Способ установки пушки в положение контроля выверки и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в танках, самоходных артиллерийских установках. Способ включает приведение пушки к углу заряжания стабилизатором вооружения, стопорение пушки на угле заряжания стопором, удержание пушки в застопоренном положении, расстопоривание и установку ее в положение готовности к стрельбе. Команды на приведение пушки к углу заряжания, на застопоривание пушки на угле заряжания и на отключение датчика ограничения подъема рамки автомата заряжания формируют и выдают по сигналу датчика включенного состояния. Устройство содержит датчик включенного состояния устройства встроенного контроля выверки, блок управления автоматом заряжания, стабилизатор вооружения, стопор пушки автомата заряжания, устройство корректировки выверки. Дополнительно введен формирователь команд управления, имеющий электромагнитное реле, вход которого подключен к датчику включенного состояния. Техническим результатом является уменьшение общего времени выверки по индексу пушки за счет устранения ручных операций. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в танках, самоходных артиллерийских установках и боевых машинах пехоты, оборудованных автоматом заряжания пушки с механизмом застопоривания пушки на угле заряжания, прицелом и стабилизатором пушки, устройством встроенного контроля выверки (УВКВ) прицела для снижения времени выверки по индексу пушки и исключения возможности проведения выверки, когда пушка не застопорена на угле заряжания.

Известны полуавтоматический способ приведения пушки к углу заряжания - положения контроля выверки, и застопоривания ее на угле заряжания и устройство для его осуществления, применяемые на танке Т-72С (см. Танк Т-72С. Инструкция по эксплуатации 172М.ИЭ-8. Кн.2. стр.22, 23, 230, 231; УВКВ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, л.5, 11а, 12, 13), содержащем автомат заряжания с механизмом застопоривания пушки на угле заряжания, прицел, стабилизатор пушки, УВКВ прицела.

Способ заключается во включении командиром танка электромашинного стопора пушки автомата заряжания и подведении наводчиком пушки к углу заряжания путем вращения маховика ручного подъемника до момента совпадения угловых положений стопорного гнезда пушки и стопорного пальца стопора пушки. Устройство по этому способу содержит стабилизатор вооружения, стопор пушки автомата заряжания с датчиками застопоренного положения пушки и ограничения включения электродвигателя стопора пушки, блок управления автоматом заряжания, пульт загрузки автомата заряжания.

Недостатки известных способа и устройства заключаются в том, что они требуют выполнения большого объема ручных операций по определенному алгоритму, который командир танка и наводчик должны держать в своей памяти. Так командир производит определенные операции с органами управления, расположенными на пульте загрузки автомата заряжания и правом распределительном щитке башни, а наводчик приводит пушку к углу заряжания путем вращения маховика ручного подъемника пушки, что увеличивает время установки и застопоривания пушки на угле заряжания до 2 минут. Кроме того, не исключается возможность проведения выверки, когда пушка по какой-либо причине не застопорилась на угле заряжания. Проведение выверки на другом угле приведет к неправильной выверке и, как следствие, к промахам при стрельбе.

Известны также автоматический способ установки пушки в положение контроля выверки и устройство для его осуществления, также применяемые на танке Т-72С (см. Танк Т-72С. Инструкция по эксплуатации 172М.ИЭ-8. Кн.2. стр.22, 23, 230, 231; УВКВ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, л.5, 11а, 13, 14), содержащем автомат заряжания с механизмом застопоривания пушки на угле заряжания, прицел, стабилизатор пушки, УВКВ прицела, выбранные в качестве прототипа.

Способ заключается в предварительном отключении командиром танка электрического напряжения с части электромеханизмов автомата заряжания (АЗР Л.Р.ВТ - автомат защиты разрывной - люк, рамка, вращающийся транспортер), предотвращающем проведение полного цикла заряжания, и запускании наводчиком цикла автоматического заряжания, приводящем пушку к углу заряжания стабилизатором вооружения и ее застопориванию на угле заряжания стопором пушки. Устройство для осуществления способа содержит датчик включенного состояния устройства встроенного контроля выверки, блок управления автоматом заряжания, стабилизатор вооружения, стопор пушки автомата заряжания с датчиками застопоренного положения пушки и ограничения включения электродвигателя стопора пушки, датчик направления приведения пушки к углу заряжания - положения контроля выверки, датчик зоны выпускания стопора пушки, датчик ограничения подъема рамки автомата заряжания, пульт загрузки автомата заряжания.

Недостатками известных способа и устройства является то, что хотя и сокращается до 1 минуты время установки и застопоривания пушки на угле заряжения по сравнению с полуавтоматическим способом, однако при этом командиру танка и наводчику также приходится держать в памяти и выполнять строго определенную последовательность действий, нарушение которой может привести к несанкционированному заряжанию пушки (например, если АЗР Л.Р.ВТ был включен командиром до переключения АЗРа А3-УПР (АЗР «Управление автомата заряжания»)) и безвозвратной потере боеприпаса, который придется разряжать выстрелом. Кроме того, как и в полуавтоматическом способе, не исключается возможность проведения выверки, когда пушка по какой-либо причине не застопорилась на угле заряжания. Проведение выверки на другом угле приведет к неправильной выверке и, как следствие, к промахам при стрельбе.

Операция по установке пушки в положение контроля выверки и ручная операция по включению УВКВ рукояткой выверки выполняются отдельно друг от друга и не совмещены по времени, что увеличивает общее время подготовки к проведению контроля выверки.

От частоты использования УВКВ зависит точность стрельбы, особенно во время интенсивного боя, когда возникающий температурный изгиб ствола может быть скомпенсирован при выверке. При этом, например, за время 4-часового боя с расходом боекомплекта из 40 выстрелов количество необходимых проверок выверки может достигнуть более 10, что приведет к неоправданной потере времени на установку пушки на угол заряжания до 20 минут при полуавтоматическом способе и до 10 минут при автоматическом способе, а также частым и продолжительным отвлечением командира от выполнения его основных обязанностей по управлению боем и работе с радиостанцией.

Техническая задача изобретения состоит в уменьшении общего времени выверки по индексу пушки за счет устранения ручных операций как при установке пушки в положение, при котором осуществляется контроль выверки по выверочному индексу пушки, так и по возвращению пушки в боевое положение (готовность к стрельбе) после проведения контроля выверки, освобождении командира танка от выполнения этих операций для выполнения основных командирских обязанностей, а также исключении возможности проведения выверки, когда пушка не застопорена на угле заряжания.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в способе установки пушки в положение контроля выверки прицела по выверочному индексу на конце ствола пушки, включающем в себя приведение пушки к углу заряжания - положения контроля выверки стабилизатором вооружения, стопорение пушки на угле заряжания стопором пушки автомата заряжания пушки, имеющим датчик застопоренного положения пушки и датчик ограничения подъема рамки, удержание пушки в застопоренном положении на время проведения выверки с использованием устройства встроенного контроля выверки, имеющего датчик включенного состояния, расстопоривание пушки и установку пушки в положение готовности к стрельбе, согласно изобретению по срабатыванию датчика включенного состояния устройства встроенного контроля выверки формируют и выдают в автомат заряжания пушки команды на приведение пушки к углу заряжания - положения контроля выверки стабилизатором вооружения, на застопоривание пушки на угле заряжания стопором пушки автомата заряжания и на отключение датчика ограничения подъема рамки автомата заряжания, включают в прицеле режим корректировки выверки по сигналу датчика застопоренного положения пушки и после окончания контроля выверки по выключению устройства встроенного контроля выверки возвращают пушку в положение готовности к стрельбе прекращением выдачи в автомат заряжания команд на приведение пушки к углу заряжания, на застопоривание пушки и на отключение датчика ограничения подъема рамки автомата заряжания.

Поставленная техническая задача достигается также и тем, что в устройство для установки танковой пушки в положение контроля выверки прицела по выверочному индексу на конце ствола пушки, содержащее датчик включенного состояния устройства встроенного контроля выверки, блок управления автоматом заряжания, стабилизатор вооружения, стопор пушки автомата заряжания с датчиками застопоренного положения пушки и ограничения включения электродвигателя стопора пушки, датчик направления приведения пушки к углу заряжания - положения контроля выверки, датчик зоны выпускания стопора пушки, датчик ограничения подъема рамки автомата заряжания, пульт загрузки автомата заряжания, согласно изобретению введен формирователь команд управления, имеющий электромагнитное реле с двумя нормально разомкнутыми и одним нормально замкнутым контактами, вход которого подключен к датчику включенного состояния устройства встроенного контроля выверки, первый и второй выходы подключены соответственно к входу для команды на приведение пушки к углу заряжания и к входу для команды на стопорение пушки на угле заряжания блока управления автоматом заряжания, третий выход подключен к датчику ограничения подъема рамки автомата заряжания, первый вывод обмотки упомянутого реле подключен к входу формирователя команд управления, второй - к корпусу формирователя команд управления, первый нормально замкнутый и третий нормально разомкнутый контакты упомянутого реле подключены с одной стороны к шине напряжения бортовой сети танка, а с другой стороны, соответственно, к третьему и второму выходу формирователя команд управления, второй нормально разомкнутый контакт подключен с одной стороны к корпусной шине, а с другой - к первому выходу формирователя команд управления, при этом выход датчика застопоренного положения пушки дополнительно соединен с входом устройства корректировки выверки.

Новизна предложенных способа и устройства заключается в том, что вводится формирователь команд управления на приведение пушки стабилизатором вооружения к углу заряжания - положения контроля выверки, на застопоривание ее в этом положении стопором пушки и на отключение датчика ограничения подъема рамки автомата заряжания от бортовой сети танка, причем включение формирователя команд управления производится от датчика включенного состояния УВКВ, нахождение пушки в застопоренном положении на угле заряжания определяется по сигналу датчика застопоренного положения пушки, который включает в прицеле режим корректировки выверки, а возвращение пушки в положение готовности к стрельбе и подключение датчика ограничения подъема рамки автомата заряжания к бортовой сети танка после окончания контроля производится снятием выдаваемых формирователем команд управления при отключении УВКВ прицела.

При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленные способ и устройство, не были выявлены. Это позволяет сделать вывод о том, что заявленные способ и устройство обладают новизной и не следуют явным образом из существующего уровня техники.

Изобретение может быть применено при изготовлении танков, самоходных артиллерийских установок и боевых машин пехоты.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана электрическая схема устройства; на фиг.2 - циклограмма срабатывания датчиков и механизмов при работе устройства.

В устройстве согласно заявляемому способу, по которому осуществляют установку пушки 1 в положение контроля выверки прицела 2 по выверочному индексу на конце ствола пушки путем приведения пушки к углу заряжания стабилизатором 3 вооружения, стопорения пушки на угле заряжания стопором 4 пушки автомата 5 заряжания пушки, имеющим датчик 6 застопоренного положения пушки и датчик 7 ограничения подъема рамки 8 автомата 5 заряжания, удержания пушки 1 в застопоренном положении на время проведения выверки с использованием устройства 9 встроенного контроля выверки, включающего датчик 10 включенного состояния, расстопоривания пушки 1 и установки ее в положение готовности к стрельбе, по срабатыванию датчика 10 включенного состояния устройства 9 встроенного контроля выверки формируют и выдают в автомат 5 заряжания пушки команды на приведение пушки к углу заряжания стабилизатором 3 вооружения, на застопоривание пушки 1 на угле заряжания стопором 4 пушки автомата 5 заряжания и на отключение датчика 7 ограничения подъема рамки 8 автомата 5 заряжания, затем включают в прицеле 2 режим корректировки выверки по сигналу датчика 6 застопоренного положения пушки и после окончания контроля выверки по выключению устройства 9 встроенного контроля выверки возвращают пушку 1 в положение готовности к стрельбе прекращением выдачи в автомат 5 заряжания команд на приведение пушки к углу заряжания, на застопоривание пушки 1 на угле заряжания стопором 4 пушки автомата 5 заряжания и на отключение датчика 7 ограничения подъема рамки 8 автомата 4 заряжания.

Заявленный способ был реализован на танке в устройстве установки пушки 1 в положение контроля выверки прицела 2 по выверочному индексу на конце ствола пушки, содержащем датчик 10 с рукояткой включенного состояния устройства 9 встроенного контроля выверки, блок 11 управления автоматом 5 заряжания, стабилизатор 3 вооружения, стопор 4 пушки автомата 5 заряжания с датчиком 6 застопоренного положения пушки и датчиками 12, 13 ограничения включения электродвигателя 14 стопора 4 пушки 1, датчик 15 направления приведения пушки 1 к углу заряжания, датчик 16 зоны выпускания стопора 4 пушки 1, датчик 7 ограничения подъема рамки 8 автомата 5 заряжания, снабженным формирователем 17 команд управления, имеющим электромагнитное реле 18 с двумя нормально разомкнутыми и одним нормально замкнутым контактами 19, 20, 21, соответственно, блок 22 управления стабилизатором 3 вооружения, реле 23, 24 блока 11 управления автоматом 5 заряжания, устройство 25 корректировки выверки прицела 2.

Устройство работает следующим образом.

При включении устройства 9 встроенного контроля выверки срабатывает датчик 10, при этом замыкаются контакты 19, 20 и размыкается контакт 21 реле 18. Происходит отключение от шины +27 В датчика 7 рамки 8 автомата 5 заряжания, что исключает возможность включения электродвигателя рамки и других механизмов автомата заряжания, кроме стопора пушки. Реле 18 посредством замкнутого контакта 19 выдает в блок 11 управления автоматом 5 заряжания команды на приведение пушки к углу заряжания, а посредством замкнутого контакта 20 выдает команду на застопоривание пушки 1 на угле заряжания.

Блок 11 управления автоматом 5 заряжания по полученным командам приводит в действие заложенные в него алгоритмы приведения и стопорения пушки 1, он выдает команду в стабилизатор 3 вооружения на приведение пушки 1 в сторону угла заряжания, при этом в зависимости от сигнала датчиков 15 или 16 блок 22 управления стабилизатором 3 вооружения выдает команду в гидропривод пушки на возвышение или снижение в сторону угла заряжания. При достижении пушки 1 положения примерно за ±1,5° до угла заряжания по сигналу датчика 16 срабатывает реле 23 блока 11 управления автоматом 5 заряжания и включается электродвигатель 14 стопора 4 пушки 1. Механизм стопора 4 пушки 1 производит сжатие пружины, прижимающей стопорный палец к боковой поверхности пушки 1, и электродвигатель 14 отключается по сигналу датчика 12.

В момент, когда стопорное гнездо пушки 1 займет положение напротив стопорного пальца, стопорный палец под воздействием усилия пружины перемещается в стопорное гнездо пушки - пушка застопорена, при этом срабатывает датчик 6, по которому блок 11 управления автомата 5 заряжания выдает команду блокирования работы стабилизатора 3 вооружения на угле заряжания и при этом с гидропривода снимаются команды на возвышение или снижение пушки.

От датчика 6 сигнал о стопорении пушки поступает в прицел 2 на вход устройства 25 корректировки выверки для его включения.

По окончании проведения выверки рукоятку включения устройства встроенного контроля выверки переводят в выключенное положение, при этом размыкаются контакты датчика 10 и реле 18 выключается, его контакты 19, 20 размыкаются, а контакты 21 замыкаются.

Размыкание контактов 19 приводит к снятию команды приведения пушки 1 на угол заряжания, размыкание контактов 20 приводит к снятию команды на застопоривание пушки, а замыкание контактов 21 восстанавливает подключение датчика 7 к шине напряжения +27 В, необходимое для работы автомата 5 заряжания в штатном режиме заряжания. При этом срабатывает реле 24 и включается электродвигатель 14 стопора 4 пушки. Механизм стопора 4 пушки выводит палец стопора 4 из стопорного гнезда пушки, расстопоривая ее, и отключается по срабатыванию датчика 13. При расстопоренной пушке прекращается выдача сигнала с датчика 6 о стопорении пушки, блок 11 управления автоматом 5 заряжания снимает команду блокирования стабилизатора 3 с его блока 22 управления, приводящего пушку в положение готовности к стрельбе.

1. Способ установки пушки в положение контроля выверки прицела по выверенному индексу на конце ствола пушки, включающий приведение пушки к углу заряжания стабилизатором вооружения, стопорение пушки на угле заряжания стопором пушки автомата заряжания пушки, включающего датчик застопоренного положения пушки и датчик ограничения подъема рамки, удержание пушки в застопоренном положении на время проведения выверки с использованием устройства встроенного контроля выверки (УВКВ), включающего датчик включенного состояния, расстопоривание пушки и установку пушки в положение готовности к стрельбе, отличающийся тем, что команды на приведение пушки к углу заряжания, на застопоривание пушки на угле заряжания и на отключение датчика ограничения подъема рамки автомата заряжания формируют и выдают в блок управления автоматом заряжания пушки по сигналу датчика включенного состояния УВКВ, режим корректировки выверки включают по сигналу датчика застопоренного положения пушки, а после окончания контроля выверки и выключения УВКВ прекращают выдачу в блок управления автоматом заряжания команд на приведение пушки к углу заряжания, на застопоривание пушки и на отключение датчика ограничения подъема рамки автомата заряжания и возвращают пушку в положение готовности к стрельбе.

2. Устройство для установки пушки в положение контроля выверки прицела по выверочному индексу на конце ствола пушки, содержащее датчик включенного состояния устройства встроенного контроля выверки (УВКВ), блок управления автоматом заряжания, стабилизатор вооружения, стопор пушки автомата заряжания с датчиками застопоренного положения пушки и ограничения включения электродвигателя стопора пушки, датчик направления приведения пушки к углу заряжания, датчик зоны выпускания стопора пушки, датчик ограничения подъема рамки автомата заряжания, устройство корректировки выверки, отличающееся тем, что оно снабжено формирователем команд управления, содержащим электромагнитное реле с двумя нормально разомкнутыми и одним нормально замкнутым контактами, вход которого подключен к датчику включенного состояния УВКВ, первый и второй выходы подключены, соответственно, к входу для команды на приведение пушки к углу заряжания и к входу для команды на стопорение пушки на угле заряжания блока управления автоматом заряжания, третий выход подключен к датчику ограничения подъема рамки автомата заряжания, первый вывод обмотки электромагнитного реле подключен к входу формирователя команд управления, второй вывод обмотки электромагнитного реле - к корпусу формирователя команд управления, первый нормально замкнутый и третий нормально разомкнутый контакты электромагнитного реле подключены с одной стороны к шине напряжения бортовой сети танка, а с другой стороны, соответственно, к третьему и второму выходам формирователя команд управления, второй нормально разомкнутый контакт электромагнитного реле подключен с одной стороны к корпусной шине, а с другой - к первому выходу формирователя команд управления, при этом выход датчика застопоренного положения пушки дополнительно соединен с входом устройства корректировки выверки.