Клиновая задвижка

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия трубопроводов. Устройство содержит кованый корпус с закрепленными в нем седлами. Седла уплотнены при закрытии клином с двухсторонними боковыми впадинами. Седла перемещаются под действием штока по ответным направляющим корпуса. Направляющие корпуса выполнены съемными и в сечении представляющими круг со скошенным сегментом, к основанию которого примыкает с заплечиками с каждой стороны основания профиль, эквидистантный профилю впадин клина. Круглые части направляющих помещены в согласованные отверстия корпуса. Противоположная часть направляющих взаимодействует со впадинами клина. Части направляющих выполнены разновеликими. Верхний конец высокой части снабжен элементом для разборки, например сквозным отверстием. Изобретение позволяет повысить потребительские свойства задвижки путем снижения весовых характеристик и снижения коэффициента гидравлического сопротивления задвижек с кованым корпусом. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области механики, а именно к трубопроводной арматуре, в частности к задвижкам, и предназначено для перекрытия трубопроводов для жидких или газообразных сред и может быть использовано на технологических линиях в нефтегазодобывающей, химической и других отраслях промышленности.

Известна клиновая задвижка (см. авторское свидетельство 147407, F16K 3/22) с невыдвижным шпинделем и цельным пустотелым клином, взаимодействующим при закрытии с самоустанавливающимися по отношению к корпусу седлами, причем герметизация седел с корпусом происходит за счет создания упругой деформации и эффекта самоуплотнения.

К недостаткам известной конструкции относится большие габариты внутренней камеры корпуса, обусловленные наличием пустотелого клина, что привело к увеличению весогабаритных характеристик задвижки, а также низкая надежность уплотнений «седло-корпус» при использовании задвижки на коррозионных средах.

Известна также клиновая задвижка, свободная от упомянутых выше недостатков (см. RU 2243436, F16K 3/12 (прототип)), имеющая минимизированные весогабаритные характеристики, обусловленные применением цельного клина, взаимодействующего с самоустанавливающимися по отношению к кованному корпусу седлами, загерметизированными с последним, например сваркой.

К недостаткам данной задвижки следует отнести неполнопроходность магистрального канала корпуса при открытой задвижке из-за ограниченных габаритов седел, которые вынужденно уменьшены для обеспечения их установки в кованый корпус при наличии в последнем выступов для направляющих канавок клина. Это повышает не только гидросопротивление корпуса, но и снижает потребительские свойства задвижки из-за невозможности прохождения сквозь нее по магистральному каналу корпуса очистных или диагностических механизмов.

Целью изобретения является повышение потребительских свойств задвижки путем снижения весовых характеристик и снижения коэффициента гидравлического сопротивления задвижек с кованым корпусом.

Указанная цель достигается тем, что клиновая задвижка содержит кованый корпус с закрепленными в нем седлами, уплотняемыми при закрытии клином с двухсторонними боковыми впадинами, перемещаемыми под действием штока по ответным направляющим корпуса, при этом направляющие корпуса выполнены съемными в сечении, представляющем круг со скошенным сегментом, к основанию которого примыкает с заплечиками с каждой стороны основания профиль, эквидистантный профилю впадин клина, при этом круглые части направляющих помещены в согласованные отверстия корпуса, а противоположная часть взаимодействует со впадинами клина, причем части направляющих выполнены разновеликими, а верхний конец высокой части снабжен элементом для разборки, например сквозным отверстием.

На фиг.1 показан продольный разрез клиновой задвижки; на фиг.2 - поперечный разрез задвижки; на фиг.3 - разрез по А-А на фиг.2.

Задвижка состоит из кованого корпуса 1 с закрепленными в нем седлами 2, взаимодействующим с ними при закрытии задвижки клина 3, перемещаемого под управлением штока 4 посредством выемок 5 по направляющим 6, состоящим из двух частей; одна часть круглого сечения 7 со скошенным сегментом помещается в гнездо 8 корпуса 1, другая 9 плотно прилегает к плоскости скошенного сегмента круглой части и имеет криволинейный профиль 10, эквидистантный профилю выемок 5 впадин клина, причем часть 9 имеет большую высоту, чем часть 7 и снабжена отверстием 11.

Сборка задвижки производится следующим образом.

В корпус 1 устанавливаются седла 2, затем в просверленные в корпусе гнезда 8 помещают круглой частью 7 направляющие 6, после этого совмещают впадины клина 3 со второй частью направляющих 9 и опускают клин 3 в сборе со штоком 4 до соприкосновения с седлами 2. Затем производят окончательную сборку задвижки.

Благодаря тому что направляющие выполнены съемными, не только упрощается сборка затвора задвижки, но при снижении весогабаритных характеристик последней не увеличивается гидравлическое сопротивление вследствие установки седел увеличенных размеров через внутреннюю камеру кованного корпуса при снятых направляющих. Что несомненно повышает потребительские свойства задвижки.

1. Клиновая задвижка, содержащая кованый корпус с закрепленными в нем седлами, уплотняемыми при закрытии клином с двухсторонними боковыми впадинами, перемещаемыми под действием штока по ответным направляющим корпуса, отличающаяся тем, что направляющие корпуса выполнены съемными в сечении представляющем круг со скошенным сегментом, к основанию которого примыкает с заплечиками с каждой стороны основания профиль, эквидистантный профилю впадин клина, при этом круглые части направляющих помещены в согласованные отверстия корпуса, а противоположная часть взаимодействует со впадинами клина.

2. Клиновая задвижка по п.1, отличающаяся тем, части направляющих выполнены разновеликими, а верхний конец высокой части снабжен элементом для разборки, например сквозным отверстием.