Стенд для испытаний гидравлических забойных двигателей
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области нефтяного машиностроения, а именно к оборудованию для обкатки и испытаний гидравлических забойных двигателей (ГЗД). Стенд для испытаний гидравлических забойных двигателей содержит раму с устройствами для закрепления корпуса двигателя, основной бак рабочей жидкости, насос подачи рабочей жидкости в двигатель, первый и второй последовательно установленные тормозные механизмы, соединенные с валом двигателя, и систему измерения параметров двигателей. Стенд снабжен дополнительным баком рабочей жидкости, кожухом для приема выходящей из двигателя рабочей жидкости, установленным между основным и дополнительным баками, а также откачивающим насосом и установленным перед тормозными механизмами мультипликатором с зубчатыми колесами и двухскоростным механизмом переключения передач. В механизме переключения первая передача передает крутящий момент от двигателя через мультипликатор к валу первого тормозного механизма, а вторая передача передает напрямую крутящий момент от двигателя к валу первого тормозного механизма. Обеспечивается возможность испытаний момента силы на выходном валу в режиме от минимальной до максимальной мощности всего диапазона используемых в России героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров, по существу, диапазона измерения крутящего момента ГЗД диаметром от 40 мм до 250 мм в пределах от 250 Н·м до 15000 Н·м. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.
Реферат
Изобретение относится к области нефтяного машиностроения, а именно к оборудованию для обкатки и испытаний гидравлических забойных двигателей (ГЗД), по существу, героторных винтовых многозаходных гидравлических двигателей и турбобуров для бурения нефтяных и газовых скважин.
Известны горизонтальные стенды фирмы "Griffith" (Канада), включающие установочную базу с зажимными устройствами, пульт управления, тормозное устройство, приемную емкость и два насоса стенда (Griffith drilling motor test stend. NATIONAL OILWELL DOWNHOLE TOOLS CATALOG, 1998-99, стр.73).
В стенде Testmaster для создания тормозного момента используется дисковый тормоз, а тормозной момент создается в результате создания сил трения между трущимися поверхностями дисков.
В стенде Hydramaster в качестве тормозного устройства используется объемный гидравлический тормоз, а тормозной момент создается в результате циркуляции жидкости в тормозной муфте.
Недостатком известных горизонтальных стендов Testmaster и Hydramaster фирмы "Griffith" является невозможность использования одного из стендов для обкатки и испытаний всего диапазона известных героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров.
Стенд Testmaster имеет возможность проведения обкатки и испытаний героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров диаметром 121...286 мм, а тормозной (динамический) момент составляет 2040...26400 Н·м.
Стенд Hydramaster имеет возможность проведения обкатки и испытаний героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров диаметром 43...121 мм, а максимальный тормозной (динамический) момент составляет 2040 Н·м.
Другим недостатком горизонтальных стендов Testmaster и Hydramaster фирмы "Griffith" также является необходимость применения промежуточного насоса.
Вода в процессе испытаний подается насосом под давлением из приемной емкости в ГЗД, протекает через него, сливается и снова собирается в приемной емкости.
Так как приемная емкость установлена на пол производственного помещения, для ее заполнения водой, прокаченной через ГЗД, необходим промежуточный насос, сопоставимый по расходу с основным насосом стенда. Необходимость применения дополнительного насоса приводит к усложнению конструкции стенда.
Известен горизонтальный стенд, включающий установочную базу с балансирными опорами (люнетами), тормозное устройство в виде шинно-пневматической муфты и электродвигателя-генератора постоянного тока, насос стенда и приемный бак (Балденко Д.Ф. и др. Винтовые забойные двигатели. Справочное пособие. М.: Недра, 1999 г., с.221-222).
Недостатком известного стенда является невозможность использования для обкатки и испытаний всего диапазона используемых в России героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров, например двигателя Д-55 с диаметром корпуса 55 мм, а также двигателя Д-240 с диаметром 240 мм, при этом диапазон момента силы на выходном валу, в режиме максимальной мощности, составляет от 0,2...0,34 до 10...14 кН·м (Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море, 9/2003, с.8).
Недостатком горизонтального стенда является также снятие характеристик тормозного момента ГЗД с его корпуса, а не с вала, по существу, измерение реактивного момента. Реактивный тормозной момент является косвенной характеристикой работы ГЗД. ГЗД устанавливается в балансирные опоры стенда (люнеты) и закрепляется в них. В процессе проведения испытаний происходят потери величины тормозного момента на трение и подклинивание в балансирных опорах, что приводит к снижению определяемой точности его измерения.
Другим недостатком известного стенда является невозможность проведения испытаний ГЗД в изогнутой компоновке шпиндельной секции относительно двигательной секции, например, под углом 3 градуса.
Наиболее близким к заявляемой конструкции является стенд для испытаний гидравлических забойных двигателей, содержащий раму с устройствами для закрепления корпуса двигателя, основной бак рабочей жидкости, насос подачи рабочей жидкости в двигатель, первый и второй последовательно установленные тормозные механизмы, соединенные с валом двигателя, каждый из которых выполнен, например, в виде электромагнитного порошкового тормоза, а также систему измерения параметров забойных двигателей, например, давления и расхода рабочей жидкости, частоты вращения и крутящего момента (RU 2229581 С1, 27.05.2004).
Недостатком известного стенда является невозможность его использования для обкатки и испытаний героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров, величины максимального нагрузочного момента в которых превышают 5000 Н·м, а также всего диапазона выпускаемых в России героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров в режиме от минимальной до максимальной мощности, по существу, в диапазоне крутящего момента ГЗД диаметром 40...240 мм в пределах от 250 Н·м до 15000 Н·м.
При этом проведение испытаний ГЗД диаметром от 85 до 240 мм в известном стенде возможно только в режиме частичной мощности, по существу, до величины максимального нагрузочного момента, составляющего 30% нагрузочного момента в режиме максимальной мощности.
Кроме того, такое выполнение стенда для испытаний гидравлических забойных двигателей не обеспечивает точности измерения крутящего момента ГЗД в режиме холостого хода (измерение крутящего момента от "нуля") вследствие невозможности отключения электромагнитных порошковых тормозов (ПТ-250М1), обладающих остаточной намагниченностью, величина погрешности которых составляет до 10% максимального нагрузочного момента.
Например, винтовые забойные двигатели производства ПФ ВНИИБТ: ДР3-127, ДО3-127, ДГР3-127, Д3-176, Д4-176, ДВР3-176, Д3-195М, ДГ3-195, ДР-195, Д4-195М, ДВ3-195М, Д1-240М, ДР-240 имеют момент силы на выходном валу в режиме максимальной мощности, превышающий 5000 Н·м, по существу, от 5500 Н·м до 14000 Н·м (Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море, 9/2003, с.8).
Винтовые забойные двигатели производства ООО "Фирма "Радиус-Сервис": RS055, Д-60РС, ДРУ-63РС, ДРУ-75РС, ДОТ-75РС, ДОТ-75РС, ДРК-98РС, Д1-105РС, ДРУ120-РС, ДРУ2-127РС, Д-172РС, ДРУ3-172РС, ДРУ-240РС, а также турбобур-отклонитель ТОР-240РС, имеют момент силы на выходном валу, в режиме от минимальной до максимальной мощности, по существу, от 250 Н·м до 14000 Н·м.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении возможности обкатки и испытаний момента силы на выходном валу в режиме от минимальной до максимальной мощности всего диапазона используемых в России героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров, по существу, диапазона измерения крутящего момента ГЗД диаметром от 40 мм до 250 мм в пределах от 250 Н·м до 15000 Н·м.
Сущность технического решения заключается в том, что в стенде для испытаний гидравлических забойных двигателей, содержащем раму с устройствами для закрепления корпуса двигателя, основной бак рабочей жидкости, насос подачи рабочей жидкости в двигатель, первый и второй последовательно установленные тормозные механизмы, соединенные с валом двигателя, каждый из которых выполнен, например, в виде электромагнитного порошкового тормоза, а также систему измерения параметров забойных двигателей, например, давления и расхода рабочей жидкости, частоты вращения и крутящего момента, согласно изобретению, стенд снабжен дополнительным баком рабочей жидкости, кожухом для приема выходящей из двигателя рабочей жидкости, установленным между основным и дополнительным баками, а также откачивающим насосом и установленным перед тормозными механизмами мультипликатором с зубчатыми колесами и двухскоростным механизмом переключения передач, при этом в механизме переключения передач первая передача передает крутящий момент от двигателя через мультипликатор к валу первого тормозного механизма, а вторая передача передает напрямую крутящий момент от двигателя к валу первого тормозного механизма.
Кроме того, мультипликатор выполнен с расположенными на одной продольной оси входным и выходным полыми валами с зубчатыми венцами, выступающими из корпуса мультипликатора, а механизм переключения передач выполнен в виде центрального вала, проходящего сквозь входной и выходной полые валы мультипликатора, и двух зубчатых колес, установленных по краям центрального вала и соединенных устройством передачи крутящего момента, а также содержит две муфты, каждая из которых расположена по краям центрального вала и имеет внутренние зубья, входящие попеременно в зацепление с зубьями зубчатого колеса, центрального вала или, соответственно, зубчатых венцов входного и выходного валов, при этом каждая из муфт с внутренними зубьями соединена устройством передачи крутящего момента с частями вращающейся компоновки стенда, например, с валом датчика крутящего момента и, соответственно, с валом первого тормозного механизма, и снабжена устройством фиксации продольного хода.
Выполнение стенда для испытаний гидравлических забойных двигателей таким образом, что он снабжен дополнительным баком рабочей жидкости, кожухом для приема выходящей из двигателя рабочей жидкости, установленным между основным и дополнительным баками, а также откачивающим насосом и установленным перед тормозными механизмами мультипликатором с зубчатыми колесами и двухскоростным механизмом переключения передач, при этом в механизме переключения передач первая передача передает крутящий момент от двигателя через мультипликатор к валу первого тормозного механизма, а вторая передача передает напрямую крутящий момент от двигателя к валу первого тормозного механизма, обеспечивает возможность обкатки и испытаний момента силы на выходном валу в режиме от минимальной до максимальной мощности всего диапазона используемых в России героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров, по существу, диапазона измерения крутящего момента ГЗД диаметром от 40 мм до 250 мм в пределах от 250 Н·м до 15000 Н·м.
Выполнение стенда для испытаний гидравлических забойных двигателей таким образом, что мультипликатор выполнен с расположенными на одной продольной оси входным и выходным полыми валами с зубчатыми венцами, выступающими из корпуса мультипликатора, а механизм переключения передач выполнен в виде центрального вала, проходящего сквозь входной и выходной полые валы мультипликатора, и двух зубчатых колес, установленных по краям центрального вала и соединенных устройством передачи крутящего момента, а также содержит две муфты, каждая из которых расположена по краям центрального вала и имеет внутренние зубья, входящие попеременно в зацепление с зубьями зубчатого колеса, центрального вала или, соответственно, зубчатых венцов входного и выходного валов, при этом каждая из муфт с внутренними зубьями соединена устройством передачи крутящего момента с частями вращающейся компоновки стенда, например, с валом датчика крутящего момента и, соответственно, с валом первого тормозного механизма, и снабжена устройством фиксации продольного хода, дополнительно повышает надежность и точность диапазона измерения крутящего момента ГЗД диаметром от 40 мм до 250 мм в пределах от 250 Н·м до 15000 Н·м.
Кроме того, такое выполнение стенда для испытаний гидравлических забойных двигателей (при отключении муфты на выходе из мультипликатора) дополнительно обеспечивает прямую активную систему измерения и повышает точность измерения крутящего момента ГЗД (измерение крутящего момента от "нуля") вследствие возможности отключения электромагнитных порошковых тормозов (ПТ-250М1), каждый из которых обладает остаточной намагниченностью, величина погрешности которой составляет до 10% максимального нагрузочного момента.
Ниже представлен лучший вариант стенда для испытаний гидравлических забойных двигателей (ГЗД), например героторных винтовых многозаходных гидравлических двигателей.
На фиг.1 показан общий вид стенда для испытаний гидравлических забойных двигателей (ГЗД).
На фиг.2 показана система подачи рабочей жидкости, включающая насосную установку, основной бак, трубопроводы, распределительные устройства, вентили и рукава.
На фиг.3 показан разрез А-А на фиг.1 вдоль центральных продольных осей валов мультипликатора.
На фиг.4 показан элемент I на фиг.3 механизма переключения передач на первой передаче (максимальный диапазон крутящих моментов) на входе в мультипликатор.
На фиг.5 показан разрез Б-Б на фиг.4, устройство фиксации продольного хода зубчатой муфты механизма переключения передач на входе в мультипликатор.
На фиг.6 показан тот же элемент I на фиг.3 механизма переключения передач на второй передаче (минимальный диапазон крутящих моментов) на входе в мультипликатор.
На фиг.7 показан элемент II на фиг.3 механизма переключения передач на первой передаче (максимальный диапазон крутящих моментов) на выходе из мультипликатора.
На фиг.8 показан разрез В-В на фиг.7, устройство фиксации продольного хода зубчатой муфты механизма переключения передач на выходе из мультипликатора.
На фиг.9 показан тот же элемент II на фиг.3 механизма переключения передач на второй передаче (минимальный диапазон крутящих моментов) на выходе из мультипликатора.
Стенд для испытаний гидравлических забойных двигателей, максимальная длина которых составляет 14 метров, содержит раму 1 с гидравлическими устройствами 2, 3 для закрепления корпуса 4 двигателя, основной бак 5, объем которого составляет 10 м3 рабочей жидкости 6 (воды), насос 7 (СИН-31) подачи рабочей жидкости 6 в двигатель, первый и второй последовательно установленные тормозные механизмы, соответственно, 8, 9, соединенные с валом 10 двигателя, при этом каждый из тормозных механизмов 8, 9 выполнен, например, в виде электромагнитного порошкового тормоза 11, 12 (ПТ-250М1), а также содержит компьютерную систему измерения (не показанную) параметров забойных двигателей, включающую датчики давления и расхода рабочей жидкости, а также датчик частоты вращения и крутящего момента (K-T10FM-020R-SU2-S-1-S), показано на фиг.1, 2.
В каждом из тормозных механизмов 8, 9, выполненных в виде электромагнитного порошкового тормоза 11, 12 (ПТ-250М1), имеется механическая связь, исполнительный орган которой представляет собой ферромагнитный порошок, заполняющий зазор в электромагнитной системе между ротором и статором тормоза. Через обмотки электромагнитной системы пропускают электрический ток, на ферромагнитный порошок накладывается магнитное поле. При пропускании через зазор между ротором и статором магнитного потока частицы электромагнитного порошка группируются в направлении магнитных силовых линий. При повороте ротора возникает сопротивление повороту от трения между собой намагниченных частиц порошка. Момент возникает от действия тангенциальных сил фрикционного сцепления ферромагнитных частиц рабочего слоя при их взаимном притяжении в магнитном поле. При отсутствии магнитного поля ротор и статор не связаны между собой, так как силы сцепления отсутствуют, однако они обладают остаточной намагниченностью, величина погрешности которой составляет до 10% максимального нагрузочного момента.
Величина тормозного момента на валу тормоза изменяется пропорционально намагничивающему току обмотки системы возбуждения и не зависит от частоты вращения. В качестве рабочей смеси в тормозе используется смесь ферромагнитного порошка (ГОСТ 13610 со средним размером частиц 1,5...3,5 мкм) и индустриального масла (ГОСТ 20799).
Стенд снабжен дополнительным баком 13, объем которого составляет 1,6 м рабочей жидкости 6, кожухом 14 (выполненным в виде разъемного короба) для приема выходящей из двигателя рабочей жидкости 6, установленным между основным и дополнительным баками, соответственно, 5 и 13, а также откачивающим насосом 15 (АНС-130) и установленным перед тормозными механизмами 8, 9 мультипликатором 16 с зубчатыми колесами 17, 18, 19, 20 и двухскоростным механизмом 21 переключения передач, при этом в механизме 21 переключения передач первая передача 22 передает крутящий момент от двигателя через мультипликатор 16, по существу, через передачу зубчатых колес 17, 18, 19, 20 к валу 23 первого тормозного механизма 8, показано на фиг.3, 4, 7.
Вторая передача 24 передает напрямую крутящий момент от двигателя к валу 23 первого тормозного механизма 8, показано на фиг.6, 9.
Мультипликатор 16 выполнен с расположенными на одной продольной оси входным и выходным полыми валами, соответственно, 25 и 26, с зубчатыми венцами, соответственно, 27 и 28, выступающими из корпуса 29 мультипликатора 16, а механизм переключения передач 21 выполнен в виде центрального вала 30, проходящего сквозь входной полый вал 25 и выходной полый вал 26 мультипликатора 16, и двух зубчатых колес 31 и 32, установленных по краям центрального вала 30 и соединенных устройством передачи крутящего момента, по существу, шпоночными соединениями 33 и 34, соответственно, а также содержит две муфты 35 и 36, каждая из которых расположена по краям центрального вала 30 и имеет внутренние зубья 37 и 38, входящие попеременно в зацепление с зубьями зубчатого колеса, соответственно, 31 и 32 центрального вала 30 или, соответственно, зубчатых венцов 27 и 28 входного и, соответственно, выходного полых валов 25 и 26, показано на фиг.3, 4, 7.
Каждая из муфт 35, 36 с внутренними зубьями 37 и 38, соответственно, соединена устройством передачи крутящего момента и частоты вращения с частями вращающейся компоновки стенда, по существу, с валом 39 датчика крутящего момента и частоты вращения и, соответственно, с валом 23 первого тормозного механизма 11, и снабжена устройствами 40 фиксации продольного хода, показано на фиг.3, 4, 5, 7, 8.
Передаточное отношение мультипликатора 16 составляет 0,333.
Максимальный момент торможения при передаточном отношении мультипликатора, равном 0,333, составляет 15000 Н·м, а минимальный момент торможения при прямой передаче крутящего момента от двигателя к валу 23 первого тормозного механизма 11, при отключении второго тормозного механизма 12, составляет 250 Н·м.
Кроме того, между тормозными механизмами 11 и 12 установлена зубчатая муфта 41, аналогичная зубчатой муфте 36 с внутренними зубьями 38, которая может передавать или отключать крутящий момент от валов 26 или 30 мультипликатора 16 на тормозной механизм 12, показано на фиг.1, 3.
Расходы рабочей жидкости 6 в насосной установке 7 (СИН-31) при диаметре плунжеров 140 мм, в зависимости от включенной передачи 21 или 22 мультипликатора 16, составляют 11,5...35 л/с.
Максимальные давления рабочей жидкости 6, соответствующие вышеуказанным расходам при диаметре плунжеров 140 мм, составляют 120...360 кгс/см2.
Расходы рабочей жидкости 6 в насосной установке 7 (СИН-31) при диаметре плунжеров 80 мм, в зависимости от включенной передачи 21 или 22 мультипликатора 16, составляют 3,75...11,3 л/с.
Максимальные давления рабочей жидкости 6, соответствующие вышеуказанным расходам при диаметре плунжеров 80 мм, составляют 370...1000 кгс/см2.
Передаточное отношение мультипликатора 16 для тормозных механизмов 11,12 устанавливается при помощи муфт 35, 36 и составляет 1:1 и 1:3 (0,333).
Максимальная частота вращения ГЗД при передаточном отношении 0,333 в мультипликаторе 16 составляет 650 об/мин.
Максимальная частота вращения ГЗД при передаточном отношении 1:1 в мультипликаторе 16 составляет 1500 об/мин.
Максимальный момент торможения при передаточном отношении 0,333 в мультипликаторе 16 составляет 15000 Н·м, а с одним задействованным тормозным механизмом 11 составляет 7500 Н·м.
Максимальный момент торможения при передаточном отношении 1:1 в мультипликаторе 16 составляет 5000 Н·м, а с одним задействованным тормозным механизмом 11 составляет 2500 Н·м.
Минимальный момент торможения при прямой передаче крутящего момента от двигателя к валу первого тормозного механизма 11, при отключении второго тормозного механизма 12, составляет 250 Н·м.
Максимальный диапазон крутящих моментов.
Героторный винтовой многозаходный гидравлический двигатель закрепляют на раме 1 гидравлическими устройствами 2, 3 для закрепления корпуса 4. Стенд для испытаний гидравлических двигателей работает при включенной первой передаче 22 механизма 21 переключения передач на входе в мультипликатор 16 и двух задействованных тормозных механизмах 11, 12, показано на фиг.3, 4, 7.
Рабочая жидкость 6 насосом 7 (СИН-31) подается в героторный винтовой гидравлический двигатель 4 с определенным давлением и расходом. Под действием перепада давления рабочей жидкости 6 ротор двигателя совершает планетарное движение внутри корпуса двигателя, обкатываясь винтовыми зубьями по винтовым зубьям обкладки из эластомера, закрепленной в корпусе, при этом центральная ось ротора совершает вращение вокруг центральной оси обкладки из эластомера, закрепленной в корпусе, а сам ротор поворачивается вокруг своей центральной оси в направлении, противоположном направлению планетарного движения, образуя крутящий момент, который необходим для вращения долота в скважине и бурения горных пород.
В механизме 21 переключения передач первая передача 22 передает крутящий момент от двигателя через мультипликатор 16, по существу, через передачу зубчатых колес 17, 18, 19, 20 к валу 23 первого тормозного механизма 11, показано на фиг.3, 4, 7.
Максимальная частота вращения ГЗД при передаточном отношении 0,333 в мультипликаторе 16 составляет 650 об/мин.
Максимальный момент торможения при передаточном отношении 0,333 в мультипликаторе 16 составляет 15000 Н·м, а с одним задействованным тормозным механизмом 11 составляет 7500 Н·м.
Расход и давление в напорной линии насоса 7 замеряют блоком датчиков, включающим в себя датчик расхода, например, НОРД-М-65-16,0, датчик давления, например МИДА-ДИ-13ПК, а тормозной момент замеряют датчиком частоты вращения и крутящего момента (К-T10FM-020R-SU2-S-1-S). Точность измерения перечисленных датчиков составляет 0,01%. Снимаемые параметры характеристик обрабатываются компьютером.
Минимальный диапазон крутящих моментов.
Стенд для испытаний гидравлических забойных двигателей работает при включенной второй передаче 24 механизма 21 переключения передач на входе в мультипликатор 16 и двух задействованных тормозных механизмах 11, 12, при этом вторая передача 24 передает напрямую крутящий момент от двигателя к валу 23 первого тормозного механизма 11 посредством внутренних зубьев 37 муфты 35, находящихся в зацеплении с наружными зубьями зубчатого колеса 31, шпоночное соединение 33, полый вал 30, шпоночное соединение 34, наружные зубья зубчатого колеса 32, внутренние зубья 38 муфты 36, а далее к валу 23 первого тормозного механизма 11, показано на фиг.6, 9.
Максимальная частота вращения ГЗД при передаточном отношении 1:1 в мультипликаторе 16 составляет 1500 об/мин.
Максимальный момент торможения при передаточном отношении 1:1 в мультипликаторе 16 составляет 5000 Н·м, а с одним задействованным тормозным механизмом 11 составляет 2500 Н·м.
Минимальный момент торможения при прямой передаче крутящего момента от двигателя к валу первого тормозного механизма 11, при отключении второго тормозного механизма 12, составляет 250 Н·м.
Стенд для испытаний гидравлических забойных обеспечивает возможность испытаний момента силы на выходном валу в режиме от минимальной до максимальной мощности всего диапазона используемых в России героторных винтовых гидравлических двигателей и турбобуров, по существу, диапазона измерения крутящего момента ГЗД диаметром от 40 мм до 250 мм в пределах от 250 Н·м до 15000 Н·м.
1. Стенд для испытаний гидравлических забойных двигателей, содержащий раму с устройствами для закрепления корпуса двигателя, основной бак рабочей жидкости, насос подачи рабочей жидкости в двигатель, первый и второй, последовательно установленные тормозные механизмы, соединенные с валом двигателя, каждый из которых выполнен, например, в виде электромагнитного порошкового тормоза, а также систему измерения параметров забойных двигателей, например, давления и расхода рабочей жидкости, частоты вращения и крутящего момента, отличающийся тем, что стенд снабжен дополнительным баком рабочей жидкости, кожухом для приема выходящей из двигателя рабочей жидкости, установленным между основным и дополнительным баками, а также откачивающим насосом и установленным перед тормозными механизмами мультипликатором с зубчатыми колесами и двухскоростным механизмом переключения передач, при этом в механизме переключения передач первая передача передает крутящий момент от двигателя через мультипликатор к валу первого тормозного механизма, а вторая передача передает напрямую крутящий момент от двигателя к валу первого тормозного механизма.
2. Стенд для испытаний гидравлических забойных двигателей по п.1, отличающийся тем, что мультипликатор выполнен с расположенными на одной продольной оси входным и выходным полыми валами с зубчатыми венцами, выступающими из корпуса мультипликатора, а механизм переключения передач выполнен в виде центрального вала, проходящего сквозь входной и выходной полые валы мультипликатора, и двух зубчатых колес, установленных по краям центрального вала и соединенных устройством передачи крутящего момента, а также содержит две муфты, каждая из которых расположена по краям центрального вала и имеет внутренние зубья, входящие попеременно в зацепление с зубьями зубчатого колеса, центрального вала или соответственно зубчатых венцов входного и выходного валов, при этом каждая из муфт с внутренними зубьями соединена устройством передачи крутящего момента с частями вращающейся компоновки стенда, например с валом датчика крутящего момента, и соответственно с валом первого тормозного механизма, и снабжена устройством фиксации продольного хода.