Узел стыковки электрических цепей разъемного соединения
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для соединения и последующего разъединения электрических цепей отделяемого и бортового оборудования. Узел стыковки содержит первую и вторую части соединителя, установленные соответственно на отделяемом и бортовом блоках разъемного соединения, кронштейн, установленный на отделяемом блоке, и пружину. Узел дополнительно снабжен кожухом и кронштейном, установленным на бортовом блоке. Первая и вторая части соединителя герметично установлены в корпусах, размещенных внутри кожуха, выполненного в виде гильзы. Кожух снабжен упорами, герметично закрепляемыми в отверстиях, расположенных на его боковой поверхности между первой и второй частями соединителя и имеющих оси, равномерно расположенные в плоскости, перпендикулярной продольной оси упомянутого кожуха. Кожух и корпус второй части соединителя снабжены хвостовиками, размещенными в кронштейнах посредством переходников с наружной сферической поверхностью, взаимодействующей с внутренней сферической поверхностью упомянутых кронштейнов. Пружина установлена внутри кожуха между его дном и корпусом первой части соединителя. Корпуса первой и второй частей соединителя герметизированы относительно кожуха. Технический результат заключается в повышении надежности эксплуатации узла стыковки. 1 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для соединения и последующего разъединения электрических цепей отделяемого и бортового блоков ракеты, требующих герметизации от окружающей среды.
Наиболее близким к предложенному узлу является устройство для соединения электроразъемов между разделяемыми отсеками космического аппарата, содержащее первую и вторую части соединителя, установленные соответственно на отделяемом и бортовом блоках разъемного соединения, кронштейн, установленный на отделяемом блоке разъемного соединения, и пружину (патент Российской Федерации №1380138 С5, B64G 1/64, F42B 15/08 от 31.07.86 г.).
Недостатком известного устройства является взаимодействие с окружающей средой частей соединителя в состыкованном состоянии, возможность их повреждения при разъединении блоков, возможность влияния на траекторию перемещения бортового блока, наличие гибкого элемента расстыковки, что снижает надежность эксплуатации.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности эксплуатации.
Указанный результат достигается тем, что узел стыковки электрических цепей разъемного соединения, содержащий первую и вторую части соединителя, установленные соответственно на отделяемом и бортовом блоках разъемного соединения, кронштейн, установленный на отделяемом блоке разъемного соединения, и пружину, в соответствии с предлагаемым изобретением дополнительно снабжен кожухом и кронштейном, установленным на бортовом блоке разъемного соединения, при этом первая и вторая части соединителя герметично установлены в корпусах, размещенных внутри кожуха, выполненного в виде гильзы и снабженного упорами, герметично закрепляемыми в отверстиях, расположенных на его боковой поверхности между первой и второй частями соединителя и имеющих оси, равномерно расположенные в плоскости, перпендикулярной продольной оси упомянутого кожуха, и устанавливаемыми с возможностью взаимодействия с корпусом первой части соединителя, кожух и корпус второй части соединителя снабжены хвостовиками, размещенными в кронштейнах посредством переходников с наружной сферической поверхностью, взаимодействующей с внутренней сферической поверхностью упомянутых кронштейнов, пружина установлена внутри кожуха между его дном и корпусом первой части соединителя, корпуса первой и второй частей соединителя герметизированы относительно кожуха эластичными уплотнительными элементами с образованием между упомянутыми частями соединителя герметичной полости, корпус второй части соединителя выполнен с кольцевым выступом, расположенным с возможностью взаимодействия с торцом кожуха, причем усилия смещения наружных сферических поверхностей переходников во внутренних сферических поверхностях кронштейнов меньше усилия перемещения корпусов первой и второй частей соединителя в кожухе, а кронштейн, установленный на отделяемом блоке разъемного соединения, выполнен с возможностью регулировки положения кожуха.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежом.
Узел стыковки электрических цепей разъемного соединения содержит первую 1 и вторую 2 части соединителя, герметично установленные в корпусах 3, 4 соответственно. Корпуса 3, 4 размещены внутри кожуха 5, выполненного в виде гильзы с хвостовиком 6. На боковой поверхности кожуха 5 равномерно по окружности между первой 1 и второй 2 частями соединителя с осями, расположенными в плоскости, перпендикулярной продольной оси упомянутого кожуха 5, выполнены три отверстия, в которых установлены упоры 7 с уплотнениями 8. Корпус 4 второй части 2 соединителя снабжен хвостовиком 9. На хвостовиках 6, 9 кожуха 5 и корпуса 4 закреплены переходники 10, взаимодействующие своими наружными сферическими поверхностями с внутренними сферическими поверхностями кронштейнов 11, 12 для восприятия возникающих нагрузок. Кронштейн 11 установлен на отделяемом блоке 13 и имеет возможность осевого смещения в пределах зазоров эллиптических отверстий 14. Кронштейн 12 закреплен на бортовом блоке 15 неподвижно. Внутри кожуха 5 между его дном и корпусом 3 установлена пружина 16, обеспечивающая поджатие первой 1 и второй 2 частей соединителя. Корпуса 3, 4 снабжены эластичными уплотнительными элементами 17. Между частями соединителя образована герметичная полость 18. Корпус 4 второй части 2 соединителя имеет кольцевой выступ 19.
Работает узел стыковки электрических цепей разъемного соединения следующим образом.
После соединения первой 1 и второй 2 частей соединителя корпуса 3, 4 с эластичными уплотнительными элементами 17 и надетой на кабель первой части 1 соединителя пружиной 16 помещаются в кожух 5. Устанавливаются упоры 7 с уплотнениями 8. Кронштейн 12 закрепляется на бортовом блоке 15 разъемного соединения ракеты. Кронштейн 11 устанавливается на отделяемом блоке 13 разъемного соединения, например, осуществляющего подачу компонентов с наземного комплекса, и смещается до взаимодействия торца кожуха 5 с кольцевым выступом 19 корпуса 4, чем обеспечивается надежность взаимодействия частей соединителя. Свободные концы первой 1 и второй 2 частей соединителя соединяются соответственно с приводным устройством, содержащим электровоспламенитель и осуществляющим отделение блока 13, и бортовой цепью и герметизируются. Через отверстие на боковой поверхности кожуха 5 при снятом упоре 7 осуществляется проверка герметичной полости 18, после чего упор устанавливается вновь. Подача электросигнала с бортового блока приводит к срабатыванию электровоспламенителя и приводного устройства и отделению блока 13. Кожух 5 перемещается, корпус 3 первой части 1 соединителя взаимодействует с упорами 7, части 1, 2 соединителя разъединяются, а корпус 4 выходит из кожуха 5, разъединяя узел, при этом возникающие взаимные перемещения блоков разъемного соединения компенсируются смещениями переходников 10 в кронштейнах 11, 12.
Узел стыковки электрических цепей разъемного соединения обеспечивает надежное соединение первой и второй частей соединителя, герметизацию соединения от окружающей среды и равномерную расстыковку первой и второй частей соединителя, предохраняет указанное соединение от внешних воздействий, исключает повреждение частей соединителя при разъединении блоков разъемного соединения и влияние на траекторию перемещения ракеты, что повышает надежность эксплуатации.
Узел стыковки электрических цепей разъемного соединения, содержащий первую и вторую части соединителя, установленные соответственно на отделяемом и бортовом блоках разъемного соединения, кронштейн, установленный на отделяемом блоке разъемного соединения, и пружину, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен кожухом и кронштейном, установленным на бортовом блоке разъемного соединения, при этом первая и вторая части соединителя герметично установлены в корпусах, размещенных внутри кожуха, выполненного в виде гильзы и снабженного упорами, герметично закрепляемыми в отверстиях, расположенных на его боковой поверхности между первой и второй частями соединителя и имеющих оси, равномерно расположенные в плоскости, перпендикулярной продольной оси упомянутого кожуха, и устанавливаемыми с возможностью взаимодействия с корпусом первой части соединителя, кожух и корпус второй части соединителя снабжены хвостовиками, размещенными в кронштейнах посредством переходников с наружной сферической поверхностью, взаимодействующей с внутренней сферической поверхностью упомянутых кронштейнов, пружина установлена внутри кожуха между его дном и корпусом первой части соединителя, корпуса первой и второй частей соединителя герметизированы относительно кожуха эластичными уплотнительными элементами с образованием между упомянутыми частями соединителя герметичной полости, корпус второй части соединителя выполнен с кольцевым выступом, расположенным с возможностью взаимодействия с торцом кожуха, причем усилия смещения наружных сферических поверхностей переходников во внутренних сферических поверхностях кронштейнов меньше усилия перемещения корпусов первой и второй частей соединителя в кожухе, а кронштейн, установленный на отделяемом блоке разъемного соединения, выполнен с возможностью регулировки положения кожуха.