Минный заградитель

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к наземным мобильным системам дистанционного минирования и предназначено для установки противотанковых, противопехотных или смешанного типа минных полей путем дистанционного минирования. Грузовая платформа выполнена в виде плоской снабженной настилом рамы, состоящей из центральной, расположенной по оси заградителя, и двух боковых, расположенных у краев платформы, продольных балок, связанных с попарно установленными поперечными балками. На пересечении продольных и поперечных балок закреплены плоские станины. На станинах размещены в три продольных ряда опорно-поворотные устройства транспортно-пусковых контейнеров. Опорно-поворотные устройства содержат неподвижную опору, связанную со станиной рамы, поворотную опору, установленную через подшипниковый узел с возможностью поворота на неподвижной опоре. Транспортно-пусковые контейнеры установлены на поворотных опорах с возможностью подъема поворотом для изменения угла метания мин. Вдоль краев грузовой платформы установлены продольные направляющие, а в кормовой части грузовой платформы размещено загрузочное устройство. Поворот транспортно-пускового контейнера осуществляется от гидромоторов червячным приводом. Изобретение обеспечивает увеличение перевозимого минного боекомплекта, механизацию его загрузки, возможность формирования минных полей с расширенным числом полос, в том числе за кормой заградителя, а также повышает уровень защиты боекомплекта. 7 з.п. ф-лы, 10 ил.

Реферат

Изобретение относится к изделиям оборонной техники, в частности к наземным мобильным системам дистанционного минирования, и предназначено для установки противотанковых, противопехотных или смешанного типа минных полей путем дистанционного минирования

Одним из эффективных способов сдерживания наступающего противника, в том числе и в локальных конфликтах, является установка минных полей из одной, двух и более полос мин на вероятном направлении наступления противника. Установка минных полей может быть проведена заблаговременно, но особое значение приобретает возможность оперативного, не ожидаемого противником возведения минных полей непосредственно перед боевым взаимодействием или в самом начале такого взаимодействия, разрушая планы противника по ведению боевых операций.

Известны минные заградители, например «VOLKANO» США [1, 2] или французская наземная система минирования фирмы «GIAT» [3], предназначенные для заблаговременного дистанционного возведения минных полей, выполненные на колесном шасси. Такие заградители снабжены поддонами, в которых размещены кассеты, каждая с несколькими противотанковыми или противопехотными минами, последовательно метаемыми (выстреливаемыми) зарядом малой мощности, в процессе установки минного поля из кассеты. Контейнеры крепятся на специальных наклоненных к горизонту основаниях, обеспечивающих установку мин на заданном расстоянии от заградителя. Недостаток данных заградителей заключается в низкой проходимости в условиях бездорожья и в отсутствии возможность оперативного возведения минных полей в условиях, приближенных к боевым, в связи с высокой уязвимостью и экипажа, и шасси, и кассет с минами от кинетических поражающих средств (осколков, пуль, снарядов) по причине отсутствия необходимого уровня защиты.

Известны минные заградители, выполненные на гусеничном шасси, способные проводить установку минных полей как заблаговременно, так и в условиях, приближенных к боевым, например машина для быстрой установки минных полей ГМЗ-3 [4]. Гусеничное шасси обеспечивает высокую подвижность минному заградителю, а экипаж заградителя и мины хорошо защищены, поскольку располагаются в забронированном пространстве корпуса. В носовой части корпуса заградителя установлен рабочий орган, наделенный возможностью укладки мин либо непосредственно на грунт (на скорости движения до 16 км/час), либо с установкой мин в специально выполняемую заградителем канавку с последующей маскировкой их грунтом (на скорости движения до 6 км/час). При очевидных преимуществах такого заградителя, скорость укладки мин в условиях, приближенных к боевым, является явно недостаточной.

Известен разработанный в целях быстрой дистанционной установки мин украинский дистанционный минный заградитель [5] «Крюковского вагоностроительного завода». Минный заградитель выполнен на базе плавающего гусеничного шасси, в кормовой части корпуса которого выполнена ниша, защищенная бортами корпуса. В нише на платформе, выполненной с возможностью вращения относительно неподвижного основания (на поворотной платформе), установлен блок из двух шарнирно связанных поверху контейнеров, в которых размещены кассеты с минами. Основание поворотной платформы снабжено кривошипно-шатунным механизмом для выдвижения контейнеров из ниши на уровень выше бортов корпуса для обеспечения возможности направленного метания мин. С той же целью (обеспечения направленного метания мин) контейнеры в нижней своей части снабжены ползунковым механизмом для обеспечения наклона кассет к горизонту, обеспечивая требуемый угол бросания, определяющий расстояние от минного заградителя до полосы, в которую будут укладываться мины, образующие минное поле. Качественным преимуществом такого минного заградителя является возможность, обеспечиваемая поворотом платформы, установки минного поля как в сторону бортов, так и в сторону кормы на заданном расстоянии от заградителя, которое определяется величиной установленного угла бросания. При этом борта корпуса могут обеспечить защиту мин в контейнерах, по меньшей мере, от крупнокалиберных пуль и осколков.

Главные недостатки такого заградителя определяются следующим.

Во-первых, такой минный заградитель может нести сравнительно малое количество мин и не способен создавать минные поля большой протяженности, поскольку размеры поворотной платформы и контейнеров с минами располагаются в ограниченном по ширине пространстве (полезном объеме) корпуса между гусеничным движителем ходовой части. Дополнительно сокращает полезный объем размещенный здесь же механизм подъема с пространственной кинематикой деталей. В то же время увеличение, главным образом, поперечных габаритов корпуса заградителя для увеличения количества транспортируемых и устанавливаемых мин снижает его транспортабельность, исключая, например, возможность перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, система сосредоточенного размещения мин в объемных (двух) контейнерах не достаточно надежна, поскольку при поражении пространственно развитого механизма подъема контейнеров система выходит из строя, а если произойдет поражение любого из контейнеров струёй кумулятивного боеприпаса, возможен взрыв всех размещенных в контейнере мин с обширным разрушением кормовой части заградителя.

В-третьих, кинематическая схема приводов выдвижения контейнеров и установки их на угол бросания мин сложна и использует зазорное сочленение звеньев (например в ползунковых парах механизма установки контейнеров на угол метания), что при установке мин заградителем может привести к широкому их разбросу в каждой полосе устанавливаемого минного поля.

Известна, см. прилагаемую статью [6], принятая для настоящего изобретения за прототип по большинству существенных признаков, немецкая система для установки мин «SKORPION», выполненная на гусеничном шасси. Шасси унифицировано и используется в войсках и для других целей, как небронированное транспортное средство. В системе (минном заградителе) «SKORPION» за кабиной на раме шасси выполнен каркас с наклоненными в сторону бортов площадками, придающими каркасу (в поперечном сечении) форму равнобедренной трапеции. На обеих площадках выполнены по 3 опоры с направляющими, на каждой из которых установлен поворотный корпус (поворотная платформа) с закрепленным на нем транспортно-пусковым контейнером, загружаемым кассетами с минами и предназначенным для защищенной перевозки и установки мин путем выстреливания (метания). Поворотная платформа с транспортно-пусковым контейнером снабжена приводом и может занимать три фиксированных положения на наклонной площадке каркаса шасси и, благодаря наклону упомянутых площадок, у «SKORPION» возникает при движении возможность постановки минного поля метанием мин из транспортно-пусковых контейнеров. При этом метаемые мины из одного транспортного-пускового контейнера или из транспортно пусковых контейнеров, расположенных в одном ряду с одинаковыми параметрами разворота по горизонту, формируют один ряд минного поля, в дальнейшем именуемый в настоящей заявке полосой, поскольку мины при установке не образуют четко выраженную прямую линию, а располагаются с некоторым отклонением от теоретической прямой. Минным заградителем «SKORPION» возможна установка однополосного минного поля, расположенного справа или слева от минного заградителя, формируемого соответствующим (правым или левым) рядом транспортно-пусковых контейнеров (из двух имеющихся рядов) или двухполосного минного поля, расположенного справа и слева от минного заградителя на любой из трех дистанций от него (в соответствии с выбранным фиксированным положением транспортно-пусковых контейнеров). Все транспортно-пусковые контейнеры имеют возможность выдвижения при заряжании за пределы бокового габарита минного заградителя. При этом благодаря наклону площадок каркаса контейнеры одновременно с поворотом опускаются в положение, являющееся благоприятным для их снаряжения боекомплектом мин. Мины в контейнерах располагаются в специальных кассетах, служащих направляющими при их выстреливании в процессе постановки. Выстреливаются мины за счет заряда малой мощности при подаче электрического сигнала на капсюль.

Данный заградитель принят Бундесвером на вооружение, однако он имеет недостатки, снижающие эффективность его применения, к которым относятся ограниченный перевозимый боекомплект мин по причинам невозможности размещения дополнительных транспортно-пусковых контейнеров и отсутствие возможности по формированию других, кроме отмеченных выше, типов минных полей.

Задачей настоящего изобретения является создание минного заградителя с повышенной эффективностью применения.

Технический результат, достигаемый изобретением, связан с устранением перечисленных недостатков и заключается в возможности перевозки и установки увеличенного минного боекомплекта, возможности формирования минных полей с расширенным числом полос и возможности образования минного поля за кормой заградителя.

Поставленная задача решается тем, что в минном заградителе, содержащем самоходное гусеничное шасси с двигателем, трансмиссией и отделениями механика-водителя и оператора, расположенными в корпусе шасси, грузовую платформу, транспортно-пусковые контейнеры для размещения и метания мин, установленные на опорно-поворотных устройствах платформы и систему управления постановкой мин, грузовая платформа выполнена в виде плоской снабженной настилом рамы, состоящей из центральной, расположенной по оси заградителя, и двух боковых, расположенных у краев платформы, продольных балок, связанных с попарно установленными поперечными балками, в зонах на пересечении продольных и поперечных балок закреплены плоские станины, на которых размещены в три продольных ряда опорно-поворотные устройства транспортно-пусковых контейнеров, каждое из которых содержит неподвижную опору, связанную со станиной рамы, поворотную опору, снабженную механизмом вращения, выполненную с посадочными местами для закрепления транспортно пускового контейнера и установленную через подшипниковый узел с возможностью поворота на неподвижной опоре, причем транспортно-пусковой контейнер установлен на поворотной опоре с возможностью подъема поворотом для изменения угла метания мин, при этом вдоль краев грузовой платформы установлены продольные направляющие, а в кормовой части грузовой платформы размещено загрузочное устройство, выполненное в виде каретки, установленной на роликах для перемещения по продольным направляющим, снабженной поперечными направляющими и тележкой с грузозахватным устройством, причем тележка установлена с возможностью качения по поперечным направляющим и наделена возможностью выдвижения упомянутого грузозахватного устройства за боковые пределы грузовой платформы для подъема мин при снаряжении транспортно-пусковых контейнеров боекомплектом.

При этом наилучший результат достигается, если:

- в качестве привода для вращения транспортно-пусковых контейнеров на платформе установлены гидромоторы, связанные с исполнительными механизмами, выполненными в виде червячной пары с червяком, связанным с неподвижной опорой опорно-поворотного устройства, и червячным колесом, связанным с подвижной опорой, а для питания гидромоторов в корпусе заградителя установлена насосная станция;

- в продольных рядах транспортно-пусковых контейнеров червяки исполнительных механизмов опорно-поворотных устройств соединены карданными валами с обеспечением возможности одновременного поворота группы связанных приводом транспортно-пусковых контейнеров в заданное положение;

- в крайних продольных рядах карданными валами последовательно соединены все опорно-поворотные устройства транспортно-пусковых контейнеров, а в центральном продольном ряду образованы две группы последовательно соединенных транспортно-пусковых контейнеров с соотношением числа контейнеров в каждой группе 2:2 - при выполнении заградителя с четырьмя контейнерами в центральном ряду и 3:2 - при выполнении заградителя с пятью контейнерами в центральном ряду, а при числе контейнеров в этом ряду, равном трем, опорно-поворотные устройства двух соседних транспортно-пусковых контейнеров соединены карданным валом, а опорно-поворотное устройство третьего контейнера снабжено индивидуальным гидромотором;

- грузовая платформа выполнена по ширине в пределах железнодорожного габарита и установлена на корпусе с выступанием продольных боковых балок за пределы бортовых листов корпуса и образованием в поперечном сечении Т-образного профиля;

- каждый транспортно-пусковой контейнер снабжен индивидуальным, используемым в качестве механизма вращения, гидромотором, связанным зубчатым зацеплением, например червячным, с подвижной опорой, а для питания гидромоторов в корпусе заградителя установлена насосная станция;

- упомянутые продольные направляющие размещены на уровне крышек транспортно-пусковых контейнеров;

- каретка наделена возможностью откидывания при ее переводе из рабочего положения в транспортное путем разворота на роликах относительно продольных направляющих и возможностью стопорения в откинутом положении в кормовой части заградителя.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- выполнение грузовой платформы в виде плоской снабженной настилом рамы, состоящей из центральной, расположенной по оси заградителя, и двух боковых, расположенных у краев платформы, продольных балок, связанных с попарно установленными поперечными балками, с закреплением в зонах на пересечении продольных и поперечных балок плоских станин, обеспечивает конструкции грузовой платформы при минимальной массе необходимые прочностные и жесткостные характеристики, в том числе при метании мин, с возможностью размещения в три продольных ряда опорно-поворотных устройств и, следовательно, транспортно-пусковых контейнеров, обеспечивая перевозку требуемого боекомплекта;

- выполнение каждого опорно-поворотного устройства с неподвижной опорой, связанной со станиной рамы, и поворотной опорой, снабженной механизмом вращения, обеспечивает возможность установки у транспортно пусковых контейнеров как группового, так и индивидуального привода (в зависимости от принятого варианта исполнения), с обеспечением заданных углов поворота в горизонтальной плоскости;

- выполнение подвижной опоры с посадочными местами для закрепления транспортно-пускового контейнера и установка ее через подшипниковый узел с возможностью контролируемого поворота на неподвижной опоре обеспечивает возможность ориентирования, обеспечивая точное задание угла поворота транспортно-пускового контейнера по горизонту;

- установка транспортно-пускового контейнера на поворотной опоре с возможностью подъема поворотом обеспечивает изменение углов метания при минировании;

- установка вдоль краев грузовой платформы продольных направляющих и размещение в кормовой части грузовой платформы загрузочного устройства, выполненного в виде каретки, установленной на роликах для перемещения по продольным направляющим, и снабжение упомянутой каретки, в свою очередь, поперечными направляющими и тележкой с грузозахватным устройством, а также установка тележки с возможностью качения по поперечным направляющим и выдвижения упомянутого грузозахватного устройства за боковые пределы грузовой платформы, обеспечивает механизацию загрузки боекомплекта без применения специальной транспортно-загрузочной машины при снаряжении транспортных контейнеров боекомплектом;

- установка на платформе в качестве привода для вращения транспортно-пусковых контейнеров гидромоторов, связанных с исполнительными механизмами, выполненными в виде червячной пары с червяком, связанным с неподвижной опорой опорно-поворотного устройства, и червячным колесом, связанным с подвижной опорой, и соединение в продольных рядах червяков исполнительных механизмов опорно-поворотных устройств карданными валами позволяет объединить транспортно-пусковые контейнеры в группы, обеспеченные возможностью синхронного поворота в горизонтальной плоскости в заданное положение;

- установка в корпусе минного заградителя независимой насосной станции для питания гидромоторов повышает надежность работы заградителя;

- соединение в крайних продольных рядах карданными валами последовательно всех опорно-поворотные устройств транспортно-пусковых контейнеров, а в центральном продольном ряду образование двух групп последовательно соединенных транспортно-пусковых контейнеров с соотношением числа контейнеров в каждой группе 2:2 - при выполнении заградителя с четырьмя контейнерами в центральном ряду и 3:2 - при выполнении заградителя с пятью контейнерами в центральном ряду, наиболее функционально, с позиций образования требуемого, из условий местности или оперативной обстановки, типа минных полей. Из этих же соображений при числе контейнеров в центральном ряду, равном трем, опорно-поворотные устройства двух соседних транспортно-пусковых контейнеров целесообразно соединить карданным валом, а опорно-поворотное устройство третьего контейнера оборудовать индивидуальным гидромотором;

- выполнение грузовой платформы по ширине в пределах железнодорожного габарита обеспечивает необходимый уровень транспортабельности минного заградителя, а установка грузовой платформы на корпусе с выступанием продольных боковых балок за пределы бортовых листов корпуса с образованием в поперечном сечении Т-образного профиля обеспечивает необходимую жесткость платформы без расширения поперечных габаритов корпуса в зоне соединения;

- выполнение минного заградителя по варианту исполнения, где каждый транспортно-пусковой контейнер выполняется с индивидуальным, используемым в качестве механизма вращения, гидромотором, связанным зубчатым зацеплением, например червячным, с подвижной опорой, обеспечивает заградителю более высокую надежность в боевой обстановке, хотя, в целом, повышает стоимость заградителя;

- размещение продольных направляющих каретки на уровне крышек транспортно-пусковых контейнеров способствует уменьшению конструктивной сложности каретки;

- обеспечение каретки возможностью откидывания при ее переводе из рабочего положения в транспортное путем разворота на роликах относительно продольных направляющих и возможностью стопорения в откинутом положении в кормовой части заградителя направлено на исключение создания помех при минировании.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - вид сбоку на гусеничный минный заградитель. (Загрузочное устройство основными линиями показано в состоянии, подготовленном к загрузке контейнеров кассетами с минами, а пунктирными линиями в положении готовности к постановке минного поля или походном);

- на фиг.2 - вид (схематично) сверху на грузовую платформу гусеничного минного заградителя (исполнение с четырьмя транспортно - пусковыми контейнерами в ряду);

- на фиг.3 - вид сзади (вид А на фиг.2) на грузовую платформу гусеничного минного заградителя;

- на фиг.4 - установка станины на раме минного заградителя (сечение Б - Б на фиг.2);

- на фиг.5 - установка транспортно-пускового контейнера на поворотной опоре минного заградителя (разрез по В - В на фиг.1);

- на фиг.6 - вид сверху на поворотную опору транспортно-пускового контейнера (вид Г на фиг. 5);

- на фиг.7 - вид сверху на загрузочное устройство (вид Д на фиг.1). Тележка загрузочного устройства показана с минными кассетами в положении вылета при загрузке;

- на фиг.8 - схема привода опорно-поворотных устройств при выполнении минного заградителя с тремя транспортно-пусковыми контейнерами в ряду;

- на фиг.9 - схема привода опорно-поворотных устройств при выполнении минного заградителя с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами в ряду;

- на фиг.10 - схема привода опорно-поворотных устройств с индивидуальным приводом у каждого транспортно-пускового контейнера.

Гусеничный минный заградитель (см. фиг.1) содержит самоходное гусеничное шасси 1 с корпусом 2, в котором расположены двигатель 3, трансмиссия 4 и обитаемое отделение 5. За обитаемым отделением размещена грузовая платформа 6 с транспортно-пусковыми контейнерами 7 для размещения и метания противотанковых или противопехотных мин. Грузовая платформа 6 (см. также фиг.2-4) выполнена в виде плоской рамы 8, снабженной настилом 9, состоящей из центральной продольной балки 10, расположенной по оси заградителя, и двух боковых продольных балок 11, расположенных у краев платформы. Балки 10 и 11 связаны, например, сваркой, с попарно установленными поперечными балками 12. В местах (зонах) на пересечении продольных 10 и 11 балок с поперечными балками 12 закреплены плоские станины 13, собственно, служащие в качестве оснований для опорно-поворотных устройств 14 транспортно-пусковых контейнеров 7. Такое конструктивное выполнение рамы 8 позволило сформировать на грузовой платформе три продольных ряда опорно-поворотных устройств 14 и, как следствие, разместить транспортно-пусковые контейнеры также в три продольных ряда. Каждое опорно-поворотное устройство 14 (см. фиг.5, 6) содержит неподвижную опору 15, связанную, например, болтовым креплением 16 со станиной 13 рамы, поворотную опору 17, снабженную исполнительным механизмом вращения 18, и площадку 19 (посадочное место 19), служащую для закрепления транспортно пускового контейнера 7. Поворотная опора 17 установлена на неподвижной опоре 15 через подшипниковый узел 20 с возможностью контролируемого поворота, возможность которого обеспечена системой путевых датчиков 21-27, установленных на неподвижной опоре 15 с возможностью взаимодействия с толкателем 28 поворотной опоры, ролик 29 которого при повороте опоры, взаимодействуя с хвостовиком 30 любого из датчиков 21-27, вырабатывает и передает сигнал в блок управления положением поворотных опор транспортно-пусковых контейнеров системы 31 управления постановкой мин.

Как следует из поясняющих чертежей и настоящего описания в рассматриваемом примере минный заградитель выполнен с фиксированными углами разворота β поворотной опоры по горизонту, определяемыми положением путевых датчиков, при этом датчик 21 определяет исходное положение поворотной опоры, а другие датчики симметрично расположены относительно исходного положения на углах β13, соответственно равных ±22,5°, ±45° и ±90°. В то же время возможно исполнение минного заградителя с непрерывным отслеживанием угла поворота поворотной платформы относительно исходного положения, например, с использованием встроенных сельсин-датчика и сельсин-приемника, хотя это и усложняет систему управления постановкой мин.

Каждый транспортно-пусковой контейнер 7 установлен на поворотной опоре 17 с возможностью подъема поворотом для изменения угла α метания мин, за счет которого обеспечивается дистанция от минного заградителя до места падения метаемой мины. Для этого контейнер снабжен исполнительным гидроцилиндром 32.

Вдоль краев «а» и «а'» (см. фиг.7) грузовой платформы установлены продольные направляющие 33, а в кормовой части грузовой платформы размещено загрузочное устройство 34, выполненное в виде откидной каретки 35, установленной на роликах 36 для перемещения по продольным направляющим 33. Упомянутая каретка оборудована поперечными направляющими 37 и тележкой 38 с грузозахватным устройством 39, причем тележка установлена с возможностью качения по поперечным направляющим и имеет возможность выдвижения грузозахватного устройства 39 за край «а'» грузовой платформы, что позволяет грузозахватному устройству опускаться до уровня грунта для подъема мин в процессе снаряжения транспортно-пусковых контейнеров боекомплектом. Такое выполнение загрузочного устройства 34 обеспечивает возможность механизированной доставки боекомплекта к каждому транспортно-пусковому контейнеру при их снаряжении боекомплектом. Конструктивно каретка 35 будет наиболее простой по форме, если продольные направляющие будут размещены на уровне крышек транспортно-пусковых контейнеров.

В качестве привода для вращения поворотных опор 17 транспортно-пусковых контейнеров (см. фиг.8-10) на грузовой платформе 6 установлены гидромоторы 40 (не менее чем по одному на каждый продольный ряд транспортно-пусковых контейнеров), связанные с исполнительным механизмом 41 поворота поворотной опоры либо первого, либо последнего в ряду транспортно-пускового контейнера, при этом каждый исполнительный механизм выполнен в виде червячной пары с червяком 42, связанным с неподвижной опорой опорно-поворотного устройства, и червячным колесом 43, связанным с подвижной опорой.

При этом в образованных на минном заградителе крайних продольных рядах транспортно-пусковых контейнеров червяки исполнительных механизмов опорно-поворотных устройств соединены между собой карданными валами 44 с обеспечением возможности одновременного поворота всего ряда связанных приводом транспортно-пусковых контейнеров в заданное положение. В центральном продольном ряду образовано две группы последовательно соединенных транспортно-пусковых контейнеров, каждая со своим гидромотором. При этом при выполнении минного заградителя с четырьмя контейнерами в центральном ряду соотношение числа контейнеров в каждой группе (объединенной единым приводом) выбирается равным 2:2. Если же минный заградитель выполняется с пятью контейнерами в центральном ряду то целесообразно использовать такое соотношение равным 3:2, а при числе контейнеров в этом ряду, равном трем, опорно-поворотные устройства двух соседних транспортно-пусковых контейнеров целесообразно соединить карданным валом 44, а опорно-поворотное устройство третьего контейнера должно быть снабжено индивидуальным гидромотором. Целесообразность соединений такого вида поясняется в работе.

Ширина грузовой платформы определяет общую ширину заградителя и выполнена из условия возможности транспортировки всеми видами транспорта в пределах железнодорожного габарита. В то же время требующееся на заградителе ограниченное число членов экипажа, а также специального оборудования позволяет выполнить корпус 2 менее широким, что выгодно из условий снижения лобовой проекции корпуса. В этом случае размещение продольных боковых балок 11 за пределами бортовых листов 45 корпуса с жестким креплением этих балок к корпусу и образованием грузовой платформой 6 и корпусом в поперечном сечении Т-образного профиля позволяет дополнительно сделать конструкцию более жесткой.

Возможен вариант исполнения минного заградителя, в котором каждый транспортно-пусковой контейнер будет снабжен индивидуальным, используемым в качестве механизма вращения, гидромотором 40' малой мощности (в сравнении с гидромотором 40), связанным зубчатым, например, вышеописанным червячным приводом с подвижной опорой транспортно-пускового контейнера. Такой вариант обеспечивает заградителю более высокую надежность в боевой обстановке, хотя, в целом, повышает стоимость заградителя;

Для питания гидромоторов 40 (40') и исполнительных гидроцилиндров 32 в корпусе минного заградителя имеется гидросистема с насосной станцией 46.

Каретка 35 имеет возможность откидывания при ее переводе из рабочего положения, в котором она находится при осуществлении загрузки минного боекомплекта, в транспортное. При этом обеспечивается сохранение контакта двух роликов 36 каретки с продольными направляющими, на которых каретка разворачивается и свисает в откинутом положении в кормовой части заградителя. В этом положении каретка фиксируется стопором 47.

Работа минного заградителя.

Перед установкой минного поля оператор с пульта системы 31 управления постановкой мин задает параметры минного поля, включая расположение полос относительно минного заградителя, их взаимное расположение и плотность постановки мин в полосе. Блок управления системы 31 обрабатывает задачу и выдает команды на исполнительные механизмы поворота транспортно-пусковых контейнеров по горизонту и установки их на соответствующие углы метания. При этом рабочая жидкость с насосной станции 46 через трубопроводы и распределители гидросистемы (не показаны) подается на соответствующие гидромоторы 40 грузовой платформы, которые непосредственно или через карданные валы 44 с использованием червячной передачи механизмов поворота 41 поворачивают поворотную опору 17 относительно неподвижной опоры 15 опорно-поворотного устройства 14 и устанавливают транспортно-пусковые контейнеры в заданное положение по горизонту, обеспечивая заданное значение угла β. Другая часть рабочей жидкости нагнетается в исполнительные гидроцилиндры 32, устанавливая транспортно-пусковые контейнеры на угол метания α.

Мины при установке выстреливаются, как и у прототипа зарядом малой мощности. В то же время при метании мин на грузовую платформу 6 минного заградителя действуют значительные нагрузки. Объясняется это тем, что хотя величина метательного заряда небольшая, образующееся при его подрыве давление, метающее мину, действует на развитое основание мины, вследствие этого величина усилия, действующего на грузовую платформу и рассчитываемого как произведение метающего давления на площадь основания мины, достигает 4...10 тонн силы (в зависимости от типа мин). Предложенная в настоящем техническом решении конструкция грузовой платформы при невысокой ее массе и консольном расположении краев относительно корпуса обеспечивает высокую жесткость платформе и эффективное восприятие нагрузок при метании мин из транспортно-пусковых контейнеров, возникающих с частотой метания в различных зонах платформы (исходя из алгоритма метания).

Как отмечалось предлагаемый минный заградитель предоставляет более широкие возможности по формированию и установке минных полей в сравнении с прототипом. Так, минный заградитель способен сформировать однополосное, двухполосное или трехполосное минные поля справа, слева или за кормой заградителя. Формирование однополосного минного поля осуществляется метанием мин из любого продольного ряда транспортно-пусковых контейнеров после их разворота и установки на один из трех фиксированных углов β13, определяющих дистанцию полосы устанавливаемых мин от минного заградителя. Формирование двухполосного минного поля осуществляется метанием мин из любых двух продольных рядов транспортно-пусковых контейнеров, при этом расстояние между устанавливаемыми полосами мин задается тем, что транспортно-пусковые контейнеры в этих двух продольных рядах устанавливаются на неодинаковые углы разворота по горизонту, например в сочетании β1 и β2 или β1 и β3. Формирование трехполосного минного поля осуществляется метанием мин из всех трех продольных рядов транспортно-пусковых контейнеров после их разворота и установки на фиксированные углы β13. Следует отметить что расположение минных полос в двухполосном или трехполосном минном поле может быть как симметрично -, так и несимметрично расположенным относительно минного заградителя.

Поскольку в практике чаще всего применяются двухполосные минные поля большой протяженности, то разбиение центрального продольного ряда транспортно пусковых контейнеров на две группы, каждая с независимым приводом, позволяет при постановке такого типа минных полей «подключить» одну группу контейнеров (центрального продольного ряда) для продолжения формирования одной полосы минного поля, а вторую - для продолжения формирования второй полосы. Такое «подключение» заложено в алгоритм системы 31 управления постановкой мин и обеспечивается автоматически после выработки мин из крайних продольных рядов транспортно пусковых контейнеров, при этом группы контейнеров центрального продольного ряда синхронизируются по горизонту и углу метания с соответствующим крайним рядом транспортно пусковых контейнеров.

При выполнении минного заградителя с числом транспортно-пусковых контейнеров в ряду, равным четырем или более, заградитель имеет возможность устанавливать четырехполосное минное поле (с меньшей протяженностью), при этом в формировании двух полос такого минного поля участвуют транспортно-пусковые контейнеры крайних продольных рядов заградителя, а двух других полос - транспортно-пусковые контейнеры его центрального продольного ряда.

Следует отметить, что в настоящем описании работы рассмотрено формирование минного поля по наиболее оптимальному алгоритму расходования боекомплекта из транспортно-пусковых контейнеров, в то же время порядок может соответствовать иному алгоритму, заложенному в систему управления постановкой мин.

Следует также отметить, что способность минного заградителя устанавливать минные поля с расположением полос в различных сочетаниях и на различных дистанциях от минного заградителя значительно усложняет противнику ведение разведки и разминирования минного поля. В то же время система управления постановкой мин минного заградителя должна обладать возможностью запоминания о параметрах установленного минного поля и месте его расположения.

Таким образом, предложенный минный заградитель отвечает поставленной задаче, обладая повышенной эффективностью применения с достижением заявленного технического результата

Источники информации

1. J.F.Rybicki. «Emerging Mine Warfare Capabilities», The Military Engineer, 1987, №518, p.574-578. (Д.Рыбицки. «Использование возможностей оперативного минирования в современном бою», статья из журнала, русский перевод ЯН-88-075 ЦООНТИ / ВНО, регистр. №4-0402/88).

2. «Американская система дистанционного минирования М-139 «ВОЛКЭНО», ж. «Зарубежное военное обозрение», №11, 1999 г., вкладка между стр.32 и 33.

3. «Французская наземная система минирования», ж. «Зарубежное военное обозрение», №10, 1990 г., вкладка между стр.48 и 49.

4. А.Шарков, Ю.Томашов «ГМЗ-3 - машина для установки минных полей», ж. «Военный парад» №3, 2001 г., стр.74-75.

5. Патент РФ №20092772 на изобретение «Минный заградитель» по заявке №95109826/02 от 13.06.1995 г., кл. 6 F41Н 7/10.

6. G.Schafer «SKORPION - ein modernes Minen - Verlegesystem des Heeres», «Wehrtechnik», №9, 1985, s.54-57.

1. Минный заградитель, содержащий самоходное шасси с двигателем, трансмиссией и отделениями механика-водителя и оператора, расположенными в корпусе шасси, грузовую платформу, транспортно-пусковые контейнеры для размещения и метания мин, установленные на опорно-поворотных устройствах платформы, и систему управления постановкой мин, отличающийся тем, что грузовая платформа выполнена в виде плоской снабженной настилом рамы, состоящей из центральной, расположенной по оси заградителя и двух боковых, расположенных у краев платформы продольных балок, связанных с попарно установленными поперечными балками, в зонах на пересечении продольных и поперечных балок закреплены плоские станины, на которых размещены в три продольных ряда опорно-поворотные устройства транспортно-пусковых контейнеров, каждое из которых содержит неподвижную опору, связанную со станиной рамы, поворотную опору, снабженную механизмом вращения, выполненную с посадочными местами для закрепления транспортно-пускового контейнера и установленную через подшипниковый узел с возможностью поворота на неподвижной опоре, причем транспортно-пусковой контейнер установлен на поворотной опоре с возможностью подъема для изменения угла метания мин, при этом вдоль краев грузовой платформы установлены продольные направляющие, а в кормовой части грузовой платформы размещено загрузочное устройство, выполненное в виде каретки, установленной на роликах для перемещения по продольным направляющим, снабженной поперечными направляющими и тележкой с грузозахватным устройством, при этом тележка установлена с возможностью качения по поперечным направляющим и выполнена с возможностью выдвижения упомянутого грузозахватного устройства за боковые пределы грузовой платформы для подъема мин при снаряжении транспортно-пусковых контейнеров боекомплектом.

2. Минный заградитель по п.1, отличающийся тем, что в качестве приво