Тяговая фурнитура
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к тяговой фурнитуре, расположенной в фурнитурном пазу фальцованной кромки окна или двери. Тяговая фурнитура содержит привод с тягой и зубчатое колесо, которое без возможности поворота соединено через вал, например, многогранный стержень, с ручкой и находится в зацеплении с углублениями тяги. Для обеспечения возможности монтажа на створке окна или двери привода с тягой при простом изготовлении без доводочных работ или лишь с незначительными доводочными работами предусмотрено то, что соединяющий ручку с зубчатым колесом вал расположен перед накладкой, проходящей заподлицо с фальцованной поверхностью и над тягой по отношению к удерживающей пластине, так что тяга не может отклоняться в направлении дна фурнитурного паза. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к тяговой фурнитуре, содержащей привод с тягой, согласно ограничительной части п.1 формулы.
Подобная тяговая фурнитура уже известна из уровня техники, например из ЕР 1088957 А1, и крепится в или на фурнитурном пазу фальцованной кромки. У известного привода с тягой в корпусе с возможностью вращения установлено зубчатое колесо с многогранным посадочным отверстием, которое может поворачиваться посредством вала (точнее, многогранного вала или многогранного стержня). Зубчатое колесо имеет ограниченный 90°-ным угловым диапазоном периферийный зубчатый венец, взаимодействующий с выемками тяги. При этом тяга расположена над зубчатым колесом по отношению к фальцованной кромке, к которой прикреплен привод. Для поддержания небольшой величины, на которую привод погружен в фальцованную кромку, тяга загнута в направлении фальцованной кромки, т.е. в направлении от зубчатого колеса. Это относится также к закрывающей тягу накладке, которая в остальном проходит над тягой на уровне фальцованной кромки. Зубчатое колесо установлено в заполнителе, который поддерживает зубчатое колесо в направлении дна фурнитурного паза. Этот заполнитель во встроенном состоянии привода расположен частично ниже дна фурнитурного паза, что обеспечивается за счет выемки в створке или пазу.
Недостаток при этом заключается в том, что выполнение выемки приводит к ослаблению створки и, кроме того, у створок, составляемых из полых профилей, например, пластиковых, нередко требуются еще доводочные работы на армирующих профилях.
Поэтому задачей изобретения является создание привода с тягой, который был бы прост и экономичен в изготовлении и который можно было бы устанавливать на створке без доводочных работ или лишь с незначительными доводочными работами.
Для решения этой задачи изобретение предлагает у привода с тягой, согласно ограничительной части, реализовать признаки отличительной части п.1 формулы.
За счет этих признаков вал, образованный, как правило, многогранным стержнем ручки, смещается настолько, что корпус погружается в фурнитурный паз и в значительной степени размещается в нем. Смещение вала вызывает при этом также смещение установленной на торцевой поверхности створки ручки, которая за счет этого расположена ближе к краю створки. Это является необходимым для некоторых видов створок, например, при наличии условий, описанных в ЕР 0505678 А1. При этом ось поворота и ось привода с тягой расположены со смещением по отношению друг к другу. Для компенсации осевого смещения в этом случае предусмотрена промежуточная передача, которая обеспечивает компенсацию осевого смещения. Однако если осевое смещение очень небольшое, то эту промежуточную передачу из-за используемых зубчатых колес использовать нельзя. Другие решения (например, WO 01/25576 А1) подходят для меньшего осевого смещения, однако, все еще связаны с определенными затратами на изготовление. За счет расположения оси перед фальцованной кромкой, т.е. перед фальцованной поверхностью, можно отказаться от использования промежуточной передачи.
За счет того, что зубчатое колесо расположено над тягой по отношению ко дну фурнитурного паза и удерживающей пластине, тяга может простым образом удерживаться от выгибания. Далее, корпус за счет охвата сверху тягой может быть выполнен намного массивнее, поскольку для этого может быть использовано конструктивное пространство внутри корпуса, имеющееся, обычно, в распоряжении для движения тяги.
За счет того, что зубчатое колесо проходит через продольное углубление в накладке, последняя может быть изготовлена также без изгиба, что сокращает производственные расходы. Зубчатое колесо приобретает в результате дополнительное боковое направление.
Для обеспечения достаточного направления тяги даже тогда, когда она не прилегает ко дну фурнитурного паза, тяга может направляться между накладкой и удерживающей пластиной. Удерживающая пластина удерживает тягу от подъемных усилий зубчатого колеса и препятствует за счет этого потере хода привода. Также этим можно достичь замкнутой формы привода, что облегчает снабжение смазкой и затрудняет проникновение загрязнений.
Если зубчатое колесо установлено в корпусе, который, будучи выполнен корытообразным, надет на накладку, то корпус и узел накладка/тяга могут быть изготовлены, а затем смонтированы отдельно друг от друга. За счет этого также может поставляться отдельно от корпуса узел накладка/тяга, который должен быть согласован с длиной или высотой створки. Изготовитель окна или двери может запасать тогда корпуса в большем количестве и комплектовать подлежащий согласованию узел накладка/тяга в соответствии с необходимостью.
Упрощение изготовления тяги может быть достигнуто в том случае, если углубления в тяге расположены в закрепляемой на ней зубчатой рейке, а тяга имеет продольный паз для размещения зубчатой рейки. Возникают, правда, дополнительные монтажные затраты из-за размещения зубчатой рейки в тяге, однако, зубчатая рейка может быть намного точнее согласована с требованиями зубчатого зацепления, а выбор материала можно специфицировать. Так, в зоне зубчатой рейки предпочтителен износостойкий материал, тогда как при выборе материала тяги на переднем плане стоит легкость ее обработки.
Если корпус имеет отверстия для крепежных элементов, то можно отказаться от дополнительного закрепления корпуса на накладке. Это сокращает расходы на изготовление и уменьшает также конструктивное пространство для привода с тягой, поскольку помимо закрепления корпуса на створке следует предусмотреть также закрепление на накладке.
На величину, на которую вал выступает за фальцованную кромку, можно оказать влияние, если тяга имеет направленный от зубчатого колеса изгиб. На практике тяга должна быть изогнута настолько, чтобы она проходила близко ко дну фурнитурного паза, поскольку благодаря этому минимизируется необходимое конструктивное пространство между створкой и рамой.
Для привода с тягой для открываемой исключительно поворотом створки достаточно, как правило, поворотного движения ручки на 90°. У этих приводов с тягой может быть поэтому предусмотрено, что зубчатое колесо имеет форму 90°-ного кругового сегмента и снабжено зубчатым отрезком вдоль угла 90°.
Необходимое для этих приводов с тягой конструктивное пространство уменьшается, если зубчатое колесо в конечных положениях смещения тяги ориентировано своими проходящими перпендикулярно краевыми кромками параллельно дну корпуса.
Другие предпочтительные варианты следуют из примера осуществления изобретения, изображенного на чертежах, на которых представлено:
- фиг.1: привод с тягой в трехмерном виде;
- фиг.2: привод с тягой по фиг.1 с частично удаленным корпусом;
- фиг.3: привод с тягой по фиг.1 в продольном разрезе по линии III-III на фиг.4;
- фиг.4: привод с тягой по фиг.1 на виде сверху;
- фиг.5: корпус привода без приводной штанги и накладки в трехмерном виде и на виде сбоку;
- фиг.6: разрез вертикальных брусков двухстворчатого окна.
Изображенный на фиг.1 привод 1 содержит накладку 2 и тягу 3. Привод 1 служит для монтажа на фальцованной кромке (не показана) створки окна или двери. Фальцованная кромка имеет для этого фурнитурный паз, в котором размещают тягу 3 и закрывают ее накладкой 2. На тяге 3 размещены стопорные органы (не показаны), которые в положении блокировки могут взаимодействовать со стопорными приемными пластинами, неподвижно размещенными на коробке.
Накладка 2 во встроенном состоянии располагается приблизительно заподлицо с фальцованной кромкой 18 на уступе фурнитурного паза 20 (фиг.3) створки, а привод 1 выступает в зоне корпуса 4 за эту фальцованную кромку 18 или накладку 2. В корпусе 4 выполнены резьбовые отверстия 5, которые могут быть совмещены с винтами ручки для ее закрепления. Ручка имеет известное многогранное посадочное отверстие для размещения свободного конца 7 действующего в качестве вала многогранного стержня 6. Посредством ручки вал, называемый далее просто многогранным стержнем 6, может поворачиваться вокруг оси 8 поворота. Противоположный концу 7 конец согласован с многогранным посадочным отверстием 109 зубчатого колеса 110. Тяга 3 имеет плоскопрямоугольное сечение, а ось 8 поворота ориентирована приблизительно перпендикулярно узкой стороне этого сечения.
Накладка 2, как хорошо видно из фиг.2, расположена без деформации в зоне приводного механизма и вплоть до изготовления видимых здесь углублений, в частности углублений 111, остается необработанной. Углубление 111 выполнено в виде продольного паза, и через него проходит зубчатое колесо 110.
В сочетании с фиг.2 и 3 видно, что соединяющий ручку с зубчатым колесом 110 многогранный стержень 6 расположен перед фальцованной поверхностью 18 и над тягой 3 по отношению ко дну 112 фурнитурного паза 20. Зубчатое колесо 110 проходит через продольное углубление 111 в накладке 2 и выступает до фурнитурного паза 20, в котором расположена тяга 3.
В тяге 3 выполнены углубления 113 для взаимодействия с зубчатым венцом 114 зубчатого колеса 110. В изображенном примере осуществления изобретения углубления 113 тяги 3 расположены в закрепляемой на тяге 3 зубчатой рейке 115, а тяга 3 имеет продольный паз 116 для размещения зубчатой рейки 115 и для прохождения зубчатого венца 114. Углубления 113 в зубчатой рейке выполнены слегка коническими, так что для зацепления зубчатого венца 114 имеются оптимальные условия зацепления. Зубчатая рейка 115 может быть выполнена, например, из листовой стали или в виде фасонной детали посредством литья металла. В частности, названное последним изготовление допускает очень точное изготовление и комбинацию материалов с малым износом.
Зубчатая рейка 115 вставлена в направленный от зубчатого колеса 110 изгиб 117 тяги 3, посредством которого по существу можно определить расстояние 118, на котором находится ось 8 поворота перед фальцованной кромкой 18 или накладкой 2. Изгиб 117 выбран в данном примере так, что тяга 3 расположена близко, однако перед дном 112 фурнитурного паза 20. Поэтому необходимость в углублениях в зоне фурнитурного паза 20 отпадает. При этом тяга 3 проходит между накладкой 2 и удерживающей пластиной 119, так что тяга 3 не может отклоняться в направлении дна 112 фурнитурного паза 20 в соответствии с подъемными усилиями зубчатого венца 114. Это вызвало бы уменьшение максимально возможного хода привода 1 и большее управляющее усилие ручки. Помимо этого тугой ход из-за трения и проникновения загрязнений в механизм можно предотвратить за счет добавления смазки в эту зону. Удерживающая пластина 119 охватывает и направляет тягу 3 в виде U-образной крышки и заботится, тем самым, также о боковом направлении тяги 3.
Из фиг.3 видно еще, что корпус 4 имеет отверстия 120 для закрепления на створке. Эти отверстия 120 выполнены на фланцеобразных концах корытообразного корпуса 4 и вместе с продольными пазами тяги 3 и отверстиями в накладке 2 позволяют вставку крепежных винтов типа, используемого, например, также для закрепления накладки 2. Во избежание изготовления раззенковок для размещения головок винтов в накладке 2 они уже выполнены в корпусе 4.
За счет того, что зубчатое колесо 110 расположено перед тягой 3, корпус 4 ограничивается установкой зубчатого колеса 110 и выполнением резьбовых отверстий 5 для крепежных винтов ручки. Размеры корпуса 4 могут быть за счет этого уменьшены до минимума, в частности, даже в продольном направлении, поскольку, в противном случае, расположение, согласованное с расстоянием 121 для крепежных винтов обычных ручек, пришлось бы дополнительно учитывать при расчете изгиба тяги 3, если бы она располагалась перед фальцованной кромкой 18. Тогда каждый направленный от дна 112 фурнитурного паза 20 изгиб выступал бы в корпус 4, и корпус 4 пришлось бы рассчитать так, чтобы ход тяги 3 с предусматриваемыми, таким образом, изгибами не приходился в зону резьбовых отверстий 5.
В частности, из фиг.5 в сочетании с фиг.3 и 4 хорошо видна конструкция корпуса 4. Корпус 4 выполнен, по существу, корытообразным и надет на накладку 2. Закрепление на створке осуществляется, как уже сказано, крепежными винтами, вставляемыми в отверстия 120. Для фиксации на накладке 2 предусмотрены фиксирующие цапфы 122, отстоящие от нижней стороны 123 и вставляемые в отверстия 124 накладки 2 (фиг.1 и 3). Корпус 4 выполнен в виде фасонной детали и может быть изготовлен, например, литьем под давлением из металла или пластика. Корыто стабилизировано проходящим вдоль средней оси ребром 125 и поперек этой оси - утолщениями 126. При этом корпус 4 выполнен продольно-симметричным вплоть до резьбовых отверстий 5 и проходящих концентрично им, выступающих цапф 5а. За счет этого и за счет дополнительно подаваемых крепежных винтов корпус 4 может быть закреплен, например, после закрепления узла накладка/тяга на створке. За счет продольной симметрии корпус 4 может быть использован для створок, открывающихся как вправо, так и влево, если закрепление корпуса 4 должно осуществляться на накладке не посередине, или другие, не существенные здесь для изобретения, детали на накладке 2 делают необходимым ее определенное расположение на створке.
Цапфы 5а позволяют дополнительное закрепление корпуса на створке за счет того, что их вставляют в отверстия створки, служащие для прохождения крепежных винтов ручки.
Посередине и поперек ребро 125 разделено в виде вилки и образует с проходящими параллельно плечами 127 опору для зубчатого колеса 110.
При смонтированной тяге 3 зубчатое колесо 110 надевают на многогранный стержень 6, который для этого опирается на установленные в корпусе 4 с возможностью вращения и расположенные с обеих сторон зубчатого колеса 110 втулки. Если многогранный стержень 6 обладает достаточной стабильностью, то необходимость в этих втулках также может отпадать. Зубчатое колесо 110 может быть экономично изготовлено в виде простой шайбы штамповкой без буртиков для установки в корпусе 4 или т.п.
Зубчатое колесо имеет в изображенном примере, как видно на фиг.3, форму приблизительно 90°-ного кругового сегмента и снабжено зубчатым участком вдоль 90°-ного угла. За счет этого ручка выполненного таким образом привода 1 также имеет ограниченный 90° диапазон движения. Подобный привод 1 используется обычно для окон, которые могут открываться исключительно поворотом, и поэтому в противоположность окну с дополнительным поворотно-откидным открытым положением можно отказаться от частичного хода. За счет квадратной формы сегмента у зубчатого колеса образуются две проходящие перпендикулярно друг другу краевые кромки 130. Они ориентированы в конечном положении смещения тяги 3 параллельно дну 131 корпуса 4 (фиг.3), так что зубчатое колесо 110 при своем движении поворота ни в какой момент времени не выступает за дно 131.
На фиг.6 привод 1 размещен в вертикальной балке 140 створки 141. Створка 141 снабжена притворной планкой 142, которая охватывает сверху соседнюю створку 143, перекрывая эту створку 143 (так называемую створку со штульпом) и закрывая щель 144 между створками 141, 143. Для придания окну привлекательного внешнего вида притворная планка 142 расположена на видимых с внутренней стороны помещения лицевых поверхностях 145, 146 средних балок 140, 147 створки так, что она расположена приблизительно посередине относительно общего внешнего вида.
На притворной планке расположена ручка 148, в углублении 149 которой размещен многогранный стержень 6. Крепление ручки 148 осуществляется посредством розетки 150, в которой ручка 148 установлена с возможностью поворота.
Видно, что многогранный стержень 6 проходит через притворную планку 142 также приблизительно посередине и расположен, в целом, перед фальцованной кромкой 18 створки 141. Таким образом, ось 8 поворота зубчатого колеса 110 лежит перед фальцованной кромкой 18, причем зубчатый венец 114 зубчатого колеса 110 ориентирован в направлении дна 112 фурнитурного паза 20. За счет этого тяга 3 расположена между дном 112 и осью 8 поворота или многогранным стержнем 6. Поэтому в соответствии с расположением может отпадать необходимость в средствах для преобразования поворотного движения многогранного стержня 6 и оси поворота зубчатого колеса 110, как это описано, например, в ЕР 0505678 А1 или WO 01/25576 А1. Непосредственная связь поэтому более экономична и уменьшает неизбежное при большом числе механических соединений проскальзывание, которое приводит к уменьшению практически совершаемого хода привода с тягой.
Перечень ссылочных позиций
1 - привод с тягой,
2 - накладка,
3 - тяга,
4 - корпус,
5 - резьбовое отверстие,
5а - цапфа,
6 - многогранный стержень,
7 - конец,
8 - ось,
18 - фальцованная кромка,
20 - фурнитурный паз,
109 - многогранное посадочное отверстие,
110 - зубчатое колесо,
111 - углубление,
112 - дно (фурнитурного паза),
113 - углубление,
114 - зубчатый венец,
115 - зубчатая рейка,
116 - углубление,
117 - изгиб,
118 - расстояние,
119 - удерживающая пластина,
120 - отверстия,
121 - расстояние,
122 - фиксирующая цапфа,
123 - нижняя сторона,
124 - отверстие,
125 - ребро,
126 - плечо,
127 - утолщение,
130 - краевая кромка,
131 - дно,
140 - балка,
141 - створка,
142 - притворная планка,
143 - створка,
144 - щель,
145 - лицевая поверхность,
146 - лицевая поверхность,
147 - балка створки,
148 - ручка,
149 - углубление,
150 - розетка.
1. Тяговая фурнитура, содержащая привод (1) с тягой, служащий для монтажа на фальцованной кромке (18) окна или двери, причем фальцованная кромка имеет фурнитурный паз (20), в котором размещена тяга (3) и закрыта накладкой (2), причем привод (1) включает в себя накладку (2), тягу (3) и зубчатое колесо (110), причем зубчатое колесо (110) без возможности поворота соединено через вал, например многогранный стержень (6), с ручкой и находится в зацеплении с углублениями (113) тяги (3), отличающаяся тем, что тяга (3) проходит между накладкой (2) и удерживающей пластиной (119), причем соединяющий ручку с зубчатым колесом (110) вал (6) лежит перед проходящей приблизительно заподлицо с фальцованной поверхностью (18) накладкой (2) и над тягой (3) по отношению к удерживающей пластине (119), причем зубчатое колесо (110) проходит через продольное углубление (117) в накладке (2).
2. Тяговая фурнитура по п.1, отличающаяся тем, что зубчатое колесо (110) установлено в корпусе (4), который, будучи выполнен корытообразным, надет на накладку (2).
3. Тяговая фурнитура по п.1 или 2, отличающаяся тем, что углубления (113) тяги (3) расположены в закрепляемой на тяге (3) зубчатой рейке (115), при этом тяга (3) имеет продольный паз (116) для размещения зубчатой рейки (115).
4. Тяговая фурнитура по п.2, отличающаяся тем, что корпус (4) имеет отверстия (120) для крепежных элементов на створке.
5. Тяговая фурнитура по п.1, отличающаяся тем, что тяга (3) имеет направленный от зубчатого колеса (110) изгиб (117).
6. Тяговая фурнитура по п.1, отличающаяся тем, что зубчатое колесо (110) имеет форму приблизительно 90°-градусного кругового сегмента и снабжено зубчатым венцом (114) вдоль угла 90°.
7. Тяговая фурнитура по п.6, отличающаяся тем, что зубчатое колесо (110) в конечных положениях смещения тяги (3) ориентировано своими проходящими перпендикулярно краевыми кромками (130) параллельно дну (131) корпуса (4).