Тренажер для обучения стрельбе по движущимся мишеням

Изобретение относится к средствам обучения стрелка стрельбе по нескольким движущимся целям, например танкам. Технический результат - приближение условий тренировки к реальным условиям. В тренажер для обучения стрельбе по движущимся мишеням введены несколько пар кинопроекторов, первый из которых в каждой паре содержит фильм с изображением цели с группой из нескольких меток, а второй кинопроектор содержит фильм с признаком поражения цели. Тренажер также содержит реле и блоки сравнения по количеству пар кинопроекторов, блок ввода условий выстрела, декодирующий блок и блок усиления. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к средствам обучения стрелка стрельбе по нескольким движущимся целям, например танкам.

Известен стрелковый тренажер, содержащий формирователь изображения цели и ее метки, экран, оружие условного выстрела с прицелом, снабженным приемной оптической системой и фотоприемником (1).

Наиболее близким по технической сущности является устройство для контроля положения точки попадания при обучении стрельбе, содержащее экран, оружие условного выстрела с прицелом, снабженным приемной оптической системой и фотоприемником с фотоэлементом и усилителем, и кинопроектор. Данное устройство принято за ближайший аналог.

Недостатком прототипа является недостаточная степень приближения условий тренировки к реальным условиям.

Задачей изобретения является приближение условий тренировки к реальным условиям.

Указанная задача достигается тем, что в тренажере для обучения стрельбе по движущимся мишенями, содержащем экран, кинопроектор, оружие условного выстрела с прицелом и приемной оптической системой с фотоприемником, содержащем фотоэлемент, и усилителем введены несколько пар кинопроекторов, первый из которых в каждой паре содержит фильм с изображением цели с группой из нескольких меток, а второй кинопроектор содержит фильм с признаком поражения цели, реле и блоки сравнения по количеству пар кинопроекторов, блок ввода условий выстрела, декодирующий блок и блок усиления, при этом выходы фотоприемника соединены со входами блока усиления, выходы блока усиления соединены со входами декодирующего блока, выходы которого соединены с первыми входами соответствующих блоков сравнения, блок ввода условий выстрела соединен со вторыми входами блоков сравнения, выходы блоков сравнения соединены со входами реле, электродвигатели групп кинопроекторов через размыкающие контакты реле соединены с источником питания, осветительные лампы кинопроекторов, содержащих фильм с изображением признака поражения цели, через соответствующие замыкающие контакты реле соединены с источником питания, причем фотоприемник содержит фотоэлементы по числу меток.

На чертеже 1 изображена принципиальная схема тренажера для трех целей, где 1 - первый кинопроектор из пары кинопроекторов с электродвигателем 2 и осветительной лампой 3, 4 - второй кинопроектор из пары с электродвигателем 5 и осветительной лампой 6, 7 - размыкающие контакты реле 8, 9 - блок ввода условий выстрела, 10 - блоки сравнения, 11 - декодирующий блок, 12 - блок усиления, 13 - фотоприемник с фотоэлементами по числу меток, 14 - оружие условного выстрела с прицелом, снабженным приемной оптической системой, 15 - экран и 16 - изображение цели с метками.

Тренажер работает следующим образом.

В исходном состоянии в кинопроектор 1 заправлен фильм с изображением цели и метками, в кинопроектор 4 заправлен фильм с изображением признака поражения цели, например фильм с изображением очага дыма и пламени.

При включении тренажера включаются электродвигатели 2 и 5 кинопроекторов 1 и 4 и на экран 15 проецируются изображения трех движущихся целей и трех групп меток, при этом для каждой пары кинопроекторов 1 и 4 траектория движения по экрану 15 изображения признака поражения целей, проецируемая кинопроектором 4, совпадает с траекторией движения целей с группой меток, проецируемой кинопроектором 1. Поскольку осветительные лампы 6 отключены контактами 7 реле 8, изображения признаков поражения целей не проецируются на экран 15.

В группе меток закодирована информация о цели - номер цели, дальность до цели, положение цели, причем эта информация (за исключением номера цели) изменяется в соответствии с перемещением изображения цели 16 по экрану 15.

Наводчик-оператор вводит в блок ввода условий выстрела 9 предполагаемую дальность до цели 16, а также тип снаряда (бронебойный, подкалиберный и т.д.) и производит условный выстрел. При этом сигнал с выходов блока ввода условий выстрела 9 поступает на вторые входы блоков сравнения 10. В момент выполнения условного выстрела ось прицела оружия условного выстрела 14 совмещена с изображением цели 16 с группой меток, при этом ось приемной оптической системы оружия условного выстрела 14 совмещена с группой меток. С приемной оптической системы оружия условного выстрела 14 изображение группы меток поступает на вход фотоприемника 13 с фотоэлементами по количеству меток в группе. С выходов фотоприемника 13 сигнал поступает на входы блока усиления 12, где происходит его усиление. С выходов блока усиления 12 сигнал поступает на входы декодирующего блока 11, где приводится к виду, удобному для сравнения с сигналом, поступающим с выходов блока ввода условий выстрела 9.

Сравнение сигнала, поступающего с выходов блока ввода условий выстрела 9, и сигнала, поступающего с выходов декодирующего блока 11, производится в блоке сравнения 10, при этом сигнал о первой цели поступает только на первые входы первого блока сравнения 10, сигнал о второй цели - только на первые входы второго блока сравнения 10 и т.д.

При равенстве сигналов на первых и вторых входах какого-либо блока сравнения 10 сигнал с его выхода поступает на реле 8. Реле 8 срабатывает, вследствие чего отключаются электродвигатели 2 и 5 кинопроекторов 1 и 4 и включается осветительная лампа 6 кинопроектора 4. При этом на неподвижное изображение цели 16 накладывается изображение признака поражения цели. Таким образом, на экране 15 появляется неподвижное изображение горящего танка. Таким же образом производится учебное поражение и двух оставшихся целей.

При ошибочном вводе данных в блок ввода условий выстрела 9, например при попытке поразить лобовую броню танка осколочным снарядом, ни одно реле 8 не срабатывает, и наводчик-оператор повторяет попытку.

Технические преимущества данного тренажера заключаются в приближении условий тренировки к реальным условиям за счет расширения возможностей наводчика-оператора: выбор дальности до цели, типа снаряда и т.д. Экономический эффект данного тренажера заключается в уменьшении времени, затрачиваемого на обучение наводчика-оператора стрельбе по движущимся целям, на 25-30%. На 20-25% также снижается и расход боеприпасов.

Предлагаемый тренажер может быть использован в ВС РФ для обучения наводчиков танков, БТР и БМП.

Источники информации

1. Патент США №3888022, кл. 35-25, 1975.

2. А.С. СССР №1376706, кл. F41G 3/26, 1995.

Тренажер для обучения стрельбе по движущимся мишеням, содержащий экран, оружие условного выстрела с прицелом и приемной оптической системой с фотоприемником, содержащим фотоэлемент, и усилителем, отличающийся тем, что он снабжен несколькими парами кинопроекторов с электродвигателями и осветительными лампами, при этом в каждой паре первый из кинопроекторов содержит фильм с изображением цели с группой из нескольких меток, а второй кинопроектор содержит фильм с признаком поражения цели, реле и блоками сравнения по количеству пар кинопроекторов, блок ввода условий выстрела, декодирующий блок и блок усиления, при этом выходы фотоприемника соединены с входами блока усиления, выходы блока усиления соединены с входами декодирующего блока, выходы которого соединены с первыми входами соответствующих блоков сравнения, блок ввода условий выстрела соединен со вторыми входами блоков сравнения, выходы блоков сравнения соединены с входами реле, электродвигатели кинопроекторов в каждой паре через размыкающие контакты реле соединены с источником питания, осветительные лампы кинопроекторов, содержащих фильм с изображением признака поражения цели через соответствующие замыкающие контакты реле соединены с источником питания, при этом фотоприемник содержит фотоэлементы по числу меток.