Способ прогнозирования осложнений экстракции катаракты при псевдоэксфолиативном синдроме
Изобретение относится к офтальмологии и может быть использовано при прогнозировании осложнений хирургии катаракт у больных с псевдоэксфолиативным синдромом (ПЭС). Осуществляют биомикроскопическое исследование переднего сегмента глаза. Проводят подсчет времени зрачкового цикла (ВЗЦ) и вазотонометрию в передних цилиарных артериях (ПЦА). При удлинении ВЗЦ свыше 2000 мс в сочетании со снижением давления в ПЦА ниже 44,2 мм рт.ст. прогнозируют возможность разрывов капсулы хрусталика и цинновых связок. Способ позволяет повысить точность прогнозирования осложнения хирургии катаракт у больных с ПЭС. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии, и касается прогнозирования осложнений хирургии катаракт у больных с псевдоэксфолиативным синдромом (ПЭС).
Хирургия катаракты сопряжена с возможностью ряда осложнений в процессе операции и после нее [1, 2]. Одно из наиболее часто встречающихся осложнений катарактальной хирургии - разрывы капсулы хрусталика и цинновых связок в ходе операции. Наличие ПЭС является предрасполагающим фоном для развития данного осложнения [3]. В связи с этим важным моментом предоперационного обследования у больных ПЭС с катарактой является разработка способов прогнозирования возможности вышеуказанного осложнения. В свою очередь это способствует выбору рационального способа оперативного вмешательства, снижающего риск разрывов капсулы хрусталика и цинновых связок. Анализ офтальмологической литературы выявил лишь один аналог заявляемому способу прогнозирования данного осложнения экстракции катаракты при ПЭС. Им является способ оценки факторов риска вышеуказанного осложнения при экстракции катаракты у больных с ПЭС путем биомикроскопического исследования переднего сегмента глаза. При этом проводится оценка наличия и распространенности псевдоэксфолиаций (ПЭ) на передней поверхности хрусталика с выделением нескольких степеней выраженности ПЭС (Ковылина И.В., Дмитриев С.К., Леус Л.И., и др. Оценка факторов риска отрыва капсулярного мешка от цинновых связок при экстракции катаракты у больных псевдоэксфолиативным синдромом. Офтальмология. 2005. №3. С.18-20). Данный способ является достаточно близким к заявляемому изобретению аналогом (прототипом).
Недостаток способа-прототипа - затруднение, а иногда и невозможность выявления псевдоэксфолиативных отложений на передней капсуле, в частности в тех случаях, когда эти отложения локализуются лишь на периферии хрусталика и видны только при широком зрачке. Причиной этого затруднения является резистентность зрачка к действию мидриатиков, свойственная ПЭС. Это снижает прогностическую ценность способа в плане предвидения возможных осложнений хирургии катаракт.
Целью изобретения является повышение точности прогнозирования возможных осложнений хирургии катаракт у больных с ПЭС.
Цель достигается тем, что при осуществлении способа прогнозирования осложнений экстракции катаракты у больных с ПЭС путем биомикроскопического исследования переднего сегмента глаза дополнительно проводят вазотонометрию в передних цилиарных артериях (ПЦА) и подсчет времени зрачкового цикла (ВЗЦ), и при наличии гипотонии в ПЦА и удлинения ВЗЦ с большей вероятностью прогнозируют возможность разрывов капсулы хрусталика и цинновых связок во время операции.
Целесообразность проведения вазотонометрии в ПЦА для оценки анатомо-функционального состояния переднего сегмента глаза (ПСГ) базируется на данных литературы, свидетельствующих о ведущей роли ПЦА в кровоснабжении ПСГ [4, 10, 11], составными структурами которого являются радужка, хрусталик с капсульной сумкой и связочным аппаратом, цилиарное тело. Гипотония в ПЦА является патогенетическим звеном ряда глазных заболеваний, в том числе ПЭС [4]. При этом степень выраженности гипотонии коррелирует со степенью выраженности ПЭС [6].
Обоснование диагностического значения определения ВЗЦ у больных ПЭС базируется на следующих положениях. Известно, что при сочетании ПЭС с катарактой давление в ПЦА снижается значительно по сравнению с возрастной нормой и катарактой без признаков ПЭС [5]. Установлено, что при ПЭС наблюдаются выраженные микроциркуляторные и трофические изменения в радужке и, вместе с тем, доказана причинная связь между нарушениями вегетативной иннервации и развитием атрофии радужки [6]. Данные изменения не являются специфическими признаками инволюционного процесса глаза, поскольку по сравнению с возрастными нарушениями гемомикроциркуляции и трофики радужки они носят более глубокий и выраженный характер [7, 9]. Считается, что в числе возможных продуцентов псевдоэксфолиативного материала пигментный эпителий и меланоциты радужки являются самыми вероятными и самыми активными [8]. Поэтому определение ВЗЦ как показателя, характеризующего нейротрофическое состояние радужки, информативно для выявления степени нейротрофической дисфункции радужной оболочки, выступающей одновременно в роли продуцента псевдоэксфолиативного материала и анатомической структуры, на зрачковой кайме которой идет отложение псевдоэксфолиаций. Нарушения вегетативной иннервации при ПЭС могут быть выявлены при определении ВЗЦ. Установлено, что ВЗЦ глаз с ПЭС достоверно ниже, чем глаз здоровых лиц того же возраста [6].
Клинические испытания заявленного способа проведены нами у 71 больных (71 глаз), прооперированных по поводу катаракты, среди которых было 50 пациентов (50 глаз), имевших катаракту в сочетании с ПЭС, и 21 пациентов (21 глаз) - катаракту без признаков ПЭС.
Из 50 глаз с ПЭС в 36 случаях псевдоэксфолиации были обнаружены до операции, а в 14 случаях - лишь во время операции после полной иридотомии или дополнительного расширения зрачка крючками-ретракторами, так как в этих случаях ригидность зрачка сделала невозможным обнаружение псевдоэксфолиативных отложений на хрусталиковой капсуле путем предоперационной биомикроскопии.
Среднее ВЗЦ равнялось 1816±94,5 мс у пациентов с ПЭС против 1188±58,1 мс у пациентов без него, среднее давление в ПЦА при ПЭС было 44,2±1,2 мм рт.ст. против 53,2±1,6 мм рт.ст. без него. Различия статистически достоверны (р<0,05) независимо от того, выявлен синдром до или во время операции.
В глазах с ПЭС развились разрывы капсулы хрусталика и цинновых связок в 12 случаях, а без него - в 1 случае. Различия высокодостоверны (р<0,001).
Таким образом, прогноз разрывов капсулы хрусталика и цинновых связок может проводиться при увеличении ВЗЦ и снижении давления в ПЦА и оказывается информативным как при явном наличии ПЭС, так и в тех случаях, когда ПЭС не обнаруживаются при биомикроскопии из-за невозможности достаточного медикаментозного расширения зрачка. При сравнении значений ВЗЦ и давления в ПЦА в группе пациентов с ПЭС в трех подгруппах (I - все пациенты с ПЭС, II - пациенты с ПЭС без осложнений в ходе операции, III- пациенты с ПЭС и осложнениями в виде разрыва капсулы хрусталика и цинновых связок) именно в III подгруппе были получены данные, указывающие на максимальное удлинение ВЗЦ и самую выраженную гипотонию в ПЦА (таблица). Причем 80% осложнений развилось с концентрацией значений (12 из 15 случаев) в диапазоне для ВЗЦ от 2000 до 2200 мс и давления в ПЦА от 33,4 до 39,2 мм рт.ст.
Группа пациентов | ВЗЦ | ПЦА | |
Неотобранные пациенты с ПЭС (I) | 1816,4 | 44,21 | pI-II<0,01 |
Пациенты с ПЭС без осложнений (II) | 1540 | 46,81 | |
Пациенты с ПЭС с осложнениями (III) | 2267,37 | 39,96 | pII-III<0,0002 |
Таким образом, по эмпирически установленным отклонениям значений указанных показателей (удлинение ВЗЦ и снижение давления в ПЦА) оказалось возможным прогнозировать высокий риск осложнений в ходе операции.
Преимущества и положительный эффект заявляемого способа заключаются в том, что с его помощью повышается точность и прогнозирование осложнений хирургии катаракт у больных с ПЭС за счет выявления удлинения ВЗЦ и снижения давления в ПЦА, что позволяет прогнозировать возможные осложнения у больных без манифестации клинических признаков ПЭС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буратто Л. Хирургия катаракты. - Fabiano Editore, 1999. - 474 с.
2. Федоров С.Н., Егорова Э.В. Ошибки и осложнения при имплантации искусственного хрусталика. - М.: Изд-во МНТК «МГ», 1992. - 244 с.
3. Оценка факторов риска отрыва капсулярного мешка от цинновых связок при экстракции катаракты у больных псевдоэксфолиативным синдромом / И.В.Ковылина, С.К.Дмитриев, Н.Ф.Леус, Л.И.Логай и др. // Офтальмол. журн. - 2005. - №3 - С.18-20
4. Петраевский А.В. Исследование кровообращения переднего сегмента глаза, его клиническое значение: Дисс. д-ра мед. наук. - М., 2004. - 349 с.
5. Петраевский А.В., Гндоян И.А. Гемомикроциркуляция переднего сегмента глаза при псевдоэксфолиативном синдроме // Вести. Волгогр. Гос. мед. университета. - Волгоград, 2003. - №9, т.59, вып.9. - С.192-194.
6. Петраевский А.В., Гндоян И.А., Куштарева Л.Б. Нейротрофические изменения радужной оболочки при псевдоэксфолиативном синдроме // Актуальные вопросы офтальмологии: Материалы I науч.-практич. конф. офтальмологов Южного Федерального Округа. - Ростов-на-Дону, 2005. - С.302-305.
7. Куршева Н.И. Псевдоэксфолиативный синдром // Вестн. офтальмол. - 2001. - Т.117. №3. - С.47-50.
8. Краснов М.М., Зингирова Г.Г., Антонова О.В. Клеточные взаимодействия радужной оболочки и трабекулярного аппарата глаза при открытоугольной глаукоме // Вестн. офтальмол. - 2000. - №1. - С.3-5.
9. Brooks A.M.V., Gilles W.E. Fluorofotometry of the iris in pseudoexfoliation of the lens capsule // Arch. Ophthalmol. - 1983. - Vol.67, №4 - P.249-254.
10. Hayreh S.S., Scott W.E. Fluorescein iris angiography. I. Normal pattern // Arch. Ophthalmol. - 1978. - Vol.96, №8. - P.1383-1389.
11. Hayreh S.S., Scott W.E. Fluorescein Iris Angiography. II Disturbances in Iris Circulation Following Strabismus Operation on Various Recti // Arch. Ophthalmol. - 1978. - Vol.96, №8. - P.1390-1400.
Способ прогнозирования осложнений экстракции катаракты у больных с псевдоэксфолиативным синдромом путем биомикроскопического исследования переднего сегмента глаза, отличающийся тем, что проводят подсчет времени зрачкового цикла (ВЗЦ) и вазотонометрию в передних цилиарных артериях (ПЦА), и при удлинении ВЗЦ свыше 2000 мс в сочетании со снижением давления в ПЦА ниже 44,2 мм рт. ст. прогнозируют возможность разрывов капсулы хрусталика и цинновых связок.