Способ прокладки подземного трубопровода, машина и буровая установка для его осуществления (ббп-2)
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использовано для прокладки подземных трубопроводов. Машина, включающая базовый трактор с навесным приспособлением, выполненным в виде поворотной в вертикальной плоскости рамы, обрамленной бесконечной режущей лентой разрезает массив грунта по трассе трубопровода на пригодные к перемещению грунтовые блоки. Горизонтальной продольной щелью формируют дно траншеи. От уровня поверхности до уровня дна траншеи в створе с рабочим участком трассы образуют «пионерную» траншею. Вдоль продолжения рабочего участка трассы и «пионерной» траншеи на опорах размещают подготовленную плеть трубопровода, на дне траншеи в поперечных щелях устанавливают аналогичные поры, а в уширенной поперечной щели в начале рабочего участка монтируют тяговую лебедку, соединяют ее через горизонтальную щель тросом с концом плети трубопровода и протаскивают ее по «пионерной» траншее через горизонтальную щель началу рабочего участка. При этом грунтовые блоки приподнимаются плетью трубопровода и смыкаются над ней. Упрощает технологию прокладки трубопровода. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат
Изобретение относится к способам подземной прокладки трубопроводов сетей ЖКХ и нефтегазового комплекса в любых искусственно закрепленных грунтах, преимущественно связных грунтах средней прочности и прочных (в том числе, мерзлых и скальных), а также в заторфованных и замерзших слабых грунтах.
Проблемой, решаемой изобретением в данной области строительства, является удешевление и ускорение круглосезонной подземной прокладки сетевых трубопроводов среднего диаметра (≈500÷1000 мм), а в нефтегазовом комплексе - магистральных трубопроводов преимущественно большого диаметра (≈1020÷1420 мм) за счет сокращения трудоемкости земляных работ, состава и числа необходимых механизмов, а также облегчения доступа при ремонте трубопроводов.
Стандартный способ подземной прокладки трубопроводов диаметром Dт=1220/1420 мм в вечномерзлых грунтах (СП 104-34-96 «Свод правил по сооружению магистральных газопроводов. Производство земляных работ» - РАО «Газпром», - М., 1996, с.24) включает бурение скважин и установку в них обсадных труб по обе стороны будущей траншеи, заполнение труб взрывчатым веществом (ВВ) и рыхление грунта траншеи взрывами; последующую копку грунта в 2-3 прохода роторным экскаватором и доработку профиля траншеи с подачей грунта на бровку одноковшовым экскаватором; подъем-опускание сваренной и изолированной плети трубопровода с бровки в траншею колонной трубоукладчиков, укладку поверх плети трубопровода балластировочных грузов кранами для обеспечения невсплытия; наконец, обратную засыпку плети трубопровода в траншее бульдозером с послойным увлажнением - уплотнением грунта засыпки.
В литературе (Бородавкин П.П. Подземные трубопроводы. - М.: Недра, 1973, с.197) описан бесподъемный способ прокладки трубопровода Тарана-Минаева, включающий сборку плети рабочего участка трубопровода на поверхности трассы путем сварки и изоляции звеньев труб, копку траншеи с подачей грунта на бровку специальной землеройно-укладочной машиной, сопровождающее копку опускание плети трубопровода под собственным весом на проектную отметку в траншею, обратную засыпку траншеи бульдозером с послойным уплотнением грунта механизмами.
Упомянутый способ упрощает земляные работы и сокращает набор применяемых механизмов за счет исключения подъема-опускания плети трубоукладчиками. Однако он неприменим в прочных (в том числе, мерзлых и скальных) грунтах, затрудняет установку анкеров под трубопроводом (балластировочных грузов - на трубопроводе) и требует обратной засыпки - уплотнения грунта траншеи.
Прототипом настоящего изобретения является способ подземной прокладки магистрального трубопровода (Гольдфельд И.З., Минкин М.А. Заявка №2004104176 от 16.02.04 «Способ, анкер и машина для подземной прокладки трубопровода», - далее по тексту ББП-1), включающий разрезку околотрубной зоны грунта по трассе трубопровода на грунтовые блоки системой продольных и поперечных щелей, размещение на поверхности соосно центральной щели изолированной плети рабочего участка трубопровода, раздвижку-поднятие грунтовых блоков и погружение плети трубопровода в проектное положение на дно траншеи под действием балластировочной плети внутри трубопровода, завершающееся «самозакрытием» околотрубных пазух в траншее под собственным весом грунтовых блоков.
Недостатки способа-прототипа - проблематичность его использования для сетей ЖКХ в стесненных условиях городской застройки, при глубоком заложении магистрального нефтегазопровода или большом трении (восстановленном сцеплении) по поверхностям смежных грунтовых блоков, а также потребность в наземной машине - для прорезки в грунте наклонных щелей и в балластировочной плети - для силового погружения рабочего участка трубопровода.
Техническая задача настоящего изобретения по сравнению с прототипом - сужение трассовой полосы при прокладке трубопровода, упрощение технологии разрезки околотрубной зоны грунта на блоки, снижение веса балластировочной плети (вплоть до отказа от нее), наконец, подбор (модернизация) серийных машин для щелеобразования.
Поставленная задача решается путем разрезки околотрубной зоны грунта по трассе трубопровода на грунтовые блоки системой продольных и поперечных щелей, средняя из продольных щелей - центральная, размещения соосно центральной щели изолированной плети рабочего участка трубопровода, приводящее к поднятию грунтовых блоков перемещение плети трубопровода в проектное положение, причем три продольные щели (две боковые и средняя между ними - центральная) близки по направлению к вертикали и достигают дна траншеи, горизонтальной продольной щелью формируют дно траншеи, от уровня поверхности трассы до уровня дна траншеи в створе с рабочим участком трассы образуют наклонную «пионерную» траншею, вдоль продолжения рабочего участка трассы и «пионерной» траншеи на скользящих (катучих) опорах размещают на поверхности трассы подготовленную плеть рабочего участка трубопровода, в поперечных щелях рабочего участка трассы на дне траншеи устанавливают аналогичные скользящие (катучие) опоры, а в уширенной поперечной щели в начале рабочего участка трассы монтируют лебедку, соединяют ее протянутым через горизонтальную щель тросом с ближайшим концом плети рабочего участка трубопровода, протаскивают плеть трубопровода по «пионерной» траншее и далее через горизонтальную щель в конце рабочего участка трассы к его началу (относительно направления прокладки трассы), при этом грунтовые блоки приподнимаются плетью трубопровода и смыкаются над ней.
Прокладка сетей ЖКХ или нефтегазовых магистралей в недостаточно прочных (осыпающихся, оплывающих) грунтах возможна после упрочнения околотрубной зоны грунта по трассе прокладки промораживанием или физико-химическим закреплением. Такой прием обеспечивает «блочность» при щелевой резке названных грунтов вдоль трассы и расширяет область использования способа на протяженные трассы с пестрыми грунтовыми условиями.
«Пионерную» траншею можно образовывать щелеобразованием аналогично линейной части рабочего участка трассы. Дно «пионерной» траншеи от поверхности трассы до дна траншеи в конце рабочего участка трассы наклонено в виде гладкого или ступенчатого пандуса, а глубина вертикальных продольных и поперечных щелей отслеживает этот наклон.
Вертикальные продольные и поперечные щели в околотрубной зоне грунта по трассе трубопровода можно прорезать машиной на базе трактора с навесным приспособлением, выполненным в виде поворотной в вертикальной плоскости рамы, обрамленной бесконечной режущей лентой. Для увеличения возможных скорости и глубины прорезки щелей режущую ленту выполняют в виде одной или более тросовых пил, напряженных после монтажа растягивающим усилием.
В мерзлых грунтах узкие щели от нагрева мерзлой породы при механической резке быстро заполняются суспензией из смеси дробленого грунта с талой водой. Поэтому прорезанные продольные щели заполняют материалом, противодействующим быстрому восстановлению сцепления (в том числе, смерзанию) грунтовых блоков. Например, в продольных щелях размещают пластиковые листы с вентилируемыми продухами для регулируемого доступа наружного или обработанного (теплого, холодного) воздуха.
Перемещение плети трубопровода на проектную отметку облегчается, если выполнять его сразу после прорезки щелей. Чтобы противодействовать восстановлению сцепления (смерзания) дробленого грунта щелей, над поворотной рамой в одной с ней плоскости монтируют направляющий вибролоток с бункером для подачи в прорезаемые щели жидкого (например, раствора «рапы») или сыпучего (смеси молотого фторопласта) материала-замедлителя.
Плеть погружаемого рабочего участка трубопровода собирают из выполненных в заводских условиях комплексных звеньев труб, снабженных поверх основной стальной трубы слоем тепло/гидроизоляции, а этот, последний, в свою очередь, - защитной пластиковой скорлупой. Экологически и эксплуатационно полезно в околотрубной зоне грунта под и/или над плетью трубопровода прокладывать наборный гибкий пластиковый дренаж.
После образования в грунте вертикальных (продольной центральной и поперечных) щелей прорезают горизонтальную продольную щель самоходной буровой установкой для завинчивания винтовых свай с крутящим кабестаном и вертикальной трубчатой штангой, причем нижний (рабочий) конец вертикальной штанги снабжен съемной горизонтальной тарельчатой фрезой или набором фрез возрастающих диаметров, а верхний конец вертикальной штанги соединен жесткой тягой с силовой рамой машины.
Продольные вертикальные боковые щели прорезают: для варианта перемещения плети по катучим опорам ЖКО - после образования горизонтальной щели, а для варианта со звеньями ТРК - после их размещения и частичного раздутия в горизонтальной щели.
Затем в уширенной поперечной щели в начале рабочего участка трассы монтируют лебедку, соединяют ее протянутым через горизонтальную щель тросом с ближайшим концом подготовленной плети рабочего участка трубопровода, протаскивают плеть по «пионерной» траншее и далее - через горизонтальную щель в конце рабочего участка трассы к его началу (относительно направления прокладки трассы), при этом грунтовые блоки приподнимаются плетью трубопровода и смыкаются над ней.
Перемещение плети лебедкой облегчается подкладкой под плеть катучих опор (ЖКО) или мягких звеньев тороидов (ТРК). Катучие опоры применяют в дюкерных технологиях перемещения плетей трубопроводов через препятствия - овраги, реки, водоемы (трест «Подводтрубопроводстрой»), в том числе методом наклонно-направленного бурения (фирма «DrillTec», г.Москва). ЖКО в виде стальных балок с обрезиненными опорными роликами рассчитаны на перемещение плетей трубопроводов разных диметров, довольно велики по габаритам и массе (до 0,7-1 тс) и рвут ленточную изоляцию трубопровода. Скользящие (катучие) опоры размещают в поперечных щелях от начала рабочего участка трассы и далее вдоль-вверх по «пионерной» траншее, наконец, на поверхности трассы за «пионерной» траншеей по всей длине подготовленной плети рабочего участка трубопровода.
Подъем блоков грунта при поступательном перемещении подготовленной плети рабочего участка трубопровода в проектное положение на дно траншеи по скользящим (катучим) опорам облегчается надеванием на задний конец плети (относительно направления прокладки трассы) съемного наконечника в форме клинообразного короба, снабженного снизу и поверху поперечными роликами или антифрикционными пластинами (лентами). Возможна наклейка антифрикционных лент по всей длине снизу и сверху плети - для снижения тягового усилия лебедки и исключения порчи трубопроводной изоляции.
Как вариант предлагается способ продольного перемещения плети рабочего участка трубопровода с помощью «катучих» опор из мягких звеньев тороида (ТРК) (И.З.Гольдфельд, патент РФ №2079596 «Каток» от 06.03.1995), размещаемых в виде полой плоской ленты по всему пути перемещения плети рабочего участка трубопровода, начиная с исходного положения подготовленной плети на поверхности впереди «пионерной» траншеи и кончая уширенной щелью для установки лебедки. Ленты ТРК перед заходом подготовленной плети внутрь звеньев ТРК частично раздувают, а в процессе перемещения плети происходит дополнительное раздутие звеньев и включение их в работу как «катучих» опор.
Сущность изобретения поясняется на примере подземной прокладки магистрального трубопровода в мерзлом грунте, в основном, с вариантом «катучих» опор из звеньев ТРК со ссылкой на прилагаемые чертежи.
Фиг.1 - пооперационная схема прорезки продольных щелей в околотрубной зоне мерзлого грунта (поперечные разрезы а - г);
Фиг.2 - рабочий участок трассы с «пионерной» траншеей и плетью трубопровода внутри ТРК на конечной стадии прокладки (на уровне верха ТРК);
Фиг.3 - то же (продольный разрез по А-А на фиг.2);
Фиг.4 - завершенная стадия прокладки плети трубопровода (поперечный разрез по Б-Б на фиг.3);
Фиг.5 - съемный наконечник в форме клинообразного короба, вариант прокладки с использованием ЖКО (план и разрез по В-В);
Фиг.6 - машина с режущей лентой на поворотной раме, вибролотком и бункером для прорезки вертикальных щелей (аксонометрия);
Фиг.7 - буровая установка с крутящим кабестаном, трубчатой штангой и тарельчатой фрезой для прорезки горизонтальной щели - в походном (а) и рабочем (б) положении (вид сбоку);
Фиг.8 - технологическая схема прокладки трубопровода на рабочем участке трассы (продольный разрез).
С поверхности рабочего участка трассы будущего трубопровода 1 в пределах околотрубной зоны прорезают в грунте машиной с поворотной рамой и режущей лентой продольную вертикальную центральную щель 2 шириной δ глубиной Н до дна будущей траншеи (фиг.1-а). Затем той же машиной на рабочем участке трассы в пределах околотрубной зоны грунта прорезают с расчетным шагом Lбл по длине трассы поперечные вертикальные щели 3 (фиг.2, 3 и 8), расчленяющие грунт вдоль трассы трубопровода на пригодные к перемещению грунтовые блоки 4 (фиг.1-г, 3, 4 и 8).
После образования в грунте вертикальных продольной центральной 2 и поперечных 3 щелей прорезают самоходной буровой установкой горизонтальную щель 5 высотой δr, низ которой совмещается с дном будущей «траншеи» (фиг.1-6, 8). После прорезки горизонтальной щели 5 в ней размещают по всей длине рабочего участка трассы скользящие катучие опоры 6 (или мягкие звенья тороида 7) (фиг.1-в, г), тяговую лебедку 9 в начале рабочего участка трассы (относительно направления прокладки трассы) и трос 10 от лебедки (фиг.8).
Вертикальные продольные боковые щели 8 прорезают до дна будущей траншеи (фиг.1-г, 2 и 4) той же машиной с поворотной рамой, что использовалась для прорезки вертикальных щелей 2 и 3: для варианта перемещения плети по катучим опорам 6 - после образования горизонтальной щели 5, а для варианта со звеньями тороида 7 - после их размещения и частичного раздутия в горизонтальной щели 5 (фиг.8).
Следующий этап - образование любым способом впереди рабочего участка трассы (относительно направления прокладки) «пионерной» траншеи (фиг.2, 3 и 8), угол наклона и длина склона Ln которой диктуются жесткостью плети трубопровода 1 и технологией перемещения плети по склону и внутри горизонтальной щели 5. Возможно образование «пионерной» траншеи способом ББП-1 или разрезки на блоки 4 аналогично линейной части рабочего участка трассы настоящим способом ББП-2. Допустимо формировать уклон «пионерной» траншеи ступенями по контуру С, вписанными в угол наклона αn склоновой образующей (фиг.3 и 8).
Если прочность грунта в части сохранности блоков при резке сомнительна, околотрубную зону грунта вдоль трассы предварительно промораживают термостабилизаторами или упрочняют физико-химическим способом с помощью инвентарных погружных инжекторов. После закрепления грунта выполняется его многощелевая разрезка на блоки 4 согласно настоящему изобретению. Сохранение упрочненного состояния грунта на все время эксплуатации трубопровода облегчает его диагностику и ремонт.
Тяговую лебедку 9 устанавливают в одной из поперечных щелей 3, как правило, в начале рабочего участка, предварительно уширив эту щель (фиг.2, 3 и 8). Трос 10 от лебедки 9 выводят через линейную часть вперед (по направлению прокладки трассы), далее по склону «пионерной» траншеи наверх и закрепляют к концу плети рабочего участка трубопровода 1, лежащей на поверхности трассы.
Скользящие опоры ЖКО 6 (звенья ТРК 7) размещают на дне траншеи (в горизонтальной щели 5) линейной части рабочего участка трассы в местах поперечных щелей 3 (звенья ТРК размещают по всей длине горизонтальной щели 5), затем по склону «пионерной» траншеи и продолжают на поверхности трассы, примыкающей к верху «пионерной» траншеи. Лебедка 9 тросом 10 затягивает подготовленную плеть трубопровода по склону «пионерной» траншеи вниз и далее внутрь горизонтальной щели 5. Наличие ЖКО 6 (звеньев ТРК 7) снижает требуемое тяговое усилие лебедки и напряжения в тросе, а также истираемость наружного слоя трубной конструкции.
Задний конец укладываемой плети трубопровода 1 вводят в уширенную вертикальную щель 3 (место установки лебедки 9), в которой и стыкуют с концом ранее уложенной плети. Передний конец укладываемой плети (в начале рабочего участка трассы - внизу «пионерной» траншеи) оставляют открытым для стыковки с задним концом плети очередного рабочего участка трубопровода.
В процессе перемещения укладываемой плети трубопровода 1 по горизонтальной щели 5 линейной части рабочего участка и в пределах «пионерной» траншеи (при варианте ББП-1 и ББП-2) грунтовые блоки 4 приподнимаются и под собственным весом смыкаются над трубопроводом в виде грунтового свода, завершая прокладку согласно проектным параметрам (фиг.4).
В случае сезонного подтопления околотрубной зоны грунтовые блоки 4 служат в качестве стационарной пригрузки (гравитационных анкеров) трубопровода 1: неразмокаемость и вес блоков гарантируют невсплытие трубопровода из траншеи на поверхность.
Учитывая возможность длительного временного интервала между разрезкой околотрубной зоны грунта на блоки 4 и перемещения плети трубопровода 1 под блоками, все образованные вертикальные продольные щели заполняют материалом, препятствующим быстрому восстановлению сцепления (смерзания) блоков 4 между собой.
Для уменьшения во время эксплуатации воздействия температуры перекачиваемого по трубопроводу продукта на околотрубную зону грунта звенья труб снабжены наружной тепло- и/или гидроизоляцией 11 (фиг.4), а для защиты изоляции от механических воздействий грунта при строительно-монтажных и температурных перемещениях плети они снабжены дополнительной трубчатой скорлупой 12.
Для организации регулируемого водотока, недопущения образования промоин в околотрубной зоне грунта под и/или над трубопроводом 1 прокладывают гибкий наборный пластиковый дренаж 14. Если выступающие части грунтовых блоков 4 нарушают организацию водоотвода, пути естественной миграции стадных животных (оленей, волков) или проезд транспорта поперек трассы, их срезают до уровня окружающей планировки по всей трассе или в местах пересечения трассовых путей.
При прокладке трубопровода 1 в недостаточно прочных грунтах, например, в летний период в районах вечной мерзлоты или в зимний период в болотистой местности, перед прорезкой щелей околотрубную зону грунта упрочняют искусственным промораживанием или физико-химическим закреплением. Из вышесказанного следует, что способ ББП-2 по настоящему изобретению обеспечивает круглогодичную прокладку подземных трубопроводов в различных по прочности грунтах.
Прорезка вертикальных щелей согласно настоящему изобретению предполагается машиной на базе трактора (фиг.6) с поворотной в вертикальной плоскости рамой 15, обрамленной бесконечной режущей лентой 16. Для обеспечения возможности одновременно с резанием грунта подачи в щель жидкого (например, раствора «рапы») или сыпучего (смеси молотого фторопласта) материала - замедлителя, противодействующего быстрому восстановлению сцепления (смерзания) грунтовых блоков 4, над поворотной рамой 15 в одной с ней плоскости монтируют направляющий вибролоток 17 с бункером.
Для обеспечения прорезки тонких щелей на большую глубину в прочных средах - скальных породах или мерзлых крупнообломочных грунтах режущая лента 16 монтируется из одной или более тросовых пил в виде троса с муфтами из особо прочного хладостойкого материала, например, победита или искусственных алмазов, причем ленту после монтажа напрягают растягивающим усилием.
Продольную горизонтальную щель 5 прорезают буровой установкой на базе самоходной машины, например, МЗС-13 для завинчивания винтовых свай с крутящим кабестаном и вертикальной трубчатой штангой 18 (фиг.7-а, 7-6). Штанга снабжена на нижнем (рабочем) конце съемной горизонтальной тарельчатой фрезой 19 или набором фрез возрастающих диаметров, а верхний конец штанги соединен жесткой тягой 23 с силовой рамой машины. Диаметр съемной тарельчатой фрезы (наибольший диаметр набора фрез) должен быть близок ширине В дна будущей траншеи (фиг.1-а). В весьма прочных грунтах прорезка щели потребует 2-3 проходов буровой установки, смены фрез 19 возрастающих диаметров, а поверхность вертикальной штанги на глубину погружения в грунт лучше выполнять «наждачного» типа.
Подъем блоков грунта 4 подготовленной плетью рабочего участка трубопровода 1 (фиг.8), поступательно перемещаемой в проектное положение тяговой лебедкой 9 с помощью троса 10 и выполняемой по опорам ЖКО 6 внутри горизонтальной щели 5 (по дну линейной части рабочего участка трассы и «пионерной» траншеи), облегчается надеванием на задний конец подготовленной плети (относительно направления прокладки трассы) съемного наконечника 20 в форме клинообразного короба (фиг.5), снабженного снизу и поверху поперечными роликами 21 или антифрикционными пластинами (лентами) 22.
При варианте «катучих» опор из звеньев ТРК 7 звенья в виде полой плоской ленты размещаются по всему пути перемещения плети рабочего участка трубопровода 1 (фиг.2-4), начиная с поверхности в конце «пионерной» траншеи (фиг.8), далее вниз по склону «пионерной» траншеи, наконец, через линейную часть рабочего участка трассы до уширенного шурфа, где установлена тяговая лебедка 9. От лебедки 9 внутри ТРК 7 протягивают трос 10, который соединяют с концом плети трубопровода 1 на поверхности. Звенья ТРК 7 перед началом захода внутрь них плети трубопровода 1 частично раздувают. По мере входа и продвижения плети внутри ТРК 7 происходит дополнительное раздутие звеньев ТРК и включение их в работу как «катучих» опор. Вариант ТРК не требует антифрикционных лент, а съемный наконечник выполняется в виде вытянутого полуэллипсоида и без поперечных роликов.
Способ ББП-2 кардинально меняет процесс подземной прокладки трубопроводов сетей ЖКХ и нефтегазового комплекса в широком диапазоне грунтов от слабых до прочных (в том числе, мерзлых) за счет уменьшения земляных работ, сокращения парка используемого оборудования, облегчения осмотра и ремонта трубопроводов, соблюдения требований экологической и антитеррористической безопасности.
1. Способ прокладки подземного трубопровода (ББП-2), включающий разрезку околотрубной зоны грунта по трассе трубопровода на грунтовые блоки системой продольных и поперечных щелей, средняя из продольных щелей - центральная, размещение соосно центральной щели изолированной плети рабочего участка трубопровода, приводящее к поднятию грунтовых блоков перемещение плети в проектное положение, отличающийся тем, что три продольные щели (две боковые и средняя между ними - центральная) близки по направлению к вертикали и достигают дна будущей траншеи, горизонтальной продольной щелью формируют дно траншеи, от уровня поверхности трассы до уровня дна траншеи в створе с рабочим участком трассы образуют «пионерную» траншею, вдоль продолжения рабочего участка трассы и «пионерной» траншеи на скользящих (катучих) опорах размещают на поверхности трассы подготовленную плеть рабочего участка трубопровода, в поперечных щелях рабочего участка трассы на дне траншеи устанавливают аналогичные скользящие (катучие) опоры, а в уширенной поперечной щели в начале рабочего участка трассы (относительно направления прокладки трассы) монтируют тяговую лебедку, соединяют ее протянутым через горизонтальную щель тросом с ближайшим концом плети рабочего участка трубопровода, протаскивают плеть трубопровода по «пионерной» траншее и далее через горизонтальную щель в конце рабочего участка к его началу, при этом грунтовые блоки приподнимаются плетью трубопровода и смыкаются над ней.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что наклонную «пионерную» траншею образуют щелеобразованием аналогично линейной части рабочего участка трассы, при этом дно «пионерной» траншеи наклонено от поверхности трассы до дна траншеи в конце рабочего участка трассы в виде гладкого или ступенчатого пандуса, а глубина вертикальных продольных и поперечных щелей отслеживает этот наклон, причем дно «пионерной» траншеи образуется аналогично горизонтальной щели линейной части рабочего участка трассы.
3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что при поступательном перемещении плети рабочего участка трубопровода в проектное положение на дно траншеи по скользящим (катучим) опорам (ЖКО) на задний конец плети трубопровода (относительно направления прокладки) надевают съемный наконечник в форме клинообразного короба, снабженного снизу и поверху поперечными роликами или антифрикционными пластинами.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что в качестве скользящих (катучих) опор используют звенья тороида (ТРК), которые в виде полой плоской ленты размещают по всему пути перемещения плети рабочего участка трубопровода, причем перед заходом плети внутрь звеньев тороида их частично раздувают.
5. Машина для прорезки вертикальных щелей в грунтах (в том числе заторфованных, скальных и мерзлых), включающая базовый трактор с навесным приспособлением, выполненным в виде поворотной в вертикальной плоскости рамы, обрамленной бесконечной режущей лентой, отличающаяся тем, что режущая лента в виде одной или более тросовых пил после монтажа напряжена растягивающим усилием, а над поворотной рамой в одной с ней плоскости монтируют направляющий вибролоток с бункером для подачи в прорезаемые щели жидкого или сыпучего материала, противодействующего быстрому восстановлению сцепления (смерзания) грунта.
6. Буровая установка для прорезки горизонтальной щели в грунтах (в том числе заторфованных, скальных и мерзлых), включающая самоходную машину для завинчивания винтовых свай с крутящим кабестаном и вертикальной трубчатой штангой, отличающаяся тем, что нижний (рабочий) конец вертикальной штанги снабжен съемной горизонтальной тарельчатой фрезой или набором фрез возрастающих диаметров, а верхний конец вертикальной штанги соединен тягой с силовой рамой машины.