Учебный стенд для обучения стрельбе

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к средствам обучения личного состава подразделений наземной артиллерии и предназначено для создания и управления мишенной обстановкой в закрытых помещениях при проведении артиллерийско-стрелковых тренировок на имитационных средствах. Технический результат - повышение качества обучения. Стенд содержит выполненные в масштабе имитационные системы артиллерийского полигона с применением мишеней, а также средства управления этими объектами. Дополнительно он снабжен установками для появляющихся и движущихся целей, световыми и звуковыми имитаторами, пультами управления огнем, станками и пультом управления мишенной обстановкой, соединенными с коммутационными коробками и коммутационным блоком. При этом на каждом станке установлены двигатели для управления стреляющим устройством, выполненным в виде лазерного излучателя, по координатам «Азимут» и «Дальность», кинематически связанные с сельсинами-датчиками, расположенными внутри станка, которые электрически соединены с сельсинами-приемниками, установленными на пульте управления огнем, выполненными с возможностью перемещения лампы фонаря с прозрачным перекрестием по соответствующим координатам «Азимут» и «Дальность». Установка для появляющихся целей выполнена в виде заключенного в металлический корпус электромагнита с рычагом, воздействующим на ось, связанную с мишенью. Установка для движущихся целей выполнена с возможностью имитации движения техники и пехоты. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Реферат

Изобретение относится к средствам обучения личного состава подразделений наземной артиллерии и предназначено для создания и управления мишенной обстановкой в закрытых помещениях при проведении артиллерийско-стрелковых тренировок на имитационных средствах.

При проведении патентных исследований не обнаружено ни одного аналога, кроме выявленного прототипа.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является миниатюр-полигон, содержащий выполненные в масштабе имитационные системы артиллерийского полигона в виде средств мишенного оборудования с установками для движущихся целей и оборудование для управления этими средствами (см. АС СССР №68858, МПК8 F41G 3/26, кл. 72е, 4, опубл. БИ №19, 1964 г.).

Задачей настоящего изобретения является автоматизация процесса создания и управления мишенной обстановкой при обучении стрельбе и управлении огнем, а также повышение качества обучения.

Решение технической задачи достигается тем, что в известный учебный стенд для обучения стрельбе, содержащий выполненные в масштабе имитационные системы артиллерийского полигона в виде средств мишенного оборудования с установками для движущихся целей и оборудование для управления этими средствами. Учебный стенд снабжен установками для появляющихся целей, световыми и звуковыми имитаторами, тремя пультами управления огнем, тремя станками с установленными на них стреляющими устройствами и общим пультом управления, соединенным через коммутационный блок с коммутационными коробками, при этом на каждом станке установлены двигатели для управления стреляющим устройством, выполненным в виде управляемого лазера, по координатам «Азимут» и «Дальность», причем двигатели кинематически связаны с сельсинами-датчиками, которые электрически соединены с сельсинами-приемниками, установленными на пультах управления огнем для перемещения с помощью ходовых винтов лампы фонаря с прозрачным перекрестием по соответствующим координатам «Азимут» и «Дальность».

Установка для появляющихся целей выполнена в виде заключенного в металлический корпус электромагнита с рычагом, установленным с возможностью взаимодействия с осью, связанной с мишенью.

Установка для движущихся целей выполнена с возможностью имитации движения техники и пехоты.

Данный учебный стенд позволит автоматизировать процесс создания и управления мишенной обстановкой при обучении стрельбе и управлении огнем, а также повышение качества обучения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема размещения целей и оборудования учебного стенда для обучения стрельбе; на фиг.2 - размещение станков с мишенным полем; на фиг.3 - общий пульт управления; на фиг.4 - пульт управления огнем, вид сверху; на фиг.5 - пульт управления огнем вид сверху, при снятой крышке; на фиг.6 станок; на фиг.7 - устройство появляющейся цели; на фиг.8 - световой имитатор, на фиг.9 - установка для движущихся целей.

Учебный стенд для обучения стрельбе состоит из мишенного поля полигона 1 с макетом местности, соответствующим учебным картам в масштабе 1:500, установки для появляющихся целей 2, световых имитаторов 3, установок для движущихся целей 4, которые соединены через коммутационные коробки 5 и коммутационный блок 6 с общим пультом управления мишенной обстановкой 7 (см. фиг.1). Перед мишенным полем полигона 1 в учебных классах расположены пульты управления огнем 8, над которыми установлены на пересечении километровых линий сетки карты, сориентированные в основном направлении станка 9 таким образом, чтобы обеспечить учебную стрельбу при перекрытии полигона, в масштабе накладываемой на пульт управления огнем 8 карты (см. фиг.2).

На передней панели общего пульта управления 7 (см. фиг.3) расположены тумблер включения питания 10, переключатели 11 выбора появляющейся цели 2 и совместно с ней светового имитатора 3, светового индикатора выбора появляющейся цели 12, тумблеры переключения направления 13 движущихся целей 4, индикаторы 14 включения движущихся установок целей 4, тумблер 15 включения звуковой имитации, тумблер переключения вида звуковой имитации «Артиллерия»-«Пулемет» 16, переключатель «Стрельба с секундомером» 17, электронные реле времени 18, кнопка пуска реле 19, тумблер подачи сигнала 20.

На панели пульта управления огнем 8 (см. фиг.4) расположены артиллерийские линейки с сектором 21 в масштабе 1:500 с центральной втулкой сектора 22, имеющей перекрестие. В центре пульта управления огнем 8 имеется вырез 23, который закрыт прозрачным стеклом, для подсветки карты снизу. На пульте управления огнем 8 установлены тумблер включения питания 24, кнопка 25 управления дальностью стрельбы стреляющего устройства станка 9, кнопка 26 управления азимутом стрельбы станка, кнопка 27 «Выстрел» управления стреляющим устройством станка 9.

Перемещение лампы фонаря (см. фиг.5) с прозрачным перекрестием 28 в пределах выреза осуществляют с помощью сельсина-приемника 29 с ходовым винтом 30 по координате «Дальность», а по координате «Азимут» - сельсином-приемником с ходовым винтом 31. Выбор люфтов в механизмах перемещения осуществляют с помощью пружин 32.

На опоре 33 станка 9 (см. фиг.6) установлены подшипники 34, в которых расположена ось поворота 35 с закрепленной на ней стойкой 36. На стойке 36 закреплен электродвигатель 37 передвижения по координате «Дальность», связанный кинематическим способом через ходовой винт с гайкой 38 с сельсином-датчиком 39 с помощью муфты 40. Установленная на винте ходовая гайка 41 совместно со стойкой 42, шарнирно связана с платформой 43, на которой расположено стреляющее устройство 44, выполненное в виде лазерного излучателя. Перемещения ходовой гайки 38 ограничены в крайних положениях с помощью микропереключателей 45.

Перемещение стреляющего устройства 44 по координате «Азимут» происходит с помощью второго электродвигателя (на фиг.6 не показан), связанного через ходовой винт с сельсином-датчиком 46. Установленная на винте вторая ходовая гайка 47, с закрепленным на нем валиком 48, с помощью шарнира вращаются относительно оси 35 и позволяют производить перемещение стреляющего устройства 44 по координате «Азимут». Выбор люфтов в механизмах перемещения осуществляют с помощью пружин 49. На станке 9 расположен тумблер 50 включения станка 9 и лампа 51 индикации включения станка 9.

Установка для появляющихся целей 2 (см. фиг.7) состоит из металлического корпуса 53, внутри которого закреплен электромагнит 54 с рычагом 55, связанный с осью 56, на которой прикреплена мишень 57.

Световой имитатор 3 (см. фиг.8) состоит из корпуса 58, на котором закреплен металлический колпачок 59. Из колпачка над поверхностью мишенного поля 1 выступает прозрачный красный столбик 60, подсвечиваемый снизу электрической лампой 61. Для подвода питания к лампе использованы электрические клеммы 62.

Установка для движущихся целей 4 (см. фиг.9) состоит из ведущего 63 и ведомого 64 узлов, натяжного устройства (на фиг.9 не показано) и троса 65 с закрепленными на нем мишенями 66. Ведущий узел представляет собой кронштейн 67, на который установлен электродвигатель 68 с закрепленным на валу ведущим роликом. Необходимое натяжение троса, натянутого на ролики, обеспечивается пружиной (на фиг.9 не показана).

В крайних точках движения установлены микропереключатели 69, отключающие электродвигатель при подходе к ним целей 4.

Учебный стенд для обучения стрельбе работает следующим образом.

Сначала осуществляли подготовку учебного стенда к работе. Для этого устанавливали комплект в помещении, состоящим из мишенного поля 1 (см. фиг.1, 2), учебного класса над ним, где находились обучаемые, и комнаты над классом, где устанавливали станки со стреляющими устройствами 9.

Оси лазерных излучателей стреляющих устройств 44 находились в вертикальной плоскости, проходящей через определенные координаты мишенного поля 1 (см. фиг.2). В соответствии с тактической обстановкой, создаваемой на мишенном поле 1, размещали установки для появляющихся целей 2 совместно со световыми имитаторами 3.

В заданных местах закрепляли установки для движущихся целей 4, имитирующих технику и/или пехоту. Присоединяли установки для появляющихся целей 2, световые имитаторы 3 и установки для движущихся целей 4 к коммутационным коробкам 5. Соединяли электрическими кабелями коммутационные коробки 5 коммутационный блок 6 и пульт управления мишенной обстановкой 7. Кроме того, перед полем, например в трех учебных классах, устанавливали три пульта управления огнем 8. Соединяли электрическими кабелями пульты управления огнем 8 со станками 9. Устанавливали комплект оперативно-переговорных устройств (на фигурах не указан) в соответствии с тактической задачей, решаемой при обучении.

Включали на общем пульте управления мишенной обстановкой 7 тумблер питания 10, при этом должен загореться транспарант «Питание» 12. Вставляли мишень 57 в ось 56 устройства появляющихся целей 2 в соответствии с тактической задачей обучения.

Мишенную обстановку на учебном стенде для обучения стрельбе создавали с помощью двенадцати устройств появляющихся целей 2, двенадцати световых имитаторов 3 и двух лебедок установки движущихся целей 4.

Общий пульт управления 7 обеспечивает одновременный показ до трех любых из двенадцати появляющихся целей 2 и световых имитаторов 3, а также управление двумя установками движущихся целей 4 и имитатором звука выстрела.

Вблизи появляющихся целей 2 располагали световые имитаторы 3, обозначающие артиллерийский или пулеметный огонь противника.

Для подъема цели №1 из двенадцати любых появляющихся целей устанавливали переключатель 11 в положение «1». Включали тумблер 5 звуковой имитации 15. Устанавливали на общем пульте управления 7 переключатель 16 в положение «Артиллерия» или «Пулемет». Появлялась соответствующая цель, включалась световая имитация, и подавались необходимые звуковые сигналы с частотой, соответствующей положению переключателя 16. Производили аналогичные проверки для целей №2 и №3.

Для включения движущихся целей 4 устанавливали переключатели 13 в направлении стрелки, определяющей направление движения цели.

Направление стрелки у переключателя должно совпадать с направлением движения мишеней 66 и направлением стрелки на табло 14.

Устанавливали тумблер 10 «Питание» (см. фиг.4) на пульте управления огнем 8 в положение «Включено». Устанавливали на секторе 21 угол «0», а центральную втулку с перекрестием 22. Совмещали перекрестие светового пятна 27 (см. фиг.5) с перекрестием центральной втулки 22 (см. фиг.4), включая тумблеры «Дальность» 25 и «Азимут» 26.

На станках со стрелковыми устройствами 9 устанавливали (см. фиг.6) тумблер 50 в положение «Включено». Включались лампы индикации 51. Ориентировали пристрелки станков 9 в основное направление (см. фиг.2).

Началом отсчета при разбивке мишенного поля и оцифровке линеек пульта управления огнем 8 являлась ось 35 (см. фиг.6) поворота станка 9.

Выставляли ось поворота 35 станков 9 в пространстве с помощью уровнемера, устанавливаемого на площадку станка 9, и его регулировочных болтов (см. фиг.6). Закрепляли лазерный излучатель 44 стреляющего устройства на стойках 42 станков 9. Включали кнопки «Дальность» 25 и «Азимут» 26 на пультах управления огнем 8, перемещали лампу фонаря с прозрачным перекрестием 28 на центр выреза 23. Происходило перемещение лазерного излучателя 44 по стойке 42 на всех станках 9.

Нажимали на кнопку «Выстрел» 27 (см. фиг.4) на пультах управления огнем 8. Появлялось световое пятно имитации выстрела лазерного излучателя 44 в середине мишенного поля полигона 1.

Закрепляли на общем пульте управления 7 прибор управления огнем 8 (ПУО-9М) (на фиг.3 не показан).

Обучение стрельбе начинали с постановки задачи руководителем и объяснения обучаемым правил действия механизмами пульта управления огнем 8, работы с картой, нахождения необходимых целей и порядка прицеливания. Во время проведения артиллерийско-стрелковых тренировок трое обучаемых занимают рабочие места на пультах управления огнем 8. На прозрачный вырез 23 (см. фиг.4) каждого из пультов управления огнем 8 накладывается учебная карта в масштабе 1:500, соответствующая обстановке, созданной на мишенном поле, с обозначенными на ней ориентирами, целями и огневыми позициями. Руководитель занятий переключателями 11 задает с общего пульта управления 7 появляющиеся цели №1, №2 и №3 или движущиеся цели 4 для каждого из обучаемых на пультах управления огнем 8, затем устанавливает переключатель 16, например, в положение «Артиллерия». При этом подаются от целей световые 3 и звуковые сигналы, соответствующие обстрелу позиций дивизиона артиллерией противника. С помощью прибора управления огнем 8 руководитель занятий определяет установки дальности до целей и направления, после чего задает их обучаемым, для прицеливания по оперативно-переговорному устройству.

Обучаемый устанавливает на секторе 21 артиллерийской линейки скомандованный руководителем угол. Совмещает скомандованную руководителем дальность с координатой огневой позиции. Для этого перемещают сектор 21 с кареткой (на фиг.4 не указана) вдоль горизонтальной линейки, а каретку - вдоль левой линейки до совпадения центральной втулки 22 с координатами точки, по которой ведется стрельба.

Затем обучаемый за пультом управления огнем 8 совмещает перекрестие светового пятна индикаторного поля 28 с перекрестием центральной втулки 22 сектора, действуя переключателями «Дальность» 25 и «Азимут» 26 и докладывает руководителю занятий о готовности к стрельбе. По команде руководителя занятий «Огонь», обучаемый нажимает кнопку «Выстрел» 27. Руководитель занятий наблюдает за точностью поражения цели и оценивает правильность действий обучаемых.

Корректировку стрельбы осуществляют с помощью прибора управления огнем.

При стрельбе с секундомером для проведения засечки цели руководитель переводит переключатель «Стрельба с секундомером» 17 в положение «Засечка» и устанавливает переключатель 16 «Цель №3» в нейтральное положение, а переключатель 11 - в положение выбранной цели от «1» до «12».

Затем выставляет необходимое время запаздывания звука на реле времени 18. Включение имитатора производится нажатием руководителем занятий на кнопку «Пуск реле» 19. При этом на 1-2 секунды вспыхивает лампа светового имитатора 4 у цели и запускается реле времени 18. По окончании работы реле времени 18 раздается щелчок в динамике, имитирующий звук выстрела. Повторное включение производится нажатием на кнопку «Пуск реле» 19.

В режиме «Пристрелка» руководитель занятий устанавливает переключатель 17 в положение «Пристрелка». После включения или выключения кнопки «Выстрел» 27 обучаемым на пульте управления огнем 8 автоматически включается реле времени 18 запаздывания звука разрыва снаряда.

Использование предлагаемого учебного стенда для обучения стрельбе позволит по сравнению с прототипом автоматизировать процесс создания и управления мишенной обстановкой малого артиллерийского полигона, наведения и учебной стрельбы артиллерийского дивизиона, а также повышение качества обучения.

1. Учебный стенд для обучения стрельбе, содержащий выполненные в масштабе имитационные системы артиллерийского полигона в виде средств мишенного оборудования с установками для движущихся целей и оборудования для управления этими средствами, отличающийся тем, что он снабжен установками для появляющихся целей, световыми и звуковыми имитаторами, тремя пультами управления огнем, тремя станками с установленными на них стреляющими устройствами и общим пультом управления, соединенным через коммутационный блок с коммутационными коробками, при этом на каждом станке установлены двигатели для управления стреляющим устройством, выполненным в виде управляемого лазера, по координатам «Азимут» и «Дальность», причем двигатели кинематически связаны с сельсинами-датчиками, которые электрически соединены с сельсинами-приемниками, установленными на пультах управления огнем для перемещения с помощью ходовых винтов лампы фонаря с прозрачным перекрестием по соответствующим координатам «Азимут» и «Дальность».

2. Учебный стенд по п.1, отличающийся тем, что установка для появляющихся целей выполнена в виде мишени и заключенного в металлический корпус электромагнита с рычагом, установленным с возможностью взаимодействия с осью, связанной с мишенью.

3. Учебный стенд для обучения стрельбе по п.1, отличающийся тем, что установка для движущихся целей выполнена с возможностью имитации движения техники и пехоты.