Вяжущее для дорожного покрытия
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов. Заявлено вяжущее для дорожного покрытия, содержащее битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающийся тем, что в качестве растворителя-пластификатора используется рапсовое масло или смесь дистиллированного талового масла и пентаэритрита, взятых в массовом соотношении 7:1, а в качестве каучука - сополимер этилена с винилацетатом при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 95,00-99,50, растворитель-пластификатор 0,41-4,10, сополимер этилена с винилацетатом 0,09-0,90.
2 табл.
Реферат
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов.
Известно вяжущее для дорожных покрытий, получаемое смешением 85-98 мас.% битума, 15-2 мас.% разветвленного или линейного стирольного блок-сополимера при 200°С-250°С в течение 15-40 минут (ЕР №0458386, кл. С08L 95/00, 1972). Вяжущее имеет достаточно высокую прочность, эластичность, однако при этом не достигается полная однородность структуры вяжущего.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (патент РФ №2038360, кл. С08L 95/00, 1995), содержащее битум, блок-сополимеры алкадиена и стирола и индустриальное масло при следующим количественном соотношении, мас.%:
Битум | 44,4-98,0 |
Блок-сополимеры алкадиена и стирола | 0,1-22,3 |
Масло индустриальное | 1,9-33,3 |
Причем до введения в битум сополимер смешивают при 80-160°С с индустриальным маслом, после чего полученную смесь при перемешивании вводят при 110-160°С в битум.
Изобретение позволяет получить вяжущее, соответствующее по параметрам требованиям, предъявляемым к вяжущим для дорожного покрытия. Однако полной однородности такого вяжущего достигнуть не удается, поскольку сродство индустриального масла, состоящего в основном из нафтеновых углеводородов, к блок-сополимерам алкадиена и стирола невысокое. Вяжущее обладает сравнительно невысокими значениями растяжимости и эластичности, а также неудовлетворительной адгезией.
Задачей изобретения является достижение однородности вяжущего, увеличение значений растяжимости, эластичности, адгезии, достижение низких значений температур хрупкости во всем интервале состава вяжущего при одновременном сохранении высоких значений остальных показателей.
Задача решается разработкой вяжущего для дорожного покрытия, содержащего битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающегося тем, что в качестве растворителя-пластификатора используется рапсовое масло или смесь дистиллированного талового масла и пентаэритрита, взятых в массовом соотношении 7:1, а в качестве каучука - сополимер этилена с винилацетатом при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум | 95,00-99,50 |
Растворитель-пластификатор | 0,41-4,10 |
Сополимер этилена с винилацетатом | 0,09-0,90 |
Дистиллированное таловое масло по ТУ 13-4000177-26-84 является продуктом сульфатно-целлюлозного производства (ОАО «Лакокраска»).
Пентаэритрит по ГОСТ 9286-89 получают конденсацией уксусного и муравьиного альдегидов в водном растворе в присутствии щелочи.
Масло рапсовое по ГОСТ 8988-77 вырабатывается путем прессования и экстракции семян рапса.
Сополимер этилена с винилацетатом по ТУ 6-05-1636-97 получают методом, аналогичным методу производства полиэтилена низкой плотности, высокого давления (ОАО «НефтеХимСэвилен»).
Вяжущее готовят в следующий последовательности: в предварительно нагретый до 250°С битум вводят растворитель-пластификатор, сополимер этилена с винилацетатом и перемешивают при этой же температуре до получения однородной массы.
Составы образцов приготовленных вяжущих приведены в таблице 1, а их характеристики в таблице 2. Как видно, предлагаемое вяжущее значительно превосходит прототип по растяжимости, эластичности, адгезии, температуры хрупкости для всего интервала состава вяжущего; при этом достигается полная однородность вяжущего.
Таблица 1 | ||||
Состав вяжущих | ||||
№/№ Обр. | Состав, мас.% | |||
Битум | Растворитель-пластификатор | Сополимер этилена с винилацетатом | ||
Дистиллированное таловое масло:пентаэритрит (7:1) | Рапсовое масло | |||
1 | 95,00 | 4,10 | - | 0,90 |
2 | 98,00 | 1,64 | - | 0,36 |
3 | 99,50 | 0,41 | - | 0,09 |
4 | 95,00 | - | 4,10 | 0,90 |
5 | 98,00 | - | 1,64 | 0,36 |
6 | 99,50 | - | 0,41 | 0,09 |
Таблица 2 | |||||||
Характеристики образцов вяжущего | |||||||
Показатели | Образцы вяжущего (№/№) | Известное вяжущие (прототип) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С | 56 | 50 | 46 | 52 | 51 | 48 | 56 |
Температура хрупкости по Фраасу, °С | -35 | -41 | -38 | -33 | -35 | -33 | (-17)-(-40) |
Сцепление с мрамором или песком* | Соответствует образцу №1 | Соответствует образцу №2 | С мрамором - 5 балловС песком - 2 балла | ||||
Температура вспышки, °С | 270 | 270 | 260 | 245 | 240 | 240 | 246 |
Эластичность, см | |||||||
при 25°С | 92 | 90 | 87 | 90 | 90 | 88 | 85,5 |
при 0°С | 88 | 86 | 82 | 85 | 82 | 82 | 80,0 |
Растяжимость, см | |||||||
при 25°С | 100 | 100 | 80 | 85 | 82 | 80 | 45,0 |
при 0°С | 70 | 80 | 50 | 55 | 50 | 52 | 42,0 |
Глубина проникания иглы, 0,1 мм | |||||||
при 25°С | 50 | 65 | 120 | 70 | 80 | 100 | 129 |
при 0°С | 32 | 50 | 80 | 54 | 62 | 70 | 77 |
Интервал пластичности, °С ** | 91 | 91 | 84 | 85 | 86 | 81 | 73-96 |
* - сцепление с мрамором или песком определяют по ГОСТ 11508-74 | |||||||
** - интервал пластичности определяют как разность между температурой размягчения и температурой хрупкости |
Вяжущее для дорожного покрытия, содержащее битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающееся тем, что в качестве растворителя-пластификатора используется рапсовое масло или смесь дистиллированного талового масла и пентаэритрита, взятых в массовом соотношении 7:1, а в качестве каучука - сополимер этилена с винилацетатом при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум | 95,00-99,50 |
Растворитель-пластификатор | 0,41-4,10 |
Сополимер этилена с винилацетатом | 0,09-0,90 |