Способ определения щелочного числа моторных масел для автомобильной техники

Изобретение относится к области контроля качества моторных масел с помощью оптических средств, в частности к способам определения щелочного числа, и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях нефтеперерабатывающих заводов. Сущность изобретения заключается в том, что выявлены полосы поглощения 1604, 1305, 1064 см-1, являющиеся основными составляющими, которые влияют на величину щелочного числа. Предлагается определять щелочное число по экспериментально полученной зависимости. Применение изобретения позволит сократить время определения щелочного числа моторных масел для автомобильной техники при достаточно высокой точности и расширить номенклатуру способов определения щелочного числа моторных масел. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к области контроля качества моторных масел с помощью оптических средств, в частности к способам определения щелочного числа, и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях нефтеперерабатывающих заводов.

В связи с тем что в современных двигателях внутреннего сгорания автомобильной техники появились более напряженные условия, чем ранее (высокое форсирование, тяжелая нагруженность и т.д.), к моторным маслам предъявляются жесткие требования по их эксплуатационным свойствам, для обеспечения которых в моторное масло добавляют различные функциональные присадки.

Одним из основных свойств моторных масел являются их моющие свойства, которые характеризуют способность масел предотвращать образование высокотемпературных углеродистых отложений на поршне двигателя. В соответствии с официальной классификацией моторных масел (ГОСТ 17479.1-85. Масла моторные. Классификация и обозначение - М.: Изд-во стандартов, 1985) именно моющие свойства положены в основу их разделения по эксплуатационным группам (Золотов В.А., Бартко Р.В., Кузнецов А.В. «Определение эксплуатационных групп моторных масел». Труды 25 ГосНИИ МО РФ, вып.53, с.234, 2006 г.). Моющие свойства моторного масла оцениваются непосредственно чистотой двигателя и косвенно щелочным числом. Щелочное число показывает щелочность масла. Оно выражается через количество гидроокиси калия в мг, эквивалентное количеству всех щелочных компонентов, находящихся в 1 г масла (Сафонов А.С., Ушаков А.И., Золотов В.А., Братчиков К.Д. «Моторные масла для автотракторных дизелей»., С-Пб. НПИКЦ, 2004, с 25).

В моторные масла вводят моющие присадки, которые и влияют на значение щелочного числа, представляющие собой следующие химические соединения: алкилсалицилаты, сульфонаты и алкилфеноляты («Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение». Справочник / И.Г.Анисимов, К.М.Бадыштова, С.А.Бнатов и др. /Под ред. В.М.Школьникова. Изд. 2-е - М.: Издательский центр «Техинформ», 1999 с.444). Авторы сделали вывод, что выявив наличие данных соединений, можно определить и значение щелочного числа.

Перед авторами стояла задача разработать способ определения щелочного числа моторных масел для автомобильной техники. При просмотре патентной информации и научно-технической литературы было выявлено следующее.

Известен способ определения щелочного числа, включающий потенциометрическое титрование пробы спиртовым раствором соляной кислоты (ГОСТ 11362-96. Нефтепродукты и смазочные материалы. Число нейтрализации. Метод потенциометрического титрования).

Недостатками этого способа является то, что время испытания длительно, используется целый ряд химических реактивов и требуется высокая квалификация лаборантов.

Известен способ определения кондиционности смазочных масел со щелочными присадками по окраске в зеленый цвет смеси, полученной при смешении этанольного раствора 0,1 моль/дм3 соляной кислоты, взятой в количестве, достаточном для нейтрализации минимальной величины щелочного числа, эталонного и масла этой марки и навески масла в присутствии заданного количества смешанного индикатора, состоящего из этанола и толуола в объемном соотношении 3:7 и метилового красного и метиленового синего, взятых в объемном соотношении 1:1 (РФ патент №2212032, G01N 33/28, 2001).

Известен способ определения щелочного числа моторных масел, включающий введение пробы масла в смесь, состоящую из 71±1% дистиллированной воды и растворителя, состоящего из 50% толуола и 50% изопропанола, где в качестве индикатора используют фильтровальную бумагу «синяя лента», пропитанную 0,5% водным раствором бромтимолового синего, после чего полученную окраску смеси сравнивают с эталоном (РФ патент №2183018, G01N 31/22, 2001).

Общими недостатками известных способов является то, что все они длительны и используют целый ряд химических реактивов.

Известен способ оценки качества моторного масла, включающий обработку пробы масла спиртотолуольно-водным раствором неорганической кислоты в присутствии индикатора с последующим сравнением окраски раствора с эталоном, при этом анализируемую капельную пробу вводят в раствор соляной кислоты концентрации 0,0005-0,005 моль/дм3 и соотношение объема раствора и массы вводимой пробы определяют в зависимости от минимально допустимого щелочного числа масла по эмпирической формуле (СССР а.с. №1337743, G01N 21/78, 1985).

Недостатками этого способа является то, что используется целый ряд химических реактивов, мал срок годности спиртотолуольно-водного раствора, нет заметных переходов цветовой гаммы.

За прототип изобретения может быть принят любой из вышеприведенных технических решений, каждый из которых реализует поставленную задачу - определение щелочного числа. Общим для всех известных способов и заявляемого способа является отбор пробы.

Как отмечалось выше, все моющие присадки в своем составе содержат алкилсалицилаты, сульфонаты, алкилфеноляты, и, учитывая то, что все алкилсалицилаты в ИК-спектре характеризуются наличием полосы поглощения в диапазоне 1640-1530 см-1. (Казицина Л.А., Куплетская М.Б. Применение УФ, ИК, ЯМР спектроскопии в органической химии. М.: МГУ им. Ломоносова, Химфак. 1968., с 105), авторы при исследовании моторных масел с моющей присадкой выявили полосу поглощения алкилсалицилатов 1604 см-1 и полосы поглощения для сульфонатов 1305 см-1 и алкилфенолятов 1064 см-1.

Технический результат изобретения - сокращение времени определения щелочного числа моторных масел для автомобильной техники с одновременным повышением надежности и достоверности полученных результатов.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения щелочного числа моторных масел для автомобильной техники, включающем отбор пробы, согласно изобретению при спектрофотометрировании замеряют оптические плотности на полосах поглощения 1604, 1305, 1064 см-1 и 2000 см-1 и определяют щелочное число по следующей зависимости:

Щ.ч.=K1-K2ΔD10643ΔD1305+K4ΔD1604+K5ΔD1064·ΔD1305+

6ΔD1064·ΔD16047ΔD1305·ΔD1604,

где ΔD1604=D1604-D2000 - разность оптических плотностей полос поглощения 1604 и 2000, см-1, характеризующая содержание алкилсалицилатов;

ΔD1305=D1305-D2000 - разность оптических плотностей полос поглощения 1305 и 2000, см-1, характеризующая содержание сульфонатов;

ΔD1064=D1064-D2000 - разность оптических плотностей полос поглощения 1064 и 2000, см-1, характеризующая содержание алкилфенолят;

K1=0,74; К2=252,966; К3=35,975; K4=138,019; K5=270,126; К6=627,435; К7=423,492 - постоянные экспериментально полученные коэффициенты.

Таким образом, суть изобретения состоит в том, что замеряют оптические плотности полос поглощения 1604, 1305, 1064 см-1 и 2000 см-1, характеризующих соответственно содержание алкилсалицилатов, сульфонатов, алкилфенолят и фона масла, и определяют щелочное число по экспериментально полученной формуле.

Для обоснования отличительного признака были приготовлены образцы, представляющие собой композиции моторного масла с различной концентрацией моющих присадок (табл.1).

Все искусственно приготовленные образцы исследовали на ИК-Фурье спектрометре АФ-1 с разрешающей способностью 2 см-1, в диапазоне длин волн от 4000 до 450 см-1 в кювете из KCl толщиной 0,1 мм при температуре 20±2°С образца.

Замеряли оптические плотности D1604, D1305, D1064 и D2000. Полосу поглощения 2000 см-1 брали для определения фона образца. Определяли величину разности оптических плотностей полос поглощения для каждого образца.

Таблица 1
Состав образцов, % мас.
КомпонентыОбразец
№1№2№3№4№5№6№7№8
Моторное масло марки
М-6з/10В:
И-40а, % мас.98,293,896,492,097,894,296,092,4
С присадками:
Детерсол-140 (алкилсалицилат), % мас.0,24,60,24,6
КНД (сульфонат), % мас.1,61,63,43,41,61,63,43,4
ВНИИ НП-714 (алкилфенолят), % мас.0,64,20,64,2

Путем математической обработки данных при проведении многофакторного эксперимента, используя метод регрессионного анализа (Планирование эксперимента в задачах химмотологии. Пименов Ю.М. Уч. Пособие. ВАТТ, С.-Пб. - 1994, 29 с.), авторы определили значения постоянных коэффициентов: K1, К2, К3, К4, К5, К6, K7, что позволило получить формулу расчета щелочного числа моторного масла:

Щ.ч.=K1-K2ΔD10643ΔD1305+K4ΔD1604+K5ΔD1064·ΔD1305+

6ΔD1064·ΔD16047ΔD1305·ΔD1604.

Заявляемым способом были исследованы пробы моторного масла марок: М-8В, М-10Дм и М-6з/10-В. Результаты представлены в табл.2.

Полученные заявляемым способом значения щелочного числа (табл.2) находятся в пределах допустимой сходимости (0,5 КОН/г масла) значений, полученных по методу ГОСТ 11362, а время проведения анализа сокращено с 95 минут до 15 минут (примерно в 6,3 раза).

Таким образом, применение изобретения позволит сократить время определения щелочного числа моторных масел для автомобильной техники при достаточно высокой точности. Кроме того, заявляемый способ расширяет номенклатуру способов определения щелочного числа моторных масел.

Таблица 2
Результаты исследования проб моторного масла разных марок*
Проба моторного маслаМ-8ВМ-10ДмМ-6з/10-В
Замеряемые параметрыD16040,2410,2950,255
D13050,5390,6560,561
D10640,3000,3170,316
D20000,0490,0510,050
Щелочное числоПо предлагаемой зависимости4,9910,676,70
по ГОСТ 113625,2410,956,24
Сходимость результатов0,250,280,43
Затраченное время, минПо предлагаемой зависимости151515
по ГОСТ 11362959595
* коэффициенты для расчета щелочного числа заявляемым способом приняты K1=0,74; К2=252,966; К3=35,975; К4=138,019; К5=270,126; К6=627,435; K7=423,492

Способ определения щелочного числа моторных масел для автомобильной техники, включающий отбор пробы, отличающийся тем, что при спектрофотометрировании замеряют оптические плотности на полосах поглощения 1604, 1305, 1064 см-1 и 2000 см-1 и определяют щелочное число по следующей зависимости:

Щ.ч.=К12ΔD10643ΔD13054ΔD16045ΔD1064·ΔD1305+K6ΔD1064·ΔD1604-K7ΔD1305·ΔD1604,

где ΔD1604=D1604-D2000 - разность оптических плотностей полос поглощения 1604 и 2000 см-1, характеризующая содержание алкилсалицилатов;

ΔD1305=D1305-D2000 - разность оптических плотностей полос поглощения 1305 и 2000 см-1, характеризующая содержание сульфонатов;

ΔD1064=D1064-D2000 - разность оптических плотностей полос поглощения 1064 и 2000 см-1, характеризующая содержание алкилфенолят;

K1=0,74; K2=252,966; К3=35,975; К4=138,019; К5=270,126;

К6=627,435;

К7=423,492 - постоянные экспериментально полученные коэффициенты.