Трехосный турбийон для часов, в частности для наручных часов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области часовой техники и направлено на создание такого механизма турбийона, который имеет минимально возможные размеры, с тем, чтобы его можно было разместить в наручных часах, которые являются относительно тонкими. Согласно изобретению трехосный турбийон содержит каркас, содержащий баланс, анкерное колесо и триб анкерного колеса, поворачивающийся вокруг оси и установленный во втором каркасе, поворачивающемся вокруг другой оси, при этом второй каркас, в свою очередь, смонтирован с возможностью поворота в третьем каркасе, поворачивающемся вокруг третьей оси, которая неподвижна относительно часов, при этом все три оси перпендикулярны друг другу. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Предметом данного изобретения является трехосный турбийон для часов, в частности для наручных часов.
При работе скорость хода часов не является одинаковой, когда часы находятся в вертикальном положении или в горизонтальном положении. Карманные часы, например, можно регулировать довольно легко, поскольку большую часть времени они находятся в вертикальном положении. Регулировка, выполненная в данном положении, может быть осуществлена легко, и будет существовать возможность сохранять отклонение в пределах от 0 до 1 секунды в день. Однако, если карманные часы будут размещены в горизонтальном положении, то есть помещены, например, на стол, будет отмечено, что отклонение скорости хода составит в этом случае приблизительно 10 секунд в день.
Наручные часы, как правило, носят в горизонтальном положении. Тем не менее, в зависимости от носителя среднее положение часов может значительно изменяться. В результате, если они настроены в горизонтальном положении, они могут в некоторых случаях продемонстрировать сравнительно большое отклонение скорости хода.
Для устранения этого недостатка был предложен двухосный турбийон, описанный в заявке на патент Швейцарии №590/2003, а также трехосный турбийон, описанный в заявке на патент Швейцарии №1282/2001. Основная проблема, которая связана с этими двухосными или трехосными турбийонами, относится к изготовлению механизмов, которые имеют минимально возможные размеры, с тем, чтобы их можно было разместить в наручных часах, которые по-прежнему являются относительно тонкими. Следовательно, существует необходимость в получении механизмов, которые отвечают данному критерию.
Трехосный турбийон, в особенности предназначенный для наручных часов, в соответствии с изобретением отличается тем, что турбийон содержит каркас, содержащий баланс и спуск, поворачивающийся на оси, причем каркас установлен во втором каркасе так, что он может поворачиваться вокруг другой оси, при этом второй каркас, в свою очередь, смонтирован с возможностью поворота в третьем каркасе, поворачивающемся вокруг оси, которая неподвижна относительно часов, при этом три оси перпендикулярны друг другу.
В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления трехосный турбийон приводится в действие приводным колесом, смонтированным на нижней платине часов, которое приводит в движение шестерню, прочно прикрепленную к третьему каркасу, и заставляет указанный каркас поворачиваться вокруг его оси, в результате чего приводится во вращение шестерня, введенная в зацепление с коронным зубчатым колесом, прикрепленным к нижней платине часов, которое приводит второй каркас во вращение вокруг его оси, при этом второй каркас обеспечивает поворот первого каркаса вокруг его оси посредством коронного зубчатого колеса и второй шестерни, которая прочно прикреплена к третьему каркасу, и тем самым передает энергию от приводного колеса узлу, образованному трибом анкерного колеса, анкерным колесом и балансом, установленным в первом каркасе.
Чертежи показывают в качестве примера вариант осуществления трехосного турбийона для часов согласно изобретению.
На чертежах:
фиг.1 представляет вид в перспективе трехосного турбийона, смонтированного на нижней платине часов, и
фиг.2 представляет собой сечение турбийона вдоль оси баланса, в котором для большей ясности нижняя платина и неподвижное часовое колесо не показаны.
Трехосный турбийон, показанный на фиг.1 и 2, был разработан для наручных часов. Однако данное применение не является ограничивающим, и турбийон может быть использован для оснащения карманных часов или небольших настольных или настенных часов.
Трехосный турбийон содержит каркас А турбийона, содержащий баланс 1, анкерное колесо 2 и триб 3 анкерного колеса. Этот каркас размещен внутри второго каркаса В, в котором он вращается на двух опорах 4 и 5 и который удерживает неподвижное относительно него второе зубчатое колесо 6, с которым введен в зацепление триб 3 анкерного колеса. Сам каркас В поворачивается в третьем каркасе С на двух опорах 7, 8. Третий каркас С оснащен коронным зубчатым колесом 9, с которым введена в зацепление вторая шестерня 10, прочно прикрепленная к каркасу А.
На одном из поворачивающихся концов каркаса С закреплена шестерня 11, которая введена в зацепление с неподвижным часовым колесом 12, размещенным в нижней платине часового механизма. Каркас С поворачивается на двух опорах 13, 14, прочно прикрепленных к часовому механизму, и несет на одной из своих осей поворота шестерню 15, приводимую в движение центральным колесом 16 часового механизма (фиг.1).
Опоры 4 и 5 каркаса А и опоры 8 и 14 соответственно каркасов В и С представляют собой, как показано на чертеже, опоры на драгоценных камнях. Опоры 7 и 13 соответственно каркасов В и С представляют собой шариковые подшипники.
Каркас А, содержащий баланс 1, анкерное колесо 2 и триб 3 анкерного колеса, поворачивается вокруг оси А1, в то время как каркасы В и С поворачиваются вокруг их осей А2 и А3, при этом три оси А1, А2 и А3 перпендикулярны друг другу.
Работа турбийона, показанного на фиг.1 и 2, может быть легко разъяснена следующим образом.
Под действием движущей силы колеса 16 (фиг.1) шестерня 15 сообщает движение каркасу С, который поворачивается вокруг его оси А3. Посредством шестерни 11 и неподвижного коронного зубчатого колеса 12 каркас В, в свою очередь, будет поворачиваться вокруг его оси А2 и сообщать движение каркасу А вокруг его оси А1 посредством его коронного зубчатого колеса 9 и второй шестерни 10, которая прочно прикреплена к каркасу А, и передавать энергию, необходимую для работы спуска и баланса 1.
Для специалиста в данной области техники очевидно, что конструкция турбийона, описанного со ссылкой на фиг.1 и 2, отличается соединением указанного турбийона по трем осям, что создает возможность значительного уменьшения колебаний скорости хода часов, обусловленных их положением, и получения часов, которые будут выполнены полностью независимыми от их положения относительно силы тяжести. Таким образом, точность хода часов существенно повышается. Кроме того, если трехосный турбийон, который был только что описан, будет установлен так, что его можно будет видеть через окно, выполненное в циферблате, эстетический внешний вид часов будет особенно приятным.
В завершение, период вращения каждого из каркасов может быть отображен на циферблате часов посредством обычных стрелок или ретроградного устройства отображения.
1. Трехосный турбийон для часов, в особенности для наручных часов, отличающийся тем, что турбийон содержит первый каркас (А), содержащий баланс (1) и спуск (2 и 3), поворачивающийся вокруг оси (А1), второй каркас (В), в свою очередь, установленный с возможностью поворота вокруг его оси (А2) в третьем каркасе (С), поворачивающемся вокруг оси (A3), которая неподвижна относительно часов, посредством приводного колеса (16) часового механизма, при этом три оси (А1, А2 и A3) перпендикулярны друг другу.
2. Турбийон по п.1, отличающийся тем, что приводное колесо (16) установлено на нижней платине часов с возможностью приведения в движение шестерни (15), прочно прикрепленной к третьему каркасу (С) так, что третий каркас (С) поворачивается вокруг его оси (A3), в результате чего приводится во вращение шестерня (11), введенная в зацепление с коронным зубчатым колесом (12), прикрепленным к нижней платине часов, которое приводит второй каркас (В) во вращение вокруг его оси (А2), при этом второй каркас (В) обеспечивает поворот первого каркаса (А) вокруг его оси (А1) посредством коронного зубчатого колеса (9) и второй шестерни (10), прочно прикрепленной к каркасу (А), и тем самым передает энергию от приводного колеса (16) узлу, образованному трибом (3) анкерного колеса, анкерным колесом (2) и балансом (1), установленным в каркасе (А).
3. Турбийон по п.2, отличающийся тем, что каркасы (А, В, С) поворачиваются вокруг осей (A1, A2, A3) на шариковых подшипниковых опорах (7, 13) или опорах (4, 5 и 8, 14) на драгоценных камнях.
4. Турбийон по п.1, отличающийся тем, что третий каркас (С) приводится во вращение вокруг его оси (A3) шестерней (15), прочно прикрепленной к каркасу и находящейся в контакте с приводным колесом (16), расположенным на нижней платине часов.
5. Турбийон по п.1, отличающийся тем, что второй каркас (В) размещен внутри каркаса (С) и приводится в движение вокруг его оси (A2) шестерней (11), введенной в зацепление с коронным зубчатым колесом (12), прочно прикрепленным к нижней платине.
6. Турбийон по п.1, отличающийся тем, что первый каркас (А) размещен внутри второго каркаса (В) и приводится в движение вокруг его оси (A1) второй шестерней (10) часов, введенной в зацепление с коронным зубчатым колесом (9), прочно прикрепленным к третьему каркасу (С).
7. Турбийон по п.4, отличающийся тем, что третий каркас (С) выполнен в виде рамы люльки, вращающейся вокруг своей оси (A3), при этом второй каркас (В) установлен с возможностью поворота на опорах, расположенных на двух боковых консолях рамы.
8. Турбийон по п.4, отличающийся тем, что второй каркас (В) выполнен в виде двух кольцевых деталей, соединенных боковыми распорками, удерживающими опоры, обеспечивающие вращение каркаса, внутри которого установлен первый каркас (А).