Запорное устройство для капота транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеПредложение относится к противоугонным средствам защиты транспортного средства, в частности автомобиля, и может найти применение в качестве запирающих устройств, устанавливаемых, например, на капоте двигателя, багажника. Рабочий элемент выполнен в виде штыря, установленного с возможностью осевого перемещения в гнезде основания и введения его конца в отверстие, выполненное в одной из стенок основания. Запорный элемент имеет отверстие и выполнен с возможностью введения его в гнездо основания и продевания штыря в отверстие запорного элемента. Запорное устройство снабжено пружиной, размещенной в гнезде основания с возможностью обеспечения выдвигания штыря в гнездо на расстояние, при котором он не препятствует введению запорного элемента в гнездо, и с возможностью отвода пружины запорным элементом при введении его в гнездо. Основание выполнено симметричным относительно плоскости, на которой расположена ось перемещения штыря, и относительно перпендикулярной ей плоскости симметрии. Штырь установлен с возможностью его соединения с одним концом механической тяги, другой конец которой может быть связан с приводом скрытого рычага, либо соединен с приводом блока управления, управляющий вход которого является выходом устройства сигнализации, либо связан с ключом управления блока управления работой двигателя. Легкость установки обеспечена симметричной конструкцией основания узла без определения верхней и нижней его стороны. Наличие пружины, установленной в гнезде основания, предотвращает поломку запорного устройства при закрытии крышки капота. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Предложение относится к противоугонным средствам защиты автомобиля и может найти применение в качестве запирающих устройств, устанавливаемых, например, на капоте двигателя, багажника и т.п. с целью исключения несанкционированного доступа к функциональным узлам транспортных средств.
Известен узел замкового механизма для капота двигателя, который имеет трубчатое гнездо, через которое в поперечном направлении проходит пружинный элемент, предназначенный для фиксации болта, жестко связанного с капотом. Один из двух пружинных элементов может приводиться изнутри транспортного средства при помощи троса, закрепленного в промежуточной точке на конце коромысла. Другой конец коромысла связан при помощи второго троса с другим пружинным элементом. Коромысло может приводиться в действие снаружи транспортного средства при помощи вспомогательного устройства (FR, заявка 2478717, МПК Е05В 65/19, 1981).
Известен узел замкового механизма для капота транспортного средства, содержащий рабочий элемент в виде штыря, установленного с возможностью осевого перемещения в основании узла, размещенном на одной из панелей капота, штырь рабочего элемента приводится в действие тросом, положение которого регулируется установленным около сидения рычагом (GB, заявка, 2266333, МПК Е05В 65/19, 1993).
В известных устройствах запирающая система жестко соединяет крышку капота с корпусом. Однако при эксплуатации автомобиля для функциональной надежности, например для исключения деформаций крышки и корпуса самого капота при открывании, при резких толчках, ударах, целесообразно иметь запорное устройство с определенной степенью свободы.
Наиболее близким аналогом (прототипом) предлагаемого изобретения является запорное устройство капота транспортного средства, раскрытое в RU 7704 U1, МПК Е05В 65/19, 16.09.1998, содержащее рабочий элемент в виде штыря, установленного с возможностью осевого перемещения в гнезде основания, смонтированного на одной из панелей капота, и размещенный на другой панели капота кронштейн, свободный конец которого выполнен в виде кольца, установленного с возможностью продевания в него штыря.
Данное запорное устройство удобно в управлении, сопрягаемо с другими узлами управления автомобилем и обеспечивает достаточную степень свободы при различных деформациях корпуса, при ударах и т.п.
Недостатком приведенного устройства является сложность при его установке, обусловленная необходимостью четкого ориентирования верхней и нижней стороны основания узла из-за его несимметричной конструкции, а также недостаточная надежность с точки зрения возможной его поломки при закрывании капота автомобиля.
Задачей предложения является создание надежного запорного устройства, простого по конструкции, обеспечивающего его легкий монтаж.
Техническим результатом, обеспечиваемым при решении указанной задачи, является легкая его установка за счет симметричной конструкции основания узла без определения верхней и нижней его стороны, предотвращение поломки запорного устройства при закрытии крышки капота.
Указанный технический результат достигается тем, что запорное устройство для капота транспортного средства содержит основание с гнездом, рабочий элемент в виде штыря, установленного с возможностью осевого перемещения в гнезде основания и введения его конца в отверстие, выполненное в одной из стенок основания, а также запорный элемент, имеющий отверстие и выполненный с возможностью введения его в гнездо основания и продевания штыря в отверстие запорного элемента, при этом запорное устройство снабжено пружиной, размещенной в гнезде основания с возможностью обеспечения выдвигания штыря в гнездо на расстояние, при котором он не препятствует введению запорного элемента в гнездо, и с возможностью отвода пружины запорным элементом при введении его в гнездо.
Запорный элемент выполнен в виде кронштейна, свободный конец которого имеет форму кольца. Кольцо кронштейна может быть выполнено разомкнутым или замкнутым. Основание выполнено симметричным относительно плоскости, на которой расположена ось перемещения штыря, и относительно перпендикулярной ей плоскости симметрии. Основание с первым запорным элементом выполнено с возможностью закрепления его на капоте, а второй запорный элемент соответственно на кузове транспортного средства.
Штырь размещен в отверстии, выполненном в другой стенке основания. Причем штырь может быть размещен с возможностью его соединения с одним концом механической тяги, другой конец которой связан с приводом скрытого рычага или соединен с приводом блока управления, управляющий вход которого является выходом устройства сигнализации или связан с ключом управления блока управления работой двигателя.
Приведенная конструкция имеет высокую функциональную надежность за счет того, что угол наклона (крышки) капота может колебаться от -45° до +45° без деформации запорного механизма, при этом при его сборке допустимы значительные отклонения при установке одной части устройства на капоте, а другой части - на самом кузове автомобиля. Благодаря симметричной конструкции основания узла монтаж упрощается за счет возможности разворота запирающего штыря на 180° относительно его оси и отсутствия четкого ориентирования на верхнюю и нижнюю стороны основания узла на передней панели автомобиля.
Кроме того, сохраняются преимущества, присущие прототипу, касающиеся расположения элементов управления запорным устройством в скрытых (известных только владельцу) местах, что позволяет обеспечить высокие противоугонные свойства замкового механизма.
При различных формах выполнения элементов предлагаемого устройства можно заблокировать другие функциональные узлы транспортного средства в случае несанкционированного доступа.
Предложение иллюстрируется чертежами.
На фиг.1 приведено выполнение запорного устройства в двух положениях, на фиг.2 приведена функциональная схема, иллюстрирующая взаимосвязи запорного устройства с узлом сигнализации и цепями управления двигателем.
Запорное устройство содержит основание 1, закрепляемое на кузове 2 транспортного средства, рабочий элемент в виде штыря 3, установленный в сквозном отверстии в одной из стенок основания 1 с возможностью перемещения в осевом направлении. Основание 1 имеет гнездо 4, выполненное таким образом, чтобы штырь 3 проходил через свободное пространство гнезда от одной стенки гнезда 4 до другой и входил в глухое или сквозное отверстие 6, выполненное в противоположной стенке основания 1. В зоне перемещения штыря 3 (свободное пространство гнезда 4) перпендикулярно оси перемещения штыря 3 установлена пружина 5. При этом пружина 5 выполнена и установлена таким образом, что в открытом положении замкового механизма она перекрывает отверстие 6, предназначенное для фиксации конца штыря 3. Запорный элемент в виде кронштейна 7 установлен на капоте 8 транспортного средства и выполнен с кольцом 9 на свободном конце, которое образует отверстие 10. Кронштейн 7 установлен таким образом, чтобы в закрытом состоянии штырь 3 проходил через отверстие кольца 9.
Функциональная схема заявленного устройства показана на фиг.2. Штырь 3 установлен с возможностью перемещения вдоль оси 11 от одной стенки гнезда 4 до другой стенки и попадания в отверстие 6 основания.
Пунктирной линией показано положение штыря 3 при перемещении в основании 1 через гнездо 4. Штырь 3 связан с одним концом механической тяги 12, другой конец которой подключен к приводу 13 скрытого рычага (на чертеже не показан).
Устройство предусматривает закрывание замкового механизма при срабатывании тревожной противоугонной сигнализации. Для этого другой конец механической тяги 12 связан с приводом блока 14 управления, управляющий вход 15 которого является соответствующим входом устройства сигнализации.
Кроме того, в заявленном устройстве может быть осуществлено блокирование работы двигателя при определенном положении штыря замкового механизма. С этой целью конец механической тяги 12 соединен с ключом 16 блока управления работой двигателя 17. При этом положение механической тяги 12 и положение ключа 16 приводится в соответствие друг другу.
Запорное устройство работает следующим образом.
Устройство устанавливают на узле транспортного средства, доступ к которому должен быть ограничен.
Основание 1 устройства жестко закрепляют на кузове 2, а кронштейн 7 - на капоте 8 напротив гнезда 4 основания 1. Поскольку размеры кольца 9 и гнезда 4 таковы, что кольцо 9 кронштейна 7 может свободно пройти в свободное пространство гнезда 4, то при установке запорного устройства достаточно установить кронштейн 7 таким образом, чтобы кольцо 9 находилось в гнезде 4 в зоне перемещения штыря 3. Это качество, дающее определенный допуск для соединения частей замка, важно при сборке и установке запорного устройства на транспортном средстве. Поскольку основание 1 имеет симметричную конструкцию, определение его верхней и нижней стороны не имеет значения при монтаже. Пружина 5 расположена так, что в исходном состоянии механизма перекрывает отверстие 6 в основании 1 и препятствует перемещению штыря 3 до введения в него кронштейна 7. При попытке его перемещения конец штыря 3 упрется в пружину 5, которая, деформируясь, соответственно упрется в противоположную стенку гнезда 4 основания 1 узла и допустит выдвигание штыря только на такое расстояние, при котором он не будет препятствовать введению в гнездо 4 кронштейна 7. При этом пружина 5 имеет такую жесткость, что она легко отводится кронштейном 7 при введении его в гнездо 4.
При запирании устройство работает следующим образом.
При необходимости запирания устройства, например, посредством привода 13 скрытого рычага пользователь переводит рычаг в положение "закрыть замок", привод 13 взаимодействует с механической тягой 12, связанной со штырем 3. При срабатывании устройства кольцо 9 кронштейна 7 упирается торцом в пружину 5 и выдавливает ее, например, в углубление для запирания устройства, при этом она уже не препятствует перемещению штыря 3. Кольцо 9 располагается в зоне перемещения штыря 3, а размеры кольца 9 и штыря 3 таковы, что штырь 3 при запирании проходит через кольцо 9 и происходит зацепление кольца 9 и штыря 3. Механизм жестко закрыт.
Поскольку запорное устройство, как и все узлы транспортного средства, находится в условиях вибрации, вероятности различных перемещений, бросков, встрясок и других ситуаций, то степень свободы элементов устройства при перемещении капота и кузова создает в целом повышенную функциональную надежность как самого запорного устройства, так и транспортного средства. Наличие пружины обеспечивает препятствие закрыванию штыря, вследствие чего предотвращается поломка устройства при закрытии крышки капота.
Дополнительные связи запорного устройства посредством гибкой механической тяги (например, в виде гибкой проволоки) с устройством сигнализации позволяют, например, в случае перевода охранной сигнализации в режим охраны, в случае срабатывания аварийной противоугонной сигнализации заблокировать замковый механизм капота двигателя, а наличие связи запорного устройства посредством механической тяги с ключом управления работой двигателя - отключить цепь управления двигателя при срабатывании устройства в случае нежелательных для владельца ситуаций.
Введение скрытого рычага для управления положением механической тяги и соответственно положением штыря запорного устройства, кроме того, позволяет при аварийной ситуации (например, отключение питания, поломка охранной сигнализации или поломка привода блока управления) открыть замок капота без других дополнительных средств.
1. Запорное устройство для капота транспортного средства, содержащее основание с гнездом, рабочий элемент в виде штыря, установленного с возможностью осевого перемещения в гнезде основания и введения его конца в отверстие, выполненное в одной из стенок основания, а также запорный элемент, имеющий отверстие и выполненный с возможностью введения его в гнездо основания и продевания штыря в отверстие запорного элемента, при этом запорное устройство снабжено пружиной, размещенной в гнезде основания в зоне перемещения штыря с возможностью обеспечения выдвигания штыря в гнездо на расстояние, при котором он не препятствует введению запорного элемента в гнездо, и с возможностью отвода пружины запорным элементом при введении его в гнездо.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запорный элемент выполнен в виде кронштейна, свободный конец которого имеет форму кольца.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что кольцо кронштейна выполнено разомкнутым.
4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что кольцо кронштейна выполнено замкнутым.
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что основание выполнено симметричным относительно плоскости, на которой расположена ось перемещения штыря, и относительно перпендикулярной ей плоскости.
6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что основание выполнено с возможностью закрепления его на капоте, а запорный элемент соответственно на кузове транспортного средства.
7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что штырь размещен в сквозном отверстии, выполненном в другой стенке основания.
8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что штырь размещен с возможностью его соединения с одним концом механической тяги, другой конец которой связан с приводом скрытого рычага.
9. Устройство по п.7, отличающееся тем, что штырь размещен с возможностью его соединения с одним концом механической тяги, другой конец которой соединен с приводом блока управления, управляющий вход которого является выходом устройства сигнализации.
10. Устройство по п.7, отличающееся тем, что штырь размещен с возможностью его соединения с одним концом механической тяги, другой конец которой связан с ключом управления блока управления работой двигателя.