Дисковый почвообрабатывающий агрегат

Иллюстрации

Показать все

Агрегат содержит сницу, соединенную шарнирно с рамой, состоящей из средней и шарнирно присоединенных боковых секций, транспортные колеса с гидроцилиндрами подъема и опускания, двухрядные полосовые катки и механизмы складывания боковых секций рамы. Сница присоединена к понизителю рамы с возможностью разворота гидроцилиндром, закрепленным на раме и соединенным штоком с пазом на кронштейне сницы. На раме установлены два ряда сферических дисков. Каждый диск закреплен на индивидуальной стойке и подпружинен относительно рамы. Стойка каждого сферического диска соединена посредством горизонтального шарнира с кронштейном. Кронштейн снабжен квадратным хвостовиком, устанавливаемым в соответствующую скобу на раме. Полосы двухрядных катков расположены по винтовой с противоположным направлением навивки в первом и втором рядах. На средней секции рамы установлены два опорных колеса с механизмами регулировки глубины и по одному на боковых секциях. Транспортные колеса расположены соосно на средней секции рамы между вторым рядом сферических дисков и полосовыми катками. Такое конструктивное выполнение позволит улучшить качество обработки почвы, снизить металлоемкость конструкции, повысить удобство обслуживания агрегата. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к агрегатам, предназначенным для сплошной обработки почвы.

Известна садовая дисковая двухследная борона, содержащая раму с двумя рядами сферических дисков, каждый из которых снабжен поворотным кронштейном, один конец которого соединен с осью вращения диска, а другой - с рамой посредством вертикального шарнира. Диски установлены в противоположные стороны и имеют регулируемый угол атаки (а.с. СССР №1491357, А01В 21/08, Бюл. №25, 1989).

Недостатком данной конструкции является то, что изменение глубины обработки производится изменением угла атаки дисков и при его уменьшении происходит образование высоких гребней на дне борозды и ухудшается подрезание растительных остатков, не обеспечивается оборот и перемешивание обрабатываемого слоя почвы.

Известно также дисковое почвообрабатывающее орудие, имеющее раму с закрепленными на ней в несколько рядов поперечными брусьями, на которых смонтированы стойки со сферическими дисками, при этом диски имеют регулируемый угол атаки и расположены фронтально по ширине захвата, кроме того, диски в последующих рядах смещены в поперечном направлении относительно предыдущего на величину, равную частному от деления междискового расстояния на количество рядов, при этом диски имеют наклон к вертикальной плоскости (Патент РФ №2185 044, А01В 21/08, Бюл. №20, 2002).

В этом почвообрабатывающем орудии диски расположены в четыре ряда, вследствие чего рама значительно удлиняется и увеличивается металлоемкость, возрастает тяговое сопротивление, приспосабливаемость к микрорельефу неудовлетворительная, кроме того, большое расстояние между первым и последним рядами дисков приводит к потере устойчивости орудия в продольном направлении - диски последнего ряда сползают в борозды, образованные дисками первого ряда.

Наиболее близким техническим решением к предложенному является комбинированный почвообрабатывающий агрегат, содержащий сницу, раму среднюю и боковые, шарнирно закрепленные на средней и оснащенные гидроцилиндрами для их установки в транспортное положение, два ряда сферических дисков на индивидуальных стойках, двухрядные прутковые катки, транспортное шасси с гидроцилиндром подъема и опускания транспортных колес (Проспект фирмы LEMKEN, ФРГ, Модель Rubin 9). Каждый диск крепится на отдельной стойке с постоянным углом атаки и углом наклона к вертикальной плоскости. Регулировка глубины обработки почвы производится прикатывающими катками.

Недостатком известной конструкции комбинированного почвообрабатывающего агрегата является жесткое присоединение сницы относительно рамы в рабочем положении, при этом агрегат опирается на каток и прицеп трактора и во время движения по полю вертикальные колебания трактора передаются на раму агрегата, вызывая неравномерный ход сферических дисков по глубине и ухудшая качество обработки почвы; кроме того, расположение транспортных колес позади прикатывающих катков приводит к увеличению изгибающей нагрузки на раму и сницу агрегата в транспортном положении, поскольку точки опоры располагаются далеко от центра тяжести агрегата и, как следствие, влечет увеличение металлоемкости конструкции.

Целью изобретения является улучшение качества обработки почвы, снижение металлоемкости конструкции, повышение удобства обслуживания агрегата.

Поставленная цель достигается тем, что в дисковом почвообрабатывающем агрегате, содержащем сницу, соединенную шарнирно с рамой, состоящей из средней и шарнирно присоединенных боковых секций, на которой установлены два ряда сферических дисков, каждый из которых крепится на индивидуальной стойке и подпружинен относительно рамы, транспортные колеса с гидроцилиндрами для подъема и опускания, двухрядные полосовые катки и механизмы складывания боковых секций рамы имеются следующие особенности: сница присоединена к понизителю рамы и оснащена гидроцилиндром, закрепленным на раме и соединенным штоком с пазом на кронштейне прицепа, на средней секции рамы установлены два опорных колеса с механизмами регулировки глубины и по одному на боковых секциях, стойка каждого сферического диска соединена посредством горизонтального шарнира с кронштейном, который имеет квадратный хвостовик, устанавливаемый в соответствующую скобу на раме, транспортные колеса расположены соосно на средней секции рамы между вторым рядом сферических дисков и полосовыми катками, а полосы катков расположены по винтовой с противоположным направлением навивки в первом и втором рядах.

На фиг.1 изображен предлагаемый дисковый почвообрабатывающий агрегат, вид сверху; на фиг.2 - вид сбоку в рабочем положении; на фиг.3 - вид сзади в транспортном положении; на фиг.4 - крепление сферического диска на раме агрегата, вид сбоку; на фиг.5 - сферический диск, вид сверху.

Дисковый почвообрабатывающий агрегат (фиг.1) состоит из сницы 1, средней секции рамы 2 и боковых секций 3, сферических дисков 4, транспортных колес 5 с гидроцилиндрами их подъема и опускания 6, двухрядных полосовых катков 7, опорных колес 8 и механизмов складывания боковых секций рамы 9.

Присоединение сницы 1 (см. фиг.2) шарнирно к понизителю рамы 2 с возможностью разворота сницы гидроцилиндром 10, шток которого соединен с пазом на кронштейне, позволяет в рабочем положении освобождать сницу и не передавать колебаний трактора на раму агрегата, сница при этом располагается горизонтально и не создает вертикальной составляющей от силы тяги на рабочие органы, обеспечивая, тем самым, устойчивое и качественное выполнение технологического процесса.

Установка на средней секции рамы двух опорных колес 8 и по одному колесу на боковых секциях с механизмами регулировки глубины 11 позволяет точно копировать рельеф поля и производить обработку почвы на требуемую глубину по всей ширине захвата агрегата.

Соединение стойки 12 (фиг.4) каждого сферического диска 4 посредством горизонтального шарнира 13 с кронштейном 14, который снабжен квадратным хвостовиком, устанавливаемым в соответствующую скобу 15 на раме позволяет крепить диски при сборке с минимальными затратами труда, а в случае поломки диска производить быструю замену. Диски установлены с постоянным углом атаки и с наклоном к вертикальной плоскости, что способствует уменьшению высоты гребней на дне борозды и улучшению подрезания растительных остатков. При наезде диска на препятствие стойка 12 поворачивается в шарнире 13 и сжимает пружину 16, обеспечивая надежную защиту от поломок.

Расположение транспортных колес соосно на средней секции рамы между вторым рядом сферических дисков и полосовыми катками позволяет приблизить точку опоры агрегата в транспортном положении к центру тяжести и, тем самым, снизить нагрузку на сницу и раму агрегата и в результате уменьшить металлоемкость конструкции. Кроме того, такая компоновка агрегата позволяет устанавливать катки на средней секции рамы и на боковых с перекрытием, что способствует улучшению выровненности поверхности обработанного поля.

Расположение полос двухрядных катков по винтовой с противоположным направлением навивки в первом и втором рядах исключает воздействие на почву полос второго ряда катков по следу первого и способствует мульчированию верхнего слоя, засыпанию борозд, оставшихся на поверхности после прохода дисков и улучшает качество влагосберегающего слоя.

Дисковый почвообрабатывающий агрегат присоединяется сницей 1 к прицепной скобе трактора и подключается гидросистема для управления гидроцилиндрами разворота транспортных колес 6, складывания агрегата в транспортное положение 9 и разворота сницы 10.

Исходное положение почвообрабатывающего агрегата изображено на фиг.2. Агрегат опущен и опирается на почву катками 7 и колесами 8, сферические диски 4 заглублены, транспортные колеса 5 подняты над почвой, гидроцилиндр 10 сдвинут, а сница 1 освобождена.

При движении агрегата два ряда сферических дисков, вращаясь, подрезают растительные остатки, крошат обрабатываемый слой почвы и интенсивно перемешивают с измельченной органической массой. Следующие за дисками двухрядные полосовые катки производят дополнительное крошение почвы, формируют уплотненную прослойку и выравнивают поверхность обработанного поля.

В конце гона с помощью гидросистемы поворачивается коленчатая ось транспортных колес 5, а гидроцилиндр 10 опускает и фиксирует сницу 1, агрегат выглубляется, а после разворота вновь опускается в исходное положение и процесс повторяется.

Изменение глубины обработки осуществляется переустановкой опорных колес 8 и двухрядных катков 7 с помощью механизмов регулировки глубины 11 и тяг катков 17, фиксируемых по отверстиям в кронштейнах рамы.

При транспортировке агрегата по дорогам для уменьшения его ширины с помощью гидросистемы боковые секции 3 (фиг.3) поднимаются механизмами складывания 9 над средней секцией рамы 2.

Испытания агрегата в хозяйствах Новосибирской области и на Сибирской машиноиспытательной станции в 2006 году показали, что он обеспечивает качественную обработку при освоении заброшенных полей, при разделке пласта многолетних трав и заделке пожнивных остатков высокостебельных культур - кукурузы и подсолнечника.

Дисковый почвообрабатывающий агрегат, включающий сницу, соединенную шарнирно с рамой, состоящей из средней и шарнирно присоединенных боковых секций, транспортные колеса с гидроцилиндрами подъема и опускания, двухрядные полосовые катки и механизмы складывания боковых секций рамы, причем на раме установлены два ряда сферических дисков, каждый из которых закреплен на индивидуальной стойке и подпружинен относительно рамы, отличающийся тем, что сница присоединена к раме посредством понизителя с возможностью разворота гидроцилиндром, закрепленным на раме и соединенным штоком с пазом на кронштейне сницы, при этом на средней секции рамы установлены два опорных колеса с механизмами регулировки глубины, а на боковых секциях - по одному опорному колесу с механизмами регулировки глубины, а транспортные колеса расположены соосно на средней секции рамы между вторым рядом сферических дисков и полосовыми катками, причем стойка каждого сферического диска соединена посредством горизонтального шарнира с кронштейном, который снабжен квадратным хвостовиком, установленным в соответствующую смонтированную на раме скобу, а полосы двухрядных катков расположены по винтовой с противоположным направлением навивки в первом и втором рядах.