Способ пропитки обмотки статора электромеханического преобразователя

Изобретение относится к области электротехники и к технологии электромашиностроения и может быть использовано при производстве электромеханических преобразователей, в частности герметичного исполнения. Сущность изобретения состоит в том, что при осуществлении способа пропитки обмотки статора электромеханического преобразователя, включающего нанесение пропиточного материала на статор и последующие сушку и отвердевание пропиточного материала, согласно данному изобретению пропиточным материалом заполняют зазоры между фальшротором, помещенным внутрь стотора, и статором с предварительно уложенной в его пазах обмоткой, а в процессе сушки и отвердевания пропиточного материала фальшротор вращают и извлекают после окончательного отвердевания пропиточного материала, который образует подшипник скольжения, расположенный на внутренней и/или боковой поверхности статора. Технический результат, достигаемый при осуществлении данного изобретения, состоит в повышении эффективности процесса пропитки обмотки статора электромеханического преобразователя за счет обеспечения более полного использования пропиточного материала путем исключения необходимости удаления его излишков, используемых для образования подшипника скольжения с помощью фальшротора в процессе пропитки обмотки статора.

Реферат

Способ относится к технологии электромашиностроения и может использоваться при производстве электромеханических преобразователей, в частности герметичного исполнения.

Известен способ пропитки - метод погружения, заключающийся в том, что пропитываемый узел, несущий обмотку, предварительно нагретый до 60-70°C, погружается в ванну с лаком. Проникая в обмотку под действием гидростатического давления и капиллярных сил, лак вытесняет воздух и заполняет пустоты между проводниками. Изделие выдерживается в ванне до тех пор, пока выделяются пузырьки воздуха. Пропитываемые узлы выдерживают некоторое время на воздухе для стекания излишков лака, после чего смоченными в растворителе салфетками смывают с металлических поверхностей пленку лака. Далее узлы загружают в печь, где происходит сушка при 120°C (для удаления растворителя) и отвердевание основы лака при температуре, соответствующей применяемому лаку (Технология производства асинхронных двигателей: Специальные вопросы/В.Г.Костромин, С.Б.Бронин, В.А.Дагаев и др. / Под ред. В.Г.Костромина. - М.: Энергоиздат, 1981).

Там же изложен метод капельной или струйной пропитки, сущность которого заключается в подаче пропиточного состава на отдельные части обмотки. В данном методе пропиточный состав подается тонкой струей в обмотку статора или якоря через лобовую часть. Для лучшего проникновения пропиточного состава обмотка должна быть нагрета до 60-80°C.

Наиболее близким по технической сущности является способ пропитки, включающий предварительную сушку (статоры нагревают до температуры 70-100°C в течение 45-60 минут), вакуумирование (производят в пропиточной емкости с доведением давления до остаточного, составляющего 40000-70000 Па), пропитку пропиточным материалом (лаком), последующую сушку в две стадии, на первой из которых производят удаление растворителя, а на второй - запекание пленки пропиточного материала, охлаждение и удаление излишков пропиточного материала. Перед предварительной сушкой производят нанесение маслосодержащей изоляционной смазки на выводные провода обмотки каждого статора и наконечники. Лак после разбавления растворителем перед пропиткой профильтровывают через сито. В качестве растворителя используют ксилол (патент РФ №2171538, Н02К 15/02, 15/12).

Общим недостатком всех указанных способов является низкая эффективность технологического процесса пропитки обмотки статора.

Задачей заявляемого способа пропитки является повышение эффективности технологического процесса за счет более полного использования пропиточного материала.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в исключении из технологического процесса этапа удаления излишков пропиточного материала, что является следствием использования процесса пропитки обмотки статора электромеханического преобразователя для образования подшипника скольжения на внутренней и/или боковой поверхности статора.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. Статор с предварительно уложенной в его пазы обмоткой совмещается с фальшротором, наружный диаметр которого меньше внутреннего диаметра статора на величину технологического припуска, определяемого толщиной формируемого подшипника скольжения с учетом последующей обработки. При этом создается зазор, определяемый геометрическими размерами ограничивающих поверхностей. В процессе последующей пропитки обмотки статора электромеханического преобразователя этот зазор заполняется пропиточным материалом. Дальнейшая технология включает этапы перемещения, сушки, отвердевания пропиточного материала и извлечения фальшротора. Одновременно с сушкой и отвердеванием происходит вращение фальшротора с образованием подшипника скольжения, остающегося на внутренней и/или боковой поверхности статора после удаления фальшротора. Технологические параметры (температура, влажность, давление, время и т.п.) определяются в зависимости от свойств пропиточного материала, который должен обеспечивать формируемому в зазоре между статором и фальшротором подшипнику скольжения антифрикционные и низкоэлектропроводные характеристики. Использование устраняемого при раннее известных способах пропиточного материала для образования подшипника скольжения существенно повышает эффективность рассматриваемого технологического процесса. Это связано с тем, что низкоэлектропроводный подшипник скольжения, отделяющий обмотку статора, повышает электрическую прочность изоляции обмотки электромеханического преобразователя, для обеспечения которой применяется процесс пропитки. Антифрикционные свойства подшипника скольжения, расположенного на внутренней и/или боковой поверхности статора, позволяют использовать его в качестве элемента, фиксирующего вращающийся ротор во время эксплуатации электромеханического преобразователя в радиальном и/или осевом направлении.

Таким образом, применение в технологическом процессе пропитки обмотки статора вращающегося фальшротора, установленного с зазором относительно статора и обеспечивающего формирование подшипника скольжения, повышает эффективность способа пропитки обмотки статора за счет более полного использования пропиточного материала.

Способ пропитки обмотки статора электромеханического преобразователя, включающий нанесение пропиточного материала на статор и последующие сушку и отвердевание пропиточного материала, отличающийся тем, что пропиточным материалом заполняют зазоры между фальшротором, помещенным внутрь статора, и статором с предварительно уложенной в его пазах обмоткой, а в процессе сушки и отвердевания пропиточного материала фальшротор вращают и извлекают после окончательного отвердевания пропиточного материала, который образует подшипник скольжения, расположенный на внутренней и/или боковой поверхности статора.