Способ обработки корпуса декового музыкального инструмента и устройство для реализации этого способа
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области изготовления струнных музыкальных инструментов. Способ обработки корпуса декового музыкального инструмента заключается в пропитке дек музыкального инструмента. В процессе пропитки собранный (готовый) инструмент закрепляют на его конечных частях и подвергают вибрационному воздействию. Вибрация передается на деку инструмента через подставку для струн. После начала вибрационного воздействия деку инструмента изнутри покрывают составом, представляющим собой раствор канифоли в смеси ацетона и спирта. Вибрационное воздействие осуществляют до окончательной полимеризации наносимого состава. Изобретение обеспечивает упрощение процесса обработки дек музыкального инструмента и улучшение акустических свойства музыкального инструмента. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области изготовления дековых музыкальных инструментов и может быть использовано для улучшения акустических свойств дековых музыкальных инструментов при их изготовлении.
Хорошо известно, что фабричные дековые музыкальные инструменты уступают качеству тембрового звучания знаменитых инструментов, в частности созданных старинными итальянскими мастерами.
Заявленное изобретение обеспечивает облагораживание современной и прошлой фабричной продукции (скрипки, альты, виолончели, гитары, рояли и другие дековые инструменты) тембрами качественно звучащих инструментов.
Известны способы изготовления дековых музыкальных инструментов с использованием древесины, обрабатываемой определенным образом. Так, в патенте US 4678715, 07.07.1987, В23К 3/15; G10D 1/00; В27К 3/02 пластины древесины вакуумируются и затем обрабатываются углеводородным мономером с последующей его полимеризацией. Данный процесс обработки является длительным и многостадийным, в процессе используются экологически вредные вещества. Полученный эффект по улучшению акустических характеристик невелик. В патенте RU 2185283, 20.07.2002, В27К 3/15 обработку древесины проводят в плазме тлеющего разряда углеводорода при парциальном давлении 4-20 Па и плотности тока 0,4-3 мА/см2 в течение 5-40 мин. Данный способ является сложным, дорогостоящим, улучшение акустических характеристик также невелико.
Известен также способ изготовления музыкальных инструментов, при котором деки музыкальных инструментов пропитывают полимеризующимся составом - DE 2055164, 24.06.1971, G10D 1/00; G10D 3/02, при этом используется повышенное давление и энергетическое облучение. Данный способ является довольно сложным и недостаточно эффективным.
Технической задачей, на которую направлено заявленное изобретение, является упрощение процесса обработки дек музыкального инструмента и улучшение акустических свойств музыкального инструмента после обработки.
Поставленная техническая задача решается тем, что предложен способ обработки корпуса декового музыкального инструмента, заключающийся в пропитке дек музыкального инструмента. При этом собранный (готовый) инструмент закрепляют на его концевых частях и подвергают вибрационному воздействию, передаваемому на деку инструмента через подставку для струн, а после начала вибрационного воздействия деки инструмента одновременно покрываются изнутри составом, представляющим собой раствор канифоли в смеси ацетона и спирта, при этом вибрационное воздействие осуществляют до окончательной полимеризации наносимого состава.
При этом:
- инструмент предварительно настраивают;
- используют вибратор, работающий в диапазоне от 2 до 30000 Гц;
- мощность вибрации - 15-40 Вт.;
- для покрытия применяют состав с соотношением ингредиентов 30-60 г (грамм) канифоли на 1000 г смеси из 400 г спирта и 600 г ацетона;
- количество подаваемого для покрытия состав - 5 см3 на 50 см2 поверхности;
- время полимеризации определяют визуально по мере испарения летучих фракций и образования сухой поверхности дек.
Для реализации указанного способа обработки корпуса декового музыкального инструмента применяют устройство, содержащее поворотную круговую раму с продольными раздвижными в горизонтальной плоскости штангами, установленную на указанных штангах с возможностью перемещения по ним каретку, закрепленный на каретке вибратор со штоком для передачи вибрации на подставку для струн музыкального инструмента, зажимы на концах рамы для крепления музыкального инструмента, а также винт для регулировки силы прижатия подставки для струн к штоку вибратора.
Конструкция указанного устройства поясняется графическими материалами, где на фиг.1 показан вид сбоку заявленного устройства. Устройство содержит раму, включающую в себя стойки 1, к которым прикреплены продольные раздвижные в горизонтальной плоскости штанги 2. На штангах 2 с возможностью перемещения по ним установлена каретка 3, на которой закреплен вибратор 4, имеющий шток 5 для передачи вибрации на подставку 6 для струн музыкального инструмента.
По концам рамы установлены посредством кронштейнов зажимы 7 для крепления музыкального инструмента. Кронштейн 8, расположенный ближе к подставке для струн музыкального инструмента, выполнен составным с возможностью вертикального перемещения его части 9, содержащей зажим 7 для крепления музыкального инструмента под действием специального винта 10, для регулировки усилия прижатия подставки для струн к штоку вибратора.
Заявленный способ обработки корпуса декового музыкального инструмента реализуется с использованием указанного устройства следующим образом.
Предварительно получают акустические тембровые программы качественно звучащих инструментов.
Для этого записываются 30 - секундные звучания каждого полутона (или еще меньших долей тона) в форте и без вибрато игры профессионального музыканта во всем диапазоне звучания инструмента в студии звукозаписи. Затем тридцатисекундные записанные звуки суммируются так, чтобы они все звучали одновременно. Далее эта суммарная тридцатисекундная запись продляется сколь угодно долго и перезаписывается в качестве уже акустической тембровой программы на отдельные мини-диски для прибора типа MiniDisc Deck или других аналогичных звуконосителей. С этого звуконосителя через усилитель программа подается на вибратор.
Для введения полученной описанным способом программы в фабричный инструмент (скрипка, альт, виолончель и другие струнные инструменты) он своей пуговкой и головкой закрепляется зажимами на специальных кронштейнах, размещенных на концах металлической рамы, изготовленной из дюрали. На раме размещается подвижная каретка с вибратором. Инструмент предварительно настраивают.
Введение акустической тембровой программы осуществляется через вибратор, работающий в диапазоне от 2 до 30000 Гц.
Вибрация через подставку для струн подается на деки корпуса музыкального инструмента. В процессе вибрационного воздействия на корпус внутренние поверхности дек инструмента покрываются специальным раствором таким образом, чтобы раствор не попадал на внешнюю поверхность дек.
Раствор состоит из 4 частей медицинского спирта и 6 частей ацетона с растворенной в этой смеси канифолью (30-60 г канифоли на 1000 г смеси ацетона и спирта).
Расход состава составляет примерно 3-7 см3 на 50 см2 поверхности, преимущественно - 5 см3 на 50 см2 поверхности.
Для равномерного распределения раствора закрепленный во вращающейся раме инструмент поворачивается.
В силу того, что раствор слабо проникает в зону пучностей и глубоко в узловые линии вибрирующих дек, по мере испарения летучих фракций спирта и ацетона и затвердевания возникающего при этом геля происходит образование в деках новых резонансных зон, задаваемых набором частот, содержащихся во вводимой акустической тембровой программе.
По просыхании дек прекращается подача вибрации, а инструмент приобретает тембр, идентичный использованному оригиналу. При этом идентичность тембров тем выше, чем ближе патроны фабричного и оригинального инструментов, вплоть до практически полной идентичности.
Введенные описанным способом новые тембры могут сохраняться в течение десятилетий.
Соответствующие сказанному результаты даны в приложении в виде актов экспертизы, а также спектральных характеристик оригиналов и обработанных фабричных инструментов.
Для снятия спектрограмм звука скрипок можно использовать традиционный метод, разработанный в НИИ музыкальной промышленности (НИИМП).
На спектранализаторе звука (фирмы Бьюель и Крайз) записывается звук, возникающий при ударе по подставке для струн стального маленького шарика диаметром 3 мм на стальной проволоке диаметром 0,8 мм и длиной 5 см, что позволяет получить время удара, необходимого для измерений вплоть до 6-7 тыс. Гц (А.В.Римский-Корсаков, Н.А.Дьяконов, "Музыкальные инструменты", Росгизместпром, 1952 г., стр.256).
На представленных спектрограммах (фиг.2а,б,в,г) изображено следующее:
а) - спектрограмма звука скрипки Страдивари (паспорт №001137, выдан 23.06.1988 г.);
б) - спектрограмма звука фабричной скрипки производства Московского комбината музыкальных инструментов и мебели;
в) - спектрограмма звука той же фабричной скрипки после введения в нее акустических параметров, снятых со скрипки Страдивари;
г) - сравнение спектров скрипки Страдивари и фабричной скрипки после введения в нее акустических параметров, снятых со скрипки Страдивари.
1. Способ обработки корпуса декового музыкального инструмента, заключающийся в пропитке дек музыкального инструмента, отличающийся тем, что собранный (готовый) инструмент закрепляют на его конечных частях и подвергают вибрационному воздействию, передаваемому на деку инструмента через подставку для струн, а после начала вибрационного воздействия деки инструмента изнутри покрывают составом, представляющим собой раствор канифоли в смеси ацетона и спирта, при этом вибрационное воздействие осуществляют до окончательной полимеризации наносимого состава.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что инструмент предварительно настраивают.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют вибратор, работающий в диапазоне от 2 до 30000 Гц.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что мощность вибрации 15-40 Вт.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для покрытия применяют состав с соотношением ингредиентов 30-60 г (грамм) канифоли на 1000 г смеси из 400 г спирта и 600 г ацетона.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество подаваемого для покрытия состава - 5 см3 на 50 см2 поверхности.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что время полимеризации определяют визуально по мере испарения летучих фракций и образования сухой поверхности деки.
8. Устройство для реализации способа обработки корпуса декового музыкального инструмента, содержащее круговую поворотную раму, включающую в себя стойки с прикрепленными к ним раздвижными в горизонтальной плоскости штангами, установленную на указанных штангах с возможностью перемещения по ним каретки, закрепленный на каретке вибратор со штоком для передачи вибрации на подставку для струн музыкального инструмента, зажимы на концах рамы для крепления музыкального инструмента, а также винт для регулировки силы прижатия подставки для струн к штоку вибратора.