Транспортное средство на воздушной подушке
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается усовершенствования их нагнетательных установок. При первом варианте реализации изобретения оно характеризуется тем, что нагнетательная установка включает два установленных вплотную друг к другу с противоположным расположением боковых выходных окон центробежных нагнетателя, спиральные кожухи которых, под местом их соприкосновения, выполнены с открытыми, размещенными один против другого проемами, перекрываемыми противолежащими рабочими поверхностями поворотной заслонки. Заслонка установлена между спиральными кожухами нагнетателей на уровне упомянутых проемов и смонтирована с возможностью захода при ее поворотах в объемы выпускных каналов или одного, или другого нагнетателя. При втором варианте выполнения нагнетательная установка включает два установленных вплотную друг к другу с противоположным расположением боковых выходных окон центробежных нагнетателя, которые выполнены с поперечными относительно оси вращения своего рабочего колеса перегородками, разделяющими рабочие полости каждого нагнетателя, по меньшей мере, на два объема. Спиральные кожухи нагнетателей под местом их сопрокосновения выполнены с открытыми, размещенными один против другого проемами, сообщающими объемы одного нагнетателя с аналогичными объемами другого нагнетателя и перекрываемыми противолежащими рабочими поверхностями поворотных заслонок. Заслонки установлены между спиральными кожухами нагнетателей на уровне упомянутых проемов и смонтированы на одной оси с размещением по разным сторонам перегородок и с возможностью захода при поворотах в объемы выпускных каналов или одного, или другого нагнетателя. Изобретение повышает управляемость и безопасность движения транспортного средства при его движении на поворотах. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.
Реферат
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам высокой проходимости и касается усовершенствования амфибийного вездехода на воздушной подушке.
Уровень техники
Известно амфибийное транспортное средство на воздушной подушке (см. патент RU №1087065, МПК В60V 1/00, опубл. 15.04.84), содержащее корпус с ограждением воздушной подушки, подъемно-движительное устройство с каналами тяги и нагнетания, входы которых разделены распределительной заслонкой, установленной на корпусе шарнирно с возможностью ее поворота относительно горизонтальной оси. Канал нагнетания, в свою очередь, разделен перегородкой на два трубопровода, один из которых пневматически сообщен с полостью воздушной подушки под днищем корпуса, а другой с полостью гибкого ограждения, размещенного по периметру корпуса. Упомянутая перегородка выполнена с поворотной заслонкой, при этом и распределительная и поворотная заслонки связаны с пультом ручного их управления.
Наличие в конструкции выше охарактеризованного транспортного средства распределительной и поворотной заслонок с возможностью управления их положением позволяет распределять количество подаваемого воздуха между каналом тяги и каналом нагнетания, а также осуществлять распределение потока воздуха, поступающего в канал нагнетания между полостью гибкого ограждения и объемом воздушной подушки под днищем корпуса. Однако это распределение не связано с управляемостью транспортного средства на его поворотах, вместе с тем наличие в конструкции одного двигателя, обеспечивающего одновременно и движение средства, и создание воздушной подушки, предопределяет, что такое решение применимо только для транспортных средств малой грузоподъемности.
Известен аппарат на воздушной подушке (см. патент RU №2256569, МПК B60V 1/16; опубл. 20.07.2005), содержащий корпус, по периметру которого прикреплено ограждение воздушной подушки, и силовую установку, включающую двигатели, соединенные посредством трансмиссии с двумя воздушными движителями для создания тяги аппарата, и нагнетатели для создания воздушной подушки. Ограждение воздушной подушки выполнено в виде воздуховодов (правого и левого бортов), и гибкого ограждения в виде соединенных с воздуховодом легкосъемных конусных элементов, при этом полости воздуховодов изолированы друг от друга и пневматически связаны с конусными элементами. В каждом из воздуховодов установлена управляемая заслонка, которая смонтирована либо в месте примыкания выходного канала нагнетателя к воздуховоду, либо непосредственно в воздуховоде.
Вышеуказанная управляемая заслонка, посредством привода и в соответствии с работой системы автоматического управления, поворачивается вокруг вертикальной оси, проходящей через ее середину. Этим обеспечивается увеличение или уменьшение подачи воздуха в носовую или кормовую части воздуховода, что позволяет улучшить характеристики устойчивости движения аппарата при изменении угла тангажа в продольном возмущенном движении, например при приближении носовой части к неровностям опорной поверхности, или при разгоне аппарата на водной поверхности. Однако указанные заслонки не влияют на управляемость аппарата при его движении на поворотах.
Известно амфибийное судно на воздушной подушке (см. патент RU №2126753, МПК В60V 1/18, опубл. 27.02.1999 г.), содержащее жесткий корпус с гибким ограждением, включающим два боковых и один центральный скег, и размещенные в кормовой части корпуса движительную установку и нагнетательную установку, включающую два нагнетателя. Центральный скег секционирует область воздушной подушки на две продольные камеры, при этом каждая камера пневматически сообщена с одним из нагнетателей. На выходе нагнетателей установлены связанные с рулевым устройством поворотные заслонки, регулирующие нагнетание воздуха в упомянутые камеры, при этом поворотная заслонка в одном крайнем положении обеспечивает свободный проход воздушного потока в полость соответствующей камеры воздушной подушки, в другом крайнем положении - перекрывает доступ воздуха в эту камеру. Секционирование воздушной подушки на две продольные камеры, наличие двух нагнетателей (по одному на каждую камеру) и регулирование объема воздуха, подаваемого в каждую камеру, обеспечивает возможность создания под днищем судна, по его бортам, разного давления, которое достигается увеличением подачи воздуха в камеру, находящуюся у одного борта, и/или уменьшением подачи воздуха в камеру другого борта. Разность этих давлений приводит к крену судна. При повороте судна подача воздуха в камеры осуществляется таким образом, чтобы крен судна был на внутренний борт. В результате появляется боковая сила, вызванная углом крена судна, что позволяет более маневренно осуществлять управление движением судна на его поворотах.
Основным недостатком решения по патенту RU №2126753 является неэффективное использование мощности нагнетателей при создании под днищем разности давления. Поворотная заслонка перекрывает движение воздушного потока от вентилятора нагнетателя в область воздушной подушки, что предопределяет при частичном перекрытии неполное использование мощности вентилятора, при полном перекрытии - холостую работу вентилятора, или необходимость его останова, при этом и то, и другое, и третье отрицательно влияет на эксплуатационные качества судна.
В качестве прототипа для заявляемого транспортного средства принято решения судна на воздушной подушке по патенту RU №2097231 (МПК B60V 3/06; опубл. 27.11.1997), содержащее корпус, движительную и нагнетательную установки, а также гибкое ограждение воздушной подушки, включающее носовые и кормовые подвижные элементы и скеги: два бортовых скега и средний скег, секционирующий область воздушной подушки на левую и правую отдельные камеры. Отличительной особенностью изобретения по патенту RU №2097231 является выполнение нагнетательной установки с управляемыми заслонками, регулирующими нагнетание воздуха в упомянутые камеры перераспределением потока от нагнетателя. Заслонки связаны с рулевым устройством, посредством которого производится отклонение заслонок таким образом, что при левом повороте уменьшается нагнетание в левую камеру, при повороте направо уменьшается нагнетание в правую камеру, при этом происходит поворот части подаваемого в область воздушной подушки потока воздуха в направлении другой камеры, т.е. камеры, которая находится вдоль борта судна с его внешней, относительно поворота, стороны. При этом достигается оптимальный для поворота судна угол крена.
Такое решение, заключающееся в перераспределении объема воздуха, подаваемого в область воздушной подушки, с целью создания оптимального для поворота судна крена, является предпочтительным, поскольку позволяет максимально использовать мощность нагнетателя и исключить те недостатки, которые имеют место в решении по патенту RU №2126753. Однако перераспределение потока воздуха от одного нагнетателя применимо только для небольших аппаратов. Для амфибийных вездеходов средней и высокой грузоподъемности решение, принятое за прототип, в связи с недостаточной мощностью нагнетателя, не сможет создать оптимальный для поворота судна угол крена.
Раскрытие изобретения
Заявляемым изобретением решается задача повышения степени управляемости транспортного средства на воздушной подушке, массой от 3-х тонн и выше, при его движении на поворотах, с одновременным повышением эффективности работы нагнетателей и решением проблемы оптимального распределения воздуха по площади воздушной подушки.
Поставленная задача решена за счет того, что в транспортном средстве на воздушной подушке, содержащем корпус с гибким ограждением воздушной подушки, движительную установку и нагнетательную установку, выполненную с поворотной заслонкой, связанной с рулевым устройством, согласно заявляемому изобретению нагнетательная установка включает два установленных вплотную друг к другу центробежных нагнетателя, размещенных с направлением боковых выходных окон в противоположные стороны и с параллельным расположением приводных валов (приводной вал - это имеется в виду вал, на котором установлено рабочее колесо нагнетателя, связанное с приводом его вращения). При этом спиральные кожухи центробежных нагнетателей под линией их соприкосновения (сопряжения) выполнены с открытыми, совмещенными между собой проемами, перекрываемыми противолежащими рабочими поверхностями поворотной заслонки, установленной симметрично между спиральными кожухами нагнетателей на уровне упомянутых проемов и смонтированной с возможностью захода, при повороте вокруг горизонтальной оси, в объемы выпускных каналов или одного, или другого нагнетателя. Поворотные заслонки механически, через рулевое устройство, связаны с воздушными рулями направления движения, причем эта связь выполнена таким образом, что обеспечивает синхронную работу поворотных заслонок и рулей направления движения.
Техническим результатом заявляемого решения является получение эффективного перераспределения давления и объемов генерируемого центробежными нагнетателями воздуха в поперечном (относительно корпуса транспортного средства) направлении с созданием равномерно изменяемой высоты воздушной подушки (т.е. высота воздушной подушки изменяется от одного борта к другому линейно) и в пропорции перераспределения заслонкой объема генерируемого нагнетателями воздуха. Получение этого технического результата обусловлено совокупностью вышеперечисленных признаков, а именно: выполнением нагнетательной установки из двух центробежных нагнетателей, установленных с сопряжением объемов нагнетательных каналов; наличием пневматического сообщения между собой нагнетательных каналов посредством открытых проемов, выполненных в спиральных кожухах нагнетателей на участках, близлежащих к зоне сопряжения этих кожухов; а также наличием поворотной заслонки, имеющей возможность быть установленной под любым, в том числе, плавно изменяемым углом, и влияющей на величину и направление потока воздуха, перетекающего из одного канала в другой. Причем при повороте заслонка устанавливается в положение, которое оказывается в зоне избыточного давления в канале центробежного нагнетателя, именно в той части канала нагнетателя, где скорость потока является максимальной. Поворотная заслонка часть потока воздуха, создаваемого одним вентилятором (нагнетателем), отсекает и присоединяет к потоку воздуха, создаваемого другим вентилятором (нагнетателем), при этом оставшаяся часть потока воздуха будет подаваться в воздушную подушку через окно своего вентилятора, а отсеченная часть - через окно смежного вентилятора совместно с потоком воздуха, формируемым этим вентилятором. В результате совокупности вышеуказанных признаков под днищем транспортного средства создается воздушная подушка, обеспечивающая оптимальный наклон корпуса транспортного средства при его повороте. При этом корпус транспортного средства наклоняется в нужном направлении, а центр тяжести массы корпуса смещается к центру поворота, что предопределяет положение корпуса, при котором практически исключен риск того, что транспортное средство при повороте может перевернуться.
Вышеуказанный технический результат будет выражен в большей степени, при исполнении центробежных нагнетателей с поперечными, относительно оси вращения рабочего колеса нагнетателя, перегородками, разделяющими рабочие полости каждого нагнетателя, по меньшей мере, на два объема, сообщающихся через проемы в спиральных кожухах с аналогичными объемами другого нагнетателя, при этом в упомянутых проемах спиральных кожухов, симметрично относительно нагнетателей установлены, по меньшей мере, две поворотные заслонки, смонтированные на одной оси и с размещением по разным сторонам перегородки. Такое исполнение обеспечивает более равномерное и эффективное перераспределение генерируемых нагнетателями потоков воздуха.
В днище спирального кожуха каждого нагнетателя, предпочтительно в том его отделенном поперечной перегородкой объеме, который расположен со стороны, обращенной к корме, могут быть выполнены выходные днищевые окна, обеспечивающие подачу потока воздуха под корпус в срединной (диаметральной) его части. Это обусловливает более равномерное питание воздухом срединной зоны воздушной подушки.
Форма заслонки подобрана таким образом, чтобы максимально уменьшить потери давления при изменении направления потока, т.е. при переводе потока воздуха от одного нагнетателя в канал другого нагнетателя. Такая форма получена при исполнении поворотной заслонки из двух пластин, соединенных между собой с образованием профиля, форма которого приближена к треугольнику с остроугольной (остроконечной) вершиной и с закругленным основанием, охватывающим ось заслонки. Поверхность заслонки в этом случае имеет каплевидный и вытянутый профиль, обтекаемый с минимальными потерями давления в потоке как с одной стороны заслонки, так и с другой. Этот эффект будет усилен при выполнении поверхности каждой пластины спрофилированной с созданием контура в форме той части спирального кожуха нагнетателя, которая заменена открытым проемом, перекрываемым этой пластиной, т.е. пластина выполнена с той же кривизной, что и спиральный кожух, если бы он был в месте выполнения открытого проема. Пластины при этом могут быть жестко закреплены посредством любых известных в технике решений на оси, установленной с возможностью поворота как в одну сторону, так и обратно.
Поворотная заслонка выполнена управляемой от рулевого устройства. В заявляемом изобретении связь поворотной заслонки с рулевым устройством состоит из коромысла, жестко связанного одним концом с осью поворотной заслонки, а другим концом - со штоком гидроцилиндра объемной гидропередачи, насос которой связан со штурвалом рулевого устройства.
С целью синхронной работы поворотной заслонки, обеспечивающей необходимый для поворота транспортного средства наклон его корпуса, и работы воздушных рулей, т.е. рулей направления движения, благодаря положению которых транспортное средство осуществляет упомянутый поворот, заявляемое решение характеризуется тем, что воздушные рули направления движения связаны с рулевым устройством таким же образом, как и поворотная заслонка. При этом связь воздушных рулей направления движения с рулевым устройством выполнена в виде второй объемной гидропередачи, состоящей из установленного на опорном валу штурвала насоса, гидравлически связанного со вторым гидроцилиндром, шток которого жестко соединен с воздушными рулями. Связь поворотной заслонки с рулевым устройством и связь воздушных рулей направления движения таким же образом и с этим же рулевым устройством обеспечивают связь поворотной заслонки и воздушных рулей и синхронность их работы.
Краткое описание чертежей
Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображено:
на фиг.1 - общий вид заявляемого транспортного средства на воздушной подушке (две проекции - вид сбоку и вид в плане) с частичным разрезом;
на фиг.2 - схематично вид нагнетательной установки, вертикальный разрез;
на фиг.3 - разрез А-А на фиг.3 (условно без поворотных заслонок);
на фиг.4 - разрез В-В на фиг.3;
на фиг.5 - схематично узел поворотных заслонок;
на фиг.6 - схема, иллюстрирующая положение заслонки в выпускном канале нагнетателя и перераспределение потока воздуха между нагнетателями;
на фиг.7 - схема, иллюстрирующая систему управления поворотной заслонкой нагнетательной установки и поворотом воздушных рулей движительной установки (рулей направления движения).
Осуществление изобретения
Заявляемое амфибийное транспортное средство на воздушной подушке в предпочтительном варианте его исполнения содержит корпус 1, гибкое ограждение 2 воздушной подушки и установленные в кормовой части движительную 3 и нагнетательную 4 установки. Надстройка корпуса 1 включает размещенную в носовой части ходовую рубку 5 с рулевым устройством 6 (см. фиг.7), пассажирский салон 7 и функциональный отсек 8, в котором размещены нагнетательная установка 4, двигатели нагнетательной и движительной установки и трансмиссии их приводов (на чертежах не показаны). Нагнетательная установка 4 включает два сопряженных между собой центробежных нагнетателя 9 и 9' (см. фиг.2), которые установлены вплотную друг к другу с параллельным расположением их приводных валов 10, и таким образом, что боковые выходные окна 11 направлены в противоположные стороны, а спиральные кожухи 12 в части, оппозитной выходным окнам 11, соприкасаются между собой. Поскольку поверхность спирального кожуха - это цилиндрическая поверхность, то место соприкосновения спиральных кожухов 12 нагнетателей 9 (9'), установленных вышеописанным образом, представляет собой линию L (или, при некотором отклонении поверхности кожуха от цилиндрической, узкую полоску), параллельную приводным валам 10. В каждом нагнетателе 9 (9') на приводном валу 10, связанном через шестерню 13 с приводом его вращения (на чертежах не показан), жестко установлено рабочее колесо 14, представляющее собой крыльчатку центробежного вентилятора. Нагнетатели выполнены с поперечной перегородкой 15 (см. фиг.3, 4), разделяющей рабочую полость каждого нагнетателя на два рабочих объема: 16 и 17, в каждом из которых лопасти рабочего колеса 14 формируют свой поток воздуха, направляемый этими лопастями в выходной канал нагнетателя.
В стенках спиральных кожухов 12 каждого нагнетателя под линией L, т.е. под местом соприкосновения этих кожухов, выполнены открытые проемы 18, и поскольку проемы 18 спирального кожуха одного нагнетателя расположены на том же уровне, что и открытые проемы 18 другого нагнетателя (размещены один против другого), то они обеспечивают пневматическое сообщение рабочих объемов в зоне выпускного канала G одного нагнетателя (нагнетателя 9) с рабочими объемами, также в зоне выпускного канала G', второго нагнетателя (нагнетателя 9'). Между спиральными кожухами 12 сопряженных нагнетателей 9 и 9' и на уровне расположения открытых проемов 18 установлены две поворотные заслонки 19 и 20 (см. фиг.5), жестко смонтированные на одной оси 21. Упомянутые заслонки 19 и 20 разнесены по длине оси 21 с размещением их по разным сторонам перегородки 15. Размеры поворотных заслонок 19 и 20 соответствуют размерам открытых проемов 18 с учетом обеспечения свободного прохода этих заслонок при их поворотах с целью захода в объемы каналов G (G').
Каждый поворотная заслонка выполнена из двух пластин 22 и 23 (см. фиг.5, сечение С-С), соединенных между собой с образованием формы поперечного сечения этого элемента (т.е. его профиля), приближенной к остроугольному треугольнику - с остроугольной вершиной 24, образованной состыкованными между собой торцами упомянутых пластин 22 и 23, ориентированных относительно друг друга под острым углом ϕ, и со скругленным основанием 25, соединяющим разведенные концы пластин 22, 23, и охватывающим ось 21 поворотных заслонок. Поворотные заслонки 19 и 20 жестко связаны с осью 21 любым известным решением, например шпоночным соединением 26.
На торце оси 21 поворотных заслонок жестко закреплен один конец коромысла 27, связанного со штоком гидроцилиндра 28, являющегося частью объемной гидропередачи (см. фиг.7), связывающей поворотные заслонки с рулевым устройством 6, и включающей, помимо упомянутого гидроцилиндра 28, насос 29, входной вал которого посредством цепной передачи 30 связан с валом штурвала рулевого устройства 6.
Аналогичная объемная гидропередача обеспечивает связь рулевого устройства 6 с воздушными рулями 31 (см. фиг.7) движительной установки (т.е. с рулями направления движения). Эта объемная гидропередача состоит из насоса 32, гидравлически связанного с гидроцилиндром 33, шток которого соединен с рычагом поворота воздушных рулей 31.
Спиральные кожухи 12 выполнены в верхней части с окнами 34, обеспечивающими доступ к механизмам нагнетателей для ремонта и технического осмотра, при этом в днищевой части спиральных кожухов 12 могут быть выполнены днищевые окна 35.
Эксплуатация транспортного средства на воздушной подушке осуществляется следующим образом. При движении по прямой работает нагнетательная установка 4, обеспечивающая формирование воздушной подушки в гибком ограждении 2 и под днищем корпуса 1, и одновременно работает движительная установка 3, винты которой создают необходимую силу тяги и обеспечивают перемещение средства с определенной скоростью. Исполнение нагнетательной установки 4 с двумя центробежными нагнетателями обеспечивает необходимое давление воздуха между днищем и любой опорной поверхностью: водной, т.е. когда транспортное средство эксплуатируется как судно, или твердой поверхностью, в том числе, при движении заявляемого транспортного средства по пересеченной местности, т.е. тогда, когда транспортное средство эксплуатируется как вездеход. При изменении направления движения, т.е. когда необходимо совершить поворот, водитель поворачивает штурвал рулевого устройства 6 на необходимый угол. Поворот штурвала посредством объемной гидропередачи (т.е. через насос 29 и гидроцилиндр 28) передается на коромысло 27, поворот которого на угол и в направлении, соответствующем повороту штурвала рулевого устройства 6, обеспечивает поворот оси 21 и жестко посаженных на ней поворотных заслонок 19 и 20. Поворотные заслонки 19 и 20 устанавливаются в соответствующем выпускном канале G (G') того или иного нагнетателя 9 (9'), т.е. правого или левого нагнетателя, в зависимости от того, правый или левый поворот необходимо совершить транспортному средству. При указанном повороте заслонки 19 и 20 устанавливаются в положение, при котором они перераспределяют поток воздуха, формируемого нагнетателем, т.е. увеличивают подачу количества воздуха к тому борту средства, который на повороте находится на внешней стороне, увеличивая тем самым толщину воздушной подушке у этого борта и уменьшая ее у борта на внутренней стороне поворота. Корпус транспортного средства наклоняется в нужном направлении, что ведет к смещению его центра тяжести к центру поворота, и тем самым обеспечивается оптимальное его положение для совершения поворота.
Синхронно с поворотом заслонок 19 и 20 посредством второй объемной передачи (т.е. через насос 32 и гидроцилиндр 33) поворот штурвала рулевого устройства 6 передается на воздушные рули 33, которые устанавливаются в положение, обеспечивающее необходимый поворот транспортного средства.
Таким образом, заявляемое решение позволяет повысить управляемость и безопасность движения транспортного средства при его движении на поворотах.
1. Транспортное средство на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением воздушной подушки, движительную установку и нагнетательную установку, выполненную с поворотной заслонкой, связанной с рулевым устройством, отличающееся тем, что нагнетательная установка включает два установленных вплотную друг к другу с противонаправленным расположением боковых выходных окон центробежных нагнетателя, спиральные кожухи которых под местом их соприкосновения выполнены с открытыми размещенными один против другого проемами, перекрываемыми противолежащими рабочими поверхностями поворотной заслонки, установленной между спиральными кожухами нагнетателей на уровне упомянутых проемов, смонтированной с возможностью захода при ее поворотах в объемы выпускных каналов или одного, или другого нагнетателя.
2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что поворотная заслонка выполнена из двух пластин, соединенных с образованием профиля, форма которого приближена к треугольнику с остроугольной вершиной и с закругленным основанием, охватывающим ось заслонки, при этом пластины жестко закреплены на этой оси.
3. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что поверхность каждой пластины спрофилирована с созданием контура части спирального кожуха нагнетателя, замененной открытым проемом, перекрываемым этой пластиной.
4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что связь поворотной заслонки с рулевым устройством состоит из коромысла, жестко связанного одним концом с осью поворотной заслонки, а другим концом - со штоком гидроцилиндра объемной гидропередачи, насос которой связан с рулевым устройством.
5. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что оно снабжено связью воздушных рулей направления движения с рулевым устройством транспортного средства, при этом упомянутая связь выполнена в виде второй объемной гидропередачи, насос которой связан с рулевым устройством, а шток гидроцилиндра - с воздушными рулями направления движения.
6. Транспортное средство на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением воздушной подушки, движительную установку и нагнетательную установку, выполненную с поворотными заслонками, связанными с рулевым устройством, отличающееся тем, что нагнетательная установка включает два установленных вплотную друг к другу с противонаправленным расположением боковых выходных окон центробежных нагнетателя, которые выполнены с поперечными относительно оси вращения своего рабочего колеса перегородками, разделяющими рабочие полости каждого нагнетателя, по меньшей мере, на два объема, спиральные кожухи нагнетателей под местом их соприкосновения выполнены с открытыми размещенными один против другого проемами, сообщающими объемы одного нагнетателя с аналогичными объемами другого нагнетателя и перекрываемыми противолежащими рабочими поверхностями поворотных заслонок, установленных между спиральными кожухами нагнетателей на уровне упомянутых проемов, смонтированных на одной оси, с размещением по разным сторонам перегородок и с возможностью захода при поворотах в объемы выпускных каналов или одного, или другого нагнетателя.
7. Транспортное средство по п.6, отличающееся тем, что в днище спирального кожуха каждого нагнетателя в его части, отделенной поперечной перегородкой и расположенной со стороны, обращенной к корме, выполнены дополнительные выходные окна.
8. Транспортное средство по п.6, отличающееся тем, что каждая поворотная заслонка выполнена из двух пластин, соединенных с образованием профиля, форма которого приближена к треугольнику с остроугольной вершиной и с закругленным основанием, охватывающим ось заслонки, при этом пластины жестко закреплены на этой оси.
9. Транспортное средство по п.8, отличающееся тем, что поверхность каждой пластины спрофилирована с созданием контура части спирального кожуха нагнетателя, замененной открытым проемом, перекрываемым этой пластиной.
10. Транспортное средство по п.6, отличающееся тем, что связь поворотных заслонок с рулевым устройством состоит из коромысла, жестко связанного одним концом с осью поворотных заслонок, а другим концом - со штоком гидроцилиндра объемной гидропередачи, насос которой связан с рулевым устройством.
11. Транспортное средство по п.10, отличающееся тем, что оно снабжено связью воздушных рулей направления движения с рулевым устройством транспортного средства, при этом упомянутая связь выполнена в виде второй объемной гидропередачи, насос которой связан с рулевым устройством, а шток гидроцилиндра - с воздушными рулями направления движения.