Способ обучения и/или проведения психолого-педагогических исследований в форме игрового гомеостата и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области обучения и/или проведения психолого-педагогических исследований и предназначено для использования в образовательной деятельности, диагностическом психолого-педагогическом тестировании. По меньшей мере, один управляемый игровой объект, состоит из, по меньшей мере, двух частей. Каждая из частей имеет независимый электропривод и пульт управления для обеспечения перемещения управляемого объекта по заданной траектории путем переключения направления вращения своего электродвигателя со своего пульта, по меньшей мере, двумя участниками при достижении синхронного воздействия на части игрового объекта. Для аудиовизуального экранирования участников могут быть использованы светополупроницаемый экран, бируши, шлем. Для внешнего наблюдения и контроля за деятельностью участников могут быть использованы электронные сенсоры. Техническим результатом изобретения является отработка навыков синхронного управления объектом несколькими участниками процесса. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области обучения и/или проведения психолого-педагогических исследований и может быть использовано для организации образовательной деятельности, диагностического психолого-педагогического тестирования, а также в устройствах для развлечений и игр, в частности обучающих, занимательных, познавательных, развивающих, спортивных, театрализованных и др.

Одним из наиболее близких аналогов заявленной группы изобретений как в части способа, так и в части устройства является способ, заключающийся в том, что его участники воздействуют на управляемый объект и/или через устройство, содержащее такой управляемый объект (например, тренажер, или спортивный предмет, или игрушку с дистанционным управлением и т.п.), с последующим сравнением и анализом полученных группой в целом и/или каждым участником результатов (Практикум по спортивной психологии /Под ред. Волкова И.П., Санкт-Петербург, изд. "Питер", 2002, с.47-49).

Недостатком известного способа и устройств является отсутствие возможности совмещать и осуществлять взаимопереходы между различными видами развивающей деятельности субъектов-участников, в частности обучения и психолого-педагогическое исследования индивидуальных особенностей личности в условиях межличностного взаимодействия в соответствии с задачами обучения и/или игры.

Техническим результатом изобретения является отработка навыков синхронного управления объектом несколькими участниками процесса.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для обучения, игры или психолого-педагогического эксперимента включает, по меньшей мере, один управляемый игровой объект, состоящий из, по меньшей мере, двух частей, каждая из которых имеет независимый электропривод и пульт управления для обеспечения перемещения управляемого объекта по заданной траектории путем переключения направления вращения своего электродвигателя со своего пульта, по меньшей мере, двумя участниками при достижении синхронного воздействия на части игрового объекта.

В устройстве для обучения, игры или психолого-педагогического эксперимента могут быть использованы для аудиовизуального экранирования участников светополупроницаемый экран, бируши, шлем.

Для внешнего наблюдения и контроля за деятельностью участников могут быть использованы электронные сенсоры.

Способ обучения, игры или психолого-педагогического эксперимента включает использование устройства по п.п.1-3.

Задачей предлагаемых способа и устройства является выявление и оптимизация соответствия способностей субъектов-участников структуре поставленной перед ними задачи, предполагающей взаимотрансформацию познавательно-образовательной, и/или игровой, и/или экспериментально-исследовательской темы, решаемой посредством замера и последующего анализа качественно-количественных характеристик всей индивидуальной и коллективной активности участников процесса обучения, и/или игры, и/или эксперимента, и, кроме того, оптимизация социальных аспектов индивидуальной и групповой деятельности и развития активных форм социальной жизнедеятельности.

Участники могут управлять, по меньшей мере, одной частью, по меньшей мере, одного управляемого объекта посредством дистанционного управления, например, кабельного, или фото, или ИК-, или радиоуправления, при этом участник управляет движением или перемещением по меньшей мере одной части по меньшей мере одного управляемого объекта.

Управление, по меньшей мере, двух частей, по меньшей мере, одного управляемого объекта выполняется взаимосвязанным, т.е. каждый участник управляет движением или перемещением или иными манипуляциями, по меньшей мере, одной части, по меньшей мере, одного объекта, но их обоюдные действия являются взаимосвязанными. В случае, когда, по меньшей мере, с одним управляемым объектом одновременно взаимодействуют, т.е. играют и/или управляют по меньшей мере два участника, они, кроме того, произвольно выбирают и распределяют роли в заданном экспериментально-игровом пространстве.

Тем самым, такой подход в организации обучения, и/или эксперимента, и/или игры может обозначаться как совместно-раздельная развивающая деятельность субъектов-участников, реализуемая в форме игрового гомеостата, и допускающая возможность произвольного или непроизвольного перехода от обучения к совместным действиям с объектом, и/или к игре, и/или к эксперименту без существенных изменений внешних условий организации деятельности, и обусловливается лишь разной длительностью, предусмотренной конкретными целями и/или изменениями поставленных задач эксперимента и/или предусмотренных сценарием и/или предписываемых правилами игрового сюжета. При этом ведущим целеполагающим фактором является оптимизация соответствия структуры группы соответствующим способностям субъектов-участников процесса обучения, и/или игры, и/или эксперимента, отражающим через качественно-количественные характеристики их индивидуальной и коллективной активности диагностируемый максимум эффективности конечного суммарного результата как каждого участника, так и всего континиума в соответствии с поставленной познавательно-образовательной, и/или экспериментально-исследовательской, и/или игровой задачей.

Предлагаемый способ предусматривает размещение субъектов-участников в процессе обучения, и/или игры, и/или эксперимента с возможностью регулировать их визуальные, и/или вербальные, и/или тактильные контакты между собой и/или контакты, опосредованные техническими устройствами или живыми посредниками знакового взаимодействия, например жестами, участников игры, и/или обучения, и/или эксперимента между собой, для чего, например, по меньшей мере между двумя участниками устанавливают по меньшей мере один экран с односторонней светопроницаемостью, используют звукоизолирующие ушные вкладыши и/или изолирующий зашоренный и звуконепроницаемый шлем (с дополнительно встроенными ЭЭГ-, ЭРГ- или др. электродами) или иные приспособления или приемы, обеспечивающие возможность по меньшей мере односторонне максимальной изоляции участников друг от друга.

В предлагаемом способе также предусмотрена возможность как внешней фиксации, наблюдения и контроля за деятельностью участников, так и/или взаимоконтроля за результатами совместной игры, и/или обучения, и/или эксперимента.

Измерение, фиксацию, обработку и анализ качественно-количественных характеристик результатов обучения, и/или эксперимента, и/или игры осуществляют как посредством технических средств, например компьютера, соединенного с матрицей сенсорных, или контактных, или иной конструкции электронных датчиков, так и методами традиционной диагностики значимых интегральных показателей мотивационного состояния индивидуальной и коллективной активности субъектов процесса, например психологическим тестированием, анкетированием или др. Последующая математическая обработка получаемых результатов с использованием, например, метода семантического дифференцирования, повышает достоверность анализа, а отображение их, например, в системе полярных координат, позволяет получить наглядное представление об индивидуально-групповой деятельности с тем, чтобы обеспечить корректный прогноз оптимального соответствия состава группы для выполнения предложенной игровой и/или исследовательской задачи.

В конструкции устройства для осуществления описанного способа реализована идея, базирующаяся на принципе гомеостата, т.е. многозвенного механизма, сбалансированного посредством перекрестной обратной связи для поддержания некоторого внешне задаваемого параметра, например классического гомеостата, предложенного У.Эшби.

В отличие от прототипа, в устройстве для осуществления способа в качестве звеньев выступают произвольно выбранные субъекты-участники процесса научения, и/или эксперимента, и/или игры.

Предлагаемый способ реализуется в экспериментально-игровом пространстве устройством для обучения, и/или эксперимента, и/или игры, содержащим по меньшей мере один управляемый игровой объект, состоящий из частей, каждая из которых выполнена с возможностью их управления по меньшей мере одним субъектом-участником. По меньшей мере две части по меньшей мере одного управляемого объекта могут быть выполнены с возможностью их управления по меньшей мере одним субъектом-участником, при этом по меньшей мере две части по меньшей мере одного управляемого объекта могут быть выполнены с возможностью взаимосвязанного и/или независимого управления по меньшей мере двумя субъектами-участниками.

На фиг.1 - схематически представлена конструкция предлагаемого устройства для осуществления описанного способа.

На фиг.2 - приведена принципиальная схема электрооборудования.

Устройство содержит два функционально взаимодополняющих, но конструктивно не связанных между собой раздельных блока: А - тележку, перемещаемую по заданной траектории, обозначенной на подиуме - Б.

Тележка А имеет гусеничный ход и содержит два независимых электропривода - раздельных для левой 1 и правой 2 гусениц, которые управляются так же раздельно, каждый со своего выносного пульта, который играющие субъекты держат в руках или располагают на краю подиума Б. Оба пульта управления: 3 - для левой гусеницы, 4 - для правой - полностью идентичны по конструкции и устройству.

Электроприводы гусениц 1, 2 соединены с пультами 3, 4 кабелем длиной не менее 1,5 метра. Каждый из электроприводов 1, 2 снабжен расположенными на выносных пультах 3, 4 трехпозиционными переключателями 5, 6 направления вращения гусениц 1, 2 (вперед-стоп-назад). Кроме того, каждый электропривод 1,2 снабжен также располагающимся в пультах 3, 4 автономным источником питания с возможностью его отключения при помощи вынесенных за пределы каждого пульта выключателей-кнопок 7, 8, соединенных с пультами 3, 4 кабелем длиной не менее 2,5 м. Помимо этого, на каждом из пультов 3, 4 установлено по самофиксирующейся кнопке "турбо" 9, 10, обеспечивающей увеличение числа оборотов электроприводов гусениц 1, 2 и, как следствие, форсированное перемещение тележки А по подиуму Б.

Узлы 7, 8 и 9, 10 введены для расширения круга исследовательских задач, реализуемых посредством предлагаемого устройства с участием дополнительной пары субъектов-участников.

Подиум Б - ровная прочная площадка с нескользкой поверхностью площадью не менее 2 кв.м, устанавливаемая на высоте не менее 0,5 метра и может располагаться как горизонтально, так и с небольшим уклоном в любую сторону (для усложненного варианта задания). Траектория 11, по которой предлагается перемещать тележку А, отмечается мелом, цветным скотчем или фломастером, а ее конфигурация (например, классическая "восьмерка" или иная замкнутая кривая или ломаная линия) определяется исследователем сообразно с поставленной экспериментально-игровой задачей, а также степенью уже достигнутой натренированности участников синхронизировать свои манипуляции переключателями 5, 6 по перемещению тележки А с минимальными отклонениями от центра в стороны. Слева и справа относительно центровой траектории 11 обозначены дополнительные боковые траектории 12, 13, расстояние между которыми превышает на не менее 2 см размер ширины тележки А. Вдоль боковых траекторий 12, 13 через равные промежутки установлены съемные перемещаемые панельные матрицы датчиков 14, например, контактных, срабатывающих при недопустимо неловких отклонениях направления движения тележки А от центровой траектории 11, т.е. превышающих устанавливаемый исследователем зазор между панелями датчиков 14, установленных по боковым траекториям 12, 13 и между левой или правой боковыми стенками тележки А. Датчики 14 соединены через коммутатор 15, расширяющий экспериментально-исследовательские возможности предлагаемого устройства, с регистрирующим блоком 16, например электромагнитным или электронным цифровым счетчиком, фиксирующим допущенное число срабатывания датчиков 14, тем самым отражающим число ошибок участников игры-эксперимента.

Пример конкретного выполнения

При реализации способа с использованием описанного устройства могут быть задействованы 2 пары субъектов-участников : первая пара - основная, вторая пара - вспомогательная; понятно, что в экспериментально-игровом пространстве неизбежен взаимообмен ролями. Вторая пара вводится в эксперимент для выполнения усложненного варианта задания с имитацией разноуровневых помех его выполнению.

Экспериментально-игровая задача для основной пары инвариантна и состоит в том, чтобы каждый из субъектов-участников, манипулируя переключением направления вращения своего - правого или левого - электродвигателя со своего пульта и синхронизируя собственные действия с аналогичными действиями партнера, обеспечил выполнение единого для обоих задания - перемещать тележку А по подиуму Б по строго заданной траектории, не касаясь датчиков. Понятно, что только при согласованных манипуляциях обоими переключателями 5, 6 субъекты-участники обеспечивают целенаправленное движение вперед-назад или повороты вправо-влево, или разворот, или полную остановку тележки А по подиуму Б и допускают как можно меньшее число срабатываний датчиков 14 и, следовательно, высокую результативность.

По мере упрочнения навыка и умения сосредотачиваться задание, предлагаемое исследователем, усложняют, например:

- введением фактора времени, т.е. ускорением выполнения задачи при том же или меньшем числе ошибок;

- игрой "на время", которая может быть еще более усложнена заменой одного из опытных участников новичком;

- игра "на время" усложняется также применением форсированного режима перемещения тележки по подиуму, используя кнопку "турбо" 9, 10;

- весьма затруднительным становится выполнение задания, если подиуму придать некоторый уклон;

- максимально трудным становится выполнение задания основными субъектами-участниками, когда экспериментатор задействует вторую, вспомогательную пару участников, задача которых создавать помехи основной паре посредством произвольного по частоте, но кратковременного по длительности и случайного во времени размыкания электрической цепи питания правого и/или левого электроприводов 1, 2, для чего используют выносной выключатель 7, 8, которым обусловливается т.н. "эффект ложной кнопки";

- этот значимый для проявления личностного стереотипа эффект можно заметно агравировать, т.е. усилить, утяжелить и др., если дополнительно обеспечить между основной и вспомогательной парами участников возможность регулировать их визуальные, и/или вербальные, и/или тактильные контакты и/или контакты, опосредованные техническими устройствами или живыми посредниками знакового взаимодействия, например жестами, для чего между участниками устанавливают по меньшей мере, например, один экран с односторонней светопроницаемостью, используют звукоизолирующие ушные вкладыши и/или изолирующий зашоренный и звуконепроницаемый шлем (с дополнительно встроенными ЭЭГ-, ЭОГ- или др. электродами) или иные приспособления или приемы, обеспечивающие возможность по меньшей мере односторонне максимальной изоляции участников друг от друга.

Существенной конструкторской особенностью заявляемого устройства является предусмотренная возможность осуществления игровой и/или экспериментальной деятельности без принципиальных изменений базовой конфигурации исходного устройства, т.е. предусматривается реализация способа с использованием описанного устройства не менее чем по трем различным вариантам сценария - обучающего, экспериментального, игрового.

Предлагаемое устройство также предусматривает без изменения базовой конфигурации необходимую для осуществления предлагаемого способа возможность по меньшей мере односторонней визуальной, и/или вербальной, и/или тактильной, или иной дистантной или контактной изоляции каждого из субъектов-участников друг от друга и/или по меньшей мере двух участников посредством их аудиовизуального экранирования внешними дополнительными устройствами, например светополупроницаемым экраном, бирушами, шлемом или др.

Описанное устройство не препятствует возможности внешнего наблюдения и контроля за корректной деятельностью субъектов-участников, а также взаимоконтроля и/или самоконтроля за ходом и результатами совместной их игры, и/или обучения, и/или эксперимента, опосредованной как дополнительными техническими устройствами, например электронными сенсорами объема или видео- аудиомониторингом, так и живыми посредниками знакового взаимодействия с участниками процесса.

Таким образом, предлагаемое изобретение в теоретическом психологическом плане предполагает реализовать идею обучающей игры с возможностью эксперимента или исследования, где первый и второй процессы, обычно протекающие обособленно, не только недизъюнктивно объединены, но и в условиях взаимодействия обеспечивают должную глубину, полноту и эффективность самовыражения личности как в игре, так и обучении, тренинге, а также исследования ее социально-психологической характеристики не только как единичного субъекта, но и в групповом континууме в целом.

1. Устройство для обучения, игры или психолого-педагогического эксперимента, включающее, по меньшей мере, один управляемый игровой объект, состоящий из, по меньшей мере, двух частей, каждая из которых имеет независимый электропривод и пульт управления для обеспечения перемещения управляемого объекта по заданной траектории путем переключения направления вращения своего электродвигателя со своего пульта, по меньшей мере, двумя участниками, при достижении синхронного воздействия на части игрового объекта.

2. Устройство по п.1, которое имеет устройства для аудиовизуального экранирования участников, например светополупроницаемый экран, бируши, шлем.

3. Устройство по п.1, которое имеет устройства для внешнего наблюдения и контроля за деятельностью участников, например электронные сенсоры.

4. Способ обучения, игры или психолого-педагогического эксперимента, включающий использование устройства по пп.1-3.