Роторная шиберная машина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных шиберных насосах, гидромоторах, гидростатических дифференциалах и трансмиссиях с повышенной эффективностью при высоком давлении. В каждой силовой камере роторной шиберной машины изменяемой длины средства изоляции ее силовой полости включают, по меньшей мере, два подвижных элемента, установленных с образованием скользящих изолирующих контактов между изолирующей поверхностью одного подвижного элемента и изолирующей поверхностью одной из частей адаптивного узла, между изолирующей поверхностью другого подвижного элемента и изолирующей поверхностью другой из частей адаптивного узла, а также между изолирующими поверхностями подвижных элементов. По меньшей мере, в одном из указанных контактов обе изолирующие поверхности выполнены цилиндрическими и, по меньшей мере, в одном - сферическими, а, по меньшей мере, в одном из остальных указанных контактов обе изолирующие поверхности выполнены плоскими либо сферическими. Изобретение направлено на улучшение изоляции рабочей камеры и силовых камер изменяемой длины в широком диапазоне деформаций и допусков, а также на повышение КПД при высоком давлении. 16 з.п. ф-лы, 33 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных шиберных насосах, гидромоторах, гидростатических дифференциалах и трансмиссиях с повышенной эффективностью при высоком давлении.

Уровень техники

Известны роторные шиберные машины, содержащие два узла, установленные с возможностью взаимного вращения, а именно, корпус с входным и выходным портами и ротор с шиберными камерами, в которых расположены шиберы с возможностью движения относительно ротора: аксиального (патент US 570584), радиального (патент US 894391) или поворотного (патенты US 1096804 и US 2341710), причем рабочая камера в них ограничена торцевыми поверхностями ротора и корпуса.

В рабочей камере входная полость, гидравлически связанная с входным портом, и выходная полость, гидравлически связанная с выходным портом, разделены двумя изолирующими перемычками корпуса. Одна из них находится в скользящем изолирующем контакте с шиберами, двигающимися при вращении ротора от входной к выходной полости, и называется далее ограничителем прямого переноса. Другая называется далее ограничителем обратного переноса.

Исполнение рабочей камеры в кольцевом пазе в торце роторного узла US 1096804, US 3348494, US 894391, US 2341710 обеспечивает радиальную разгрузку ротора и улучшает изоляцию рабочей камеры за счет скользящего изолирующего контакта торцевой поверхности рабочей части ротора, в которой выполнен кольцевой паз, с торцевой поверхностью рабочей части корпуса. Плоские изолирующие торцевые поверхности рабочих частей ротора и корпуса, будучи прижатыми друг к другу, обеспечивают хорошую изоляцию при отсутствии их деформаций.

Однако силы давления рабочей жидкости, заключенной в рабочей камере, отталкивают рабочие части ротора и корпуса друг от друга и деформируют их изолирующие поверхности, что приводит к значительному росту утечек при повышении давления.

Известен гидростатический компонент ЕР 0269474, принятый нами за ближайший аналог, в котором снижено деформирующее влияние давления рабочей жидкости на поверхности скользящего изолирующего контакта между рабочими частями обоих узлов. Он состоит из двух узлов, а именно, корпуса и ротора, установленных с возможностью взаимного вращения. Корпус с входным и выходным портами (называемыми авторами «каналами для подвода и отвода жидкости») содержит рабочую часть корпуса, называемую авторами «носителем дорожки», на которой выполнены ограничитель прямого переноса и ограничитель обратного переноса в виде участков обода с дорожкой между входной и выходной полостями. Обод с дорожкой выполняет также функции направляющего кулачка привода шиберов.

Ротор состоит из двух частей: рабочей части ротора, называемой авторами «держателем пластин», на рабочей торцевой поверхности которой выполнен кольцевой паз, соединяющийся с шиберными камерами, в которых расположены шиберы, установленные с возможностью изменения степени выдвижения в кольцевой паз, и опорной части, называемой «опорным фланцем». Авторами предусмотрено исполнение, в котором в опорной части также выполнены шиберные камеры и кольцевой паз. В этом случае опорная часть ротора контактирует с опорной частью корпуса в виде второго носителя дорожки.

Рабочая часть корпуса (носитель дорожки), контактируя со скольжением с рабочей частью ротора (держателем пластин), изолирует в кольцевом пазе рабочую камеру, которая разделена ограничителем обратного переноса (участком обода, наиболее перекрывающим кольцевой паз), и ограничителем прямого переноса (участком обода, наименее перекрывающим кольцевой паз), находящимся в скользящем изолирующем контакте с шиберами, на входную полость рабочей камеры, гидравлически связанную с входным портом, и выходную полость рабочей камеры, гидравлически связанную с выходным портом.

Авторами предусмотрена возможность использования в роторных шиберных машинах пары гидростатических компонентов описанного типа, либо в варианте, когда рабочая и опорная части ротора расположены между рабочей и опорной частями корпуса, связанными связующей частью корпуса в виде вала, либо в варианте, когда рабочая и опорная части корпуса расположены между рабочей и опорной частями ротора, связанными связующей частью ротора в виде наружной оболочки.

Для обеспечения изоляции рабочей камеры авторы предусматривают исполнение одного из узлов, ротора или корпуса, адаптивным, то есть включающим силовые камеры изменяемой длины, кинематически связывающие рабочую и опорную части адаптивного узла с возможностью их взаимных осевых перемещений и наклонов, по меньшей мере, достаточных для приближения держателя лопастей к носителю дорожки, т.е. для обеспечения скользящего изолирующего контакта между рабочими частями обоих узлов гидростатического компонента при их взаимном вращении, а каждая силовая камера включает гидравлически связанную с рабочей камерой силовую полость и средства ее изоляции, причем изменение длины указанных силовых камер приводит к указанным взаимным движениям рабочей и опорной частей указанного узла, а силы давления рабочей жидкости в силовых полостях направлены так, чтобы раздвинуть силовые камеры и приблизить рабочую часть корпуса и рабочую часть ротора друг к другу.

В первом исполнении ротор выполнен адаптивным, т.е. включает силовые камеры изменяемой длины, кинематически связывающие его рабочую и опорную части, т.е. держатель пластин с опорным фланцем, с возможностью их взаимных осевых перемещений. Сообщающиеся с рабочей камерой цилиндрические силовые полости имеют овальное сечение и выполнены на торце держателя пластин с обратной стороны от кольцевого паза. В них установлены средства изоляции в виде подвижных в осевом направлении цилиндрических поршневых элементов, называемых авторами «уплотнительными чашечками», которые упираются в опорный фланец и, герметизируя рабочую камеру, прижимают торцевую поверхность держателя пластин к торцевой поверхности носителя дорожки.

Авторы указывают, что силы давления жидкости, отталкивающие держатель пластин от носителя дорожки, передаются через силовые камеры на статический контакт поршневого подвижного элемента с деформируемым опорным фланцем, что избавляет от осевых деформаций упомянутые торцевые изолирующие поверхности держателя пластин. Сила прижима рабочей части ротора к рабочей части корпуса зависит от размера силовых камер и определяет уровень потерь на трение между указанными рабочими частями.

Несмотря на синхронное вращение рабочей и опорной частей ротора, упомянутый контакт поршневого подвижного элемента с опорным фланцем не является абсолютно статическим, т.к. несовпадение осей вращения рабочей и опорной частей вызывает движения торцевой поверхности подвижного элемента по поверхности опорного фланца. Для уменьшения трения между поршневым подвижным элементом и опорным фланцем на торцах подвижных элементов выполнены полости, которые гидравлически связаны с силовыми полостями в держателе пластин. Для предотвращения утечек из обеих полостей силовой камеры требуется хорошая изоляция одновременно в двух скользящих изолирующих контактах поверхностей каждого подвижного элемента как с внутренней цилиндрической поверхностью полости силовой камеры, так и с плоской поверхностью опорного фланца. Для этого необходимо обеспечивать с высокой точностью перпендикулярность между образующей цилиндрической изолирующей поверхности полости силовой камеры и плоской изолирующей поверхностью опорного фланца при любом давлении и при любом угле поворота ротора.

Однако по технологическим причинам и вследствие деформаций корпуса под действием сил давления рабочей жидкости ось вращения держателя пластин может отклоняться от оси вращения опорного фланца на некоторый угол. Этот угол определяет угловую амплитуду циклических наклонов, которые изолирующая поверхность опорного фланца совершает относительно торцевой поверхности подвижного элемента при вращении роторного узла. Деформация опорного фланца под действием сил давления рабочей жидкости значительно увеличивает указанную амплитуду циклических наклонов и вызывает искривление его плоской изолирующей поверхности. Все это нарушает скользящий изолирующий контакт между упомянутыми изолирующими поверхностями и приводит к значительному росту утечек, что является существенным недостатком вышеописанного гидростатического компонента.

Кроме того, носитель дорожки гидростатически не уравновешен. Поэтому его плоские изолирующие поверхности деформируются при высоком давлении, что еще более увеличивает утечки.

В ЕР 0269474 описано также исполнение гидростатического компонента, в котором адаптивным выполнен не ротор, а корпус, т.е. силовые камеры изменяемой длины с подвижными элементами размещены в узле корпуса между рабочей частью корпуса, т.е. носителем дорожки, и опорной частью корпуса. И в этом исполнении наклоны опорной части корпуса относительно рабочей части корпуса, обусловленные деформациями и технологическими причинами, так же как и искривление плоской изолирующей поверхности, будут приводить к росту утечек.

Предложенные авторами эластичные элементы, герметизирующие контакт между стенками подвижного элемента и стенками силовой полости, в виде гибких периферийных кромок подвижных поршневых элементов или в виде тороидальных уплотнительных прокладок отчасти улучшают изоляцию при вышеописанных взаимных наклонах рабочей и опорной частей соответствующего узла гидростатического компонента, однако приводят к значительному увеличению сил трения, препятствующих движению подвижных элементов в полостях силовых камер. Для преодоления этих сил трения требуется увеличить сечение силовых камер, что приводит к увеличению сил прижима ротора к корпусу и увеличению потерь на трение.

Таким образом, описанный в ЕР 0269474 гидростатический компонент требует высокой точности изготовления, не обеспечивает изоляцию силовых камер и рабочей камеры при деформациях и не позволяет при высоком давлении достичь одновременно низкого уровня утечек и низких потерь на трение.

Сущность изобретения

Задача настоящего изобретения - обеспечить изоляцию рабочей камеры и силовых камер изменяемой длины в широком диапазоне деформаций и технологических допусков и связанных с ними взаимных наклонных и поперечных движений рабочей и опорной частей адаптивного узла и повысить КПД роторных шиберных машин при высоком давлении.

Для решения поставленной задачи предлагается роторная шиберная машина, состоящая из двух узлов, а именно, корпуса и ротора, установленных с возможностью взаимного вращения. Корпус с входным и выходным портами содержит опорную часть корпуса и рабочую часть корпуса, на которой выполнены ограничитель прямого переноса и ограничитель обратного переноса. Ротор включает опорную часть ротора и рабочую часть ротора, на рабочей торцевой поверхности которой выполнен кольцевой паз, соединяющийся с шиберными камерами, в которых расположены шиберы, установленные с возможностью изменения степени выдвижения в кольцевой паз. Рабочая и опорная части одного узла расположены между связанными связующей частью рабочей и опорной частями другого узла. Опорная часть корпуса контактирует с опорной частью ротора, а рабочая часть корпуса контактирует со скольжением с рабочей торцевой поверхностью рабочей части ротора и изолирует в кольцевом пазе рабочую камеру. Ограничитель обратного переноса и находящийся в скользящем изолирующем контакте с шиберами ограничитель прямого переноса разделяют рабочую камеру на входную полость, гидравлически связанную с входным портом, и выходную полость, гидравлически связанную с выходным портом. По меньшей мере, один из двух узлов роторной шиберной машины, ротор или корпус, выполняется адаптивным, то есть включает силовые камеры изменяемой длины, кинематически связывающие рабочую и опорную части адаптивного узла с возможностью их взаимных осевых перемещений и наклонов. Амплитуда этих осевых перемещений и наклонов, по меньшей мере, достаточна для обеспечения скользящего изолирующего контакта между рабочими частями обоих узлов роторной шиберной машины при их взаимном вращении, причем изменение длины указанных силовых камер приводит к указанным взаимным движениям рабочей и опорной частей адаптивного узла. Каждая силовая камера изменяемой длины (далее по тексту - силовая камера) включает гидравлически связанную с рабочей камерой силовую полость изменяемой длины (далее по тексту - силовая полость) и средства ее изоляции. Силы давления рабочей жидкости в силовых полостях направлены так, чтобы раздвинуть силовые камеры и приблизить рабочую часть корпуса и рабочую часть ротора друг к другу.

Отличие заключается в том, что в каждой силовой камере средства изоляции ее силовой полости включают, по меньшей мере, два подвижных элемента. Эти подвижные элементы установлены с образованием скользящих изолирующих контактов между следующими парами поверхностей: изолирующей поверхностью одного из подвижных элементов и изолирующей поверхностью одной части адаптивного узла, изолирующей поверхностью другого подвижного элемента и изолирующей поверхностью другой части адаптивного узла и между изолирующими поверхностями подвижных элементов. По меньшей мере, в одном из этих контактов обе изолирующие поверхности выполнены цилиндрическими и, по меньшей мере, в одном - сферическими, а в остальных указанных контактах формы пар контактирующих поверхностей выбираются таким образом, что сохраняют скользящий изолирующий контакт при указанных взаимных движениях рабочей и опорной частей адаптивного узла. Взаимное скольжение цилиндрических поверхностей обеспечивает изоляцию при взаимных осевых движениях рабочей и опорной частей адаптивного узла, а взаимное скольжение сферических поверхностей обеспечивает изоляцию при взаимных наклонных движениях указанных частей. Для упомянутого сохранения изоляции при взаимных поперечных движениях указанных частей еще, по меньшей мере, в одном из других изолирующих контактов обе изолирующие поверхности выполняются либо плоскими, либо сферическими.

Для улучшения изоляции силовых камер при высоком давлении сферические и плоские изолирующие поверхности предпочтительно выполнять на гидростатически разгруженной части адаптивного узла и на гидростатически разгруженных подвижных элементах. В исполнениях, в которых одна из частей адаптивного узла, опорная (п.2) либо связующая (п.3), не разгружена и деформируема под давлением, на этой деформируемой части предпочтительно выполнять цилиндрические поверхности, а зазор между ними и соответствующими цилиндрическими поверхностями подвижных элементов при необходимости уплотнять цилиндрическими пружинящими самоустанавливающимися кольцами.

В исполнениях, в которых силовые камеры расположены между двумя гидростатически уравновешенными частями узла, цилиндрические поверхности выполняют на подвижных элементах и на любой из указанных частей, либо между подвижными элементами.

Цилиндрическая поверхность понимается здесь в наиболее общем смысле как поверхность, образованная параллельным перемещением прямой по заданному замкнутому контуру. При необходимости цилиндрические поверхности могут выполняться с овальным или иным поперечным сечением. В нижеприведенных примерах реализации изобретения показано предпочтительное исполнение цилиндрических поверхностей с круглым сечением.

Прижим рабочей части ротора к рабочей части корпуса в отсутствие давления обеспечивается тем, что силовые камеры включают упругие элементы. Для гидростатической разгрузки рабочей части адаптивного узла (п.4) формы, размеры и расположение силовых полостей выбираются таким образом, что сумма сил упругости указанных упругих элементов и сил давления рабочей жидкости в силовых камерах, прижимающих рабочую часть ротора к рабочей части корпуса, превышает сумму сил давления рабочей жидкости в рабочей камере, отталкивающих рабочую часть ротора от рабочей части корпуса, и сил трения в указанных роторных элементах, препятствующих приближению рабочей части ротора к рабочей части корпуса, на заданную величину, предпочтительно не превышающую 5% от указанной суммы сил давления, отталкивающих рабочую часть ротора от рабочей части корпуса.

Для таких исполнений, в которых сила упругой реакции упругих элементов либо мала, либо не влияет на силу прижима частей ротора к частям корпуса (п.5), форму и размеры силовых полостей выбирают таким образом, чтобы обеспечивать гидростатический прижим рабочих частей друг к другу, а именно так, формы, размеры и расположение силовых полостей выбирают так, что сумма сил давления рабочей жидкости в силовых камерах, прижимающих рабочую часть ротора к рабочей части корпуса, превышает сумму сил давления рабочей жидкости, отталкивающих рабочую часть ротора от рабочей части корпуса, на заданную величину, предпочтительно не превышающую 5% от указанной суммы сил давления, отталкивающих рабочую часть ротора от рабочей части корпуса. В частности, для исполнений, в которых направляющие цилиндрических поверхностей силовых полостей параллельны оси вращения ротора, указанное превышение достигается, например, тем, что (п.6) суммарная площадь сечений силовых полостей плоскостью, перпендикулярной оси вращения ротора, превышает площадь проекции кольцевого паза на ту же плоскость, по меньшей мере, на 50% площади проекции на указанную плоскость скользящего изолирующего контакта рабочей части ротора с рабочей частью корпуса.

Для гидростатической разгрузки опорной части адаптивного узла между находящимися в скользящем изолирующем контакте опорными частями ротора и корпуса выполняют опорные полости, форма, размеры, количество и расположение которых выбираются так, что разница между силами давления рабочей жидкости, отталкивающими друг от друга рабочие части ротора и корпуса, и силами давления рабочей жидкости, отталкивающими друг от друга опорные части ротора и корпуса, не превышает другую заданную, предпочтительно небольшую, величину. Гидростатическая разгрузка части адаптивного узла предохраняет ее от осевых деформаций под давлением рабочей жидкости и значительно снижает потери на трение между ней и соответствующей частью другого узла.

Для гидростатического поджима подвижных элементов средств изоляции силовых полостей (п.7) в каждой паре контактирующих сферических изолирующих поверхностей и в каждой паре контактирующих плоских изолирующих поверхностей формы и размеры указанных пар изолирующих поверхностей выбираются таким образом, чтобы сумма сил давления рабочей жидкости, прижимающих эти поверхности друг к другу, превышала сумму встречных сил давления рабочей жидкости, отталкивающих их друг от друга. Для гидростатической разгрузки подвижных элементов предпочтительно выбирать указанную величину превышения небольшой, т.е. не превышающей 10% от произведения давления в силовой полости на площадь поперечного сечения ее цилиндрических изолирующих поверхностей.

В предпочтительном исполнении вышеупомянутый гидростатический поджим подвижных элементов достигается тем (п.8), что для каждой пары указанных изолирующих поверхностей площадь поперечного сечения силовой полости плоскостью, проходящей через внутреннюю границу скользящего изолирующего контакта этих поверхностей, выбирается меньшей, чем площадь поперечного сечения цилиндрических изолирующих поверхностей силовой полости, по меньшей мере, на 50% площади проекции на указанную плоскость указанного скользящего изолирующего контакта.

Для стабилизации силы гидростатического прижима (п.9) в каждой паре указанных контактирующих изолирующих поверхностей площадь одной изолирующей поверхности превышает площадь другой изолирующей поверхности таким образом, чтобы каждый участок поверхности меньшей площади сохранял скользящий изолирующий контакт с поверхностью большей площади при любом угле поворота ротора во всем диапазоне указанных взаимных перемещений рабочей и опорной частей адаптивного узла.

Предлагаемое решение изоляции силовых камер и рабочей камеры роторной шиберной машины может быть воплощено в различных конструкциях. Они различаются тем, который из узлов роторной шиберной машины, ротор или корпус, выполнен адаптивным, а также видом силового замыкания, т.е. тем, какой из двух узлов включает связующую часть, которая принимает на себя осевые растягивающие силы давления рабочей жидкости, компенсируя их своей упругой деформацией.

Роторные шиберные машины с силовым замыканием на корпус соответствуют традиционным компоновкам, в которых узел ротора расположен между рабочей и опорной частями корпуса.

В роторных шиберных машинах с силовым замыканием на ротор расположенную между рабочей и опорной частями ротора сборку рабочей и опорной части корпуса мы далее называем операционным узлом корпуса. В исполнениях с силовым замыканием на ротор и адаптивным ротором (п.10) рабочая и опорная части корпуса расположены между рабочей и опорной частями ротора, который включает связующую часть ротора, причем, по меньшей мере, одна из указанных частей ротора установлена с возможностью осевых перемещений и наклонов относительно связующей части, а силовые камеры изменяемой длины выполнены между указанной частью ротора и связующей частью ротора и кинематически связывают указанную часть ротора со связующей частью, причем поверхности скользящего изолирующего контакта между связующей частью ротора и подвижным элементом выполнены цилиндрическими. В исполнениях с силовым замыканием на ротор и адаптивным корпусом (п.11) силовые камеры изменяемой длины выполнены между опорной частью корпуса и рабочей частью корпуса, соединенными в операционный узел корпуса, который расположен между рабочей и опорной частями ротора, соединенными связующей частью ротора.

Для улучшения изоляции рабочей камеры при высоком давлении предлагаются гидростатические средства предотвращения деформаций корпусных изолирующих поверхностей, исполнение которых зависит от вида силового замыкания.

В роторных шиберных машинах с силовым замыканием на корпус (п.12) рабочую или опорную части корпуса выполняют составными, а именно, собираемыми из внешнего силового и внутреннего функционального элементов, между которыми напротив кольцевого паза выполняют, по меньшей мере, одну антидеформационную камеру, гидравлически связанную с рабочей камерой. Количество, расположение, форма и размеры антидеформационных камер выбирают таким образом, чтобы равнодействующая сил давления жидкости на внутренний функциональный элемент части корпуса со стороны ротора и сил давления жидкости со стороны антидеформационных камер не превосходила заданную величину, предпочтительно не превышающую 20% от указанных сил давления со стороны ротора.

В роторных шиберных машинах с силовым замыканием на корпус (п.13) и адаптивным ротором, в которых узел корпуса выполнен с возможностью изменять угол взаимного наклона осей вращения опорной и рабочей частей ротора, антидеформационные камеры изменяемой длины также могут быть выполнены наподобие вышеописанных силовых камер, в которых изоляция при взаимных наклонах частей узла обеспечивается сочетанием трех видов скользящих движений подвижных элементов: осевого при взаимном осевом скольжении цилиндрических изолирующих поверхностей, наклонного при взаимном скольжении сферических изолирующих поверхностей, а также поперечного при взаимном скольжении плоских или других сферических поверхностей. В этом случае антидеформационная камера содержит антидеформационную полость изменяемой длины и средства ее изоляции, включающие, по меньшей мере, два подвижных элемента, установленных с образованием скользящих изолирующих контактов между следующими парами поверхностей: изолирующей поверхностью одного из подвижных элементов и изолирующей поверхностью функционального элемента части корпуса, изолирующей поверхностью другого подвижного элемента и изолирующей поверхностью силового элемента части корпуса и между изолирующими поверхностями подвижных элементов, причем, по меньшей мере, в одном из этих контактов обе изолирующие поверхности выполнены цилиндрическими и, по меньшей мере, в одном - сферическими, а в остальных указанных контактах формы пар контактирующих поверхностей выбираются таким образом, что сохраняют скользящий изолирующий контакт при указанном изменении угла взаимного наклона. При этом, либо (п.16), по меньшей мере, в одном из указанных контактов обе изолирующие поверхности выполнены плоскими, либо (п.17), по меньшей мере, в двух указанных контактах изолирующие поверхности выполнены сферическими.

В роторных шиберных машинах с силовым замыканием на ротор (п.14) рабочую и опорную части корпуса соединяют в операционный узел корпуса, а между опорными частями корпуса и ротора напротив кольцевого паза выполняют гидравлически связанные с ним опорные полости, расположенные напротив кольцевого паза и гидравлически связанные с ним так, что давление в каждой опорной полости равно давлению в расположенной напротив полости рабочей камеры в кольцевом пазе, а количество, формы и размеры опорных полостей выбраны таким образом, чтобы равнодействующая сил давления на опорную часть корпуса со стороны опорной части ротора и сил давления на рабочую часть корпуса со стороны рабочей части ротора не превосходила заданную величину, предпочтительно не превышающую 5% от указанных сил давления, отталкивающих рабочую часть ротора от рабочей части корпуса.

В исполнении с адаптивным операционным узлом корпуса передача указанных уравновешивающих сил давления между рабочей и опорной частями корпуса обеспечивается посредством вышеописанных силовых камер. В исполнениях с адаптивным ротором указанная передача уравновешивающих сил давления между частями корпуса обеспечивается либо посредством их жесткого соединения, либо посредством антидеформационных камер, выполняемых либо непосредственно между частями корпуса, либо между функциональным и силовым элементами частей операционного узла корпуса.

В роторных шиберных машинах с силовым замыканием на ротор и адаптивным ротором (п.15), в которых опорная часть корпуса выполнена с возможностью изменяемого наклона относительно рабочей части корпуса, антидеформационные камеры изменяемой длины также могут быть выполнены наподобие вышеописанных силовых камер, в которых изоляция при взаимных наклонах частей узла обеспечивается сочетанием трех видов скользящих движений подвижных элементов: осевого при взаимном осевом скольжении цилиндрических изолирующих поверхностей, наклонного при взаимном скольжении сферических изолирующих поверхностей, а также поперечного при взаимном скольжении плоских или других сферических поверхностей. В этом случае антидеформационная камера содержит антидеформационную полость изменяемой длины и средства ее изоляции, включающие, по меньшей мере, два подвижных элемента, установленных с образованием скользящих изолирующих контактов между следующими парами поверхностей: изолирующей поверхностью одного из подвижных элементов и изолирующей поверхностью рабочей части корпуса, изолирующей поверхностью другого подвижного элемента и изолирующей поверхностью опорной части корпуса и между изолирующими поверхностями подвижных элементов, причем, по меньшей мере, в одном из этих контактов обе изолирующие поверхности выполнены цилиндрическими и, по меньшей мере, в одном - сферическими, а в остальных указанных контактах формы пар контактирующих поверхностей выбираются таким образом, что сохраняют скользящий изолирующий контакт при указанном изменении угла взаимного наклона. При этом либо (п.16), по меньшей мере, в одном из указанных контактов обе изолирующие поверхности выполнены плоскими, либо (п.17), по меньшей мере, в двух указанных контактах изолирующие поверхности выполнены сферическими.

Более подробно детали изобретения описываются в нижеприведенных примерах, иллюстрируемых чертежами, на которых представлены:

Фиг.1 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором и силовым замыканием на корпус, осевой разрез в плоскости, проходящей через ограничитель обратного переноса.

Фиг.2 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором и силовым замыканием на корпус, осевой разрез в плоскости, проходящей через входной и выходной порты.

Фиг.3 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором и силовым замыканием на корпус, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через кольцевой паз.

Фиг.4 - роторная шиберная машина с адаптивным корпусом и силовым замыканием на корпус, осевой разрез в плоскости, проходящей через ограничитель обратного переноса.

Фиг.5 - роторная шиберная машина с адаптивным корпусом и силовым замыканием на корпус, осевой разрез в плоскости, проходящей через входной и выходной порты.

Фиг.6 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором и силовым замыканием на ротор, осевой разрез в плоскости, проходящей через ограничитель обратного переноса.

Фиг.7 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором и силовым замыканием на ротор, осевой разрез в плоскости, проходящей через входной и выходной порты.

Фиг.8 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором и силовым замыканием на ротор, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через кольцевой паз.

Фиг.9 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором и силовым замыканием на ротор, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через опорные полости.

Фиг.10 - вариант исполнения силовой камеры со сферическими поверхностями скользящего изолирующего контакта между подвижными элементами.

Фиг.11 - вариант исполнения силовой камеры со сферическими поверхностями скользящего изолирующего контакта между подвижными элементами.

Фиг.12 - вариант исполнения силовой камеры с плоскими поверхностями скользящего изолирующего контакта между подвижными элементами.

Фиг.13 - вариант исполнения силовой камеры с цилиндрическими поверхностями скользящего изолирующего контакта между подвижными элементами.

Фиг.14 - вариант исполнения силовой камеры с тремя подвижными элементами и цилиндрическими поверхностями скользящего изолирующего контакта между ними.

Фиг.15 - вариант исполнения силовой камеры с подвижной втулкой в рабочей части ротора.

Фиг.16 - вариант исполнения силовой камеры с упругим элементом, работающим на растяжение.

Фиг.17 - вариант исполнения силовой камеры с упругим элементом, работающим на растяжение.

Фиг.18 - вид деформации торцевых и цилиндрических поверхностей деформируемой части адаптивного узла под действием аксиальных сил давления рабочей жидкости, деформируемая часть закреплена по центру.

Фиг.19 - вид деформации торцевых и цилиндрических поверхностей деформируемой части адаптивного узла под действием аксиальных сил давления рабочей жидкости, деформируемая часть закреплена по центру.

Фиг.20 - вид деформации торцевых и цилиндрических поверхностей деформируемой части адаптивного узла под действием аксиальных сил давления рабочей жидкости, деформируемая часть закреплена по периметру.

Фиг.21 - вид деформации торцевых и цилиндрических поверхностей деформируемой части адаптивного узла под действием аксиальных сил давления рабочей жидкости, деформируемая часть закреплена по периметру.

Фиг.22 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, ось вращения которой наклонена относительно оси вращения рабочей части ротора, осевой разрез в плоскости, проходящей через ограничитель обратного переноса.

Фиг.23 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, ось вращения которой наклонена относительно оси вращения рабочей части ротора, осевой разрез в плоскости, проходящей через входной и выходной порты.

Фиг.24 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, ось вращения которой наклонена относительно оси вращения рабочей части ротора, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через кольцевой паз.

Фиг.25 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, ось вращения которой наклонена относительно оси вращения рабочей части ротора, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через опорные полости.

Фиг.26 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между функциональным и силовым элементами опорной части корпуса, осевой разрез в плоскости, проходящей через ограничитель обратного переноса.

Фиг.27 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между функциональным и силовым элементами опорной части корпуса, осевой разрез в плоскости, проходящей через входной и выходной порты.

Фиг.28 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между функциональным и силовым элементами опорной части корпуса, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через кольцевой паз.

Фиг.29 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на корпус, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между функциональным и силовым элементами опорной части корпуса, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через антидеформационные камеры изменяемой длины.

Фиг.30 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на ротор, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между рабочей и опорной частями корпуса, осевой разрез в плоскости, проходящей через ограничитель обратного переноса.

Фиг.31 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на ротор, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между рабочей и опорной частями корпуса, осевой разрез в плоскости, проходящей через входной и выходной порты.

Фиг.32 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на ротор, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между рабочей и опорной частями корпуса, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через кольцевой паз.

Фиг.33 - роторная шиберная машина с адаптивным ротором, силовым замыканием на ротор, гидростатически разгруженной опорной частью ротора, вариатором угла взаимного наклона осей вращения рабочей и опорной частей ротора и с антидеформационными камерами изменяемой длины между рабочей и опорной частями корпуса, разрез в плоскости, перпендикулярной оси вращения и проходящей через антидеформационные камеры изменяемой длины.

Роторная шиберная машина на Фиг.1 - Фиг.3 выполнена с адаптивным ротором и силовым замыканием на корпус. Это означает, что рабочая