Способ восстановления психоэмоционального равновесия

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. Способ состоит из двух циклов. Во время первого цикла проводят групповую арт-терапию и телесную терапию с применением вибрационного массажа. Во время второго цикла осуществляют коррекцию взаимоотношений пациента с его социальным окружением методом драматерапии, состоящим из трех этапов. На первом этапе терапевт переводит пациента из обыденной реальности в драматическую. На втором этапе осуществляют ритуал «второе рождение». На третьем этапе производят переход в обыденную реальность и выработку позитивной копинг-стратегии. В случае усыновления ребенка после прохождения родителями обоих циклов во время третьего цикла родители совместно с ребенком проходят второй цикл психотерапии. Способ обеспечивает эффективное восстановление психоэмоционального равновесия. 2 н.п.ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии, и может быть использовано для оздоровления человека при изменении социально-семейного статуса, при построении семьи, сложностях с деторождением, при усыновлении ребенка, при лечении больных с различными психосоматическими и психоэмоциональными расстройствами.

В последние десятилетия в России, как и за рубежом, адаптация человека к новым условиям жизни, к перемене социально-семейного статуса стала одной из важнейших проблем цивилизации. Нарушения адаптации индивидуума затрагивают биологические, психологические, духовные и социальные аспекты, вызывая рост нейропсихических заболеваний, отрицательно влияя на семейные отношения, рождаемость и плодовитость. Поскольку адаптация представляет собой интеграцию (восстановление), то в связи с этим возросла необходимость создания интегрирующих глубинных техник психотерапии (Лисицын Ю.П., Психологическая медицина. М., 2004, с.8-49), а также краткосрочных методов, позволяющих направить когнитивные (познавательные) и поведенческие усилия личности на активное разрешение проблем.

В настоящее время известен ряд глубинных методов и техник, направленных на обнаружение глубинного подсознательного материала, касающегося архетипических и трансперсональных структур. Наиболее разработанными являются психоаналитическая теория и практика К.Юнга и холотропная терапия С.Грофа.

В психоаналитической теории и практике К.Юнга рассматриваются способы активного воображения и практика работы со сновидениями. По мнению К.Юнга патология чаще всего имеет более глубокую сердцевину - архетипическую, наделенную инстинктивной энергией на соматическом уровне. В способах ставится акцент на связи между образом и инстинктом, инстинкт обозначается как психический эквивалент архетипа. Способы могут быть применимы не только к неврозам, психосоматическим расстройствам, но могут быть полезны людям, стремящимся направить свое психическое развитие в нужном направлении, и способствовать процессу индивидуации. Среди важных аспектов теории и практики является выявление связи человека с высшим трансцендентным, понимание структуры души. Метод достаточно эффективен, однако имеет свои ограничения, поскольку обязательным условием является необходимость достижения относительно высокой степени стабильности Эго, поскольку пациент должен научиться контролировать и анализировать эмоциональные образы и символы. Поэтому он относится к методам долгосрочной терапии.

Известен способ трансперсональной психологии С.Грофа «Холотропное дыхание» (С.Гроф. За пределами мозга. М., 1992, с.270-272). Основная его цель активизировать бессознательные содержания и высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие в поток трансформирующего опыта. Отличительной чертой эмпирической терапии является использование модели человеческой психики, включающей, кроме биографического уровня сознания, перинатальный уровень. Перинатальные переживания представляют собой перекресток между индивидуальной и трансперсональной психологией или между психологией и психопатологией с одной стороны и религией с другой (С.Гроф. Области человеческого бессознательного. Изд. Трансперсонального института. М., 1994 г., с. 118-119). Несмотря на быстрое достижение результатов клинического улучшения представленная техника имеет свои ограничения по состоянию здоровья, поскольку в процессе использования могут возникнуть побочные реакции, выраженные на психоэмоциональном и соматическом уровнях (избыточные напряжения, судороги и т.п.). Недостаток осознания и интеграции переживаемых травм, архетипических образов приводит к переизбытку вытесненных подпороговых подсознательных содержаний, что может привести к инфляции и пробуждению скрытого латентного психоза.

Известна также техника реберфинга - снятия стресса, особенно родового, с помощью особой системы свободного дыхания (Козлов В. Свободное дыхание. Методические рекомендации. М., 1993). Эта техника основана на древней дыхательной практике, связанной с эмбриональной символикой. Целью возвращения в зародышевое состояние было достижение здоровья, бессмертия, возможности стать другим (Лу Куань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие Орис. СПб., 1993, с.254). Эта древняя духовная практика содержит много секретов, которые передавались от мастера к ученику, но не были известны непосвященным. Поэтому полное использование метода в практике психотерапии не представляется возможным.

К недостаткам холотропной терапии и реберфинга следует отнести отсутствие четкой программы и комплексности, отсутствие последовательных шагов. Базируясь на основных понятиях квантовой механики, указанные способы не учитывают древние и современные представления о многомерности пространства - времени. Кроме того, они не затрагивают проблем межличностных и семейных отношений.

Известен способ коррекции психологического состояния Эрика Берна при нарушении социальной адаптации, выделяющий в структуре личности триединую структуру: родитель, взрослый, ребенок. В процессе терапии происходит анализ жизненного сценария жизни родителей и предков пациента, культурного наследия, основных масок, чувств, иллюзий. Основная цель метода - формирование взрослой этической позиции благодаря реконструкции и созданию автономной личности. Конечная цель - создание динамического равновесия между психическими структурами: Родителем, Взрослым и Ребенком. Трансактный анализ проводится как индивидуально, так и в группе, где разыгрываются различные роли и пациент может выполнять роль ребенка или родителя путем установления диалога с участниками группы (Эрик Берн. Трансактный анализ в психотерапии. М., 2001). Метод имеет ограниченные возможности регрессивных практик и диалога «родитель - ребенок», поскольку использует в основном вербальный анализ и продолжителен по времени.

Известен способ, базирующийся на теоретических основах трансакциональной когнитивной теории стресса и копинга (соре - англ. преодолевать), авторами которого являются Р.Лазарус и С.Фолькман (Lazarus R.S. Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping. // Europ.J. Persomality. - 1987. - Vol.1. - Р.141-169.; Folkman S. // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. Vol.46 (4), P.839-852). В рассматриваемом способе авторы обозначили психологическое преодоление или совладание субъекта с затруднительной ситуацией как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на преодоление стресса. Авторы рассматривают активную и пассивную формы копинг-поведения, первый направлен на преодоление проблемы, второй - на управление эмоциональным стрессом. Способ рассматривает ресурсы личности и среды, где важным является формирование позитивной Я-концепции, интернального локус-контроля, социальной компетентности, аффилиации (стремления человека быть среди людей), социальной поддержки, культурных традиций семьи и сообщества. Способ наделен высоким уровнем принятия возможных форм совладающего поведения, однако несмотря на заявленный теоретический интегральный подход имеет ограниченные возможности регрессивных практик, недостаточно задействует культурный копинг-ресурс.

Известен способ перехода из одного статуса в другой с помощью ритуалов перехода (Мирча Элиаде, Тайные общества, обряды инициации и посвящения. «София», 2002, с.80; Д.Фрезер, Фольклор в Ветхом завете. М., 1990, с.243, 255-264). К ритуалам «второго рождения» прибегали при изменении социального статуса, возвращении мнимоумершего, при усыновлении с целью «превратить усыновленного в кровного ребенка». Подобные обряды существовали в Индии, Испании, Болгарии и других странах. Общим для всех ритуалов является помещение человека на некоторое время в закрытое пространство с имитацией «зародыша». При усыновлении родитель брал ребенка под мантию, платье, прикрывал платком и пропускал через складки одежды. Упоминание об этом обряде можно обнаружить также в Ветхом завете, греческой мифологии.

Все обряды перехода отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза - «лиминальный» период - является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности, находясь в культурном пространстве, которое не укладывается в рамки обычных классификаций состояния (state) и положения (position). При третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам (В.Тернер, Символ и ритуал. М., Наука, 1983, с.17, 40).

Несмотря на большое количество работ в области антропологии исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его «кода» и ограничением использования его в современных терапевтических практиках.

Известен способ драматерапии как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер, Драматерапия. СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Целью является достижение более устойчивого равновесия. Теоретически способ основан на модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Способ предполагает новый опыт, потрясение, которое не является следствием постепенного роста, а представляет собой прорыв в новое, изменяющее мировоззрение людей. При этом предполагают, что чем более тотальны и разрушительны наступающие изменения, тем более благодатен момент «возрождения из Хаоса». Способ учитывает, что участники имеют опыт прохождения индивидуальной психотерапии и консультирования. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода. Способ не содержит вскрытие инфантильных (базовых) бессознательных смыслов, а также духовные переживания.

Известны способы семейного психологического тренинга (заявка РФ №2004135399, А61М 21/00) с участием детей, групповые способы работы с детьми с использованием игровых, арт-терапевтических средств, сказок (Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000; Копытин А.Н. Системная арт-терапия, СПб., 2003, с.254-212). Однако эти способы, использующие телесную терапию, не затрагивают глубинные слои психического и не могут применяться в случаях усыновления.

По мнению авторов, ближайшим аналогом к заявляемому изобретению является способ краткосрочной терапии, использующийся при наличии проблематики в сфере межличностного взаимодействия и относящийся к зонам межличностных конфликтов при разногласии между супругами, детьми, при смене социальной роли в случае развода, ухода из семьи, переезде, смене социальной роли, а также в случае межличностного дефицита у одиноких, социально изолированных людей, различные психосоматические расстройства, реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации. Способ имеет структуру, позволяющую учитывать изменения динамики группы и личностные особенности участников (Патент РФ N 2279899, А61М 21/00, от 25.06.2004 г.).

Способ использует приемы интерперсональной психотерапии и личностно ориентированной психотерапии с элементами психодрамы и упражнениями драматерапии, которые направлены на проработку межличностной проблематики, осознание причин межличностных конфликтов, формирование конструктивного навыка решения проблем в структурированном формате сессий. Основной целью является осознание пациентом психических механизмов собственного заболевания и осознание связи между усилением симптомов и актуализацией внутриличностных проблем.

На первом этапе происходит формирование группы, создается сплоченность благодаря вербальным и невербальным техникам и различным драматерапевтическим упражнениям. На втором этапе происходит проработка конфликтных ситуаций, выражение агрессивных чувств. Происходит открытое выражение своих чувств, анализ зависимостей, несамостоятельности, благодаря чему происходит переход к ответственности. Третий этап характерен интеллектуальной работой, во время которой производится анализ тем - доверия, симпатий-антипатий, вскрытие глубинных причин. В работе используется психодрама, где участник разыгрывает поведение, наиболее трудное для него, после чего происходит обсуждение различных ролевых позиций. На четвертом этапе происходит работа, направленная на выяснение причин конфликтов, способов их разрешения и выработку адекватных способов поведения, для чего используются элементы психодрамы, ролевые ситуации. Однако способ не использует в достаточной степени современные технические возможности глубинной психотерапии в групповой и личностно ориентированной психотерапии. На первых трех этапах основной формой работы является групповая дискуссия, которая ориентирована на вербальный уровень общения. И лишь на четвертом этапе применяется биографическая ориентация, чаще всего лишь отдельного пациента, поэтому эмоционально-чувственная сфера, ответственная за межличностные отношения, задействована недостаточно. Из приведенного описания не явствует, что способ обеспечивает «момент качественного скачка, решительного отделения будущего от прошлого», который необходим при завершении одного цикла и переходе в другой.

Перед авторами заявляемого способа стояла задача обеспечить восстановление психоэмоционального равновесия пациентов методом интеграционной глубинной терапии при изменении социально-семейного статуса, при усыновлении ребенка и при сложностях, связанных с деторождением, а также при лечении больных с различными психосоматическими и психоэмоциональными расстройствами.

Поставленная задача была решена тем, что способ восстановления психоэмоционального равновесия, включающий групповую интерперсональную и личностно ориентированную психотерапию, направленную на проработку внутриличностной и межличностной проблематики прошлого опыта, согласно изобретению состоит из двух циклов, при этом во время первого цикла проводят групповую психотерапию с применением арт-терапии, телесной терапии и вибрационного массажа, во время второго цикла осуществляют коррекцию взаимоотношений пациента с его социальным окружением методом драматерапии, состоящим из трех этапов и включающим ритуал «второе рождение».

На первом этапе осуществляют переход из обыденной реальности в драматическую путем анализа биографических особенностей рождения, условий раннего детства, культурных традиций семьи и рассказа терапевта о сущности древних ритуалов перехода из одного жизненного цикла в другой.

На втором этапе вводят участников во внутреннюю сущность ритуала «второе рождение» посредством ритуальных действий и сопровождающего рассказа с использованием дифференцированной структуры мифа о сотворении мира и человека и интегрирующей структуры ритуала, при этом участники выполняют ритмичное покачивание. Затем переводят участников из хаотичного состояния в более устойчивое, устанавливая и направляя интенциональный диалог между ними, во время которого участники выявляют и интегрируют внутренние образы и телесные ощущения при нахождении в разных семантических пространствах и переходах между ними.

На третьем этапе осуществляют переход из драматической реальности в обыденную путем интеграции индивидуального и группового опыта и закрепляют новые мировоззренческие позиции.

Кроме того, в случае усыновления ребенка после прохождения родителями обоих циклов способа терапевт проводит с ними дополнительную индивидуальную работу по определению необходимых слов для их объяснения с ребенком. Затем терапевт устанавливает с ребенком доверительный контакт, размещает родителей и ребенка по разные стороны от себя, рассказывает в сказочной форме миф о сотворении мира и подготавливает ребенка к сообщению родителей. Далее терапевт устанавливает и направляет интенциональный диалог родителей с ребенком и помогает ребенку выразить свои чувства вербально или символически и перейти к родителям. После этого семья выполняет ритмичное покачивание в общем ритме и завершает действия ритуала «второе рождение».

Сущность заявленного способа состоит в следующем.

Глубокие изменения в жизни человека, которые издавна считаются переходом из одного жизненного цикла в другой, часто связаны с переживаниями на уровне потери смысла жизни и поиском нового, способного связать воедино разные элементы реальности. Чаще всего речь идет об изменении мировоззрения, поэтому простая «перестановка слагаемых» ничего не дает. Переход в новое никогда не являлся следствием постепенного роста.

В основу предлагаемого способа восстановления психоэмоционального равновесия положены современные и древние принципы самоорганизации открытых систем, к которым относится человек и семья. Современная теория открытых систем определяет модель перехода от неупорядоченного состояния к более равновесному, упорядоченному. Эту же задачу решают и ритуалы самых разных культурных традиций.

Состояние перехода характеризуется нарастанием хаоса и неустойчивостью системы и в некоторых случаях сопровождается болезнью, конфликтом, деструктивным поведением и приводит к дезадаптационным патологическим состояниям. Одним из главных условий перехода от хаоса к новой самоорганизации является наличие флюктуации и более упорядоченной информационно-энергетической структуры, способной перевести неравновесное состояние системы в состояние более высокого порядка и к новой согласованности структур, обеспечивающей взаимодействие этой системы с другими.

Такой упорядоченной структурой, обладающей более высокой энергией и организацией, чем создавшийся хаос, в заявляемом способе выступают вначале телесная глубинная терапия с применением малых резонансных воздействий, а затем ритуал «второе рождение».

Предпосылкой к введению в психотерапевтическую практику древних форм ритуала послужил опыт, возникающий во время использования телесной терапии с применением вибрационного массажа (з. №2005113102), который на более глубоком уровне стал проявлять свое архетипическое содержание не через мифологический сюжет, а через ритуальное действие. Диалог между терапевтом и клиентом позволил изучить внутреннее содержание ритуала, понять смысл символических действий, раскрывающих различные уровни реальности и те силы, которые присущи людям, отношениям на этих уровнях, и впоследствии использовать ритуал в работе с группой взрослых людей, а затем в практике усыновления. Это являлось важным подготовительным этапом проникновения в культурный код ритуала «второе рождение», чтобы затем использовать его в качестве составляющей части драматерапии.

Введению ритуала в терапевтическую практику способствовали также наблюдения, сделанные авторами, проработавшими более десяти лет на ожоговом отделении Первой детской больницы с детьми, находящимися в критическом состоянии между жизнью и смертью, а также с их родителями. Клинические наблюдения и их сопоставление с этапами ритуала перехода, который проводился в древности для детей 6 и 12 лет, позволили авторам сделать предположение о том, что дети (а подростков на отделении было больше всего) проходят подобный переход в условиях больницы, поскольку все этапы ритуала в этом процессе исцеления присутствовали (В.Тернер, Символ и ритуал. М., Наука, 1983, с.17, 40; Мирча Элиаде, Тайные общества, обряды инициации и посвящения. «София», 2002, с.80).

Славянское обозначение ритуала как «обряд» (корень - ряд) означает установление закономерной последовательности, определенного порядка как необходимого условия воспроизведения первособытия. Ритуал мог восстановить близкую к расколу социальную структуру либо достичь умиротворения, узаконив раскол, связать воедино людей, обеспечить плодородие, здоровье и многое другое, именно поэтому в критических ситуациях люди в разных культурах обращались именно к нему (В.Тернер, Символ и ритуал. М., 1983, с.12). Поэтому одной из важных характеристик ритуала является связанность и непрерывность в установлении нового порядка.

Символы ритуала не только упорядочивают, классифицируют, но они также являются механизмами, пробуждающими и интегрирующими могучие энергии бессознательного, при этом пробуждая инстинктивные энергии жизни и актуализируя такие человеческие эмоции как страх, любовь, одиночество. Именно эта энергия необходима для создания новой структуры и новой согласованности различных планов существования человека: без этой высвобожденной энергии переход на новый уровень невозможен.

Введение интенционального лиминального диалога является новой трансформирующей составляющей, позволяющей проникнуть в суть ритуала, сделать его доступным для современника, в том числе для людей самых разных вероисповеданий. Так как диалог является кульминационной частью ритуала, он позволяет обнаружить глубинные механизмы защиты, ставшие деструктивными.

Космогонический и антропогонический мифы имеются у каждого народа и практически совпадают, поэтому в таком семинаре могут участвовать люди самых разных верований. Прохождение ритуала дает большой культурный ресурс, снижая межнациональную напряженность через личный духовный опыт.

Актуальной задачей способа является помощь и обучение здоровому жизненному стилю в преодолении состояния «хаоса» и перехода в более устойчивое гармоничное состояние. При проведении краткосрочной групповой глубинной психотерапии авторы исходили из следующих положений:

- высокого уровня профессионализма ведущего, позволяющего ему чутко и быстро реагировать на все происходящие в группе процессы;

- установления четких пространственно-временных границ сессий;

- ограничения основных терапевтических целей путем установления их иерархии и фокусирования их в подгруппы;

- высокой степени личной ответственности членов группы за все происходящее в ходе сессий;

- взаимодействия в контексте «здесь и сейчас»;

- закрытого характера группы на первом цикле и возможности включения новых участников во втором цикле, прошедших первый цикл в количестве не более 20 процентов от состава группы;

- создания безопасного пространства;

- заключения психотерапевтического контракта.

Заявляемый способ осуществляется следующим образом.

Первый цикл.

При работе с группой ее участники выявляют зависимое и поисковое поведение, возникновение обострения, агрессии и разрешения внутригруппового конфликта, формирование групповой сплоченности, позволяющей пережить духовный конфликт, приобретают опыт и вырабатывают новые стратегии преодоления.

Для обеспечения краткосрочной эффективной терапии в способе используется динамический подход вместе с тематическим, который активно применяется для активизации процессов в группе.

Для этого вначале для преодоления нерешительности и зависимого поведения, а также для сплоченности группы проводится обучение элементам вибрационного массажа с обязательной сменой участника группы. Затем для разрешения напряженности и активизации взаимодействия между участниками проводится лекция, работа с масками, в которой принимают участие все слушатели. Игровые аспекты в работе с маской помогают создать непринужденную доверительную атмосферу.

Самораскрытие участников группы сближает их друг с другом и ведет к ослаблению и осознанию защит. Благодаря обратной связи участники могут узнать об особенностях своего поведения. В результате межличностного взаимодействия человек получает средовой и личностный ресурс преодоления (копинг-ресурс).

После каждого дня 1 цикла участники выполняют письменное задание, способствующее более быстрому обучению навыкам осознания возникающих чувств, эмоций, поведенческих паттернов, осознания их связи с конфликтными ситуациями в жизни, что мобилизует процесс самопознания (когнитивный аспект), саморегуляции (поведенческий аспект), повышает ответственность за свои реакции и поведение. При этом ведущие сочетают директивный подход в структурировании занятий и гибкий недирективный подход с быстрым реагированием - терапевт стимулирует открытость, внимание и самораскрытие пациента в процессе общения.

Для получения средового и культурного копинг-ресурса проводится лекционная работа по возрастным циклам, новейшим и древним представлениям о Вселенной и Человеке, включая архетипические и трансперсональные представления, вводится понятие самоорганизации открытых систем; для понимания сущности межличностых конфликтов вводится понятие процессов переноса и контрпереноса, древних практик инициации и ритуалов перехода, подготовки к родам и ожиданию ребенка в разных культурах.

Работа с маской имеет также и иной смысл - она помогает проложить дорогу к будущей роли, новой стратегии. Участник выбирает значимую для него роль: социальная маска, мужчина, женщина, жена, невестка и т.д. Первоначально в процессе медитации участник знакомится с существующей маской, а затем с маской «будущего». Затем он рисует их на разных листах. В процессе работы он попеременно надевает маски, и группа задает ему вопросы. В случае затруднения, участник может попросить кого-то надеть ту или иную маску. Практика помогает в игровой форме расширить представления о себе, создать потенциал будущего перехода. Кроме этого она позволяет увидеть трансперсональный аспект арт-терапии, поскольку вчувствование в роль помогает очень точно охарактеризовать поведение и эмоциональное состояние человека, увидеть условность наших выстроенных защит, прикоснуться к нашему истинному миру, потенциальному будущему.

Ниже дан пример работы с масками по специально разработанной нами терапевтической практике, которая позволит проникнуть в суть перехода, ибо всякий переход представляется для нас, как и для древних, процессом, затрагивающим самые глубокие основы нашего существа, включающие как физическое, так и духовное.

Для работы участник Я. выбрал рассмотрение маски «Мужчины - продолжателя рода», поскольку именно это и волновало его более всего.

Первая маска Я. - его настоящее. Он обозначил ее легкими контурами, прорисовав юношу, сидящего в башне. Одиночество, оторванность от земли, замкнутость были налицо. Такое состояние беспокоило и родителей, поскольку продолжение рода на горизонте не просматривалось.

На второй маске (относящейся к потенциалу) его бессознательное прорисовало большой дуб с корнями, уходящими в землю. Крона была не видна, дуб был прорисован лишь на треть - ствол и уходящие с землю корни. Своим акцентом на начале рисунок подсказывал о потенциале, причине, расположенной у истоков рождения. Корни и начало ствола словно соединяли два мира, - тот, что был под землей, с тем, что наверху. Сила и мощь дерева говорили о давней истории человечества.

Я.: «Я надел первую маску на лицо и через некоторое время ощутил себя узником, находящимся в старинном замке на горе в сырой, темной комнате. Она была заперта снаружи. Когда-то я шел мимо этого замка, зашел внутрь и остался.

Когда я смотрю из окна, вижу море, и у меня возникает чувство тоски и печали. Выйти не хотелось, потому что это было невозможно. При этом возникло чувство безысходности. Когда маску взяла Галина, то описала себя как отшельника, затворника, добровольно решившего уйти в уединение. Я понял, что я волен уйти оттуда сам. Ее описание наиболее соответствовало реальности. Поэтому при описании этого процесса я выделил слово - остался».

Участница О.: Первая маска - башня. Свет проникал в темницу, и юноша казался связанным с этим верхним светом, было ощущение, что это не просто одиночество, это уединение, в котором творится нечто, и, возможно, по собственной воле.

Легкая грусть, которую я ощутила, перевела мой взгляд в окно, туда, куда смотрел юноша. Там, словно в тумане, были лес, река и лодка, на которой в белом одеянии плыла девушка, вдалеке виднелось море. Ее прозрачное белое платье слегка сливалось с течением и было столь же необозначенным, не проявленным, как тонкие штрихи рисунка, через которые можно было увидеть каменные стены и грустное выражение лица юноши.

Я.: «Маску надевали и другие участники группы, вся работа пробудила мой интерес к внешнему миру».

Я.: «Надета вторая маска - я огромное, сильное, мощное дерево. У меня большой и высокий ствол, огромная крона, мои корни уходят глубоко в землю. Оттуда они берут воду, питание, энергию для жизни и роста. Я чувствую себя устойчиво и прямо стоящим на земле. Никакие ветра меня не сломят. Чувствую уверенность, устойчивость, силу.

В процессе сеанса подумал о том, что на данном этапе нужно восстановить связь с родом, а потом идти дальше. Пришла еще одна интересная мысль: как может человек иметь детей, если он сам еще ребенок?»

В конце первого цикла происходит структурирование группы, уменьшение внутриличностной проблематики, поскольку происходит завершение работы, сфокусированной на эмоциональный проблемах. Начинается переход к преодолению, «сфокусированному на разрешении ситуации», переход к более взрослым ролям. Работа в группе переходит на архетипический уровень, включающий модификацию старых норм и создание новых. На этой стадии обеспечивается конструктивное взаимодействие между участниками, возрастает активность участников через мобилизацию ресурсов.

Такой подход на первом цикле, включающий элементы восточной и западной культуры, позволяет задействовать одновременно левое и правое полушария, тем самым увеличить потенциальные возможности человека и его культурный ресурс в разрешении проблем. Взаимодействие в группе, осознание собственных внутренних и внешних ресурсов, в том числе семейных, осознание процессов переноса и контрпереноса, работа с симптомом помогают взять ответственность на себя за свое эмоциональное и физическое здоровье, свое становление как личности.

Сочетание в методе восточных и западных подходов позволяет полнее реализовать потенциальные возможности человека. Телесная терапия, в которой большое внимание уделяется телесным ощущениям, чувствам, способствует развитию функций правого полушария, опирающегося на иконическую знаковую систему (жестикуляции, мимики, пантомимы, танец, рисунок), с помощью которой непосредственно отображается мир, создаются зрительные эталоны, хранящиеся в долговременной памяти. С правым полушарием связано осознание собственного состояния, целостности своего тела. Функции этого полушария отражают мироощущение человека на ранних стадиях его развития, характеризующиеся глубокой неразрывной связью с Природой, одухотворением живых и неживых объектов и явлений. Совокупность этих особенностей можно отнести к правополушарному типу психики. Он, изменившись, в значительной степени сохранился в культуре стран Востока (Китай, Индия, Япония и др.), которой свойственны созерцательность, тяготение к симметричным формам, стремлением выйти к переживанию единой непрерывной реальности, преодолеть существующую дискретность.

Осознание, анализ в терапевтическом процессе, которому уделяется большое внимание, способствуют развитию функций левого полушария. Левополушарное мышление называют западным, такой тип мышления определяет дискретный, симптоматический подход и в медицине, и в обществе. Левое полушарие строит символическую знаковую систему, благодаря которой возможно понятийное отражение действительности, оно фильтрует, систематизирует информацию, относя ее к той или иной категории.

Взаимодействие знаковых систем правого и левого полушарий представляется одним из кардинальных принципов психической деятельности. Результаты энцефалографических исследований состояний сознания во время сеансов первого цикла подтверждают высказанные теоретические предпосылки. Кроме того, они отмечают высокий уровень самоорганизации, а также интуиции, характеризующейся слиянием в высокочастотном диапазоне частот энергий правого и левого полушария, иначе - отсутствием асимметрии, что не свойственно сознанию в обычном состоянии.

Метод позволяет расширить понимание мира благодаря диалогу двух знаковых систем и языков - иконической и символической, получить культурный ресурс.

Второй цикл

Во время второго цикла осуществляют коррекцию системы взаимоотношений пациента с его социально-семейным окружением в аспекте духовно-ценностных отношений, используя в качестве культурного копинг-ресурса драматическое действие. Включение в семинар «Тайны рождения» древнего ритуала перехода «Второе рождение» позволяет одновременно задействовать четыре терапевтических функции воздействия - символическую, ценностную, мотивационную и ролевую.

Ценностная позиция представляет собой передачу и переживание основных ценностей и иерархий. Мотивационная точка зрения определяет систему целей и средств, определяемых участником ритуала. Ролевая позволяет рассматривать взаимодействие различных социальных статусов, в данном случае «ребенок - родитель - взрослый», а также различный опыт людей, занимающих различное положение.

Использование символического языка ритуала позволяет выделить три способа актуализации: 1) явный смысл, относящийся к целям ритуала и полностью осознаваемый участником; 2) латентный смысл, находящийся на грани сознания субъекта, поэтому он не может быть полностью осознанным; 3) скрытый смысл, полностью относящийся к базовому (инфантильному) опыту, общему для всех человеческих существ (Тернер. Символ и ритуал. М., 1983, с.16). Под инфантильным авторы понимают не только черты, свойственные более раннему возрасту развития, но и нарушения внутриутробного развития.

Драматерапия задействует как рациональный, так и чувственно-эмоциональный канал, являющийся основой восприятия ролевого поведения, и учитывает ранневозрастное или «архе» - состояние души в качестве психотерапевтической роли.

Способ использует детские роли и коммуникацию на равных для проникновения в душевный мир переживаний пациента, а также для исполнения пациентом роли «родителя». Цель смены ролей в группе состоит в том, что пациент, будучи «ребенком», ощущает потребность в родителях или близком человеке, который должен обеспечить его душевное чувство комфорта. Таким образом, «ребенок» передает партнеру ответственность и сам же должен ее выполнить. Терапевт благодаря интенциональному диалогу между участниками помогает «ребенку» или «родителю» достаточно ясно выражать свои интенции через расспросы.

На первом этапе драматерапии осуществляют переход из обыденной реальности в драматическую путем анализа пренатального периода, условий раннего детства, культурных традиций семьи, внутрисемейных мифов и ритуалов, рассказа терапевта о сущности древних ритуалов перехода из одного жизненного цикла в другой. Терапевт объясняет порядок прохождения ритуала участникам, при этом просит каждого сформулировать основной запрос на прохождение ритуала.

На втором этапе происходит введение во внутреннюю сущность ритуала (введение во внутреннее семантическое пространство ритуала) благодаря тексту и сопровождаемым его действиям, а участники выполняют ритмичное покачивание. При этом используются дифференцированная структура мифа сотворения мира и интегрирующая структура ритуала «второго рождения», которые позволяют осуществить быстрый регресс в различные уровни бессознательного (психического) (пренатальный, архетипический и трансперсональный) и актуализировать основной глубинный ценностный конфликт.

Последовательность проведения ритуала отражает мировой порядок, универсальный закон в целом; единство ритуала и космического закона является отражением частного в целом. Сам перевод слова «ритуал» во м