Способ прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС. Способ заключается в том, что в сыворотке периферической венозной крови детей с перинатальными поражениями ЦНС и нормальным нервно-психическим развитием в возрасте 1 года определяют содержание церулоплазмина и при значениях этого показателя, равных 20-41,6 мг/дл, прогнозируют IV-V группу нервно-психического развития к 3 годам жизни. Способ позволяет с большей точностью, чувствительностью и специфичностью прогнозировать задержку нервно-психического развития детей раннего возраста, что позволяет своевременно провести профилактические мероприятия и предотвратить возникновение отклонений в нервно-психическом развитии. 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС.

Актуальность разработки определяется большой частотой отклонений нервно-психического развития (НПР) у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС и их последствиями. Даже в условиях своевременной патогенетической терапии 69% таких детей не достигают биологического уровня НПР [1]. А нервно-психическое развитие и поведение, как известно, являются критериями здоровья индивида и общества в целом [2].

Известен способ прогнозирования нервно-психического развития детей раннего возраста путем определения уровня цинка в сыворотке пуповинной крови новорожденного ребенка, при значении которого менее 13 мкмоль/л ожидается задержка НПР ребенка на первом году жизни (Патент №2237244. Способ прогнозирования нервно-психического развития детей раннего возраста / Т.И.Легонькова, Л.А.Щеплягина (Россия) // БИПМ. - 2004. - №27, ч.2. - С.409).

Недостатки способа:

1. Сроки забора крови для определения уровня цинка в сыворотке ограничены.

2. Задержка НПР прогнозируется без учета какой-либо патологии со стороны ЦНС у новорожденного ребенка.

3. Не указывается степень задержки НПР у детей в прогнозе.

4. Использование способа для прогнозирования задержки НПР только у детей первого года жизни.

5. Выполнение метода предполагает высокие требования к чистоте посуды для исключения попадания цинка извне при контакте с ней.

Наиболее близким по техническому решению является способ прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС путем выявления в возрасте 1 года традиционных факторов риска (таких как злоупотребление родителями ребенка алкоголем, профессиональные вредности у матери во время беременности, ОРВИ у матери во время беременности, преждевременные и стремительные роды, асфиксия новорожденного, максимальная убыль массы тела у новорожденного более 200,0 г, ранний переход на искусственное вскармливание и другие), прогностически значимых для развития задержки психического развития, при этом при наличии 3 факторов риска в анамнезе у ребенка ожидается неблагоприятный исход к 2-3-м годам жизни (Ларюшкина P.M., Филькина О.М., Кочерова О.Ю. и др. Прогнозирование задержки психического (В раннем возрасте применяются различные термины: «нервно-психическое развитие», «психо-моторное развитие», «психическое развитие», являющиеся тождественными для данного возрастного периода (Большая медицинская энциклопедия. В 30-ти т. / Гл. ред. Б.В.Петровский. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - Т.21. Преднизон-растворимость. - 1983. - 560 с.; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней. - Л.: Медицина, 1971. - 495 с.)) развития, частой заболеваемости ОРВИ у детей с перинатальными поражениями ЦНС: метод, рек. - Иваново, 1998. - С.6-7).

Недостатки способа:

1. Использование большого количества анамнестических показателей (11 и более).

2. Субъективность оценки анамнестических факторов риска.

3. Отсутствие объективного маркера, свидетельствующего о высокой вероятности возникновения отклонений нервно-психического развития у детей.

4. Не указывается степень задержки НПР у детей в прогнозе.

5. Не указывается точность прогноза задержки НПР у детей.

Указанные недостатки предлагается устранить в заявляемом способе.

Техническим решением заявляемого способа является повышение точности прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС путем определения в сыворотке крови ребенка в возрасте 1-го года содержания церулоплазмина (ЦП), и при его уровне 20-41,6 мг/дл (нормальные значения церулоплазмина в сыворотке крови у детей раннего возраста составляют 20-60 мг/дл (Тепфер Г., Тома Р., Уавта Б. Специфические белки в клинической лабораторной диагностике: вопросы и ответы. - М., 2001. - 96 с.)) прогнозируют IV-V группу (НПР детей оценивалось по методике К.Л.Печоры, Л.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой (группы НПР: 1 гр. - нормальное развитие или опережение на 1-2 эпикризных срока; 2 гр. - отставание на 1 эпикризный срок; 3 гр. - отставание на 2 эпикризных срока; 4 гр. - отставание на 3 эпикризных срока; 5 гр. - отставание развития на 4 эпикризных срока) [3]) нервно-психического развития к 3 годам с точностью 93,7%, чувствительностью 100% и специфичностью 81,8%.

Из обследования исключались дети, в крови которых уровень церулоплазмина был ниже возрастных норм, так как на момент обследования у них уже наблюдалась задержка НПР.

Известно, что ЦП - это транспортный острофазный белок, который обладает антиоксидантными, антигипоксическими свойствами, участвует в метаболизме железа, меди, обладает ангиогенными свойствами [4, 5]. Одним из патогенетических механизмов развития энцефалопатии в периоде новорожденности является гипоксия, оксидативный стресс, которые способствуют повышенному образованию свободных радикалов и повреждению липидных и белковых компонентов клеточных мембран.

Описанный процесс развивается в первые минуты и часы острой гипоксии, после чего включается механизм аутолиза нейрона микроглией (апоптоз) [6]. По данным литературы церулоплазмин обладает свойствами, близкими к супероксиддисмутазе (СОД), которая является одним из основных антиапоптотических факторов [5, 7]. Нейропротекторный эффект церулоплазмина дает основание предположить, что снижение его уровня ниже среднего значения возрастной нормы у детей в возрасте 1 года с перинатальными поражениями ЦНС в анамнезе способствует более тяжелым постгипоксическим повреждениям клеток ЦНС из-за развития в них процессов апоптоза и является прогностически неблагоприятным фактором в отношении их нервно-психического развития к завершению периода раннего детства.

Ранее использовалось определение ЦП для диагностики болезни Вильсона-Коновалова, Синдрома Менкеса, шизофрении, для диагностики осложнений у пациентов с пересаженным сердцем, опухолевых и воспалительных заболеваний [8, 9].

Новизна способа заключается в том, что впервые предлагается прогнозировать задержку нервно-психического развития к 3 годам жизни по содержанию церулоплазмина в сыворотке крови у детей с перинатальными поражениями ЦНС в возрасте 1 года.

Способ осуществляется стандартно следующим образом.

У детей в возрасте 1 года с перинатальными поражениями ЦНС в анамнезе и нормальным НПР на момент обследования натощак забирают 0,2 мл крови из локтевой вены. Кровь центрифугируют в течение 15 минут при скорости 1500 об/мин для получения сыворотки крови. Далее определяют уровни церулоплазмина в 10 мкл сыворотки крови наборами фирмы SENTINEL (Италия) иммунотурбодиметрическим количественным методом на биохимическом анализаторе Сапфир 400. Результат получают через 30 мин.

Определение ЦП основано на специфическом взаимодействии между поликлональными антителами к ЦП антисыворотки и соответствующим антигеном, мутность образца измеряют спектрофотометрически при длине волны 340 нм. Результат читается в мг/дл.

Отличительные признаки способа состоят в том, что в сыворотке крови детей с нормальным уровнем нервно-психического развития определяют содержание церулоплазмина и при его значении, равном 20-41,6 мг/дл, прогнозируют IV-V группу нервно-психического развития к 3 годам жизни.

Существо способа поясняется следующими примерами.

Пример 1. Ребенок 3. Родилась от первой беременности, протекавшей на фоне анемии и осложнившейся гестозом, угрозой прерывания. Роды в 38 недель путем кесарева сечения. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Масса тела при рождении составила 2900 г, длина тела - 52 см. При выписке из родильного дома поставлен диагноз: перинатальное гипоксическое тяжелое поражение ЦНС, гипертензивный синдром, синдром двигательных нарушений. Проводилось традиционное лечение. В возрасте 1 года у ребенка проведена оценка нервно-психического развития. Выявлено, что по всем показателям: движениям общим (До), движениям руки (Др), речи понимаемой (Рп), речи активной (Ра), навыкам (Н) развитие девочки соответствует возрасту. Ребенок ходит самостоятельно без опоры (До=12 мес.), выполняет самостоятельно разученные действия с предметами (Др=12 мес.), приносит игрушку по просьбе взрослого, понимает слово «нельзя» (Рп=12 мес.), повторяет новые слова за взрослым, произносит около 7 облегченных слов, например «баба», «мама», «папа», «дай» и т.д. (Ра=12 мес.), самостоятельно пьет из чашки (Н=12 м). Таким образом, у девочки I группа НПР. На момент обследования определен уровень церулоплазмина в крови, он составил 39 мг/дл. Дан прогноз на задержку нервно-психического развития ребенка (IV-V гр.) к 3 годам. В 3 года у девочки отмечается отставание НПР на 3 эпикризных срока по двум показателям: речи активной (Ра) и сенсорному развитию (С) (ребенок в разговоре не употребляет сложные предложения, иногда действия в игре обозначает двухсловными предложениями (Ра=1 г. 9 мес.), куб и шар дифференцирует, собирает пирамиду с соблюдением последовательности, но предметы основных цветов по образцу не подбирает (С=1 г. 9 мес.)), навыки отстают от возрастных норм на один эпикризный срок (девочка одевается самостоятельно, но не умеет пока застегивать пуговицы и завязывать шнурки, т.е. Н=2 г. 6 мес.). Движения (Д) и игра (И) ребенка соответствуют возрасту: движения уверенные, координированные, перешагивает через препятствия высотой около 30 см (Д=3 г.); игра носит сюжетный, ролевой характер (И=3 г.). Таким образом, у девочки IV группа НПР, 2 степень, развитие негармоничное. Прогноз подтвердился.

Пример 2. Ребенок Т. родился от первой беременности, осложнившейся гестозом, многоводием, угрозой прерывания. Роды в 40 недель путем кесарева сечения. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Масса тела при рождении - 3350 г, длина тела - 52 см. Выписан из родильного дома с диагнозом: перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, средней степени тяжести, гипертензивно-гидроцефальный синдром. После проведенного традиционного лечения в возрасте 1 года отклонений в нервно-психическом развитии у ребенка не выявлено (I гр. НПР). На момент обследования уровень церулоплазмина в крови составил 24,9 мг/дл. Дан прогноз на глубокую задержку нервно-психического развития у ребенка к 3 годам. В 3 года выявлено отклонение НПР от возрастных норм по трем показателям: речь активная отстает на 4 эпикризных срока (Ра=1 г. 6 мес., иногда, в моменты сильной заинтересованности мальчик называет правильно предметы и действия облегченными словами), игра отстает от нормы на 2 эпикризных срока (И=2 г., воспроизводится ряд последовательных действий, распределения ролей еще нет, требуется помощь взрослых), задержка в навыках на 3 эпикризных срока (Н=1 г. 9 мес., самостоятельно не одевается, сам одевает только шапку, колготки). Мальчик подбирает по образцу и слову предметы основных цветов, но не называет их (С=2 г. 6 мес.), уверенно бегает, бросает мяч в цель (Д=3 г.). Таким образом, нервно-психическое развитие обследуемого негармоничное и относится к V группе, 2 степени. Прогноз подтвердился.

Пример 3. Ребенок Т. Родилась от второй беременности, осложнившейся гестозом, анемией. Роды в 39 недель. Оценка по шкале Апгар 8-8 баллов. Масса тела при рождении - 2900 г, длина тела - 48 см. Диагноз при выписке из родильного дома: перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, средней степени тяжести, гипертензивно-гидроцефальный синдром, синдром двигательных нарушений. Ребенку проводилось необходимое лечение. В возрасте 1 года нервно-психическое развитие - I группа, уровень церулоплазмина в сыворотке крови составил 20,8 мг/дл. Дан прогноз на выраженную задержку нервно-психического развития у ребенка к 3 годам. В 3 года у девочки отмечается отставание НПР по трем показателям: речь активная соответствует возрасту 1 г. 6 мес., т.е. отстает на 4 эпикризных срока (слова укорочены, произносит неправильно, предложениями не пользуется), сенсорное развитие соответствует возрасту 1 г. 9 мес., отстает на 3 эпикризных срока (ребенок различает 4 заданных предмета среди множества, собирает пирамиду из пяти составных частей, предметы основных цветов по образцу не подбирает), игра отстает на 2 эпикризных срока (И=2 г., сюжетная, но распределения ролей еще нет, требуется помощь взрослых), развитие навыков соответствует возрасту 2 г. 6 мес., т.е. отстает на 1 эпикризный срок (полностью одевается, но сама не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки). Таким образом, у девочки V группа НПР, 2 степень, развитие негармоничное. Прогноз подтвердился.

Пример 4. Ребенок Ч. Родился от второй беременности, протекавшей на фоне анемии, осложнившейся гестозом. Роды в 39 недель путем кесарева сечения. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Масса тела при рождении - 2950 г, длина тела - 51 см. Диагноз при выписке из родильного дома: перинатальное гипоксическое поражение ЦНС, средней степени тяжести, гипертензивно-гидроцефальный синдром. После проведенной традиционной терапии в возрасте одного года у ребенка I группа НПР; уровень церулоплазмина в крови составил 42 мг/дл. Дан прогноз на нормальное нервно-психическое развитие. В 3 года мальчик употребляет в разговоре сложные предложения, задает вопросы, легко повторяет короткие стихи, выполняет сложные манипуляции руками (с игрушками), уверенно бегает, бросает мяч в цель, играет с другими детьми с распределением ролей, знает основные цвета, т.е. его НПР соответствует возрасту. Прогноз подтвердился.

Преимущества способа:

1. Возможность в ранние сроки (в возрасте 1 года) прогнозирования IV-V группы нервно-психического развития к 3 годам у детей с перинатальными поражениями ЦНС в анамнезе.

2. Возможность своевременного проведения профилактических мероприятий и предотвращение возникновения отклонений в нервно-психическом развитии у детей раннего возраста.

3. Возможность прогнозирования отклонений НПР у детей к 3 годам по одному показателю доступным и простым в исполнении методом.

4. Высокая точность прогнозирования IV-V группы нервно-психического развития у детей к 3 годам (93,7%).

5. Высокая чувствительность (100%) и специфичность (81,8%) способа.

Указанным способом было обследовано 63 ребенка. Результаты исследований приведены в таблице 1.

Таблица 1
ПоказательКоличество обследованных
Всего обследовано детей63
истинно-положительный результат41
ложно-положительный результат4
истинно-отрицательный результат18
ложно-отрицательный результат0
Итого:точность заявляемого способа - 93,7%чувствительность заявляемого способа - 100%специфичность заявляемого способа - 81,8%

Источники информации

1. Шниткова Е.В., Бурцев Е.М., Новиков А.Е., Философова М.С. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы. // Журнал неврологии и психиатрии. - 2000. - №3. - С.57-59.

2. Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы. // Российский педиатрический журнал. - 2001. - №1. - С.9-12.

3. Рывкин А.И., Побединская Н.С. с соавт. Здоровье ребенка и критерии его оценки: информационно-методические материалы для интернов и врачей-педиатров. - Иваново, 1998. - 53 с.

4. Ким Л.Б., Калмыкова Е.Ю. Диагностическое и прогностическое значение сывороточного церулоплазмина. // Клиническая лабораторная диагностика. - 2006. - №5. - С.13-19.

5. Шевченко О.П., Орлова О.В. Клинико-диагностическое значение церулоплазмина (лекция). // Клиническая лабораторная диагностика. - 2006. - №7. - С.23-33.

6. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. - СПб., 2001. - 198 с.

7. Maltais D. et al. The blue copper ceruloplasmin induces aggregation of newly differentiated neurons: a potential modulator of nervous system organization. // Neuroscience. - 2003. - 121 (1). - P.73-82.

8. Мазаев В.П., Шевченко А.О. Белки острой фазы и риск рестеноза коронарных артерий у больных ИБС. // Лаборатория. - 2001. - №4. -С.3-5.

9. Шевченко О.В., Орлова О.В., Шевченко А.О. Церулоплазмин. // Лаборатория. - 2004. - №3. - С.19-21.

Способ прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС путем обследования ребенка в возрасте 1 года, отличающийся тем, что в сыворотке крови ребенка с нормальным уровнем нервно-психического развития определяют содержание церулоплазмина и при его значении, равном 20-41,6 мг/дл, прогнозируют IV-V группу нервно-психического развития к 3 годам жизни.