Запирающее устройство (варианты) и приводной механизм пары запирающих элементов (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к запирающим устройствам для безлюфтовой фиксации створки относительно ответной конструкции, а также к приводным механизмам пары запирающих элементов. На корпусе механизма установлены дополнительное звено и пара боковых звеньев, шарнирно связанных с дополнительным звеном и запирающими элементами устройства. Дополнительное звено образует вращательную пару с ползуном, что в сочетании с профилированием запирающих элементов обеспечивает гарантированное прижатие створки к конструкции проема и выравнивание усилий на запирающих элементах в широком диапазоне условий эксплуатации. Изобретение позволяет уменьшить износ трущихся пар, существенно снизить требования к точности изготовления створки и дверной коробки, что соответственно приводит к снижению их стоимости. 4 н. и 12 з.п. ф-лы, 16 ил.

Реферат

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к запирающим устройствам, в частности к запирающим устройствам для безлюфтовой фиксации створки относительно ответной конструкции, а также к приводным механизмам пары запирающих элементов.

Уровень техники

Известно запирающее устройство для фиксации створки относительно ответной конструкции (патент РФ № 2194838). Известное устройство, ближайшее к изобретению по технической сущности, содержит пару оппозитно расположенных запирающих элементов, установленных в створке с возможностью перемещения относительно сопрягаемых с ними частей конструкции проема, закрываемого створкой, и приводной механизм запирающих элементов, расположенный в створке и содержащий корпус, на котором подвижно установлена пара боковых звеньев, связанных с запирающими элементами.

Недостатком этого запирающего устройства является то, что оно не обеспечивает запирания с прижатием створки к конструкции проема, то есть безлюфтовой фиксации створки. Это связано с тем, что в известном устройстве передача движения на запирающие элементы осуществляется посредством зубчатой передачи, включающей контактирующие между собой зубчатое колесо и две зубчатые рейки, размещенные с двух сторон относительно зубчатого колеса. В этой передаче зубчатое колесо, связанное с ручкой, образует жесткую связь между зубчатыми рейками, препятствующую выполнению запирающих элементов таким образом, чтобы при их взаимодействии с сопряженными частями конструкции проема (отверстиями в элементах дверной коробки) обеспечивалось гарантированное прижатие створки к этой конструкции. Кроме того, наличие в механизме зубчатой передачи усложняет и удорожает его конструкцию.

Существует более простое решение механизма для приведения в движение запирающих элементов, исключающее из него зубчатую передачу. Это решение реализовано в известном механизме для фиксации створки двустворчатой двери относительно дверной коробки (замок производства фирмы "MOTTURA", модель 96.097, представлен для всеобщего ознакомления в сети Интернет по адресу: http://www.solocks.lv/data/prices /mottura.pdf (стр.7)).

Данный механизм (фиг.4), являющийся по технической сущности наиболее близким к предложенному механизму, содержит корпус, ползун, установленный с возможностью перемещения в корпусе, пару боковых звеньев, установленных по разные стороны ползуна с возможностью перемещения в ответ на перемещение ползуна и имеющих средства соединения с запирающими элементами.

Однако и этот механизм не обеспечивает возможности безлюфтовой фиксации створки относительно дверной коробки. Для обоих рассмотренных выше технических решений при определенных отклонениях от заданных геометрических характеристик створки и/или конструкции проема, возникающих вследствие перекосов, нарушения соосности или выхода за разрешенные допуски при изготовлении или сборке, возможна ситуация, при которой один из запирающих элементов, упершись в конструкцию проема, теряет возможность дальнейшего перемещения, тем самым исключая перемещение второго запирающего элемента. Это связано с тем, что его боковые звенья, выполненные в виде рычагов, шарнирно закрепленных на корпусе, связаны между собой посредством ползуна (центрального звена) таким образом, что преждевременное вхождение одного из двух запирающих элементов в плотный контакт с конструкцией проема не позволяет другому запирающему элементу занять свое рабочее положение. В результате не удается достичь надежной фиксации всей створки. В этой ситуации к створке потребуется приложить усилие на закрывание, намного превышающее обычное, которое дает возможность привести оба запирающих элемента в рабочее положение.

Еще один недостаток известного механизма заключается в том, что он рассчитан на работу исключительно в двух фиксированных положениях: запирающие элементы либо полностью выдвинуты, либо полностью убраны. Данный механизм также не имеет защиты от силового несанкционированного отпирания путем осевого воздействия на запирающие элементы в направлении "открыто".

В патенте США № 3744829 раскрыт дифференциальный зубчато-реечный механизм, предложенный для решения похожей проблемы - выравнивания усилий на запирающих элементах при запирании створки в запирающем устройстве с несколькими запирающими элементами, расположенными на одной створке на расстоянии друг от друга и движущимися одновременно. Однако раскрытое в этом патенте запирающее устройство конструктивно относится к другому типу: в нем все запирающие элементы движутся вместе в одном направлении, а сам дифференциальный механизм является довольно сложным, тяжелым и содержит много подвижных деталей, что снижает его надежность.

Раскрытие изобретения

Для преодоления рассмотренных выше недостатков технических решений, известных из вышеописанного уровня техники, предложен приводной механизм пары запирающих элементов, содержащий корпус и ползун, установленный с возможностью перемещения в корпусе.

Отличие предложенного механизма от его ближайшего аналога заключается в том, что он содержит средство дифференциального (изменяющегося в зависимости от условий) разнонаправленного перемещения запирающих элементов в ответ на движение ползуна, имеющее части, разнесенные по разные стороны от оси перемещения ползуна.

Указанное отличие устраняет жесткую кинематическую связь между боковыми звеньями механизма, что позволяет вводить запирающие элементы во взаимодействие с ответными элементами (сопрягаемыми частями конструкции проема (дверной коробки и т.п.), в котором установлена створка), посредством общего привода, но в значительной степени независимо друг от друга (с различной величиной перемещения запирающих элементов в зависимости от условий). Это, в свою очередь, позволяет использовать такой механизм в запирающем устройстве с гарантированной безлюфтовой фиксацией створки относительно конструкции проема в широком диапазоне условий эксплуатации с заданным распределением усилий фиксации на запирающих элементах.

Этот технический результат достигается простыми техническими средствами, в частности включением в механизм только одного дополнительного шарнирно соединенного звена, что фактически превращает механизм в дифференциальный.

Предложено также запирающее устройство для фиксации створки относительно конструкции закрываемого ею проема, в котором используется предложенный механизм. Запирающее устройство содержит пару запирающих элементов, установленных на створке с возможностью перемещения и сопряжения с частями конструкции проема, и приводной механизм пары запирающих элементов, содержащий корпус, установленный на створке. Отличие предложенного запирающего устройства от его ближайшего аналога (патента РФ № 2194838) состоит в том, что вышеупомянутый механизм содержит ползун, установленный с возможностью перемещения в корпусе, и средство дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов в ответ на движение ползуна, имеющее части, разнесенные по разные стороны от оси перемещения ползуна, причем запирающие элементы спрофилированы и установлены с возможностью создания усилия прижатия створки к конструкции проема при взаимодействии запирающих элементов с сопрягаемыми с ними частями конструкции проема.

Прежде всего предложенные запирающее устройство и механизм обеспечивают безлюфтовую фиксацию створки относительно конструкции проема посредством запирающих элементов, создающих усилие прижатия створки к конструкции за счет взаимодействия запирающих элементов с сопрягаемыми с ними частями конструкции проема, что в обоих рассмотренных аналогах не обеспечивается. Кроме того, в предложенном запирающем устройстве достигается повышенный уровень надежности конструкции створки и комфортности пользования створкой, увеличенный срок службы запирающего устройства за счет снижения износа в узлах трения, что, в свою очередь, достигается выравниванием усилий, передаваемых на запирающие элементы при прижатии створки к конструкции проема. При необходимости изобретение позволяет вместо выравнивания усилий, передаваемых на запирающие элементы, достичь их заданного распределения.

Предложенное запирающее устройство и используемый в нем приводной механизм запирающих элементов также позволяют существенно снизить требования к точности изготовления створки, конструкции проема и их элементов.

Под створкой понимается любая поворотная или сдвижная створка, устанавливаемая в конструкции проема, подлежащего закрытию и, в частности, предназначенная для открытия или закрытия доступа на огражденную территорию, внутрь помещения или, например, сейфа или холодильного шкафа. Соответственно под проемом понимается, в частности, проемы в зданиях, транспортных средствах, ограждениях или т.п. устройствах.

Запирающие элементы могут быть выполнены в виде стержнеобразных ригелей с заостренным концом, например с конусной или клиновидной рабочей поверхностью ригелей. При этом сопрягаемая ответная часть конструкции проема выполняется в виде отверстия в конструкции, ось которого смещена относительно оси ригеля в направлении движения створки с возможностью введения заостренного конца в упомянутое отверстие с упругим контактом с частью отверстия и прижатием створки к конструкции проема. В этом варианте преобразование усилий при взаимодействии ригелей с конструкцией проема обеспечивается профилированием ригелей, а также расположением подвижных и неподвижных элементов пары (ригелей и ответных отверстий) со смещением относительно друг друга. Вместе с тем, вышеупомянутый технический результат может быть достигнут и при использовании множества других схем. Например, профилированной может быть часть конструкции проема, взаимодействующая с запирающим элементом и выполненная, например, в виде выступа, а не отверстия. Также не является обязательным использование скользящих ригелей или штифтов. Запирающий элемент может быть поворотным и взаимодействовать с ответной конструкцией проема в роли кулачка.

Запирающее устройство дополнительно может содержать упругий элемент, расположенный между сопрягаемыми поверхностями створки и ответной конструкции проема и обеспечивающий упомянутый упругий контакт. Упругий элемент, предпочтительно изготовленный из эластомера, может быть закреплен на створке или на конструкции проема.

В наиболее простом варианте выполнения изобретения дополнительное звено, выполняющее функцию средства дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов, может образовывать вращательную пару непосредственно с ползуном. В этом случае ползун или корпус должен быть снабжен стопором для фиксации ползуна в рабочем положении, то есть для предотвращения самопроизвольного выхода запирающих элементов из рабочего положения или злонамеренного вывода их из этого положения. С практической точки зрения этот вариант не очень удобен: передаточное отношение в таком механизме может быть недостаточным, так что для преодоления сопротивления со стороны запирающих элементов могут требоваться слишком большие усилия.

Более практичен вариант, в котором дополнительное звено образует вращательную пару с ползуном, который, в свою очередь, образует винтовую пару с ведущим звеном, в качестве которого механизм содержит элемент с внешней резьбой, установленный в корпусе с возможностью вращения, при этом ползун снабжен внутренней резьбой и установлен на элементе с внешней резьбой с возможностью возвратно-поступательного перемещения в ответ на его вращение. Элемент с внешней резьбой предпочтительно выполняется в виде винта, опертого на корпус по крайней мере одним концом с фиксацией относительно корпуса в направлении осевой линии винта.

Во-первых, винтовая пара облегчает запирание, так как рабочему ходу запирающих элементов соответствует несколько оборотов винта. Во-вторых, винтовая пара в подобной конструкции является самотормозящей, что позволяет обойтись без дополнительных стопоров. Использование винта в качестве ведущего звена механизма еще более повышает удобство пользования запирающим устройством.

Дополнительное звено может быть выполнено в виде коромысла, на концах которого имеются оси, при этом боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе и имеют пазы, в которые входят оси с возможностью поворота боковых звеньев в ответ на перемещение коромысла, а средства соединения с запирающими элементами выполнены в виде отверстий на концах боковых звеньев.

Возможен другой вариант выполнения предложенного механизма, в котором дополнительное звено выполнено в виде трех рычагов, шарнирно соединенных вместе на одном из своих концов, причем второй конец одного (среднего) из рычагов шарнирно соединен с ползуном, а вторые концы двух других рычагов шарнирно соединены с боковыми звеньями с возможностью поворота боковых звеньев в ответ на перемещение рычагов.

В следующем варианте выполнения предложенного механизма дополнительное звено представляет собой тросовую передачу, выполненную в виде двух тросов, закрепленных на боковых звеньях и размещенных охватывающими с двух сторон ползун с возможностью перемещения относительно него, при этом боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе между точками крепления тросов, а средства соединения с запирающими элементами выполнены в виде отверстий на концах боковых звеньев.

В еще одном варианте в качестве указанного средства дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов механизм содержит пластину, имеющую на указанных разнесенных частях удлиненные пазы соединения с запирающими элементами, расположенные под углом друг к другу, причем пластина шарнирно соединена с ползуном.

Как было указано выше, в одном из вариантов выполнения предложенного механизма упомянутый винт может быть установлен опирающимся своими двумя концами на корпус и выполнять роль направляющей ползуна, по которой он перемещается. В другом варианте механизм может дополнительно содержать по меньшей мере одну направляющую ползуна, а винт установлен опирающимся одним своим концом на корпус.

Во всех вариантах выполнения изобретения могут использоваться подходящие средства соединения бокового звена с запирающим элементом. В частности, боковые звенья могут быть соединены с запирающими элементами шарнирно посредством отверстий или пазов на концах боковых звеньев, в которые вставляется ось или выступ на конце запирающего элемента, или, наоборот, боковое звено может быть снабжено осью, вставляемой в отверстие в запирающем элементе. Связь боковых звеньев механизма с запирающими элементами может быть реализована посредством установки между ними шарнирно закрепленных тяг. Вместе с тем, боковые звенья механизма могут соединяться с запирающими элементами непосредственно или посредством механических передач другого типа.

Краткое описание чертежей

Подробное описание изобретения сопровождается следующими чертежами, схематично иллюстрирующими сущность изобретения на примере его осуществления в конструкции дверного блока.

На фиг.1 схематично представлен общий вид дверного блока с запирающим устройством для фиксации относительно дверной коробки одной из створок двустворчатой или полуторастворчатой двери, которая обычно все время находится в закрытом положении (редко используется).

На фиг.2 и 3 приведен местный разрез запирающего устройства в области, отмеченной на фиг.1 выносным элементом I, при расфиксированной (фиг.2) и зафиксированной (фиг.3) створке соответственно.

На фиг.4 представлено изображение механизма - ближайшего аналога изобретения.

На фиг.5 представлен вид в изометрической проекции предложенного механизма в предпочтительном варианте выполнения.

На фиг.6 представлен вид в плане предложенного механизма в предпочтительном варианте выполнения.

На фиг.7 приведен разрез А-А, обозначенный на фиг.6.

На фиг.8 представлен вид в плане предложенного механизма при расфиксированной створке с выделением невидимых элементов пунктиром.

На фиг.9 представлен вид в плане предложенного механизма при зафиксированной створке.

На фиг.10 представлен вид в плане предложенного механизма в другом варианте выполнения.

На фиг.11-13 представлен следующий альтернативный вариант вид выполнения механизма.

На фиг.14-16 представлен еще один альтернативный вариант выполнения механизма.

Осуществление изобретения

На фиг.1 схематично представлен общий вид дверного блока с запирающим устройством для безлюфтовой фиксации створки 1, являющейся одной из створок двустворчатой двери, относительно конструкции проема в виде дверной коробки 2. На фиг.1 дверной блок показан изнутри, при этом главная створка условно не показана, а створка 1 зафиксирована. Запирающее устройство содержит пару оппозитно расположенных запирающих элементов, выполненных в виде ригелей 3 и предназначенных для фиксации и прижатия створки 1 к дверной коробке 2 (здесь и далее под запирающими элементами в общем случае понимаются, как непосредственно ригели, так и тяги от них отходящие).

Для привода ригелей 3 при запирании и отпирании в створке 1 установлен приводной механизм 4, соединенный с ригелями 3 (далее для краткости - механизм). Как показано на фиг.2 и 3, ригель 3 подвижно установлен во втулке 5, жестко закрепленной в створке 1. Ригель 3, установленный таким образом и соединенный с механизмом 4, имеет возможность перемещения в отверстие 6, выполненное в профиле дверной коробки 2, и из него. Для создания усилия прижима створки 1 к дверной коробке 2 ригель 3 и отверстие 6 расположены относительно друг друга таким образом, чтобы ось отверстия 6 в профиле дверной коробки 2 была несколько смещена относительно оси ригеля 3 в направлении движения створки 1 при прижатии ее к дверной коробке 2. Как это прослеживается на фиг.2 и 3, расстояние между осью ригеля 3 и осью отверстия 6 перед началом взаимодействия ригеля 3 с кромкой отверстия 6 уменьшается в конечной фазе этого взаимодействия. Ригель 3 спрофилирован таким образом, чтобы при взаимодействии с кромкой отверстия 6 обеспечивать прижатие створки 1 к дверной коробке 2. Для этого ригель 3, показанный на фиг.2 и 3, имеет конусную рабочую поверхность. В процессе скольжения конусной рабочей поверхности ригеля 3 по кромке отверстия 6 прикладываемое к ригелю 3 усилие преобразуется в усилие прижатия створки 1 к дверной коробке 2.

Для обеспечения упругого контакта сопрягаемых поверхностей створки 1 и дверной коробки 2 по периметру створки 1 установлен упругий элемент 7, предпочтительно выполненный из эластомера. При запирании створки 1 упругий элемент 7 поджимает рабочую поверхность ригеля к кромке отверстия, обеспечивая силовое замыкание пары "ригель-отверстие", и уплотняет зазор между створкой и дверной коробкой.

Для более наглядной иллюстрации сущности настоящего изобретения на фиг.4 приведено изображение ближайшего аналога изобретения - механизма для фиксации створки двустворчатой двери. Известный механизм содержит корпус 8, ползун 9, установленный с возможностью поступательного перемещения относительно корпуса 8, и пару боковых звеньев 10, установленных с возможностью поворота на корпусе 8 по разные стороны ползуна 9. Корпус 8, ползун 9 и боковые звенья 10 составляют кинематическую цепь механизма, причем ползун 9, выполняющий в этом механизме функцию ведущего звена, и боковые звенья 10, являющиеся ведомыми, связаны между собой посредством оси 11, выступающей из ползуна 9 и проходящей в сквозные пазы, выполненные в боковых звеньях 10. При линейном перемещении ползуна 9 в корпусе боковые звенья 10 синхронно поворачиваются относительно корпуса.

На фиг.5-9 представлен предпочтительный вариант конструкции предложенного приводного механизма запирающих элементов (позиция 4 на фиг.1). В этом варианте ползун включен в кинематическую цепь механизма в качестве звена, образующего винтовую пару с ведущим звеном механизма. Ведущим звеном механизма, то есть звеном, к которому прикладываются силы, приводящие механизм в движение, является винт 12, торец которого снабжен шлицем 13 под отвертку. Функцию ведомых звеньев, передающих движение на ригели 3, выполняют боковые звенья 10.

Эти звенья механизма так или иначе установлены на корпусе 8 - неподвижном звене, называемом в теории механизмов стойкой. Поскольку ведущее и ведомые звенья замкнуты на корпус 8, кинематическая цепь механизма является замкнутой. Как показано на фиг.5, где механизм изображен в изометрии, корпус 8 выполнен в форме скобы, имеющей основание и два бортика, выступающих из основания. Винт 12 оперт на бортики корпуса двумя концами.

В рассматриваемом конструктивном варианте звеном механизма, образующим с винтом 12 винтовую пару, является ползун, выполненный в виде гайки 14. Гайка 14 представляет собой сплошной цилиндр, в котором выполнено резьбовое отверстие, проходящее диаметрально через середину боковой поверхности цилиндра.

Взаимодействуя с винтом 12, гайка 14 выполняет роль соединительного звена, с которым в соответствии с замыслом изобретения образует вращательную пару дополнительное звено, выполненное в виде коромысла 15, установленного на гайке 14 с возможностью поворота и расположенного между боковыми звеньями 10. При этом, участвуя в передаче движения на боковые звенья 10, коромысло 15 выполняет также функцию соединительного звена.

Конструктивно коромысло 15 является узлом, собранным из двух пластин, в каждой из которых по центру выполнено отверстие, охватывающее цилиндрическую поверхность гайки 14. Пластины коромысла 15 соединены между собой полыми осями 16. Полые оси 16 используются также для передачи движения с коромысла 15 на боковые звенья 10. В этом варианте каждое боковое звено 10 установлено на основании корпуса 8 посредством втулки 17 и выполнено в виде качающейся кулисы, имеющей с боку паз (прорезь), взаимодействующий с полой осью 16, соединяющей пластины на соответствующем конце коромысла 15. При этом каждое боковое звено 10 имеет возможность поворота между крайними положениями, определяемыми упором бокового звена в соответствующий бортик корпуса 8, что наглядно показано на фиг.8 и 9. Втулка 17 выполняет функцию оси вращения бокового звена 10, а также может использоваться для пропускания сквозь себя элементов крепления механизма к створке, что позволяет разгрузить детали корпуса 8 от нагрузок и замыкать эти нагрузки на конструкцию створки.

Каждое из боковых звеньев 10 соединяется с ригелем 3 или тягой ригеля посредством отверстия 18. Вместо отверстия средством соединения бокового звена с запирающим элементом может служить любой другой подходящий элемент бокового звена, например ось или паз.

Механизм в варианте, показанном на фиг.5-9, работает следующим образом.

При запирании створки вращение винта 12 преобразуется в поступательное перемещение гайки 14 по винту 12 относительно корпуса 8. При этом коромысло 15 движется вместе с гайкой 14, взаимодействуя с боковыми звеньями 10. Сила реакции со стороны одного бокового звена 10 может быть (и, как правило, бывает) больше, чем со стороны другого, из-за того, что один ригель 3 входит в сопряжение с кромкой отверстия 6 раньше или туже другого. Разность сил реакции вызывает все увеличивающийся поворот коромысла 15 относительно нормали к оси винта в сторону "тормозящего" бокового звена 10.

Как только коромысло 15 доведет первое, более податливое, боковое звено 10 до крайнего положения (которое может соответствовать упору этого бокового звена в бортик корпуса или достаточно плотному сопряжению соответствующего ригеля 3 с кромкой отверстия 6 в дверной коробке), продолжающееся вращение винта 12 будет преобразовываться в поворот второго, более тугого, бокового звена 10 до тех пор, пока реакция с его стороны не сравняется с реакцией первого бокового звена. В этой фазе коромысло 15 по существу работает как рычаг, вращающийся относительно практически неподвижной шарнирной оси 16, сопряженной с первым боковым звеном.

Выше был приведено описание конструкции только в качестве примера конкретного варианта выполнения механизма, заявленного в общем виде в формуле изобретения. Однако возможны и другие конструктивные варианты выполнения механизма и его средства дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов, что будет подтверждено ниже на других примерах возможного выполнения механизма согласно изобретению.

На фиг.10 представлен вид в плане предложенного механизма в другом варианте выполнения, где дополнительное звено, как в рассмотренном выше варианте, образует вращательную пару с соединительным звеном в виде ползуна 19, установленного с возможностью линейного перемещения относительно корпуса по направляющим 20, жестко связанным с корпусом 8, и образующего винтовую пару с ведущим звеном механизма, выполненным в виде винта 21. В отличие от винта 12, показанного на фиг.5-9, винт 21 оперт на корпус 8 одним концом с фиксацией от осевого перемещения относительно корпуса.

Дополнительное звено в этом варианте выполнено в виде трех рычагов, один из которых выполнен в виде качалки 22, одним концом шарнирно закрепленной на ползуне 19, а другим концом - сочлененной с двумя рычагами в виде тяг 23, связывающими ее с соответствующими боковыми звеньями 10. Боковые звенья 10, в свою очередь, соединены с ригелями 3, направление движения которых показано стрелками.

В этом варианте конструкции выравнивание усилий на боковых звеньях достигается включением в кинематическую цепь механизма вращательной пары "ползун-качалка". Угол поворота качалки 22 относительно ползуна 19 ограничен связями, накладываемыми жесткими тягами 23.

Следует отметить, что на фиг.5-10 в качестве примера осуществления изобретения представлены варианты конструкции предложенного механизма в симметричном исполнении. При симметричном исполнении механизм обеспечивает выравнивание усилий, передаваемых боковыми звеньями 10 на ригели 3. Однако изобретение может найти применение и в случае необходимости обеспечения заданной степени неравномерности прижима различных частей створки к конструкции проема. Этого можно достичь асимметричным выполнением механизма, например выполнением коромысла 15 неравноплечим.

На фиг.5-10 в качестве примера осуществления изобретения показаны поворотные боковые звенья 10. Однако использование поворотных звеньев является лишь одним из способов изменения направления передаваемого движения. Поэтому изобретение осуществимо и при использовании других вариантов подвижной установки боковых звеньев относительно корпуса.

На фиг.11-13 представлен механизм в другом варианте выполнения, где дополнительное звено представляет собой тросовую передачу, выполненную в виде двух тросов 24 и 25, закрепленных на боковых звеньях 10 по разные стороны от втулок 17, посредством которых каждое боковое звено 10 установлено на основании корпуса 8. В корпусе 8 установлен винт 12, аналогично варианту, представленному на фиг.5-9, по которому аналогично двигается ползун 26, снабженный гайкой с внутренней резьбой. Однако в данном случае ползун 26 также снабжен двумя независимо вращающимися роликами или поверхностями скольжения, разнесенными по высоте, в пазах которых перемещаются тросы 24 и 25, охватывающие с двух сторон ползун 26. Каждое из боковых звеньев 10 соединяется с ригелем 3 (или тягой) посредством отверстий 18 на концах боковых звеньев или другим подходящим способом.

В данном варианте при перемещении ползуна 26 происходит натяжение одного троса и ослабление другого, что приводит к повороту боковых звеньев 10 относительно втулок 17. В зависимости от того, куда перемещается ползун 26, происходит схождение или расхождение концов боковых звеньев 10 с отверстиями 18. При этом также обеспечивается дифференциальное разнонаправленное перемещение ригелей 3 в ответ на движение ползуна 26.

В некоторых случаях подобное выполнение будет наиболее предпочтительным, поскольку оно может обеспечить дополнительные возможности и преимущества за счет гибкости тросов. В частности, рычаги могут быть установлены не на корпусе приводного механизма, а разнесены к краям дверей. Система может иметь произвольную длину. Тросы можно размещать в различных местах, при этом огибать препятствия и т.д.

На фиг.14-16 представлен еще один вариант выполнения заявляемого механизма, в котором отсутствуют боковые звенья, а механизм снабжен элементом соединения ползуна с запирающими элементами, выполненным в виде пластины 27, шарнирно соединенной с одной стороны с ползуном 28, также как в предыдущем варианте снабженным частью с внутренней резьбой и перемещающимся по винту 12, установленному в корпусе 8.

Пластина 27 имеет разнесенные по разные стороны от оси перемещения ползуна части, в которых выполнены удлиненные пазы 29, расположенные под углом друг к другу и к указанной оси перемещения ползуна. Ригели 3 (или соответствующие тяги) соединены с пазами посредством осей (выступов или т.п.) или загнутых концов стержнеобразных элементов, установленных в пазах 29 с возможностью перемещения вдоль них с приближением или удалением от оси перемещения ползуна.

В данном варианте при перемещении ползуна 28 происходит перемещение указанных осей на концах ригелей 3 вдоль пазов 29, что приводит расхождению или схождению ригелей 3 в зависимости от того, куда перемещается ползун 28. При неравномерном перемещении ригелей 3 пластина шарнирно поворачивается относительно ползуна 28 и при этом также обеспечивается дифференциальное разнонаправленное перемещение ригелей 3.

1. Приводной механизм пары запирающих элементов, содержащий корпус, элемент с внешней резьбой, установленный в корпусе с возможностью вращения, и ползун, снабженный внутренней резьбой и установленный на элементе с внешней резьбой с возможностью возвратно-поступательного перемещения в ответ на его вращение, средство дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов в ответ на перемещение ползуна, имеющее части, разнесенные по разные стороны от оси перемещения ползуна, отличающийся тем, что оно содержит пару боковых звеньев, установленных по разные стороны ползуна с возможностью поворота в ответ на перемещение ползуна и имеющих средства соединения с запирающими элементами, при этом средство дифференциального разнонаправленного перемещения выполнено в виде дополнительного звена, расположенного между ползуном и боковыми звеньями.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что дополнительное звено шарнирно соединено с ползуном и боковыми звеньями и выполнено в виде коромысла, на концах которого имеются оси, при этом боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе и имеют пазы, в которые входят указанные оси с возможностью поворота боковых звеньев в ответ на перемещение коромысла.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе, при этом дополнительное звено выполнено в виде качалки и двух тяг, шарнирно соединенных вместе на одном из своих концов, причем второй конец качалки шарнирно соединен с ползуном, а вторые концы тяг шарнирно соединены с боковыми звеньями с возможностью поворота боковых звеньев в ответ на перемещение тяг.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что дополнительное звено представляет собой тросовую передачу, выполненную в виде двух тросов, закрепленных на боковых звеньях и размещенных охватывающими с двух сторон ползун с возможностью перемещения относительно него, при этом боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе между точками крепления тросов.

5. Механизм по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что он дополнительно содержит по меньшей мере одну направляющую ползуна, а элемент с внешней резьбой выполнен в виде винта, установленного опирающимся одним своим концом на корпус с фиксацией относительно корпуса в направлении осевой линии винта.

6. Приводной механизм пары запирающих элементов, содержащий корпус, элемент с внешней резьбой, установленный в корпусе с возможностью вращения, и ползун, снабженный внутренней резьбой и установленный на элементе с внешней резьбой с возможностью возвратно-поступательного перемещения в ответ на его вращение, средство дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов, имеющее части, разнесенные по разные стороны от оси перемещения ползуна, отличающийся тем, что в качестве указанного средства дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов он содержит пластину, имеющую на указанных разнесенных частях удлиненные пазы соединения с запирающими элементами, расположенные под углом друг к другу, причем пластина шарнирно соединена с ползуном.

7. Механизм по п.6, отличающийся тем, что он дополнительно содержит по меньшей мере одну направляющую ползуна, а элемент с внешней резьбой выполнен в виде винта, установленного опирающимся одним своим концом на корпус с фиксацией относительно корпуса в направлении осевой линии винта.

8. Запирающее устройство для фиксации створки относительно конструкции закрываемого ею проема, содержащее пару запирающих элементов, установленных на створке с возможностью перемещения и сопряжения с частями конструкции проема, и приводной механизм пары запирающих элементов, содержащий корпус, установленный на створке, элемент с внешней резьбой, установленный в корпусе с возможностью вращения, ползун, снабженный внутренней резьбой и установленный на элементе с внешней резьбой с возможностью возвратно-поступательного перемещения в ответ на его вращение, средство дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов в ответ на движение ползуна, имеющее части, разнесенные по разные стороны от оси перемещения ползуна, причем запирающие элементы спрофилированы и установлены с возможностью создания усилия прижатия створки к конструкции проема при взаимодействии запирающих элементов с сопрягаемыми с ними частями конструкции проема, отличающееся тем, что приводной механизм содержит пару боковых звеньев, установленных по разные стороны ползуна с возможностью поворота в ответ на перемещение ползуна и имеющих средства соединения с запирающими элементами, и дополнительное звено, выполняющее функцию указанного средства дифференциального разнонаправленного перемещения запирающих элементов и расположенное между ползуном и боковыми звеньями.

9. Устройство по п.8, отличающееся тем, что дополнительное звено шарнирно соединено с ползуном и боковыми звеньями и выполнено в виде коромысла, на концах которого имеются оси, при этом боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе и имеют пазы, в которые входят указанные оси с возможностью поворота боковых звеньев в ответ на перемещение коромысла.

10. Устройство по п.8, отличающееся тем, что боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе, при этом дополнительное звено выполнено в виде качалки и двух тяг, шарнирно соединенных вместе на одном из своих концов, причем второй конец качалки шарнирно соединен с ползуном, а вторые концы тяг шарнирно соединены с боковыми звеньями с возможностью поворота боковых звеньев в ответ на перемещение тяг.

11. Устройство по п.8, отличающееся тем, что дополнительное звено представляет собой тросовую передачу, выполненную в виде двух тросов, закрепленных на боковых звеньях и размещенных охватывающими с двух сторон ползун с возможностью перемещения относительно него, при этом боковые звенья шарнирно закреплены на корпусе между точками крепления тросов.

12. Устройство по п.8, отличающееся тем, что боковые звенья соединены с запирающими элементами шарнирно.

13. Устройство по п.8, отличающееся тем, что запирающие элементы снабжены тягами, шарнирно соединенными с боковыми звеньями.

14. Запирающее устройство для фиксации створки относительно конструкции закрываемого ею проема, содержащее пару запирающих элементов, установленных на створке с возможностью перемещения и сопряжения с частями конструкции проема, и приводной механизм пары запирающих элементов, содержащий корпус, установленный на створке, элемент с внешней резьбой, установленный в корпусе с возможностью вращения, ползун, снабженный внутренн