Торговая система и способы для управления множеством установок, которые производят выбросы газов, вызывающих парниковый эффект

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к системам и способам, связанным с созданием, сопровождением и использованием рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов. Техническим результатом являются контроль и снижение выброса парниковых газов (GHG) от каждой из множества установок. Система для снижения выбросов парниковых газов содержит систему торговли, основанную на снижении выбросов GHG, включающую в себя множество стандартных инструментов по выбросам GHG, реестр и торговую платформу, посредством которой обеспечена возможность участникам осуществлять сделки с инструментами по выбросам по согласованным ценам, а также множество установок, осуществляющих выбросы GHG, причем каждая установка контролируется одним или более участниками. Способы описывают работу данной системы в различных режимах. 3 н. и 27 з.п. ф-лы, 14 ил., 3 табл.

Реферат

Область изобретения

Настоящее изобретение в общем относится к системам и способам торговли. В частности, настоящее изобретение относится к системе и способу торговли, основанных на снижении выбросов.

Уровень техники

Мировая природная среда столкнулась с существенной угрозой, обусловленной антропогенным или "вызванным человеком" выпуском парниковых газов в атмосферу. Парниковые газы, такие как водяной пар, диоксид углерода, тропосферный озон, закись азота и метан, в общем прозрачны для солнечного излучения, но не прозрачны для длинноволнового излучения и, таким образом, препятствуют удалению из атмосферы энергии длинноволнового излучения. Результирующим эффектом присутствия парниковых газов в атмосфере являются удержание поглощенного излучения и тенденция нагрева поверхности планеты.

Выпуск парниковых газов может происходить, например, при выделении диоксида углерода во время сгорания ископаемого топлива. Так, автомобили, заводское оборудование и другие устройства, сжигающие топливо, выделяют в атмосферу газы, содержащие диоксид углерода. Однако парниковые газы могут также выделяться естественным путем. Например, при возделывании сельскохозяйственных земель фермерами диоксид углерода из вспаханной земли может выделяться в атмосферу. Удаление лесных насаждений, или обезлесение, может также приводить к выделению парниковых газов.

Если говорить в общем, быстрое увеличение концентрации парниковых газов в земной атмосфере, обусловленное деятельностью человека, повышает риск фундаментальных и дорого обходящихся человечеству изменений в климатической системе Земли. Подобные риски могут включать появление более четких циклов "засушливый/дождливый периоды"; более продолжительные и более сильные тепловые колебания; распространение тропических заболеваний; нанесение ущерба растительности и сельскохозяйственным системам; и угрозы береговым линиям и имуществу, обусловленные повышением уровня моря и появлением штормовых волн.

В 80-е годы прошлого века в Соединенных Штатах была создана система торговли выбросами для постепенного сокращения выделения свинца из моторного топлива. За этой попыткой последовала очень успешная программа торговли выбросами диоксида серы (SO2), разработанная Агентством США по защите окружающей среды (ЕРА). В целях сокращения кислотных дождей для установок по выработке электроэнергии был задан общий верхний предел по выбросам SO2. Электростанции, для которых сокращение выбросов серы оказалось дорогостоящим, могли купить квоты у электростанций, осуществивших сокращение сверх установленного при низких затратах.

Программа по снижению выбросов SO2 оказалась успешной. Выбросы снижались быстрее, чем требовалось, а затраты оказались значительно ниже большинства прогнозов. Кроме того, наблюдался устойчивый рост в торговле квотами, от 700.000 тонн в 1995 году до приблизительно 12 миллионов тонн в 2001 году. К настоящему времени рынок выбросов SO2 достиг ежегодной величины приблизительно в 2 миллиарда долларов для зарегистрированных сделок.

Экологический и экономический успех программы по торговле квотами на диоксид серы в США, нацеленной на уменьшение кислотных дождей, а также других подобных рыночных инструментов, со всей очевидностью демонстрирует выгоды от крупномасштабной торговли выбросами. Торговля выбросами породила дефицит, установив ограничения по общим выбросам, задав ограничения на уровне фирм и позволив тем, кто может сократить выбросы при низких затратах, провести дополнительные сокращения. Компании, столкнувшиеся с высокой стоимостью сокращения выбросов, могут подчиниться существующим требованиям, приобретая торгуемые права на осуществление выбросов у тех, кто осуществил дополнительные сокращения. Рынок посредством подобного имущественному праву инструмента - квот на выброс - помогает обеспечить эффективное использование ограниченного ресурса (окружающей среды) и формирует цену, отражающую то значение, которое общество придает использованию окружающей среды. Эта цена представляет собой финансовое вознаграждение, выплачиваемое тем, кто снижает выбросы, а также отражает стоимость разработки инновационных технологий по снижению загрязнений. Системы торговли квотами на выбросы, иногда называемые системами "cap-and-trade" (сочетание торговли с установлением верхнего предела), могут дополняться «оффсетами» («компенсациями»), которые реализуются в ходе выполнения определенных проектов и отражают уменьшение содержания парниковых газов и/или задержание и хранение диоксида углерода. Компенсации могут создаваться по инициативе отдельных субъектов, которые либо не представляют собой источники значительных выбросов, либо имеют схемы выбросов, которые естественным образом встраиваются в рынок как компенсации. Например, при проведении отдельными фермерами работ по выращиванию урожая, при которых используется безотвальная технология обработки почвы, диоксид углерода может абсорбироваться и сохраняться в почвах. Безотвальная технология предусматривает минимальное воздействие на почву, вследствие чего задерживается углерод, вводимый в почву в процессе роста растений. Введение компенсаций предоставляет субъектам-источникам промышленных выбросов дополнительный источник уменьшения содержания парниковых газов, в то же время обеспечивая также источник финансирования такой деятельности, как безотвальная обработка почвы, которая приводит к локальному улучшению экологической обстановки, например повышению качества воды.

Многие из ведущих промышленно развитых стран разрабатывают концепцию программы по торговле выбросами парниковых газов, которая может предоставить корпорациям и другим субъектам организованный, рыночный механизм экономически эффективного снижения объема газов, вызывающих глобальное потепление. Такой проект предоставляет средства эффективного решения проблемы изменения климата, в то же время предлагая своим собственникам и членам широкие коммерческие возможности.

В то время как правительства различных стран и административно-территориальных образований изучают программы торговли выбросами парниковых газов, в течение нескольких лет лидеры частного сектора во многих странах финансируют проекты по уменьшению содержания парниковых газов и осуществляют торговлю неофициальными "углеродными кредитами". В исследовании Мирового Банка сообщается, что этот зарождающийся внебиржевой рынок включает несколько десятков значительных сделок. Проведенным исследованием обнаружено, что при отсутствии какой-либо регулирующей структуры, объем внебиржевых сделок в долларовом исчислении уже превысил 200 миллионов долларов. Кроме того, журнал "The Economist" прогнозирует ежегодный объем торговли в диапазоне от 60 миллиардов до 1 триллиона долларов.

Многие правительства прошли этап разработки и создают на практике официальные рынки парниковых газов, включая Великобританию, Данию и Голландию, а также штаты Массачусетс и Нью-Хэмпшир. Европейский Союз определил структуру системы по торговле выбросами диоксида углерода, использование которой должно начаться с 2005 года. В директиве Европейского Союза определена начальная фаза организации рынка до начала функционирования в 2008 году более широкой и комплексной системы торговли выбросами парниковых газов между энергетическими и промышленными предприятиями в его государствах-членах.

Ряд государств, административных областей, бирж и многопрофильных учреждений уже осуществили детальную подготовку для такого рода торговли. Именно в этом контексте осознания серьезного экологического риска, необходимости наименее затратных ответных мер, увеличения регулирования в мировом масштабе и спроса со стороны посредников настоящим изобретением предлагаются решения проблем, возникающих при создании и функционировании биржи по торговле парниковыми газами.

Примеры препятствий на пути осуществления торговли парниковыми газами являются законодательная неопределенность; отсутствие четкого общепринятого определения данного товара; отсутствие стандартов мониторинга, проверки и документации по торговле; отсутствие стандартов приемлемости компенсаций выбросов, предлагаемых определенным проектом; и отсутствие организованных рынков и четких рыночных цен. Также существуют и другие препятствия и проблемы. Эти препятствия обуславливают существенные транзакционные издержки, затрудняющие прогресс в принятии обязательств по снижению содержания парниковых газов из-за увеличения затрат при выполнении таких обязательств.

Таким образом, существует необходимость в усовершенствованной системе торговли, основанной на снижении выбросов, которая позволяет осуществить задачи уменьшения выбросов парниковых газов при низких транзакционных издержках. Кроме того, существует потребность в системе организованной торговли, которая стимулирует уменьшение выбросов парниковых газов. Далее существует потребность в основанном на стандартах рынке организованной торговли парниковыми газами.

Сущность изобретения

Настоящее изобретение относится к системам и способам, связанным с созданием, сопровождением и использованием рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов. Эти системы и способы снижают до минимума транзакционные издержки проводящихся сделок, что позволяет в масштабе всей системы уменьшить стоимость процесса сокращения выбросов парниковых газов. Этот рынок использует преимущества коллективного стремления многих компаний снизить выбросы парниковых газов. Данный рынок предпочтительно имеет нормативную базу, является саморегулируемым и функционирует на основе обязательств его членов без прямого вмешательства правительственных организаций.

По меньшей мере, один из примерных вариантов реализации настоящего изобретения относится к системе торговли, основанной на снижении выбросов, которая включает реестр для хранения информации о владении квотами на выбросы и компенсациями выбросов участниками рынка квот на выбросы парниковых газов (GHG) и торговую платформу, соединенную с упомянутым реестром с возможностью обмена информацией и позволяющую упомянутым участникам рынка осуществлять сделки с квотами на выбросы и компенсациями выбросов.

Следующий примерный вариант реализации настоящего изобретения относится к способу проведения сделок участниками рынка в системе торговли, основанной на снижении выбросов, по сети связи. Способ содержит следующие этапы: устанавливают базовые линии для участников рынка торговли квотами на выбросы и уровни снижения относительно этих базовых линий; получают от упомянутых участников информацию о выбросах; проводят регистрацию прав собственности на квоты на выбросы и компенсации выбросов; определяют для каждого участника на индивидуальной основе требуемые покупки и разрешенные продажи; и управляют сделками между участниками для согласования определенных требуемых покупок и разрешенных продаж.

Еще один примерный вариант реализации настоящего изобретения относится к системе проведения сделок между участниками в системе торговли, основанной на снижении выбросов, по сети связи. Эта система включает средство установления базовых линий для участников рынка торговли квотами на выбросы и уровней снижения относительно этих базовых линий; средство получения информации о выбросах от упомянутых участников; средство торговли квотами на выбросы и компенсациями выбросов; средство определения для каждого участника на индивидуальной основе требуемых покупок и разрешенных продаж; и средство управления сделками между участниками для согласования определенных требуемых покупок и разрешенных продаж.

Следующий примерный вариант реализации настоящего изобретения относится к способу применения стандартов при создании, сопровождении и использовании рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов. Этот способ содержит следующие этапы: устанавливают и управляют функционированием рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов, используя стандарты для торговли Углеродными финансовыми инструментами, измерения выбросов и их снижения, отчетности о выбросах и проектах их уменьшения, приемлемых проектов по осуществлению компенсаций, информации о снижении выбросов, ограничений при торговле, процедуры ежегодной выверки, программ уменьшения содержания парниковых газов и максимальных требуемых покупок и максимальных разрешенных продаж. Торгуемые Углеродные финансовые инструменты включают любое из следующего: квоты и компенсации. В дополнение к этому другим инструментом могут быть кредиты раннего исполнения. Информация о снижении выбросов включает информацию о выбросах, соответствующих базовой линии, и типах участвующих предприятий. Ограничения включают пределы продаж для одной фирмы.

Другой примерный вариант реализации настоящего изобретения относится к способу учета электроэнергии в системе торговли, основанной на снижении выбросов. Этот способ содержит следующие этапы: устанавливают базовую линию покупок электроэнергии для участника рынка; получают информацию о покупках электроэнергии, относящуюся к упомянутому участнику рынка; определяют правомочность начисления или списания квот на основе полученной информации о покупках электроэнергии, относящейся к упомянутому участнику рынка; и начисляют или списывают квоты, как определено.

Следующий примерный вариант реализации настоящего изобретения относится к системе торговли, основанной на снижении выбросов, которая включает программу учета электроэнергии. Эта система содержит средство установления базовой линии покупок электроэнергии для участника рынка; средство получения информации о покупках электроэнергии, относящейся к упомянутому участнику рынка; средство определения правомочности начисления или списания квот на основе полученной информации о покупках электроэнергии, относящейся к упомянутому участнику рынка; и средство начисления или списания квот.

Еще один примерный вариант реализации настоящего изобретения относится к аукциону, который может проводиться через компьютерную сеть. Этот аукцион предназначен для покупки или продажи квот на выбросы парниковых газов в системе торговли, основанной на снижении выбросов. Аукцион включает аукционный пул из квот на выбросы парниковых газов, полученных из аукционного резерва или из предложений по продаже квот, причем этот аукцион может включать механизм электронного или ручного приема заявок на покупку, либо представлять собой живой аукцион квот на выбросы парниковых газов, имеющихся в аукционном пуле; и процессор для определения выигравших заявок на основе заранее установленных параметров. Этот процессор способен сообщать результаты аукциона в реестр для пересылки квот на счета участников рынка. Кроме того, процессор способен переводить доходы участникам рынка в пропорциональной форме на основе взносов этих участников в аукционный резерв.

Другие принципиальные признаки и преимущества настоящего изобретения станут очевидными специалистам в данной области техники при ознакомлении с приведенными ниже чертежами, подробным описанием и пунктами приложенной Формулы изобретения.

Краткое описание чертежей

Примерные варианты реализации настоящего изобретения описаны ниже со ссылкой на сопровождающие чертежи.

Фиг.1 - структурная схема системы торговли, основанной на снижении выбросов, которая соответствует примерному варианту реализации настоящего изобретения.

Фиг.2 - схематичное представление структуры аукциона, входящего в состав системы, показанной на Фиг.1 и соответствующей примерному варианту реализации настоящего изобретения.

Фиг.3 - структурная схема системы торговли, основанной на снижении выбросов, которая соответствует другому примерному варианту реализации настоящего изобретения.

Фиг.4 - блок-схема, иллюстрирующая примерные этапы, выполняемые при создании базовых линий и выделении квот.

Фиг.5 - диаграмма, на которой показаны следующие примерные параметры: базовая линия выбросов, график снижения выбросов, условие экономического роста и максимальные объемы уменьшения выбросов.

Фиг.6 - диаграмма, на которой показаны следующие примерные параметры: условие экономического роста, максимальные объемы требуемых покупок и разрешенных продаж.

Фиг.7 - схематичное представление процесса мониторинга выбросов в нескольких секторах промышленности, создания отчетной документации и аудита базовых линий выбросов и периодических отчетов по выбросам.

Фиг.8 - схематичное представление примерного процесса выверки.

Фиг.9 - схематичное представление примерного процесса регистрации проектов компенсаций и создания отчетной документации.

Фиг.10 - схематичное представление примерного механизма кредитования процесса сжигания метана.

Фиг.11 - диаграмма примерных компенсаций в лесном хозяйстве на основе хранения углерода.

Фиг.12 - примерное распределение компенсаций для сельскохозяйственных земель в зависимости от географической области.

Фиг.13 - схематичное представление примерной выдачи квот на выбросы парниковых газов при увеличении отвечающих условиям квотирования запасов углерода.

Фиг.14 - схематичное представление примерного процесса верификации компенсации.

Подробное описание примерных вариантов реализации изобретения

Чертежи иллюстрируют примерные варианты реализации настоящего изобретения.

На Фиг.1 схематично показана система 10 торговли, основанной на снижении выбросов. Система 10 может содержать реестр 12, механизм 16 обеспечения гарантий и главный компьютер или торговую платформу 18. Система 10 может быть соединена с сетью 20, например, Интернетом или какой-либо другой общедоступной или частной сетью, представляющей собой совокупность соединенных вычислительных устройств. Система 10 может быть соединена с возможностью обмена информацией с базой 22 данных, содержащей информацию о выбросах, либо непосредственно, либо через сеть 20.

Реестр 12 служит официальным источником данных о правах собственности на квоты на выбросы и компенсации выбросов каждого участника товарного рынка, контролируемого системой 10. Сделки становятся официально подтвержденными с точки зрения выполнения обязательств только после их отражения на счетах в реестре 12. В качестве объектов собственности в реестре 12 могут учитываться Углеродные финансовые инструменты, такие как биржевые права на квоты (ХА), биржевые права на компенсации выбросов (ХО), возникшие при реализации проектов уменьшения содержания парниковых газов, и биржевые права на кредиты раннего исполнения (ХЕ). Каждый инструмент представляет собой сто метрических тонн CO2 и предпочтительно в его обозначении указывается конкретный год выпуска. Каждый из инструментов считается эквивалентным, когда аннулируется для выполнения обязательств (имеются определенные ограничения, описанные ниже). Углеродные финансовые инструменты могут использоваться в процессе выполнения обязательств в указанный в них год выпуска или в последующие годы.

В примерном варианте реализации настоящего изобретения в реестре 12 предусмотрена возможность защищенного доступа через Интернет участников к своим счетам. Реестр 12 может предоставлять публичный доступ к счетам, но этот доступ будет только в режиме просмотра. В предпочтительном случае, в реестре 12 предусмотрена возможность его взаимодействия с реестрами, использующимися на других рынках парниковых газов. Реестр 12 связан с торговой платформой 18 и механизмом 16 обеспечения финансовых гарантий. Объединение этих трех компонентов обеспечивает создание системы расчетной палаты.

Механизм 16 обеспечения гарантий улучшает характеристики рынка несколькими путями. Этот механизм гарантирует, что лица, осуществляющие продажу Углеродных финансовых инструментов с использованием торговой платформы 18, получают платеж на следующий день, даже если покупатель не смог осуществить оплату. Этот механизм делает возможной анонимную торговлю, устраняя необходимость выяснения кредитоспособности покупателя. Устраняется риск неплатежа, в результате чего исключаются транзакционные издержки. Эта отличительная особенность позволяет участвовать в торговле лицам, обеспечивающим ликвидность (включая "маркет-мейкеров"), которые могут находиться в постоянной готовности сразу купить или продать. Наличие постоянных покупателей и продавцов увеличивает торговую активность, что повышает экономическую эффективность процесса установления цены. В дополнение к этому возможность анонимной торговли позволяет членам рынка выставлять предложения на покупку и продажу и заключать сделки, не раскрывая своих торговых стратегий. Механизм 16 обеспечения гарантий устраняет риск того, что покупатель не сможет совершить платеж.

При регистрации лица в качестве члена биржи ему выделяются квоты исходной эмиссии за соответствующий период времени, при этом эти квоты содержат указание на год их выпуска. Вне зависимости от используемого способа торговли все поставки биржевых прав на квоты (ХА) и биржевых прав на компенсации выбросов (ХО) осуществляются путем выдачи передающим лицом указания реестру 12 перевести квоты или компенсации с его счета на счет принимающего лица. По окончании года субъект - источник выбросов должен перевести количество квот или компенсаций соответствующего периода выпуска, равное его суммарным выбросам во время предыдущего года, на счет удаления. После окончания отчетного года каждый член биржи должен определить для удаления некоторое количество торгуемых биржевых Углеродных финансовых инструментов, равное суммарным выбросам этого участника рынка в течение этого отчетного года.

Торговая платформа 18 представляет собой электронный механизм, предназначенный для управления торговлей на рынке. Торговая платформа 18 предоставляет участникам централизованную площадку, которая облегчает торговлю и обеспечивает публичное раскрытие информации о ценах. Торговая платформа 18 уменьшает стоимость предоставления торговых мест торгующим сторонам и завершения сделок, что является важным преимуществом на новом рынке. Торговая платформа 18 может также использоваться в качестве платформы для проведения периодических аукционов.

На Фиг.2 изображен примерный ежегодный аукцион, осуществляемый с использованием системы 10, описанной со ссылкой на Фиг.1. В качестве альтернативы аукцион может проводиться периодически в течение года. В примерном варианте реализации настоящего изобретения при проведении аукциона в аукционный пул 32 подаются заявки 30 на покупку и предложения по продаже квот. Аукционный пул 32 может получать квоты из аукционного резерва 34 и других предложений 36 по продаже. Аукционный резерв 34 содержит биржевые права на квоты (например, ХА). Результаты аукциона включают общедоступную информацию 38 о ценах, выигравшие заявки 40 и доходы 42, переведенные в пропорциональной форме участникам. Определение выигравших заявок 40 приводит к пересылке 44 квот между счетами в реестре 12, описанном со ссылкой на Фиг.1.

Преимуществом является то, что аукционы по квотам на выбросы парниковых газов предоставляют организованный механизм помощи рынку. Путем публичного раскрытия цен аукционы предоставляют участникам рынка крайне необходимую информацию. Цены помогают участникам рынка сформулировать обоснованные принципы торговли и, что важно, сигнализируют о том, какие корпоративные действия по уменьшению выбросов парниковых газов экономически разумны и какие действия чаще всего предпринимаются другими участниками, которые достигли снижения затрат на уменьшение выбросов.

В системе 10 предпочтительно проводятся периодические аукционы биржевых прав на квоты (ХА) (возможно включая биржевые права на компенсации выбросов (ХО)) в целях раскрытия рыночных цен, стимулирования торговли и расширения состава участников рынка. В примерном варианте реализации настоящего изобретения проводится аукцион с единой расчетной ценой. В ином случае применяется аукцион с различающимися ценами. Способ различающихся цен используется в аукционах, проводимых Чикагской торговой палатой по квотам на выбросы диоксида серы. Для примера, под аукционом с единой расчетной ценой понимается аукцион, где все покупатели платят наименьшую цену из всех принятых заявок на покупку. В противоположность этому под аукционом с различающимися ценами понимается аукцион, где удачливые покупатели платят цену, которую они предлагают, вне зависимости от того, какими являются цены других принятых заявок на покупку. По существу, можно иметь различные допускаемые цены на одном и том же аукционе.

На Фиг.3 изображена система 100 торговли, основанной на снижении выбросов. Система 100 может содержать реестр 102, торговую платформу 104, компонент 106 клиринга, финансовое учреждение 108, справочную службу 110 и компонент 112 поддержки справочной службы. В общем случае члены 114 и/или участники 116 рынка для участия в покупке и продаже квот и компенсаций взаимодействуют с торговой платформой 104. Для регистрации/сопровождения 118 и создания общих запросов 120 члены 114 и/или участники 116 рынка взаимодействуют непосредственно с реестром 102. В любом случае связь осуществляется с использованием технологических стандартов 122. Технологические стандарты 122 могут включать стандарты Интернет-протокола и другие стандарты, зависящие от конкретной применяемой технологии, которые облегчают связь для членов 114 и/или участников 116 рынка.

Реестр 102 может содержать информацию, касающуюся системных продуктов, например биржевых прав ХА, ХО и ХЕ, а также информацию, относящуюся к обязательствам по установлению базовых линий и снижению выбросов. На практике реестр 102 может быть реализован с использованием базы данных и другого программного обеспечения. Реестр 102 может также содержать информацию о счетах удаления для квот и компенсаций, а также кредитов раннего исполнения, определенных на основе деятельности, осуществленной до учреждения данной системы.

Торговая платформа 104 предоставляет членам 114 и участникам 116 рынка структуру, которая позволяет торговать квотами на выбросы и компенсациями выбросов. На практике торговая платформа 104 может быть реализована в виде компьютерной программы, предоставляющей пользовательский интерфейс, позволяющий выполнять различные функции. Торговая платформа 104 может содержать монитор 130 наблюдения за рынком, терминал 132 администрирования рынка и оборудование 134. Оборудование 134 может включать аппаратные и/или программные средства, например маршрутизаторы, серверы, телефонные линии и т.п. Терминал 132 администрирования рынка позволяет бирже управлять и контролировать счета, вносить в них изменения, а также настраивать эти счета (например, если член биржи продает источник выбросов). Монитор 130 наблюдения за рынком позволяет контролировать торговлю, осуществляемую с использованием торговой платформы 104, на предмет соблюдения нормативов системы.

Торговая платформа 104 соединена с реестром 102 для получения и предоставления такой информации, как информация по счетам и записи по сделкам. Торговая платформа 104 также взаимодействует с компонентом 106 клиринга при проведении сделок, осуществляемых членами 114 и участниками 116 рынка с использованием торговой платформы 104. Компонент 106 клиринга может содержать пересылку 138 проводок, которая создает официальный механизм, согласно которому происходит поставка торгуемых Углеродных финансовых инструментов, депозитарий 140, интерфейс 142 реестра и компонент 144 сбора информации. Финансовое учреждение 108 обеспечивает урегулирование обязательств по сделкам и может предоставлять механизм, согласно которому гарантируется финансовое исполнение.

Справочная служба 110 обеспечивает торговую поддержку членов 114 и участников 116 рынка для сделок, в которых используется торговая платформа 104. Компонент 112 поддержки справочной службы помогает выполнить клиентские запросы, сделанные непосредственно в систему, без их направления через торговую платформу 104 этот компонент может предоставляться и поддерживаться третьей стороной.

Рынок (в том виде, как он воплощен в системе 10 или системе 100) разработан с точки зрения превращения в товар Углеродных финансовых инструментов, используемых при торговле. Однородные и полностью взаимозаменяемые Углеродные финансовые инструменты (например, биржевые права на квоты, биржевые права на компенсации выбросов и биржевые права на кредиты раннего исполнения) обеспечивают легкий обмен обязательствами и свободу выбора для участников. Однородность снижает транзакционные издержки, увеличивает предсказуемость и повышает ликвидность рынка. Такие отличительные особенности представляют собой всего лишь несколько преимуществ по сравнению с неоднородностью и высокими транзакционными издержками, которые соответствуют технологиям, используемым в настоящее время на неофициальном рынке для снижения выбросов парниковых газов.

Каждый член рынка, контролируемого системой 10 (описанной со ссылкой на Фиг.1) или системой 100 (описанной со ссылкой на Фиг.3) (далее совместно называемых "рынок"), имеет базовую линию выбросов, которая может представлять собой среднее от его выбросов в течение определенных предшествующих лет, например с 1998 по 2001 гг.

Базовая линия выбросов в предпочтительном случае отражает подробную оценку структуры промышленной деятельности и практические соображения, такие как доступность данных. Базовые линии выбросов могут регулироваться для отражения приобретения или продажи предприятий. Чтобы иметь возможность получить данные о выбросах, отразить изменения в экономических циклах и выполнить необходимые операции, в предпочтительном случае устанавливается эталонный уровень выбросов. На основе эталонного уровня выбросов можно определить график снижения выбросов.

Фиг.4 иллюстрирует этапы, выполняемые при создании базовых линий и выделении квот на рынке. В зависимости от варианта реализации настоящего изобретения могут выполняться дополнительные этапы, меньшее число этапов или другие этапы. В примерном варианте реализации настоящего изобретения выполняется этап 410, где устанавливаются правила мониторинга выбросов. Правила мониторинга выбросов могут относиться к участвующим предприятиям, учитываемым газам и/или исключенным газам. Эти правила определяют, какая деятельность учитывается при определении выбросов.

На этапе 420 с использованием правил мониторинга выбросов определяются количественные характеристики выбросов, производимых членом рынка. Количественные характеристики могут быть переданы рынку его членами или получены в электронном виде через сеть из базы данных. Правила мониторинга выбросов применяются таким образом, чтобы количественные характеристики выбросов определенного члена рынка были достаточно точными для создания базовой линии. В предпочтительном случае при определении базовой линии используются правила, регулирующие включение предприятий, и спецификации для определения "права собственности" на выбросы для предприятий, находящихся в совместном владении, а также правила учета разрывов, имеющихся в данных о выбросах для периода базовой линии. Как только получены количественные характеристики выбросов, на этапе 430 устанавливаются базовые линии членов рынка. Базовая линия может представлять собой среднее от объемов выбросов за определенный период времени, например четыре года.

На этапе 440 базовая линия может регулироваться. Регулировка базовой линии может происходить в сторону повышения, например, когда членом рынка приобретаются предприятия, осуществляющие выбросы. Аналогичным образом регулировка базовой линии может происходить в сторону понижения, например, когда член рынка продает предприятие, осуществляющее выбросы.

После установления базовой линии, чтобы определить выделение квот и поступления на аукцион, может выполняться этап 450. Создаваемый рынком график снижения выбросов используется для определения схемы выбросов для каждого члена рынка. В предпочтительном случае график снижения выбросов использует известную закономерность, общую для всех участников. Для примера, этот график может предусматривать снижения выбросов на 1%, 2%, 3% и 4% ниже уровней выбросов, соответствующих базовой линии, в течение, например, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг. соответственно. Члены рынка ежегодно аннулируют количество Углеродных финансовых инструментов (например, биржевых прав на квоты, биржевых прав на компенсации выбросов и, когда они применяются, биржевых прав на кредиты раннего исполнения), равное их годовому объему выбросов. Те члены рынка, кто снизил выбросы ниже этих уровней, могут продать или разместить на депозите свои лишние Углеродные финансовые инструменты, в то же время те, у кого выбросы превысили значение, указанное в графике снижения, должны купить Углеродные финансовые инструменты для достижения соответствия.

Преимуществом является то, что график снижения выбросов является единообразным и легко понимаемым. Его простота облегчает участие в подобной деятельности широкого круга субъектов предпринимательской и другой деятельности, таким образом, повышая как экологическую эффективность данной программы, так и возможности для участия в ней тех субъектов, которые способны снижать выбросы при низких затратах. Как показано в приведенной ниже Таблице 1, параметр, отражающий задание по снижению выбросов, уменьшается на 1% в год и суммарное снижение выбросов за четыре года относительно уровней выбросов, соответствующих базовой линии, составляет 10% (1% + 2% + 3% + 4%). Это простое значение облегчает анализ возможных изменений состава участников, а также планирование мероприятий.

Таблица 1
ГодРыночный график снижения выбросов,выделение биржевых прав на квоты
20031% ниже базовой линии участника
20042% ниже базовой линии участника
20053% ниже базовой линии участника
20064% ниже базовой линии участника

Каждому члену рынка в предпочтительном случае выделяют совокупность квот на выбросы на четыре года. Реестр 12 (или реестр 102 в случае системы 100 на Фиг.3) использует систему идентификации периода выпуска каждого инструмента. Рынок отслеживает передачу инструментов и права собственности и облегчает надзор, необходимый для внедрения таких нормативов, как ограничения по размещению на депозите и предел продаж одной фирмы.

Фиг.5 представляет собой диаграмму, на которой изображены следующие примерные параметры: базовая линия выбросов, график снижения выбросов, условие экономического роста и максимальные объемы уменьшения выбросов. На этой диаграмме горизонтальная пунктирная линия, проведенная из точки 100%, обозначает базовую линию выбросов для конкретного члена рынка. С течением времени плановые показатели выбросов уменьшаются согласно графику снижения выбросов. На диаграмме изображен график ежегодного снижения выбросов по 1% в год.

Диаграмма на Фиг.5 также показывает, что максимальный объем требуемого уменьшения выбросов увеличивается с течением времени с фиксированной скоростью. В примерном варианте реализации настоящего изобретения рынок устроен таким образом, что максимальный объем выбросов CO2-эквивалента, допускаемый при проведении ежегодной выверки для каждого члена рынка, на 2% превышает уровень выбросов, соответствующих базовой линии для этого члена рынка, в течение года 1 и года 2, и на 3% превышает базовую линию в течение года 3 и года 4. По существу имеется установленное ограничение по риску, с которым сталкиваются участники пилотного рынка. Без такого условия максимальный возможный объем покупок Углеродных финансовых инструментов, которые придется совершить каждому члену рынка, был бы не известен. Этот механизм позволяет потенциальным участникам знать заранее со всей определенностью максимальный объем покупок, которые им, возможно, придется сделать для достижения соответствия обязательствам по ежегодному уменьшению выб