Способ разработки хромжелезоцинкового катализатора для дегидрирования углеводородов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
233626
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Йо1оз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства 4
Кл. 12g, 11/22
Заявлено 10.Х.1967 (№ 1189907/23-4) с присоединением заявки ¹
Приоритет.ЧПК В Olj
УДК 66.094.187.3 (088.8) Комитет по делам иэобретвиий и открытий ри Совете Министров
СССР
Опубликовано 24.XII.1968. Бюллетень М 3 за 1969 г.
Дата опубликования описания 16Х.1969
М ®r- ue
А. Г. Лиакумович, П. А. Никифоров, Ю. Т, Таров, В. С. аи
Авторы изобретения и Л. В. Чемоданов
Стерлитамакский опытно-промышленный завод СКИ-3
Заявитель
СПО ОБ РАЗРАБОТКИ ХРОМЖЕЛЕЗОЦИНКОВОГО
КАТАЛИЗАТОРА ДЛЯ ДЕГИДРИРОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ
Известен способ разработки хромжелезоцинкового катализатора для дсгидрирования углеводородов, заключающийся в том, что катализатор обрабатывают дегидрируемым сырьем, в ка-l стве которого применяют парафиновые илп олефиновые углеводороды ил. их смесь.
Процесс проводят при температуре 600 С с регенерацией смесью водяного пара и воздуха до полного выгорания кокса после каждого цикла подачи смеси сырья с водяным паром.
При осуществлении известного способа происходит потеря больших количеств сырья (более 50%) в стадии разработки в результате разложения его на низшие углеводороды, и целевой продукт получают с низким выходом на пропущенное и разложенное сырье в последующей стадии контактирования олефинов.
С целью сокращения потерь сырья и увеличения выхода целевого продукта предложен способ разработки хромжелезоцинкового катализатора для дегидрирования углеводородов, заключающийся в том, что катализатор обрабатывают парафиновыми или олефиновыми углеводородами, или их смесью с числом углеродных атомов, хотя бы на один больше, чем число углеродных атомов дегидрируемого сырья, с разбавлснием водяным паром.
Процесс проводят при температуре 580—
650 С, предпочтительно при 590 С, объемной скорости смеси углеводорода и водяного пара, равной 300 — 100 час и молярном соогношении углеводород: водяной пар, равном
1: 3 — 20, тремя одночасовыми, двумя двухчасовыми и одним трехчасовым циклами с регенерацией смесью водяного пара и воздуха до полного выгорания кокса после каждого цикла.
При осуществлении предлагаемого способа разработки хромжелезоцинкового катализатора потери сырья сокращаются за счет приме,нения более дешевых соединений для разработки катализатора, например низкооктановых бензинов, газовых бензинов, изопентана, и увеличивается выход целевого продукта.
Пример 1. Катализатор К-16 загружают в реактор. разрабатывают изопентаном в смеси с водяным паром при температуре 590"С, молярном соотношении водя ной пар: изопентан 11,8: 1 и объемной скорости подачи пзопентана 600 час 1 тремя одночасовыми, двумя двухчасовыми и одним трехчасовым циклами с регенерацией после каждого цикла до полного выжигания кокса. Затем проводят кон2> тактирование с бутиленами, соответствующими регламентным нормам для цеха дегидрирования бутиленов в дивинил и содержащими
78,2% н-бутиленов. Условия контактпрования: молярное соотношение водяной пар: бутилены
30 11,8: 1, объемная скорость подачи бутиленов
233626
Испытаниями установлено:
Предмет изобретения выход С4нез вес. %
Сырье, примеменяемое для дегндрнровання
Сырье, применяемое для разработки на разложенные н-C Í, на пропушенные с,н, 85,6
28,52
Изопентан
Бутилены (смесь) То же
89,2
89,8
88,03
29,90
29,0
26,18
Изоамилены
Газовый бензин
Бутилены (смесь) Составитель Т. Комова
Редактор А. Е. Петрова Техред А. А. Камышникова Корректор А. П. Татариицева
Заказ 491/5 Тираж 440 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров ГССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
600 нас 1, температура в зоне катализатора
580 С, время непрерывного контактирования
10 час.
По среднигм даниным за 10 час выход дивинила 28 52 вес. в/, на пропущенные и
85,5 вес.о в .на разложенные бутилены.
П р и» е р 2. Опыт проводят, как указано в примере 1, но при разработке катализатора изоамиленами и контактировании с бутиленами.
Выход,дивинила 29,9 вес. во на пропущен ные и 89,2 вес.% на разложенные бутилены.
П р.и м е р 3. Опыт проводят как указано
iB примере 1, но при разработке газовым бензином с содержанием нафтеновых углеводородов 6% и контактировании с бутиленами.
Выход дивинила 29,0 вес. пав на пропущенные и 89,8 вес. о7о на Разложенные бУтилены.
Преимущества предлагаемого способа по сравнению с известным подтверждаются проведенными испытаниями.
Условия испытания . 1"емпература в слое катализатора, С 580
Количество,катализатора, слз 10
Объемная скорость, час 600
Разбавление н-бутиленов водяным паром
1: 11,8 моль/моль.
В таблице приьедены данные по выходу дивинила в зависимости от сырья, применяемого для разработки.
1. Использование для разработки катализатора изопентана и изоамиленов повысило выход дивинила при дегидрировании н-бутиленов соответственно на 2,3 и 3,72 вес.% по сравнению с. выходами дивинила при дегидрировании бутиленов на катализаторе, разработанном н-бутиленами.
2. Введение процесса разработки катализатора углеводородами с большим числом углеродных атомов, чем дегидрируемое сырье, даст возможность разработанную .партию катализатора использовать для дегидрирова ния как н-бутиленов, так и изоамиленов, причем процесс разработки можно проводить непосредственно в активаторе в цехе приготовления катализатора.
Способ разработки хромжелезоцинкового катализатора для дегидрирования углеводородов путем обработки катализатора парафиновыми или олефиновыми углеводородами, или их смесью, разбавлен ными водяным паром, при температуре 580 — 650 С с регенерацией катализатора смесью водяного пара и воздуха до полного выгорания кокса после каждого цикла .подачи смеси углеводородов и водяного пара, отличающийся тем, что, с целью сокращения потерь сырья и увеличения выхода целевого продукта, берут парафиновые или олефиновые углеводороды или их смесь с числом углеродных атомов, хотя бы на один больше, чем число углеродных атомов дегидрируемого сырья.
4г1