Мобильное устройство для защиты с трансформируемым защитным экраном
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к средствам коллективной защиты ряда бойцов и предназначено для защиты от стрелкового оружия, осколков гранат и других твердых тел. Мобильное защитное устройство включает управляемое транспортное средство с несущей рамой. Крыша бронированной кабины снабжена люком. Крышка люка снабжена центральным и четырьмя боковыми плоскими прямоугольными защитными элементами. Мобильное защитное устройство снабжено прямоугольным несущим каркасом, расположенным между кабиной и кузовом и присоединенным к ним и несущей раме транспортного средства, защитные сегменты боковых секций экрана выполнены сплошными, изготовлены из листового материала и снабжены каждый нижним защитным фрагментом и защитным козырьком, которые присоединены к ним с помощью горизонтальных шомпольных шарнирных соединений. Первый защитный сегмент каждой боковой секции присоединен к несущему каркасу с помощью вертикального шомпольного шарнирного соединения и все защитные сегменты каждой секции соединены между собой с помощью вертикальных шомпольных шарнирных соединений. Нижние кромки всех защитных сегментов каждой секции расположены на одном уровне, а верхняя кромка каждого второго и каждого последующего защитного сегмента секции расположена ниже верхней кромки предыдущего защитного сегмента соответственно на величину толщины защитного козырька. Изобретение обеспечивает возможность ведения бойцами наблюдения и прицельного огня из стрелкового оружия, находясь под защитой транспортного средства. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к средствам коллективной защиты ряда бойцов, а также и других людей при необходимости, и предназначено для защиты от стрелкового оружия, осколков гранат и других твердых тел и может быть использовано в черте города и на различной местности и, в частности, для защиты бойцов спецподразделений в операциях против террористов, для защиты личного состава постов ГИБДД и блокпостов милиции и внутренних войск на автодорогах и в других местах, а также в качестве средства защиты и противодействия в случае массовых беспорядков.
Известны различные мобильные защитные устройства [1, 2 и др.], но первое из них имеет узкую область применения, а второе не обеспечивает надежную защиту и обладает невысокой маневренностью.
Известны конструкция «Мобильного развертываемого защитного экрана» и подобная ей конструкция «Мобильного устройства для защиты изменяемой конфигурации» [3, 4]. Указанные трансформируемые по мере необходимости конструкции включают каждая тележку, снабженную колесами и дополнительными приспособлениями, и защитный экран, который включает центральную защитную секцию, присоединенную к тележке и снабженную защитным козырьком и элементами каркаса, и две боковые защитные секции, которые присоединены к центральной защитной секции с помощью вертикальных шомпольных шарнирных соединений. Все защитные секции выполнены из плоских защитных сегментов, ряд из которых снабжен пуленепробиваемыми средствами обзора и бойницами, имеют прямоугольную форму каждая и снабжены нижними защитными сегментами, присоединенными с помощью шарнирных соединений, при этом боковые защитные секции снабжены каждая защитным козырьком и могут быть снабжены присоединенной к тыльной поверхности вспомогательной подпружиненной опорой, взаимодействующей через соединение свободного вращения с опорой оси дополнительного колеса малого диаметра. Второе из указанных устройств [4] снабжено дополнительной верхней защитной секцией, выполненной с отверстием, около которого к ней присоединен узел крепления пулемета, снабженный защитным щитком, и может быть снабжено дополнительными защитными экранами.
Данные устройства обладают каждое мобильностью и маневренностью, обеспечивают возможность поворота боковых защитных секций относительно центральной защитной секции на тот или иной необходимый угол, обеспечивают надежную защиту определенного количества бойцов, которые, наблюдая через пуленепробиваемые средства обзора, могут вести боевые действия под прикрытием защитных секций; при этом каждое устройство может быть применено и на местности, имеющей уклон вниз, а для перекатывания каждого устройства для защиты достаточно усилий 2-3 человек.
К числу недостатков указанных устройств следует отнести определенную сложность конструкции и обусловленные этим трудозатраты и потери времени для подготовки к боевому применению, при этом устройства не обладают высокой мобильностью в подвижном варианте боевого применения и, кроме этого, должны быть доставлены к месту боевого применения в качестве прицепа к автомобилю.
Наиболее близким - по совокупности признаков - аналогом является «Заградительный автомобиль» [5], включающий управляемое транспортное средство, присоединенные к нему бронированные кузов и кабину, и снабженное средствами активного противодействия (а именно гидромониторными установками и устройствами для подачи слезоточивого газа) и дополнительными заградительными секциями, присоединенными к боковой поверхности кузова с возможностью поворота и выполненными каждая из прямоугольных сегментов, присоединенных друг к другу с возможностью перемещения.
К числу недостатков данного устройства следует отнести то, что данная конструкция не обеспечивает возможности ведения бойцами прицельного огня из стрелкового оружия, находясь под защитой кузова и кабины устройства, при этом боковые секции устройства не обеспечивают защиту от осколков гранат и стрелкового оружия и имеют ограниченные возможности изменения своей конфигурации.
Задача, на решение которой направлено предлагаемое мобильное устройство для защиты, заключается в обеспечении возможности ведения бойцами наблюдения и прицельного огня из стрелкового оружия, находясь под защитой транспортного средства, крышки люка на крыше кабины и сегментов боковых секций защитного экрана.
Достигаемый технический результат заключается в том, что кроме указанных выше достоинств и преимуществ расширены возможности изменения конфигурации секций защитного экрана и соотношения величин фронтальной и боковых защитных поверхностей, что целесообразно для различных конкретных условий применения, при этом секции защитного экрана осуществляют защиту почти до самой поверхности земли и сверху, что обеспечено применением нижних защитных фрагментов и защитных козырьков.
Указанные технические результаты достигаются тем, что мобильное устройство для защиты с трансформируемым защитным экраном, включающее управляемое транспортное средство с несущей рамой и присоединенные к нему передний бампер, бронированные кабину, снабженную средствами активного противодействия, дверками и пуленепробиваемыми средствами обзора, и кузов, снабженный люками, и присоединенные к его боковой поверхности с помощью шарнирных соединений дополнительные защитные секции, выполненные из прямоугольных сегментов, присоединенных друг к другу с возможностью перемещения, дополнительно выполнено следующим образом: крыша кабины устройства снабжена люком, выполненным с отбортовкой, обращенной наружу и снабженной амортизирующей окантовкой, крышка люка включает центральный и четыре боковых плоских прямоугольных защитных элемента, три из которых выполнены за одно целое с центральным защитным элементом и отогнуты под заданным углом, а четвертый - отдельный защитный элемент снабжен прилегающим к его тыльной поверхности и присоединенным к нему опорным элементом, который присоединен к центральному защитному элементу через шомпольное шарнирное соединение и снабжен присоединенными к его тыльной поверхности каналами для фиксаторов, отдельный защитный элемент и опорный элемент крышки люка присоединены к крыше кабины через шарнирное соединение, центральный защитный элемент снабжен пуленепробиваемым средством обзора и амбразурой с заслонкой и к его тыльной поверхности присоединены узел крепления пулемета и фиксаторы положения люка, устройство снабжено прямоугольным каркасом, расположенным между кабиной и кузовом и присоединенным к ним и к несущей раме транспортного средства, сегменты боковых секций выполнены сплошными, изготовлены из листового материала, обладающего заданной стойкостью, и снабжены каждый нижним защитным фрагментом и защитным козырьком, которые присоединены с помощью горизонтальных шомпольных шарнирных соединений, первый защитный сегмент каждой боковой секции присоединен к несущему каркасу и все защитные сегменты присоединены к нему и соединены между собой с помощью вертикальных шомпольных шарнирных соединений, причем нижние кромки всех защитных сегментов каждой секции расположены на одном уровне, а верхняя кромка каждого второго и каждого последующего защитного сегмента секции расположена ниже верхней кромки предыдущего защитного сегмента соответственно на величину толщины защитного козырька и величину определенного зазора, все защитные сегменты обоих секций снабжены пуленепробиваемыми средствами обзора и бойницами, при этом в боковой поверхности кузова выполнены проемы, прилегающие к кабине, и кузов снабжен расположенными по всей его длине боковыми порогами, с которыми взаимодействуют нижние торцы боковых защитных секций, и фиксаторами положения защитных секций, присоединенными к его задней поверхности; кроме этого, кузов может быть снабжен боковыми сдвижными дверями, расположенными соответственно по месту проемов, боковые защитные секции могут быть снабжены каждая, по меньшей мере, одной регулируемой по высоте опорой, присоединенной к тыльной поверхности одного из защитных сегментов с помощью разъемных соединений, при этом каждая из регулируемых по высоте опор боковых защитных секций может быть снабжена дополнительным колесом, опора которого присоединена через соединение свободного вращения и подпружиненное телескопическое соединение, а устройство может быть снабжено дополнительными прямоугольными центральным и боковыми защитными элементами, присоединенными к переднему бамперу транспортного средства с помощью разъемных соединений.
Сущность предлагаемой конструкции поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен вид сверху на развернутое устройство для защиты, причем крышка люка на крыше кабины закрыта; на фиг.2 показан вид спереди на фронтальную поверхность устройства для защиты, представленного выше, но крышка люка на крыше кабины поднята вверх, т.е. открыта; на фиг.3 показано увеличенное изображение - вид сверху и сечение участка кузова и вид сверху и два сечения боковой секции защитного экрана; на фиг.4 представлено увеличенное изображение - участок устройства по месту присоединения к транспортному средству несущего каркаса и секции защитного экрана - вид сбоку; на фиг.5 представлены увеличенные изображения: сечение первого - вид а и последующих - вид б сегментов защитной секции в свернутом положении; на фиг.6 представлены увеличенные изображения: сечение первого - вид а и последующего - вид б сегментов защитной секции в развернутом положении; на фиг.7 показано увеличенное изображение - разрез люка и его поднятой крышки - вид а и сечение участка крышки люка по месту одного из фиксаторов - вид б; а на фиг.8 представлен вид сверху на участок кузова и боковую защитную секцию мобильного устройства для защиты, представляющего собой уменьшенный (или малый) вариант выполнения данного устройства, когда его размеры приблизительно равны размерам небольшого микроавтобуса, вместимость которого составляет около 15 человек.
Конструкция мобильного устройства для защиты (см. фиг.1, 2, 4), включающего управляемое транспортное средство 1, смонтирована на его несущей раме 2 и включает соединенные с ней передний бампер 3, бронированную кабину 4 с дверками, прилегающий к ней несущий каркас 5 боковых секций защитного экрана, выполненный из полого коробчатого профиля, и бронированный кузов 6, снабженный люками-дверцами 7, расположенными на его задней поверхности, причем несущий каркас 5 может быть дополнительно соединен с кабиной 4 и кузовом 6. Бронированная кабина 4 снабжена передними и боковыми пуленепробиваемыми средствами обзора 8, а бронированный кузов 6 снабжен боковыми порогами 9, расположенными по всей его длине и на определенном уровне и предназначенными для взаимодействия с опирающимися на них секциями защитного экрана устройства в транспортном положении, при этом в боковой поверхности кузова 6 выполнены примыкающие к кабине 4 проемы 10, которые закрываются сдвижными дверями 11, присоединенными к кузову. Назначение достаточно узких проемов 10, выполненных в боковой поверхности кузова 6 и прилегающих к кабине 4 и несущему каркасу 5, к которому присоединены секции защитного экрана устройства, - заключается в обеспечении возможности скрытого и быстрого перемещения бойцов от одной боковой защитной секции экрана данного устройства к другой защитной секции при необходимости, а обычные сдвижные двери 11 обеспечивают только защиту внутреннего объема кузова 6 от атмосферных и температурных воздействий.
В крыше бронированной кабины 4 устройства для защиты (см. фиг.1, 2, 7) выполнен люк 12 с отбортовкой 13, обращенной вверх и снабженной присоединенной к ней амортизирующей окантовкой 14, выполненной из эластично-упругого материала. Крышка люка 12 включает центральный плоский прямоугольный защитный элемент 15, отдельный плоский прямоугольный опорный элемент 16 и присоединенный к последнему отдельный плоский прямоугольный защитный элемент 17, обращенный к передней поверхности кабины, а также выполненные за одно целое с защитным элементом 15 и отогнутые под заданным углом боковые плоские прямоугольные защитные элементы 18 и задний плоский прямоугольный защитный элемент 19. Центральный плоский 7 прямоугольный защитный элемент 15 крышки люка и отдельный плоский прямоугольный опорный элемент 16 соединены между собой с помощью горизонтального шомпольного шарнирного соединения 20, при этом верхняя кромка отдельного плоского прямоугольного защитного элемента 17 расположена выше (см. фиг.2, 7) горизонтального шомпольного шарнирного соединения 20 и соединенные между собой плоские прямоугольные элементы 16 и 17 соединены с шарнирным соединением 21, которое, в свою очередь, присоединено к крыше кабины 4 и обеспечивает возможность поворота крышки люка кабины вокруг оси данного шарнирного соединения 21. В центральном плоском прямоугольном защитном элементе 15 крышки люка выполнена амбразура 22, снабженная съемной заслонкой 23, и к его тыльной поверхности присоединены пуленепробиваемое средство обзора 8 и узел крепления пулемета 24; при этом к тыльной поверхности плоского прямоугольного защитного элемента 15 присоединены два или четыре фиксатора 25 положения крышки люка в открытом состоянии, расположенные соответственно по обе стороны от амбразуры, а к тыльной поверхности плоского прямоугольного опорного элемента 16 присоединены соосные им каналы фиксаторов 26 (см. фиг.7 вид б). Крышка люка кабины может быть также снабжена одним задним или двумя боковыми замками, присоединенными к крыше кабины, но их местонахождение и вид выполнения являются чисто технической задачей.
Мобильное устройство для защиты включает также (см. фиг.1, 2, 3) две боковые секции 27 защитного экрана, выполненные каждая из определенного количества плоских прямоугольных защитных сегментов 28, первый из которых присоединен к несущему каркасу 5 с помощью вертикального шомпольного шарнирного соединения 29 (см. фиг.1, 3, 4) и все защитные сегменты 28 каждой секции 27 также соединены между собой с помощью вертикальных шомпольных шарнирных соединений 29. Каждый защитный сегмент 28 снабжен защитным козырьком 30 и нижним защитным фрагментом 31, которые присоединены к нему (см. фиг.2, 3, 5) с помощью горизонтальных шомпольных шарнирных соединений 32, причем нижние кромки всех защитных сегментов 28 каждой секции расположены на одном уровне, а верхняя кромка (см. фиг.5, 6) второго и каждого последующего защитного сегмента 28 каждой секции 27 расположена ниже верхней кромки предыдущего защитного сегмента 28 соответственно на величину толщины защитного козырька 30 и величину определенного зазора. Такое выполнение необходимо для того, чтобы при повороте сегментов защитной секции друг относительно друга защитный козырек 30 каждого последующего защитного сегмента секции 27 экрана мог свободно (см. фиг.1, 6) зайти под защитный козырек 30 каждого предыдущего защитного сегмента секции. При этом защитные сегменты 28 обоих секций 27 защитного экрана снабжены бойницами 33 и съемными (и устанавливаемыми по месту вырезов непосредственно перед боевым применением) пуленепробиваемыми средствами обзора 8, а устройство для защиты снабжено Г-образными фиксаторами секций 34, присоединенными к задней поверхности кузова 6 через шарнирное соединение и фиксирующими данные секции 27 (см. фиг.3, 4), - опирающиеся, причем по всей своей длине, своими нижними кромками на боковые пороги 9 в транспортном положении, - относительно кузова 6, и фиксаторами 35 положения нижних защитных фрагментов 31 и защитных козырьков 30 (см. фиг.5, 6) в свернутом и транспортном состоянии, которые, например, представляют собой разъемные винтовые соединения 35, пропущенные через соосные отверстия, выполненные в каждом защитном сегменте 28 секции экрана и соответственно в нижнем защитном фрагменте 31 и защитном козырьке 30.
Боковые секции 27 защитного экрана мобильного устройства для защиты могут быть также снабжены каждая одной или двумя регулируемыми по высоте опорами 36, снабженными, в частности, опорной пластиной 37, и которые присоединяются с помощью разъемных соединений к тыльной поверхности защитных сегментов 28 (см. фиг.1, 2) секций 27 в стационарном варианте применения данного устройства; при этом каждая из регулируемых по высоте опор 36 боковых секций 27 защитного экрана может быть (вместо опорной пластины 37) снабжена дополнительным колесом 38 малого диаметра, опора которого присоединена через соединение свободного вращения 39 и подпружиненное телескопическое соединение 40.
Кроме этого, мобильное устройство для защиты может быть снабжено (см. фиг.2) дополнительными центральным 41 и двумя боковыми 42 плоскими прямоугольными защитными элементами, присоединяемыми (в стационарном варианте применения данного устройства) с помощью разъемных соединений к переднему бамперу 3 управляемого транспортного средства 1, которые перекрывают собой значительное пространство между поверхностью грунта и двигателем автомобиля; при этом зазор, который имеет место между нижними кромками защитных фрагментов 31 боковых секций 27 защитного экрана и поверхностью грунта, также целесообразно перекрыть от возможного попадания пуль (см. фиг.2) для стационарного варианта применения данного устройства, например, засыпкой 43 грунта или бетонного раствора.
Следует отметить, что возможен и целесообразен малый вариант выполнения данного устройства для защиты. В этом случае размеры транспортного средства 1 с кабиной 4 и кузовом 6 (см. фиг.8) будут приблизительно равны размерам небольшого микроавтобуса, вместимость которого составляет около 15 человек. Данный вариант выполнения устройства предназначен для группы бойцов спецподразделений в случае противодействия группе террористов и, в основном, предназначен для мобильного варианта его применения, когда бойцы под защитой движущегося устройства, применяя при необходимости стрелковое оружие, перемещаются в направлении захваченного террористами объекта. Данный или малый вариант выполнения устройства является конструктивно упрощенным и, в значительной степени, облегченным, так как подразумевает минимальную высоту защитных секций - не более 1,8 метра, отсутствие защитных козырьков, в которых нет особой необходимости, и отсутствие дополнительных регулируемых по высоте опор и ряда других вспомогательных элементов. В этом случае длина кузова 6 устройства и соответственно длина каждой защитной секции 27 составляет (см. фиг.8) приблизительно 3 метра и каждая боковая секция включает всего три защитных сегмента 28, имеющих длину около одного метра каждый и снабженных пуленепробиваемыми средствами обзора 8, бойницами 33 и присоединенными к ним через горизонтальное шомпольное шарнирное соединение 32 нижними защитными фрагментами 31.
Изготовление и сборка мобильного устройства для защиты очень просты и выполняются обычными известными методами. Следует отметить, что общая высота секций защитного экрана устройства может составлять от 1,8 до 2,0 метров, причем высота нижнего защитного фрагмента в зависимости от вида транспортного средства может составлять 0,5-0,7 метра и соответственно высота защитного сегмента может составлять от 1,3 до 1,5 метра, а ширина защитного козырька может составлять 0,2-0,4 метра. При этом длина одного сегмента боковой секции может составлять от 1,0 до 1,5 и более метров, а общая длина каждой боковой секции защитного экрана может составлять от 3,0 до 6,0 метров и более и сочетание указанных размеров определяет размеры кузова и транспортного средства данного устройства, которое предназначено для защиты определенного количества бойцов.
Транспортное средство, кабина, кузов с проемами, а также боковые сдвижные двери кузова выполняются обычными известными методами, после чего к ним по месту присоединяются защитные элементы, выполненные из листового материала, например многослойной алюминиевой брони, что обеспечит значительное снижение массы устройства в целом. Задние люки-дверцы кузова, крышка люка кабины, а также защитные сегменты с вырезами для средств обзора и бойницами, защитные фрагменты и козырьки секций защитного экрана также выполняются из многослойной алюминиевой брони заданной толщины, причем задние люки-дверцы кузова могут быть снабжены пуленепробиваемыми средствами обзора и бойницами. Обычными известными методами изготавливают и присоединяют по месту несущий каркас, шомпольные и другие шарнирные соединения, собирают и присоединяют секции защитного экрана, включающие каждая заданное количество защитных сегментов, фрагментов и козырьков; пулемет, пуленепробиваемые средства обзора к сегментам секций, а также дополнительные нижние защитные элементы, присоединяемые к бамперу, регулируемые по высоте опоры и другие элементы, в случае их необходимости, - присоединяют недалеко от места боевого применения.
В случае необходимости боевого применения мобильное устройство для защиты с группой бойцов с высокой скоростью прибывает к месту назначения своим ходом, после чего ряд бойцов оперативно проводит подготовку устройства к боевому применению. В первую очередь поднимают крышку люка кабины и фиксируют (см. фиг.7, вид а и вид б) ее центральный защитный элемент относительно опорного элемента, опуская фиксаторы положения крышки люка в соответствующие каналы; при этом нижняя часть центрального защитного элемента, присоединенного к опорному элементу через шомпольное шарнирное соединение, упирается в верхнюю часть отдельного защитного элемента и дополнительно прижимается к ней после установки в каналы ряда фиксаторов. После этого вынимают заслонку амбразуры, устанавливают пулемет и одновременно с этим отсоединяют Г-образные фиксаторы боковых секций защитного экрана, сдвигают (см. фиг.3) данные секции с боковых порогов кузова и отворачивают боковые секции в сторону. Затем отсоединяют фиксаторы защитных фрагментов и козырьков и отворачивают (см. фиг.5, 6, где направления поворота условно показаны стрелками) нижние защитные фрагменты вниз, а защитные козырьки соответственно вверх и назад. После этого сдвигают боковые двери кузова, присоединяют, при необходимости, к защитным сегментам секций регулируемые по высоте опоры с дополнительными колесами или без них и передние защитные элементы к бамперу, а затем разворачивают транспортное средство в необходимом направлении, придают боковым защитным секциям необходимую форму и после этого мобильное устройство для защиты с трансформируемыми боковыми секциями защитного экрана готово к перемещению и боевому применению. Следует отметить, что после развертывания вниз нижних защитных фрагментов обоих секций экрана между поверхностью земли и нижней кромкой защитных фрагментов (см. фиг.2) имеет место зазор заданной величины, например 5-10 или более сантиметров, который в определенной степени исключает возможность соприкосновения нижних защитных фрагментов с поверхностью земли при перемещении устройства.
Существует несколько вариантов боевого применения данного мобильного устройства для защиты, рассмотрим некоторые из них.
В первом случае мобильное устройство для защиты с развернутыми в определенной заданной конфигурации боковыми секциями защитного экрана (см. фиг.1, 2 или фиг.8) медленно продвигается к захваченному объекту. При этом один из бойцов управляет транспортным средством, другой из бойцов, находящийся под защитой крышки люка кабины у пулемета, наблюдает через пуленепробиваемое средство обзора и ведет при необходимости огонь на поражение, а другие бойцы, находящиеся под прикрытием секций защитного экрана, движутся за ними вперед, при этом один или два бойца удерживают каждую защитную секцию в заданном положении или подталкивают при необходимости защитные сегменты секций экрана, а ряд бойцов ведет наблюдение через пуленепробиваемые средства обзора и огонь из автоматического оружия через бойницы. В случае применения присоединенных к защитным секциям регулируемых по высоте опор, которые снабжены дополнительными колесами, присоединенными через соединения свободного вращения и телескопическое подпружиненное соединение, - данные колеса малого диаметра сами перекатываются в необходимом направлении, а телескопическое подпружиненное соединение отслеживает неровности. Необходимо подчеркнуть, что в процессе движения устройства для защиты к объекту возможно изменение положения защитных сегментов боковых секций защитного экрана, а именно поворот их друг относительно друга на определенный угол и тем самым изменение формы каждой секции экрана и изменение соотношения величин фронтальной и боковых защитных поверхностей устройства в зависимости от конкретных условий применения. Следует отметить, что если в процессе движения устройства какой-либо из нижних защитных фрагментов развернутой боковой секции вдруг зацепится своей нижней кромкой за что-либо на поверхности земли или упрется в какой-то выступ, то данный нижний защитный фрагмент секции экрана имеет возможность отклониться назад, т.е. повернуться назад на определенный угол, уходя от соприкосновения, а потом сам способен вернуться назад, - в свое исходное вертикальное положение, - так как он просто присоединен к данному защитному сегменту секции через шомпольное шарнирное соединение, обеспечивающее возможность свободного поворота.
Во втором случае мобильное устройство для защиты, представляющее собой (см. фиг.8) малый и упрощенный вариант выполнения данного устройства, также движется, управляемое одним из бойцов, к захваченному объекту, причем другой из бойцов находится у пулемета. Но в данном случае освобожденные от транспортного положения боковые секции защитного экрана не развернуты в стороны, а частично примыкают (см. фиг.8, где данное положение боковой секции экрана условно показано пунктиром) своей тыльной поверхностью к боковой поверхности порогов кузова. При этом обе сдвижные боковые двери кузова открыты и два бойца, из находящихся в кузове, держат центральный защитный сегмент каждой секции, например, за вспомогательную ручку или трос, соединенный с фиксатором этого сегмента, и тем самым удерживают боковые секции в целом в указанном положении. Данный вариант в отличие от первого значительно расширяет возможности маневрирования и обеспечивает продвижение к захваченному объекту на высокой скорости, а после остановки в заданном месте или уменьшения скорости продвижения, - бойцы, находящиеся в кузове устройства для защиты, распахивают боковые защитные секции наружу, выскакивают под их прикрытием через проемы в кузове на землю, придают защитным секциям необходимую конфигурацию - посредством поворота защитных сегментов на заданный угол, после чего они уже готовы к наблюдению и ведению боевых действий под защитой секций защитного экрана.
Возможен также и стационарный вариант применения данного устройства для защиты, когда оно установлено в заданном месте, например, на определенном участке территории или на перекрестке дорог и развернуто своей кабиной в направлении возможного направления атаки (см. фиг.1, 2). При этом боковым секциям защитного экрана также придана необходимая конфигурация, которую можно изменять, по мере необходимости, - вплоть до создания вокруг кузова двух отстоящих от него дугообразных защитных экранов, крайние торцы секций которых примыкают к задней или боковой поверхности кузова. В этом случае секции защитного экрана (для условий длительного применения) должны быть снабжены присоединенными с помощью разъемных соединений к тыльной поверхности защитных сегментов регулируемыми по высоте опорами, одни из которых могут быть снабжены опорными пластинами, а другие - дополнительными колесами малого диаметра, опоры которых присоединены через соединения свободного вращения и телескопические подпружиненные соединения, причем регулируемые по высоте опоры, взаимодействующие с поверхностью грунта, в данном случае не только поддерживают защитные секции в пространстве, но и удерживают их в заданном положении относительно транспортного средства и друг относительно друга, обеспечивая сохранение заданной формы защитного экрана. При этом зазор между поверхностью земли и нижней кромкой защитных фрагментов обоих секций (см. фиг.2) защитного экрана - в данном случае целесообразно перекрыть засыпкой грунта или бетонного раствора. В данном варианте боевого применения группа бойцов может длительное время вести наблюдение, охрану и даже круговую оборону, находясь под защитой кабины и кузова устройства и секций защитного экрана.
Следует отметить, что кузов и кабина устройства способны обеспечить защиту личного состава от температурных и атмосферных воздействий в любое время года и обеспечить отдых ряда бойцов, тогда как другие несут боевое дежурство, при этом во внутреннем объеме кузова может быть размещен и доставлен запас боеприпасов и продовольствия.
Данное мобильное устройство для защиты может быть также использовано и в качестве стационарного или мобильного защитного экрана, под защитой кузова и развернутых секций экрана которого можно осуществить эвакуацию людей из опасной зоны.
Кроме этого, данное мобильное устройство для защиты с развернутыми секциями защитного экрана может быть применено и для предотвращения массовых беспорядков в качестве мобильного средства противодействия, а также в качестве стационарного или мобильного средства заграждения, при этом совокупность двух данных устройств для защиты, расположенных на расстоянии друг от друга или прилегающих друг к другу, установленных и развернутых тем или иным образом каждое, полностью перекроет собой улицу любой ширины или доступ к защищаемому объекту.
Во всех вариантах применения устройства для защиты бойцы, передвигающиеся или находящиеся под его прикрытием, защищены от возможного обстрела защитными секциями, присоединенными к ним нижними фрагментами и козырьками, имеют возможность вести наблюдение через пуленепробиваемые средства обзора и при необходимости вести прицельный огонь через бойницы защитных секций, а один из бойцов постоянно ведет наблюдение из кабины или из-за щита, расположенного поверх кабины, и готов вести огонь из пулемета, который расположен на кабине устройства, и может держать под прицелом практически всю переднюю, относительно фронтальной поверхности устройства верхнюю полусферу пространства и, самое главное, крыши и верхние этажи зданий и сооружений.
За поверхностями боковых секций защитного экрана мобильного устройства для защиты, расположенных в той или иной, - необходимой именно в данных условиях применения, - конфигурации могут найти укрытие, вести боевые действия или осуществить скрытое перемещение, как минимум, 10-12 бойцов и более при необходимости.
При стационарном положении установленного в необходимом месте и в выбранном положении данного устройства для защиты, секции экрана которого расположены в заданной конфигурации общей защитной поверхности, - бойцы полностью свободны от каких-либо функций по обслуживанию устройства, так как его неподвижное состояние и заданное положение боковых защитных секций обеспечивают неподвижное транспортное средство, под колеса которого могут быть, при необходимости, установлены упорные башмаки и регулируемые по высоте опоры, которые присоединены к тыльной поверхности боковых защитных секций и опираются через опорные пластины или дополнительные колеса на поверхность земли, и дополнительная засыпка грунта или бетонного раствора, которая также фиксирует заданное расположение секций.
Таким образом, можно сделать вывод, что во всех указанных выше вариантах применения конструкция мобильного устройства для защиты обеспечивает защиту от стрелкового оружия, осколков гранат и твердых тел, которые могут воздействовать на поверхности защитных секций, сегментов и козырьков, при этом значительно расширены возможности ведения наблюдения и, самое главное, возможности ведения эффективного огневого противодействия, а также обеспечено уменьшение времени на подготовку устройства к боевому применению, расширены возможности изменения конфигурации общей защитной поверхности устройства и соотношения величин фронтальной и боковых защитных поверхностей, что целесообразно для различных конкретных условий применения. Мобильное устройство для защиты отличается простотой конструкции и, следовательно, невысокой стоимостью изготовления, обладает высокой мобильностью, устойчивостью и маневренностью, при этом в кузове могут быть перевезены боеприпасы, оборудование и снаряжение, а также осуществлен вывоз раненых из опасной зоны. Устройство для защиты может быть оперативно доставлено к месту боевого применения своим ходом и на высокой скорости, отличается простотой эксплуатации и невысокими массовыми характеристиками, при этом под защитой кабины, кузова и секций устройства могут найти укрытие, осуществить скрытое перемещение и вести боевые действия, как минимум, 10-15 бойцов и более при необходимости.
Можно отметить, что мобильное устройство для защиты данной конструкции - для различных условий применения, вероятно, целесообразно использовать в двух модификациях, отличающихся друг от друга размерами транспортного средства и соответственно размерами секций защитного экрана, так как основной конструктивный вариант устройства с значительными размерами секций защитного экрана - более подходит для различных стационарных и, в частности, долговременного вариантов применения, а малый конструктивный вариант выполнения устройства с небольшими размерами транспортного средства и небольшими размерами секций защитного экрана, более простой и более мобильный - более эффективен для различных вариантов подвижного боевого применения.
Источники информации
1. Патент РФ №2120599 от 08.10.1997 г., F41Н 5/14, «Устройство для защиты железнодорожной цистерны».
2. Патент США №3590685 от 19.02.1969 г., F41Н 5/14, «Мобильное закрытие».
3. Патент РФ №2229675 от 03.03.2003 г., F41Н 5/14, «Мобильный развертываемый защитный экран».
4. Заявка №2005131375/02 от 10.10.2005 г., F41Н 5/14, «Мобильное устройство для защиты изменяемой конфигурации».
5. Патент РФ №2072086 от 20.01.1997 г., F41Н 9/00, «Заградительный автомобиль».
1. Мобильное устройство для защиты с трансформируемым защитным экраном, содержащее управляемое транспортное средство с несущей рамой и присоединенные к ней передний бампер, бронированную кабину, снабженную средствами активного противодействия, пуленепробиваемыми средствами обзора и дверцами, бронированный кузов, снабженный люками, и присоединенные к его боковой поверхности с помощью шарнирных соединений дополнительные прямоугольные защитные секции, соединенные друг с другом с возможностью перемещения, отличающееся тем, что оно снабжено прямоугольным несущим каркасом, расположенным между кабиной и кузовом и присоединенным к ним и несущей раме транспортного средства, крыша бронированной кабины снабжена люком с крышкой, выполненным с отбортовкой, обращенной наружу и снабженной амортизирующей окантовкой, при этом крышка люка снабжена центральным и четырьмя боковыми плоскими прямоугольными защитными элементами, три из которых выполнены за одно целое с центральным защитным элементом, а четвертый выполнен отдельным и снабжен прилегающим к его тыльной поверхности и присоединенным к нему опорным элементом, который присоединен к центральному защитному элементу через шомпольное шарнирное соединение и снабжен присоединенными к его тыльной поверхности каналами для фиксаторов, отдельный защитный элемент и опорный элемент крышки люка присоединены к крыше кабины через шарнирное соединение, центральный защитный элемент снабжен пуленепробиваемым средством обзора и амбразурой с заслонкой и к его тыльной поверхности присоединены узел крепления пулемета и фиксаторы положения люка, защитные элементы боковых секций экрана выполнены сплошными, изготовлены из листового материала, и снабжены каждый нижним защитным фрагментом и защитным козырьком, которые присоединены к ним с помощью горизонтальных шомпольных шарнирных соединений, первый защитный сегмент каждой боковой секции присоединен к несущему каркасу с помощью вертикального шомпольного шарнирного соединения и все защитные сегменты