устройства, показанного на фиг.1, 2; на фиг.3, 4, 5 показано движение светового пятна на одном из экранов; на фиг.6 (a, b, c, d) изображены движения зрачка при слежении за световым пятном; на фиг. 7 схематически показано перемещение экранов; на фиг.8 - дифракционная решетка, фронтальное изображение и вид сбоку; на фиг.9 а - траектория круговых движений источника света, b - радиальная траектория движений источника света; на фиг.10-15 показаны примеры - обнаруженные аномалии фиг.10, 13 - в ближнем поле восприятия; 11, 14 - в дальнем поле восприятия; фиг.12, 15 - после проведения способа коррекции.
Устройство состоит (фиг.2) из средства 1 для фиксации головы человека, приспособления 2, выполненного в виде вогнутой полусферы с нанесенными на него отверстиями 3, расположенными в виде дифракционной решетки, и средства создания изображения 4.
В устройстве коррекции используется экран 5 ближнего поля восприятия и экран 6 дальнего поля восприятия, которые расположены на расстоянии так, чтобы горизонтальная ось проходила точно через глаз наблюдателя и центр первого и второго экрана.
Устройство также содержит датчик 7 изображения для регистрации положения зрачка глаза наблюдателя, накопитель 8 информации, блок 9 обработки данных, блок 10 сбора данных, процессор 11 и устройство 12 отображения, платформу 13.
Для диагностики используется устройство, изображенное на фиг. 1, первый экран 5 выполнен плоским, а второй экран 6 имеет искривленную форму, при этом его вогнутая сторона обращена в сторону приспособления 1 для фиксации головы человека.
Приспособление 1 для фиксации головы человека, прозрачный первый экран 5 и второй непрозрачный экран 6 установлены на опорной платформе 13 так, чтобы горизонтальная ось Х-Х проходила через точку, находящуюся между глазами человека (не показан), голова которого зафиксирована в приспособлении 1, а также через геометрические центры O1 и O2 первого и второго экранов соответственно.
Кроме того, устройство снабжено средством 4 создания изображения на первом экране, выполненном в виде лазерного проектора, предназначенного для проецирования движущихся изображений на первый экран 5. Лазерный проектор может быть помещен в любое место, удобное для проецирования движущихся изображений, в частности световых пятен на первый экран 5. Как показано на фиг.1, средство 4 создания изображения расположено между первым экраном 5 и вторым экраном 6.
Как показано на фиг.1, средство 4 создания изображения располагают около края экрана 5 и 6, кроме того, расположение таково, что оно исключает возможность прямого попадания в глаз человека луча света, генерируемого лазером.
Изображение, генерируемое проектором 4, управляется блоком 9 обработки данных.
В состав устройства входит средство регистрации движения зрачка человека, выполненное в виде датчиков (сенсоров) изображений, которые непрерывно отслеживают и записывают движение зрачка. Поскольку оба датчика для отслеживания движения зрачков обоих глаз одинаковы, на схеме показан только один из них - датчик 7.
Датчик 7 изображений должен быть установлен так, чтобы он не загораживал поле зрения человека. Датчик 7 соединен с процессором 11 через блок 10 сбора данных, который получает данные от накопителя 8, блока обработки данных 9.
Первый экран 5 может быть изготовлен из прозрачного материала с высоким коэффициентом пропускания, не менее, например, 99.0%. Этот экран может быть плоским или иметь небольшую отрицательную кривизну (с радиусом кривизны от 30 до 60 см). Он может быть изготовлен из стекла или пластика и покрыт составом, частично поглощающим и рассеивающим свет с длиной волны 632.8 или 532 нм, который излучается лазером, создающим подвижное изображение. Экран должен обеспечивать четкое видение человеком изображения на дальнем экране в том положении, когда голова человека зафиксирована в приспособлении 1.
Второй экран 6 может быть прозрачным или непрозрачным, его можно изготовить из стекла, пластика или других материалов. Он, например, может быть сделан из непрозрачного стекла. Непрозрачный материал более предпочтителен. Экран 6 может быть цветным для повышения цветового контраста и лучшего восприятия движущегося изображения. Он может иметь покрытие, частично поглощающее и рассеивающее падающий на него свет. Криволинейная форма поверхности этого экрана показана на фиг.1 и 2. Она может быть сферической, иметь форму параболоида вращения или же любую другую подходящую форму. Средний радиус его кривизны может находиться в пределах от 80 до 150 см. Указанные числа даны в качестве примера.
Проекторы 4, генерирующие подвижные изображения, включают лазерные источники света и системы, отклоняющие световой луч, которые могут создавать световые пучки, имеющие в статическом положении размер от 2 до 5 мм на соответствующем экране. Движения светового луча управляются так называемым электрооптическим генератором изображений или генераторами лазерного изображения, имеющими отклоняющую головку, которая управляет положением светового пятна в широком диапазоне скоростей движения с возможностью задавать координаты пятна от светового луча. В настоящем изобретении оптимальными скоростями движения светового пятна на первом экране 5 и на втором экране 6 следует считать скорости в диапазоне 1-100 см/с.
Движение светового пятна, показанное на фиг.3, может выполняться путем проецирования движущегося объекта (светового пятна) на первый 5 или второй 6 экраны (фиг.1) с помощью одного из проекторов 4. В верхней части фиг. 3 показан пример движения светового пятна 14, которое движется вдоль избранной траектории - по овалу 15, указанному стрелкой. Тестирование начинается с заранее определенного места светового пятна - от точки 17. Сначала световое пятно 14 движется по направлению движения часовой стрелки с заранее заданной скоростью от точки 17 к точке 18. Затем движение пятна 14 прерывается на время, достаточное для того, чтобы глаз аккомодировался к следующему наблюдению (около 0,8-1,2 секунды). При необходимости человека можно спросить, готов ли он к следующему этапу тестирования. Затем движение светового пятна 14 возобновляется из той же самой точки 17 в точку 18, но теперь уже в противоположном направлении. В обоих этих случаях датчик 7 (фиг.1, 2) отслеживает и регистрирует характер движения зрачка. Записанные данные передаются в процессор 11 и при необходимости воспроизводятся на устройстве отображения 12. В случае нормального пространственного восприятия траектория 15 движения зрачка в любой своей части будет лишена каких-либо нистагмов.
На фиг.4 показана траектория 16, вдоль которой следует зрачок человека в то время, когда человек отслеживает перемещение светового пятна 14 (на фиг.3). В случае нормального восприятия траектория 16 должна быть подобна траектории 15, т.е. не содержать нистагмических движений.
На фиг.4 крупным планом показан нистагм 19. Хотя этот нистагм может включать возвратно-поступательное движение зрачка вдоль той же самой линии, для простоты объяснения на фиг.4 нистагмоидное (саккадическое) движение отображено зигзагообразной линией. Такой нистагмоид означает, что в этот момент времени человек не видит световое пятно 14, и это обстоятельство может быть расценено как дефицит пространственного восприятия у человека.
Другой пример из этого же теста, представленного на фиг.5, может указывать на еще один дефект пространственного восприятия. В случае дефицита пространственного восприятия взгляд человека при отслеживании траектории в виде круга или эллипса 15 (фиг.3) может отсекать какую-то часть траектории по хорде и укорачивать путь отслеживания. Это "отсекание" (спрямление траектории) показано на фиг.5 как движение взгляда по хорде 20. Отсекание может иметь место в любой части траектории движения зрачка.
Фигуры 6 (a, b, c, d) иллюстрируют тест, подобный тесту, показанному на фиг.3, но при линейном возвратно-поступательном движении светового пятна. Линией Н показана горизонтальная плоскость, в которой лежит линия Х-Х, указанная на фиг.1, т.е. линия, проходящая через среднюю точку между глазами человека и центрами экранов 5 и 6. В этом случае на фиг.6 линия XI-Х2 изображает траекторию светового пятна 14 на втором экране 6, а линия Х3-Х4 отображает траекторию светового пятна 14 на первом экране 5. Легко заметить, что горизонтальная плоскость, обозначенная линией Н, расположена между указанными траекториями Х-Х.
В этом тесте световое пятно 14 начинает движение от точки X1 вперед (на фиг.6 - справа налево), а затем от точки Х2 движется в обратном направлении (на фиг.6 - слева направо).
На фиг.6b характерное для ближнего пространства восприятия. При слежении за световым пятном по траектории Х4-Х3 наблюдается феномен соскальзывания взгляда в конце световой строки. При этом соскальзывание может быть как ниже, так и выше оси Х4-Х3, что соответствует кривой 21.
На фиг.6с показано типичные нарушения движения зрачка на экране дальнего восприятия. При движении светового пятна по траектории X1-Х2 глаз движется по дугообразной кривой 22.
На фиг.6d представлена еще одна аномалия пространственного восприятия, подобная 19, что была показана на фиг.4, но заключается она в линейном нистагмоидном движении в виде зигзагообразной линии. Зигзагообразная линия показана условно, поскольку на самом деле это движение может быть возвратно-поступательным вдоль той же самой прямой линии.
На фиг.7 показано перемещение экрана с ближнего пространства восприятия на дальнее пространство А-А1.
Таким образом, на этапе диагностики была показана возможность выявления наиболее типичных нарушений. Диагностический этап необходим для проверки эффективности коррекционных мероприятий с помощью дифракционной решетки.
Далее проводится этап коррекции.
Для этого световое пятно заменяется мощным источником света, т.е. средство 4 создания изображения заменяется движущимся мощным источником света (вместо лазерного проектора), расположенного на экране 6. А между глазом и источником света располагают дифракционную решетку 3 (фиг.2).
На фиг.2 экран 6 является подвижным по отношению к платформе 13, траектория движения экрана 6 - А-А1.
Дифракционная решетка 3 (фиг.2, 7) представляет собой непрозрачную пластину вогнутой формы с круглыми отверстиями и может быть выполнена в виде очков.
Коррекция проводится отдельно на ближнем и дальнем поле восприятия - подвижный экран 6 (фиг.2). Причём центр дальнего экрана расположен на 15° выше линии горизонта, что воспринимается испытуемым как объект, находящийся в дальнем пространстве. При прохождении света через дифракционную решётку в дальнем пространстве восприятия испытуемые отмечают дифракцию Фраунгофера, а ось максимума дифракции располагается на 15° выше линии горизонта.
Центр ближнего экрана расположен на 15° ниже линии горизонта, что воспринимается испытуемым как объект, находящийся в ближнем пространстве. При прохождении света через дифракционную решётку в ближнем пространстве восприятия испытуемые отмечают дифракцию Френеля, а ось максимума дифракции располагается на 15° ниже линии горизонта.
Воздействие осуществляют попеременно на каждый глаз или одновременно. Воздействие проводят 1-2 раза в неделю по 5-10 мин в течение 2-2,5 месяцев.
В процессе коррекции источник света (фиг.8) движется по круговым (а) и по радиальным (b) траекториям.
При прохождении света через дифракционную решетку испытуемым наблюдаются различные феномены.
При источнике света, находящемся в ближнем пространстве, регистрируется классическая дифракция Френеля, а при расположении источника света в дальнем пространстве регистрируется дифракция Фраунгофера. (См. Ландсберг Г.С., Оптика, 4 изд., М., 1957 (Курс обшей физики, т.3): Тарасов К.И. Спектральные приборы. Л., 1968.)
В результате проведения коррекции отмечается нормализация траекторий движения глаз вследствие нормализации психофизиологических процессов головного мозга.
Описанный способ психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия можно продемонстрировать на следующих примерах, показано на фиг.10-15.
Пример 1.
Миша К., 8 лет, ученик 2 класса общеобразовательной школы.
Синдром нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью (по международной классификации болезней, МКБ-10 шифр F 90.0 ADHD). Дисграфия.
Жалобы: при чтении часто теряет строку. При утомлении временами пишет буквы или цифры в зеркальном отображении (дисграфия). Не может пересказать только что прочитанный текст. При чтении быстро утомляется. Относительно хорошо ловит брошенные ему предметы (например, мяч) при фронтальном (сагиттальном) броске. И, за счёт искажений пространства, пропускает мяч при диагональном броске. Нечётко и искажённо воспринимает движущиеся предметы боковым зрением, например, машины на дороге. При переходе через дорогу часто пытается перейти перед близко движущимся транспортом, явно не оценивая безопасного расстояния. Не может играть в "классики", так как непонятно, куда летит бита.
Исходное состояние до коррекции при психофизиологическом обследовании:
в ближнем пространстве восприятия показано на фиг.10.
Обнаружен "феномен соскальзывания взгляда" вверх в конце световой строки. То есть при чтении взгляд мальчика поднимается вверх на 1-2 строки выше, мальчиком это воспринимается как потеря строки. А при чтении длинных малознакомых слов движение глаз "срезает" окончание слова, испытуемому приходится или фантазировать, домысливая окончание слова, или повторно прочитывать слово 1-2 раза. При этом забывается содержание предыдущего фрагмента текста, пересказать не может, ось ближнего пространства восприятия Y-Y1 смещена - линия Б.
Обнаружен феномен "разбитого черкала". То есть в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика, примерно в 15-17° вправо от сагиттального вектора обнаруживаются саккадические (по типу горизонтального нистагма) движения глаз. При попадании буквы или цифры в пространство "разбитого зеркала" видит цифры/буквы перевёрнутыми. Соответственно пишет в зеркальном их отображении. То есть имеются признаки дисграфии.
Также обнаружены характерные горизонтальные саккадические движения глаз при чтении в конце строки.
В дальнем пространстве восприятия фиг.11 ось дальнего пространства восприятия Z-Z1 смещена, линия Д.
В процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика в зоне дальнего пространства восприятия наблюдается дугообразное движение глаза - линия Д.
Таким образом, по результатам обследования, у испытуемого обнаружены специфические нарушения в ближнем и дальнем пространствах восприятия в виде феномена "соскальзывания взгляда", феномена "разбитого зеркала", а также обнаружены характерные горизонтальные саккадические движения глаз при чтении в конце строки, вызывающие быстрое утомление при чтении.
Испытуемому был проведён курс психофизиологической коррекции с помощью устройства - приспособления, в виде вогнутой полусферы с нанесенными на нее отверстиями, расположенными в виде дифракционной решетки, и движущегося точечного источника света, перемещающегося в зону ближнего пространства восприятия и в зону дальнего пространства восприятия глаз.
Причём, в процессе коррекции в ближнем пространстве отмечались классические признаки дифракции Френеля, а в дальнем пространстве - классические признаки дифракции Фраунгофера.
Проведён курс коррекции 1-2 раза в неделю, по 10-15 минут. Всего 9 процедур в течение 2,5 месяцев.
Состояние после коррекции при психофизиологическом обследовании - фиг.12:
В ближнем пространстве восприятия.
Феномен "соскальзывания взглядам не обнаружен.
Феномен "разбитого зеркалам не обнаружен.
Отсутствуют саккадические движения глаз.
Движения глаз плавные, равномерные. При чтении нет потери строки. Значительно повысилась скорость чтения, легко пересказывает содержание прочитанного текста. В то же время, при чтении длинных малознакомых слов, испытывает затруднения. В школьных тетрадках отсутствуют признаки дисграфии.
В дальнем пространстве восприятия:
в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика движения глаз строго горизонтальные, плавные, равномерные. Хорошо ловит мячик при прямых и диагональных бросках, испытывает от этого удовольствие. (При тестировании играть "в девчачьи классики" отказался.) Заметно улучшилась успеваемость в школе. В процессе коррекции нарушений у испытуемого, при прочих стандартных условиях, в ближнем пространстве, под углом 15° ниже уровня горизонта отмечались классические признаки дифракции Френеля, а в дальнем пространстве, под углом 15° выше уровня горизонта - классические признаки дифракции Фраунгофера.
Пример 2
Мужчина 42 лет, предприниматель, стаж вождения машины 9 лет.
Жалобы на перегрузки на работе и хроническую усталость. С его слов. последние 1,5-2 года возникали стереотипные ситуации, когда на перекрёстке машина, движущаяся слева, появлялась в поле зрения неожиданно, "как чёртик из табакерки". Как правило, успевал среагировать. Однако дважды в такой ситуации попадал в незначительные ДТП. Не может пользоваться правым и особенно левым зеркалом заднего обзора. При этом утверждает, что движущийся транспорт в зеркале видит, но "неудобно пользоваться", непонятна дистанция, по его мнению, гораздо удобнее центральное верхнее зеркало заднего обзора. Отсутствует панорамный обзор ситуации на дороге и приборной доски, поэтому на долю секунды приходится переключать внимание с ситуации на дороге на приборную доску.
При психофизиологическом обследовании
В ближнем пространстве восприятия показано на фиг.13.
Обнаружен "феномен разбитого зеркала" справа и слева. То есть в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика, примерно в 15-17° вправо от сагиттального вектора и особенно влево от сагиттального вектора, обнаруживаются саккадические (по типу горизонтального нистагма) движения глаза. Боковые поля зрения незначительно сужены.
В дальнем пространстве восприятия показано на фиг.14.
В процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика в зоне дальнего пространства восприятия наблюдается дугообразное движение глаза. При этом слева обнаружен "феномен разбитого зеркала".
Испытуемому был проведён курс психофизиологической коррекции с помощью приспособления в виде вогнутой гюлусферы с нанесенными на нее отверстиями, расположенными в виде дифракционной решетки, и движущегося точечного источника света, перемещающегося в зону ближнего пространства восприятия и в зону дальнего пространства восприятия глаз в зависимости от обнаруженных особенностей нарушений. Причём в процессе коррекции в ближнем пространстве испытуемым отмечались классические признаки дифракции Френеля, а в дальнем пространстве - классические признаки дифракции Фраунгофера.
Курс коррекции 1-2 раза в неделю, по 10-15 минут, всего 12 процедур в течение 2,5 месяцев.
Состояние после коррекции при психофизиологическом обследовании - фиг.15.
В ближнем пространстве восприятия.
Феномен "соскальзывания взгляда" не обнаружен. Феномен "разбитого зеркала" не обнаружен. Отсутствуют саккадические движения глаз. Движения глаз плавные, равномерные.
В дальнем пространстве восприятия.
В процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика движения глаз строго горизонтальные, плавные, равномерные.
После второй коррекционной процедуры появился панорамный обзор приборной доски, поэтому исчезла необходимость переключать внимание с ситуации на дороге на приборную доску. С его слов, "краем глаза стал видеть расположение стрелки спидометра, а также положение рычага переключения коробки передач".
Изменения в дальнем пространстве восприятия.
Примерно к середине курса коррекции появился панорамный обзор дорожной ситуации. Может пользоваться правым и особенно левым зеркалом заднего обзора. При этом утверждает, что в правом зеркале заднего обзора движущийся транспорт видит, но более удобно и привычно пользоваться центральным верхним зеркалом.
Таким образом, по оценке испытуемого, снизилось внутреннее напряжение в процессе вождения, особенно на перекрёстках.
В процессе коррекции нарушений у испытуемого, при стандартных условиях, в ближнем пространстве, под углом 15° ниже уровня горизонта отмечались классические признаки дифракции Френеля, а в дальнем пространстве, под углом 15° выше уровня горизонта - классические признаки дифракции Фраунгофера.
Таким образом, использование способа психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия и устройство для его осуществления в соответствии с настоящим изобретением позволяют выявлять аномалии пространственного восприятия, не обнаруживаемые другими методами и приборами, и которые могут быть использованы для определения профессиональной пригодности конкретного лица к выполнению специфических обязанностей, особенно в случае профессий, связанных с высоким риском.
Изобретение также может быть использовано для тестирования людей в отношении особенностей их пространственного восприятия на основании персонифицированных баз данных, составленных для специфических видов деятельности и для конкретных лиц.
1. Способ психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия, заключающийся в слежении глаз за источником света по определенной траекто