Патент 2335431

Устройство спасения падающего летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для спасения самолетов, вертолетов и других летающих объектов. Устройство спасения летательного аппарата выполнено в виде дополнительно выпускаемых в секунды опасности крыльев. При этом внутри корпуса аэродинамической формы размещено устройство скоростного надува сложенного эластичного надувного крыла, выполненное в виде кумулятивного заряда с электрическим взрывателем. Надувное крыло выполнено с наружными телескопическими секциями. В концевой секции вмонтирован предохранительный клапан, срабатывающий после выпрямления крыла от взрыва приводного кумулятивного заряда. Технический результат направлен на обеспечение подъемной силы, обеспечивающей планирование и безопасную посадку спасаемого летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для спасения самолетов, вертолетов и других летающих объектов.

Любая техническая неисправность и человеческая оплошность («Человеческий фактор») при управлении летательными аппаратами приводят к одному - к их падению, гибели сотен пассажиров и экипажа.

В настоящее время в полете находятся по всему миру 3 млн. человек - трудно представить какое огромное количество летающих аппаратов подают из-за отсутствия средств спасения.

Еще 4 тыс. лет тому назад египетские фараоны погибали после падения вертолетов (газета «Совершено не секретно», стр.16, №10, 2006 г., г.Бишкек).

Гравитация действует безотказно везде, а авиационная техника в своем колоссальном развитии обошла стороной проблему создания аварийных запасных средств спасения. Поэтому почти еженедельно подают самолеты и вертолеты, погибают тысячи людей ежегодно.

Уровень техники.

Непрерывные падание и гибель лучших образов авиационной техники - 3 мая 2006 г. в Сочи и 9 июля 2006 г. в Иркутске самолетов А-310 - свидетельствует об отсутствии у них аварийных средств спасения. То же самое происходят и с военными самолетами типа СУ.

Имеется целый ряд изобретений по спасению аварийных самолетов, но они не внедряются, например патенты США №2193029, 1940 г., №3481569, 1969 г., и наконец, патент СССР №1839660 Цоя В.Ч.

Очевидно что авиастроительные компании недостаточно внимания уделяют проблемам спасения самолетов и вертолетов в аварийных ситуациях, о чем свидетельствует непрерывные их падения.

Сущность изобретения

Сущность изобретения заключения в том, что при любой угрозе падения самолета, вертолета от технических причин, оплошностей экипажа, диспетчеров и других обстоятельств из фюзеляжа самолета, вертолета, в течение доли секунды вырастают телескопические надувные крылья в необходимом количестве, как показано на фиг.1.

По патенту №1839660 мгновенный надув и выброс аварийных крыльев не может произойти из-за необходимости их надува сжатым воздухом через вентили поз.4, фиг.2.

С целью устранения этого недостатка изобретено новое устройство с использованием элементов от предыдущего изобретения.

Фиг.3 - распрямленное в работе устройство, по сечению А-А (Фиг.1).

Фиг.4 - в сложенном внутри фюзеляжа самолета виде «Устройство спасения летательного аппарата». Здесь показано продольное его сечение, само оно расположено поперек продольной оси самолета. Показано в сечении правое устройство, левое является конструктивно его зеркальным отображением.

Поз.1 - торцевые крышки для соединения между собой двух зеркально конструктивных устройств при помощи болтов 2 и закрытия их торцевых частей при помощи винтов 3. Поз.4 - винты для крепления края надувной камеры (гармошки) 5 к корпусу 6. Упоры поз.7 и 15 прикреплены (по периметру) к корпусу 6. Поз.8 - шарниры верхние и нижние.

Внутри корпуса 6 размещены выдвигаемые секции 9...14 и концевая 12, которые закрываются дверцами 10, 13 и закрепляются непрочными болтами 11.

Поз.16 - винты для стягивания клиньев 17, 18, которые обеспечивают прижим устройства к верхней части проема в фюзеляже для полного устранения зазора.

Поз.17 - нижний прикрепленный клин.

Поз.18 - верхный клин.

Поз.19 - 3аряд ВВ с кумулятивной выемкой.

Поз.20 - электровзрыватель, а поз.21 - провод для подачи электрического импульса.

Пуск в работу устройства

При малейшей опасности, посадке с горючими, в плохую погоду выпускаются эти запасные крылья.

При подаче электрического импульса на электровзрыватель 20 автоматически или экипажем, стюардессой взрывается кумулятивной заряд 19 ВВ определенного безопасного состава (как для автомашин), образовавшийся газ буквально выстреливает, выбрасывает надувное крыло (гармошку) с нанизыванием, выпрямлением всех телескопических секции 9...14 и концевой 12 с предохранительным клапаном, сбрасывающим лишнее давление.

Таким образом, выпрямленные крылья принимают положение, как показано на фиг.1.

Самолет теряет скорость из-за появившихся дополнительных крыльев, но у него появилась значительная подъемная сила, которая обеспечит планирование, безопасную посадку на поверхность земли или воды, в последнем случае он не утонет, как было около Сочи 3 мая с.г. с самолетом А-310.

После благополучной посадки самолета убираются выпрямленные крылья ослаблением клиньев при помощи винта 16, на освободившееся место устанавливается новые с протаскиванием провода 21 в кабину. Затем винтами 16, подтягивая клин 18, производят подъем и плотный прижим устройства к верхней поверхности проема. Закрывают дверцы 10, 13 и закрепляют их непрочными болтами 11, и опять самолет готов к аварийной посадке.

О технической возможности внедрения устройства спасения падающего летательного аппарата.

В нижней части фюзеляжа поперек продольной оси самолета выполняется сквозной проем, фиг.5, отверстие аэродинамической, крыловидной формы для вставления устройства; его закрепления при помощи клиньев 17, 18 и закрытия крышками 10, 13.

Этот проем герметически изолирован от остальной части фюзеляжа, соответственно упрочнен с наружной части соединением с каркасом самолета.

Поз.5 - надувная камера-крыло (гармошка), показано в сложенном виде.

Применение надувных крыльев в качестве крыльев самолетов и корпусов известно давно (В.В.Ермолов. Воздухоопорные здания и сооружения, стр.9. М.: Стройиздат, 1980 г.).

Материалом могут служить высокоэластичные резины или синтетические материалы, которые давно применяются в авиастроении.

Корпус 6 - это кусок крыла аэродинамического профиля из толстого синтетического материала или металла (титана), гладкое, где на правом конце по периметру прочно закреплены упоры 7 и 15 из прочного материала при помощи винтов и клея. Упор 7 изготавливается из ударопрочного материала, т.к. об него ударится и остановится секция 9 и так со всеми последующими вылетающими секциями. Секция 12 в сечении имеет прямоугольную форму, тоже изготавливается из прочного материала, на конце имеет подпружиненные створки 12, 12а для выброса взрывного избыточного газа.

Непрочные болты 11 из алюминия должны сломаться при ударе концевой секцией 12 и выпустить его при одновременном открытии дверей 10, 13. Конусные клинья 17 и 18 должны изготавливаться из легкого прочного материала - сплава алюминия или титана.

Применение зарядов с кумулятивной выемкой для получения направленного взрыва давно известно из военной техники и взрывного дела.

Взрыватель, электрический детонатор 20 тоже давно известные устройства.

1. Устройство спасения падающего летательного аппарата в виде дополнительно выпускаемых в секунды опасности крыльев, отличающееся тем, что внутри корпуса аэродинамической формы размещены устройство скоростного надува в виде кумулятивного заряда ВВ с электрическим взрывателем, сложенное эластичное надувное крыло с наружными телескопическими секциями и с предохранительным клапаном, вмонтированным в концевой секции, срабатывающим после выпрямления крыла от взрыва приводного кумулятивного заряда.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно выполнено в виде самостоятельного легко заменяемого узла.