Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс"
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к спортивным приспособлениям для обучения плаванию. На задней части съемного основания размещен сигнальный упор. На передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью. Сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца. Упор может быть выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром. Шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области физической культуры и спорта, а именно к спортивным приспособлениям для обучения плаванию.
Известно устройство для обучения плаванию способом брасс, которое имеет перекладины, соединяющие концы направляющих стержней между собой и кронштейны для навешивания на бортик бассейна, закрепленные на задней перекладине, при этом опора для тела пловца связана с передней перекладиной и выполнена в виде поплавков с ремнями для крепления к телу пловца, где самоконтроль за выполнением движений осуществляется через установленный на бортике бассейна световой индикатор в моменты прохождения стопами ног по направляющим стержням, имеющих клавиши с расположенными под ними электроконтактами (А.с. СССР №636001, опубл. 10.12.78).
Однако известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью обучения плаванию, обусловленной выполнением движений только на месте и в положении только на груди. Это не позволяет обучаемому продвигаться в воде, выполняя плавательные движения, и осуществлять контроль за своими движениями при плавании. Кроме того, отсутствует возможность выполнения движений в положении на спине и осуществления самоконтроля за этими движениями со стороны зрительного анализатора, что является недостаточным контролем при формировании рациональной техники плавания на начальных этапах обучения. При этом устройство громоздко и требует установки на бортике бассейна, и особенно при групповом обучении 10-12 человек, занимает значительную площадь «зеркала воды» в бассейне.
Известно устройство для обучения пловцов, содержащее смонтированные в бассейне платформы для закрепления на них пловцов и средство для контроля выполняемых движений, расположенное напротив каждой платформы, это устройство имеет пульт управления, программный блок, звуковые индикаторы и демонстрационное табло для воспроизведения на нем выполняемых движений, причем средство для контроля выполняемых движений выполнено в виде смонтированных один над другим рядов шарнирно соединенных между собой зеркал (а.с. СССР №1106525, опубл. 07.08.84).
Данное устройство также характеризуется рядом недостатков, снижающих эффективность в обучении плаванию. Это обусловлено тем, что все движения могут выполняться только на одном месте в воде без передвижения в бассейне и только в положении, когда обучаемый находится на груди, что не отвечает главному требованию при начальном обучении плаванию - выполнению движений ногами в положении обучаемого на спине с тем, чтобы он мог вести постоянный самоконтроль со стороны зрительного анализатора, что особенно необходимо при передвижении в воде. Кроме того, элементы устройства являются стационарными и требуют специального оборудования в бассейнах.
Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор (патент RU №2108830, опубл. 20.04.98).
Недостатком известного устройства для обучения плаванию является весьма слабое восприятие взаимодействий сигнальных выступов со звеньями нижних конечностей, особенно с передней частью голени, в то время, когда стопа принимает положение тыльного сгибания и должна находится в этом положении во время выполнения толчка ногами. Отмечаем, что только одних ощущений со стороны двигательного анализатора, особенно в условиях водной среды, для пловца недостаточно.
Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности визуального контроля за выполнением движений пловца, сокращение сроков формирования рациональных плавательных движений.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном контактном устройстве для обучения плаванию способом "брасс", выполненном с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающем съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, согласно изобретению на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.
На фиг.1 показан общий вид контактного устройства, на фиг.2 - вид сбоку - положение пловца на груди, на фиг.3 - вид спереди - положение пловца на спине.
Контактное устройство содержит основание 1, прикрепляемое к ноге. На основании 1 имеется герметизирующий карман 2, в котором размещена обойма 3 с низковольтным электропитанием, безопасным при использовании в водной среде, микровыключатель 4 с подпружиненным подвижным штоком и сигнальная лампочка 5. На основании 1 закреплены боковые 6 и задние 7 застежки для крепления контактного устройства на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7 укреплен эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9.
Карман 2 герметизирован от воздействия воды. С помощью боковых застежек 6 и задних застежек 7, например типа «велькро» («липучки»), контактное устройство закрепляется на подъеме стопы пловца. На одной из задних застежек 7, типа «велькро», имеется эластичный сигнальный упор 8 с упругой насадкой 9, помещаемый в карман 10, имеющийся для этой цели на основании 1.
Контактное устройство используется следующим образом. При плавании способом брасс продвижение тела пловца вперед осуществляется благодаря движению ногами, которыми выполняются одновременные толчки назад через стороны до полного их выпрямления и соединения вместе.
Из исходного положения, когда ноги выпрямлены и соединены вместе, пловец начинает выполнять движения ногами, подготавливаясь к толчку. Для этого ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, а стопы с закрепленными на них контактными устройствами движутся у самой поверхности воды по направлению к тазу (см. фиг.2). При максимальном подтягивании стоп [11] к тазу (что требуется при современной технике плавания способом брасс) упругие насадки 9 на эластичных сигнальных упорах 8 упираются в бедра [12] пловца. Затем выполняется тыльное сгибание стопами ног (см. фиг.3), когда передняя часть стопы [11] приближается к голени [13] пловца. В результате такого движения происходит взаимодействие между стопами и голенями ног посредством микровыключателей 4 с подпружиненными подвижными штоками и включение сигнальных лампочек 5. Все это служит сигналом о конце подготовительных движений ногами и готовности стоп и голеней пловца к толчку.
Главным условием в выполнении предлагаемой с помощью контактного устройства рациональной техники движения ногами самоконтролем, при котором создается максимальная сила для продвижения пловца вперед, является правильное удержание стоп пловца развернутыми в стороны по всей траектории движения ног пловца до момента их полного выпрямления в коленях и соединения вместе. Самоконтроль, а также и контроль со стороны преподавателя, тренера за правильным движением ногами осуществляется наблюдением за включением - зажиганием сигнальных лампочек 5. Это важно особенно на начальном этапе обучения при выполнении упражнений плаванием одними ногами в положении пловца на спине.
В результате получения обучаемыми таких постоянных сигналов от ощущений, идущих от сокращения мышц, сухожилий, связок, и восприятия от зрительного анализатора создаются четкие представления о выполняемых движениях. Такая срочная информация, идущая одновременно от двух анализаторов, позволяет формировать, начиная с первых движений, рациональную технику плавания.
1. Контактное устройство для обучения плаванию способом "брасс", выполненное с возможностью закрепления на стопе ноги пловца, включающее съемное основание, на задней части которого размещен сигнальный упор, отличающееся тем, что на передней части основания установлен световой индикатор с контактным штоком для фиксирования взаимодействия стопы пловца с голенью, а сигнальный упор имеет упругую насадку для фиксирования взаимодействия стопы с бедром пловца.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упор выполнен эластичным для обеспечения изменения расстояния между стопой пловца и бедром.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шток светового индикатора подпружинен и соединен с микровыключателем для обеспечения возможности одновременного тактильного и визуального контроля основного положения стопы и голени самим обучаемым.