Анодное устройство алюминиевого электролизера

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к получению алюминия электролизом в криолит-глиноземных расплавах, в частности к анодному устройству алюминиевого электролизера. Анодное устройство содержит аноды, анодную ошиновку, балку-коллектор и винтовые домкраты, состоящие из корпуса, приводного червяка, червячного колеса, ходовой гайки, опирающейся на сферические опоры через упорные подшипники и винта. Внутри червячного колеса домкрата выполнена полость. Внутри полости установлен плунжерный насос для смазки трущихся опорных поверхностей. Полость через систему заливных каналов соединена с кольцевой смазочной канавкой. С противоположной системе заливных каналов стороны в червячном колесе расположен сливной канал, сообщающийся с кольцевой смазочной канавкой. Система заливных каналов и сливной канал соединены с кольцевой смазочной канавкой в плане под углом 180±45°. Техническим результатом является повышение надежности, увеличение срока службы винтовых домкратов для вертикального перемещения анода алюминиевого электролизера и обеспечение исключения подтекания масла из домкрата. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению алюминия электролизом в криолит-глиноземных расплавах, а именно к механизмам для перемещения анода алюминиевого электролизера.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является анодное устройство алюминиевого электролизера (патент РФ 2214481, МПК С25С 3/12, В66F 3/18, 2003). Анодное устройство включает балку-коллектор, аноды, анодную ошиновку и винтовые домкраты. Для перемещения анодной ошиновки применяют винтовые домкраты, соединенные с анодной ошиновкой. Винтовой домкрат состоит из корпуса, приводного червяка, червячного колеса, ходовой гайки с винтом. Ходовая гайка установлена на сферические опоры с шариковыми упорными подшипниками. Известное устройство выбрано также и за аналог предлагаемого изобретения.

Недостаток конструкции-прототипа - отсутствие устройства для надежной смазки трущихся опорных поверхностей червячного колеса. Это приводит к снижению срока службы винтовых домкратов для вертикального перемещения анодной ошиновки алюминиевого электролизера.

Задачей изобретения является повышение надежности и увеличение срока службы винтовых домкратов для вертикального перемещения анода алюминиевого электролизера.

Технический результат заключается в обеспечении смазки трущихся опорных поверхностей и создании системы каналов, обеспечивающих слив излишков масла обратно в корпус винтового домкрата, а также в исключении подтекания масла из винтового домкрата.

Поставленная задача достигается тем, что в анодном устройстве алюминиевого электролизера, включающем аноды, анодную ошиновку, балку-коллектор и винтовые домкраты, состоящие из корпуса, приводного червяка, червячного колеса, ходовой гайки, опирающейся на сферические опоры через упорные подшипники и винта, согласно заявляемому решению внутри червячного колеса выполнена полость, в который размещен плунжерный насос, при этом полость через систему заливных каналов соединена с кольцевой смазочной канавкой, а с противоположной стороны в червячном колесе расположен сливной канал, сообщающийся с кольцевой смазочной канавкой.

Изобретение дополняет частный отличительный признак, направленный также на решение поставленной задачи.

Система заливных каналов и сливной канал соединены с кольцевой смазочной канавкой в плане под углом 180±45° для более равномерного распределения масла по кольцевой смазочной канавке с целью улучшения смазывания трущихся поверхностей.

Сопоставительный анализ признаков заявляемого решения и признаков аналога и прототипа свидетельствует о соответствии решения критериям «новизна» и «существенные отличия».

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены:

на фиг.1 - вид анодного устройства с продольной стороны;

на фиг.2 - винтовой домкрат;

на фиг.3 - плунжерный насос, установленный в червячном колесе.

Предлагаемое анодное устройство алюминиевого электролизера состоит из анодов 1, прикрепленных к анодной ошиновке 2, соединенной с балкой-коллектором 3 при помощи винтовых домкратов 4. Винтовой домкрат 4 анодного устройства состоит из корпуса 5, приводного червяка 6, червячного колеса 7, ходовой гайки 8, винта 9. Ходовая гайка опирается снизу и сверху через упорные подшипники 10 на сферические опоры 11. Внутри червячного колеса 7 выполнена полость 12, где расположен плунжерный насос 13. Полость 12 через систему заливных каналов 14 соединена с кольцевой смазочной канавкой 15. С противоположной стороны системы заливных каналов 14 расположен сливной канал 16, соединенный с кольцевой смазочной канавкой 15. Плунжерный насос 13 состоит из плунжера 17, пружины 18, запорного шарика 19, опускающегося в седло 20 и неподвижного относительно корпуса домкрата кулачка 21. Масло 22 для смазки заливается в корпуса домкрата по уровень зубьев приводного червяка 6.

Работа винтового домкрата происходит следующим образом.

При вращении червячного колеса 7 домкрата во время подъема или опускания анодной ошиновки 2 с анодами 1 плунжер 17 совершает возвратно-поступательные перемещения под действием кулачка 21 и пружины 18 и с помощью запорного шарика 19 закачивает масло в систему заливных каналов 14. Из системы заливных каналов масло перетекает в кольцевую смазочную канавку 15, из которой попадает на трущуюся опорную поверхность червячного колеса 7, а излишки масла перетекают обратно в корпус домкрата 5 по сливному каналу 16.

Взаимное противоположное расположение под углом 180±45° системы заливных каналов 14 и сливного канала 16 обеспечивают более равномерное распределение масла по кольцевой смазочной канавке.

1. Анодное устройство алюминиевого электролизера, включающее аноды, анодную ошиновку, балку-коллектор и винтовые домкраты, состоящие из корпуса, приводного червяка, червячного колеса, ходовой гайки, опирающейся на сферические опоры через упорные подшипники, и винта, отличающееся тем, что внутри червячного колеса выполнена полость, в который размещен плунжерный насос, при этом полость через систему заливных каналов соединена с кольцевой смазочной канавкой, а с противоположной системе заливных каналов стороны в червячном колесе расположен сливной канал, сообщающийся с кольцевой смазочной канавкой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что система заливных каналов и сливной канал соединены с кольцевой смазочной канавкой в плане под углом 180°±45°.