Топливная композиция
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к жидким углеводородсодержащим топливам с присадками, содержащими кислород, а именно к композициям дизельных топлив (ДТ), содержание серы в которых не более 0,05%, обладающих высокими противоизносными свойствами (ПС), и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве топлив для двигателей, соответствующих нормам ЕВРО-3 и выше. Описана топливная композиция, содержащая в качестве основы дизельное топливо, содержание серы в котором составляет не более 0,05 мас.%, и присадку КАП-25, которая дополнительно содержит Агидол-1, взятый в соотношении с КАП-25 - 1:1-20, при следующем содержании компонентов, мас.%: присадка КАП-25 - 0,005-0,02, Агидол-1 - 0,001-0,015, дизельное топливо, содержание серы в котором составляет 0,05 мас.% и менее, остальное. Технический результат изобретения - повышение эффективности топливной композиции с одновременным снижением себестоимости. 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к жидким углеводородсодержащим топливам с присадками, содержащими кислород, а именно к композициям дизельных топлив (ДТ), содержание серы в которых не более 0,05%, обладающих высокими противоизносными свойствами (ПС), и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве топлив для двигателей соответствующих нормам ЕВРО-3 и выше.
Перед авторами стояла задача - разработать композицию ДТ, обладающую высокими противоизносными свойствами при значительном снижении себестоимости за счет применения компонентов, в частности присадки, на основе недорогих доступных продуктов, обеспеченных отечественными сырьевыми ресурсами.
Начиная с 1990 года, в России организовано производство экологически чистых ДТ с содержанием серы 0,05 мас.% и менее. Наряду со снижением вредных выбросов в выхлопных газах применение экологически чистых ДТ привело к целому ряду проблем: выходу из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД) из-за снижения ПС ДТ, ухудшению защитных свойств (ЗС) и снижению уровня окислительной стабильности (ОС), связанным с удалением в процессе гидроочистки поверхностно-активных веществ (ПАВ), способных образовывать защитную пленку на поверхности металла и являющихся природными антиоксидантами.
Известно, что топлива в дизелях являются смазочным материалом для движущихся деталей топливной аппаратуры, трущихся плунжерных пар ТНВД, запорных игл, штифтов и т.д. [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / И.Г.Анисимов, К.М.Бадыштова, С.А.Бнатов и др. Под ред. В.М.Школьникова. Изд.2-е перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. С.92].
Противоизносные свойства - это совокупность свойств топлива, характеризующих особенности и результаты процессов изнашивания трущихся поверхностей, которые могут протекать в присутствии топлива при его применении в технике [ГОСТ 4.25-83. Нефтепродукты. Топлива жидкие. Номенклатура показателей].
Противоизносные свойства дизельным топливам придают соединения серы и связанные с ними ароматические и полярные соединения. Однако ароматические углеводороды ухудшают процесс сгорания в цилиндре дизеля и способствуют отложению смолистых веществ на деталях ТНВД.
Прямогонные ДТ, как правило, обладают более высокими защитными свойствами, чем гидроочищенные ДТ. Необходимость обеспечения высоких защитных свойств ДТ связана с особенностями длительного хранения техники с дизельными двигателями [Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив. - М., Химия, 1984. С.107].
Удаление в процессе гидроочистки гетероатомных соединений ухудшает такой показатель, как окислительная стабильность дизельных топлив.
Одним из наиболее предпочтительных путей улучшения противоизносных, защитных и антиокислительных свойств ДТ является добавление присадок.
В основном для улучшения ПС ДТ используют присадки на основе карбоновых кислот и (или) их сложных эфиров со спиртами или с другими соединениями, азотсодержащих соединений, смесей карбоновых кислот или эфиров и азотсодержащих соединений, фосфорсодержащих сложных эфиров и др. [Калинина М.В. Улучшение смазывающих свойств дизельных топлив. Дисс. на соискание степени канд. техн. наук. - М., 2001. С.42-43]. Недостатком большинства вышеуказанных композиций является их недостаточная противоизносная эффективность при значительных трудозатратах.
Однако для ДТ, содержание серы в которых менее 0,05 мас.%, использование этих вышеназванных присадок удорожает процесс получения топливной композиции.
Наиболее близким по технической сущности решением, взятым за прототип, является топливно-масляная композиция на основе нефтепродуктов, содержащая следующие компоненты, мас.%:
сложный эфир алкиларилсульфокислоты и | |
диметилолмочевины | 0,002-1,8 |
алкенилянтарная кислота | 0,002-2,5 |
ди(алкилфенил)-дитиофосфат тиомочевины | 0,001-0,7 |
нефтепродукт (ДТ или реактивное топливо) | остальное |
Комплекс присадок представляет собой сложную смесь, повышающую противокоррозионные свойства топливной композиции [А.с. 642355, C10L 1/18, 1977].
Однако данная композиция, основу которой составляют ДТ с содержанием серы более 0,2 мас.%, обладает низкой эффективностью при использовании основы с содержанием серы менее 0,05 мас.% в современных быстроходных дизелях, работающих при высоких нагрузках.
Технический результат изобретения - повышение эффективности топливной композиции с одновременным снижением себестоимости.
Указанный технический результат достигается тем, что топливная композиция, содержащая дизельное топливо и присадку КАП-25, согласно изобретению дополнительно содержит Агидол-1, взятый в соотношении с КАП-25 - 1:1-20, а в качестве основы - дизельное топливо, содержание серы в котором составляет не более 0,05 мас.%, при следующем содержании компонентов, мас.%:
присадка КАП-25 | 0,005-0,02 |
Агидол-1 | 0,001-0,015 |
дизельное топливо, содержание серы в | |
котором не более 0,05 мас.% | остальное |
Основное назначение присадки КАП-25 - применение в качестве защитной (антикоррозионной) в основе гидравлических масел АУП, МГЕ-10А и масла консервационного для стрелкового вооружения КРМ. Присадка КАП-25 является производной алкенилянтарных кислот, которые получают алкилированием малеинового ангидрида тетрамером пропилена по реакции:
с последующим гидролизом алкенилянтарного ангидрида:
где n=12-15.
Присадка КАП-25 представляет собой вязкую малоподвижную прозрачную массу от желтого до светло-коричневого цвета. Поскольку молекулярная масса углеводородной части молекулы присадки велика, она нерастворима в воде, но обладает хорошей растворимостью в жидких углеводородных средах.
В молекуле алкенилянтарной кислоты имеются две высокополярные группы СООН и неполярный углеводородный радикал CnH(2n-1). Полярные группы предопределяют ее высокую адсорбцию на металле и обеспечивают уникальную способность вытеснения воды с поверхности металла. При этом молекулы алкенилянтарной кислоты, адсорбируясь преимущественно на положительно заряженных участках поверхности металла, образуют ориентированный мономолекулярный слой и, как следствие, - прочную хемосорбционную пленку.
Присадка КАП-25 выпускается отечественной промышленностью по ТУ 6-14-93 в достаточных количествах при низкой себестоимости (≈150 рублей за килограмм).
Учитывая, что присадка КАП-25 способна образовывать прочную хемосорбционную пленку на поверхности, с которой предварительно полярными группами присадки вытеснена вода, авторы провели исследования совокупности двух присадок, с целью создания такой топливной композиции, которая не только бы улучшала ПС, но и не ухудшала окислительную стабильность. Для этого была исследована совокупность двух присадок: КАП-25 и 4-метил-2,6-дитретбутилфенол, являющаяся антиокислительной. Вырабатывается эта присадка под маркой Агидол-1 по ТУ 38.5901237-90 в промышленных масштабах. Данная присадка представляет собой кристаллическое индивидуальное вещество.
Авторы провели исследования по возможности совместного использования присадок КАП-25 и Агидол-1 в топливных композициях на основе дизельных топлив, содержание серы в которых составляет менее 0,05 мас.%.
Для обоснования совокупности признаков, идентифицирующих заявляемую топливную композицию, были приготовлены образцы, состав которых представлен в таблице 1.
Образцы топливных композиций прошли испытания в соответствии с методом ISO 12156. Согласно этому методу стальной шарик под нагрузкой 20 кПа (0,2 кг/см2) посредством вибратора совершает возвратно-поступательное движение с амплитудой 1 мм и частотой 50 Hz по пластине, помещенной в топливную композицию. Испытания проходят при температуре 60°С. Образующееся пятно износа замеряют по двум диаметрам (по направлению движения и поперек) и вычисляют среднее. Затем вносят поправку на температуру и влажность воздуха, и полученный конечный результат Dп.и. является характеристикой противоизносных свойств. Нормой противоизносных свойств дизельного топлива по EN-590 является D≤460 мкм [ISO 12156-1: Diesel fuel - Assessment of lubricity using the high-frequency reciprocating rig (HFRR)].
Результаты оценки ПС ДТ представлены в таблице 1.
Таблица 1Состав топливных композиций и его влияние на ПС ДТ, мас.% | |||||||||
Состав | Образец топливной композиции | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Агидол-1 | 0 | 0,015 | 0 | 0,001 | 0,001 | 0,01 | 0,01 | 0,015 | 0,02 |
КАП-25 | 0 | 0 | 0,02 | 0,005 | 0,02 | 0,01 | 0,02 | 0,005 | 0,01 |
Соотношение Агидол-1: КАП-25 | - | - | - | 1:5 | 1:20 | 1:1 | 1:2 | 3:1 | 2:1 |
Топливо дизельное гидроочищенное с 0,027 мас.% серы | 100 | 99,985 | 99,98 | 99,994 | 99,979 | 99,98 | 99,97 | 99,98 | 99,97 |
Противоизносные свойства (Dп.и.), мкм * | 577 | 566 | 303 | 452 | 283 | 437 | 306 | 507 | 477 |
* нормой противоизносных свойств дизельного топлива по EN-590 является D≤460 мкм |
Из результатов, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что оптимальным составом топливной композиции является образец №5 с соотношением компонентов присадки в топливной композиции 1:20, максимально улучшающий ПС.
Топливная композиция (образец №5) прошла испытания на соответствие ГОСТ 52836-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» в объеме комплекса методов квалификационной оценки топлив для быстроходных дизелей [Комплекс методов квалификационной оценки топлив для быстроходных дизелей. Утвержден междуведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России 23 апреля 1996 г.].
Физико-химические показатели образца топливной композиции №5 приведены в таблице 2.
Таблица 2Физико-химические показатели образца топливной композиции №5 | |||||
№ п/п | Наименование показателей | Метод испытания | Норма по ГОСТ 52368-2005 | Результат испытаний топлива | |
без присадки | образец топливной композиции №5 | ||||
1. | Цетановое число, не менее | ГОСТ 3122 | 51 | 51,1 | 51,2 |
2. | Цетановый индекс, не менее | 46 | 46,9 | 47,2 | |
3. | Плотность при 15°С, кг/м3, не более | ГОСТ 3900 | не более 820-845 | 842 | 842 |
4. | Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более | EH 12916 | 11 | 1,6 | 1,6 |
5. | Содержание серы, мг/кг, не более: I вид | ASTMD 4294 | 350 | 270 | 270 |
6. | Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше | ГОСТ 6356 | 55 | 72 | 72 |
7. | Коксуемость 10%-ного остатка, мас.%, не более | ГОСТ 19932 | 0,3 | 0,02 | 0,02 |
8. | Зольность, %, не более | ГОСТ 1461 | 0,01 | 0,002 | 0,003 |
9. | Содержание воды, мг/кг, не более | EH ИСО12937 | 200 | Отс. | Отс. |
10. | Общее загрязнение, мг/кг, не более | EH 12662 | 24 | 5 | 5 |
11. | Коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С), единицы по шкале | ГОСТ 6321 | Класс 1 | Соотв. | Соотв. |
12. | Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м3, не более | EH 12205 | 25 | 1,2 | 1,0 |
13. | Противоизносные свойства: скорректированный диаметр пятна износа при 60°С, мкм, не более | ISO 12156 | 460 | 577 | 283 |
14. | Вязкость кинематическая при 40°С, мм2/с | ГОСТ 33 | 2,00-4,50 | 3,44 | 3,46 |
15. | Фракционный состав: | ГОСТ 2177 | |||
при температуре 250°С,% (по объему), менее | 65 | 18 | 18 | ||
при температуре 350°С,% (по объему), не менее | 85 | 95,5 | 95,5 | ||
95% перегоняется при температуре, °С | 360 | 348 | 347 | ||
16. | Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более | EH 14078 | 5 | Отс. | Отс. |
17. | Предельная температура фильтруемости, °С, не выше (СОРТ «С») | ГОСГ 22254 | -5 | -8 | -8 |
Результаты испытаний образца топливной композиции №5 в объеме комплекса методов квалификационной оценки топлив для быстроходных дизелей приведены в таблице 3.
Как видно из результатов испытаний, проведенных на соответствие требованиям ГОСТ 52836-2005 и нормам комплекса методов квалификационной оценки топлив для быстроходных дизелей, заявляемая топливная композиция обладает высокими противоизносными, защитными и антиокислительными свойствами.
Таким образом, применение изобретения позволит снизить затраты на производство ДТ, соответствующего нормам Евро-3 и выше, применяя простой технологический процесс производства предлагаемой присадки на территории РФ и используя отечественную сырьевую базу, исключив зависимость от импортных производителей противоизносных присадок.
Топливная композиция, содержащая дизельное топливо и присадку КАП-25, отличающаяся тем, что дополнительно содержит Агидол-1, взятый в соотношении с КАП-25 1:1-20, а в качестве основы - дизельное топливо, содержание серы в котором составляет не более 0,05 мас.% при следующем содержании компонентов, мас.%:
присадка КАП-25 | 0,005-0,02 |
Агидол-1 | 0,001-0,015 |
дизельное топливо, содержание серы в | |
котором составляет 0,05 мас.% и менее | остальное |