Минный заградитель

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к наземным мобильным системам дистанционного минирования и предназначено для установки минных полей путем дистанционного минирования. Транспортно-пусковые контейнеры размещены на опорно-поворотных устройствах платформы в три продольных ряда с возможностью контролируемого поворота, обеспеченного системой связанных с неподвижной опорой симметрично расположенных относительно исходного положения путевых датчиков, установленных с возможностью взаимодействия с толкателем поворотной опоры и передачи сигнала в блок управления положением поворотных опор транспортно-пусковых контейнеров системы управления постановкой мин. Каждый контейнер снабжен исполнительным гидроцилиндром, установленным с возможностью бесступенчатого изменения угла наклона корпуса контейнера по вертикали для обеспечения заданного угла метания мин. Система управления постановкой мин включает блок управления положением транспортно-пусковых контейнеров, выполненный с возможностью формирования управляющего сигнала и передачи его на исполнительные механизмы для выставки транспортно-пусковых контейнеров по горизонту и углу метания при образовании заградительного минного поля в указанных с пульта управления координатах. Изобретение обеспечивает увеличение перевозимого минного боекомплекта, возможность формирования минных полей с расширенным числом полос, в том числе за кормой заградителя, а также повышение уровня защиты боекомплекта. 6 з.п. ф-лы, 13 ил.

Реферат

Изобретение относится к изделиям оборонной техники, в частности к наземным мобильным системам дистанционного минирования, и предназначено для установки противотанковых, противопехотных или смешанного типа минных полей путем дистанционного минирования.

Известен «Универсальный минный заградитель» (см. патент РФ №2185590, от 28.01.2000, по кл. МКИ 7 F41H 7/10), содержащий базовую машину на гусеничном ходу с минным отделением, снабженным броневой защитой, крышей с раскрывающимися створками и рамой, выполненной в виде ротора, установленного с возможностью вращения и кинематически связанного с ходовой частью базовой машины. Опорные плиты с жестко закрепленными на них кассетными модулями размещены на роторе. Система управления минированием снабжена пультами управления минированием и стрельбой, задающим и распределительными блоками и вращающимися контактными устройствами.

Недостатком известного «Универсального минного заградителя» является то, что минирование, производится с постоянным углом метания, а значит и на одинаковую дальность. Кроме того, метание производится перпендикулярно продольной оси заградителя влево и вправо при отсутствии возможности изменения направления метания по горизонтали. Указанные недостатки ограничивают эксплуатационные возможности по образованию заградительного минного поля в требуемых координатах и направлениях полос.

Известна (см. статью G. Schäfer «SKORPION - ein modernes Minen - Verlegesystem des Heeres», «Wehrtechnik», №9, 1985, s.54-57) немецкая система для установки мин «SKORPION», принятая для настоящего изобретения за прототип по большинству существенных признаков. Система предназначена для постановки минных заграждений и особенно пригодна для быстрого закрытия проходов в минных полях, прикрытия флангов и перекрытия участков передвижения своих войск при угрозе выхода на них танков противника. В состав системы входит базовая машина, выполненная на гусеничном шасси, пусковой прибор и установленные в два ряда шесть поворотных платформ с закрепленными на них транспортно-пусковыми контейнерами, загружаемыми кассетами с минами. Каждая поворотная платформа с транспортно-пусковым контейнером снабжена приводом и может занимать три фиксированных положения на наклонной площадке каркаса шасси, и благодаря наклону упомянутых площадок возникает при движении возможность постановки минного поля метанием мин из транспортно-пусковых контейнеров.

Пусковой прибор служит для предварительной установки данных о заграждении и для автоматического пуска мин. Посредством прибора устанавливается время самоликвидации мин и плотность заграждения.

При метании мины из одного транспортно-пускового контейнера или из транспортно-пусковых контейнеров, расположенных в одном ряду с одинаковыми параметрами разворота по горизонту, формируют один ряд минного поля, в дальнейшем именуемый полосой, поскольку мины при установке не образуют четко выраженную прямую линию, а располагаются с некоторым отклонением от теоретической прямой. Минным заградителем «SKORPION» возможна установка однополосного минного поля, расположенного справа или слева от минного заградителя, формируемого соответствующим (правым или левым) рядом транспортно-пусковых контейнеров (из двух имеющихся рядов) или двухполосного минного поля, расположенного справа и слева от минного заградителя на любой из трех дистанций от него (в соответствии с выбранным фиксированным положением транспортно-пусковых контейнеров).

Данный заградитель имеет недостатки, снижающие эффективность его применения, к которым относятся ограниченный количеством контейнеров, расположенных в двух рядах, перевозимый боекомплект мин, и отсутствие возможности по формированию других, кроме описанных выше, типов минных полей.

Задачей настоящего изобретения является создание минного заградителя с повышенной эффективностью применения.

Технический результат, достигаемый изобретением, связан с устранением перечисленных недостатков и заключается в возможности перевозки и установки увеличенного минного боекомплекта, возможности формирования минных полей с расширенным числом полос и возможности образования минного поля за кормой заградителя.

Поставленная задача решается тем, что транспортно-пусковые контейнеры размещены на опорно-поворотных устройствах платформы в три продольных ряда с возможностью контролируемого поворота, обеспеченного системой связанных с неподвижной опорой симметрично расположенных относительно исходного положения путевых датчиков, установленных с возможностью взаимодействия с толкателем поворотной опоры и передачи сигнала в блок управления положением поворотных опор транспортно-пусковых контейнеров системы управления постановкой мин, и снабжены, каждый, исполнительным гидроцилиндром, установленным с возможностью бесступенчатого изменения угла наклона корпуса контейнера по вертикали для обеспечения заданного угла метания мин, при этом система управления постановкой мин включает блок управления положением транспортно-пусковых контейнеров, выполненный с возможностью формирования управляющего сигнала и передачи его на исполнительные механизмы для выставки транспортно-пусковых контейнеров по горизонту и углу метания при образовании заградительного минного поля в указанных с пульта управления координатах.

При этом наилучший результат достигается, если:

Система управления постановкой мин выполнена с использованием навигационной аппаратуры, обеспечивающей отображение на экране персональной электронно-вычислительной машины в масштабе реального времени, запоминание и радиопередачу информации о координатах минного поля, местоположении заградителя и о координатах характерных точек изменения направления его движения при минировании.

Платформа минного заградителя оборудована задним и боковыми бортами с обеспечением повышенного уровня защиты транспортно-пусковых контейнеров от кинетических средств поражения.

Система управления постановкой мин будет наделена возможностью формирования однополосного заградительного минного поля, справа, слева или за кормой заградителя.

Система управления постановкой мин будет наделена возможностью формирования двухполосного заградительного минного поля с симметричным или асимметричным расположением полос относительно продольной оси заградителя.

Система управления постановкой мин будет наделена возможностью формирования двухполосного заградительного минного поля с расположением одной полосы за кормой заградителя, а второй полосы справа или слева относительно продольной оси заградителя.

Система управления постановкой мин будет наделена возможностью формирования трехполосного заградительного минного поля с расположением одной полосы за кормой заградителя и двух других полос с их симметричным или асимметричным расположением справа и слева относительно продольной оси заградителя.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- возможность размещения опорно-поворотных устройств в три продольных ряда и, следовательно, транспортно-пусковых контейнеров обеспечила перевозку боекомплекта в количестве, превышающем возможности прототипа;

- обеспечение возможности контролируемого поворота поворотной опоры системой связанных с неподвижной опорой, симметрично расположенных относительно исходного положения путевых датчиков, установленных с возможностью взаимодействия с толкателем поворотной опоры и передачи сигнала в блок управления положением поворотных опор позволяет автоматизировать процесс установки мин для образования минного поля с требуемыми параметрами;

- выполнение системы управления постановкой мин с использованием навигационной аппаратуры, обеспечивающей отображение информации на экране персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) в масштабе реального времени, позволяет командиру определить свое местонахождение и точку начала минирования;

- запоминание ПЭВМ и радиопередача информации о координатах минного поля, местоположении заградителя и о координатах характерных точек изменения направления его движения при минировании, позволяет командирам воинских подразделений ориентироваться по карте минного поля и принимать тактические решения в боевой обстановке;

- оборудование платформы задним и боковыми бортами обеспечивает дополнительную защиту транспортно-пусковых контейнеров от кинетических средств поражения;

- установка транспортно-пускового контейнера на поворотной опоре с возможностью подъема поворотом с помощью исполнительного гидроцилиндра обеспечивает бесступенчатое изменение углов метания при минировании, а значит и дальности метания мин;

- наделение системы управления постановкой мин возможностью формирования одно-, двух- и трехполосного заградительного минного поля с расположением полос в различных сочетаниях и на различных дистанциях от минного заградителя значительно усложняет противнику ведение разведки и разминирования минного поля.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - вид сбоку на минный заградитель;

- на фиг.2 - вид на опорно-поворотное устройство транспортно-пускового контейнера, вид по А-А на фиг.1;

- на фиг.3 - вид сбоку на транспортно-пусковой контейнер на поворотной опоре минного заградителя в транспортном положении, вид Б на фиг.1;

- на фиг.4 - вид сбоку на транспортно-пусковой контейнер на поворотной опоре минного заградителя в крайнем верхнем рабочем положении, вид Б на фиг.1;

- на фиг.5 - установка транспортно-пускового контейнера на опорно-поворотном устройстве, вид В на фиг.3;

- на фиг.6 - структурная схема программно-технического комплекса;

- на фиг.7 - схема постановки однополосного заградительного поля, вариант «а», (здесь и далее на фиг.8-13 сверху показана последовательность отстрела мин из контейнеров заградителя, снизу схема формируемого минного поля);

- на фиг.8 - схема постановки однополосного заградительного поля, вариант «б»;

- на фиг.9 - схема постановки однополосного заградительного поля, вариант «в»;

- на фиг.10 - схема постановки двухполосного заградительного поля, вариант «а»;

- на фиг.11 - схема постановки двухполосного заградительного поля, вариант «б»;

- на фиг.12 - схема постановки двухполосного заградительного поля, вариант «в»;

- на фиг.13 - схема постановки трехполосного заградительного поля.

Минный заградитель (см. фиг.1) содержит самоходное гусеничное шасси 1 с корпусом 2, в котором расположены двигатель 3, трансмиссия 4 и обитаемое отделение 5. За обитаемым отделением размещена грузовая платформа 6 с транспортно-пусковыми контейнерами 7 (на фиг. обозначены «К1÷К12») для размещения в кассетах противотанковых или противопехотных мин и их метания. На грузовой платформе 6 установлены три продольных ряда опорно-поворотных устройств 8, на каждом из которых размещены транспортно-пусковые контейнеры 7. Каждое опорно-поворотное устройство 8 (см. фиг.2-5) содержит неподвижную опору 9, связанную, например, болтовым креплением 10 с платформой 6, поворотную опору 11, снабженную исполнительным механизмом поворота 12 с гидромотором (ГМ), и площадку 13, служащую для закрепления транспортно-пускового контейнера 7. Поворотная опора 11 установлена на неподвижной опоре 9 через подшипниковый узел 14 с возможностью контролируемого поворота, возможность которого обеспечена системой путевых датчиков 15-21, установленных на неподвижной опоре 9 с возможностью взаимодействия с толкателем 22 поворотной опоры, ролик 23 которого при повороте опоры, взаимодействуя с хвостовиком 24 любого из датчиков 15-21, вырабатывает и передает сигнал в блок управления положением поворотных опор транспортно-пусковых контейнеров 7 системы 25 управления постановкой мин.

Минный заградитель выполнен с фиксированными углами разворота β поворотной опоры по горизонту, определяемыми положением путевых датчиков, при этом датчик 15 определяет исходное положение поворотной опоры, а другие датчики симметрично расположены относительно исходного положения на углах β13, соответственно равных ±22,5°, ±45° и ±90°.

Каждый транспортно-пусковой контейнер 7 установлен на поворотной опоре 11 с возможностью подъема поворотом с помощью исполнительного гидроцилиндра 26 для бесступенчатого изменения угла α метания мин, за счет которого обеспечивается различная дистанция Y от минного заградителя до места падения метаемой мины.

Минный заградитель оборудован программно-техническим комплексом (см. схему на фиг.6), который включает три основных структурных элемента, в том числе:

- аппаратуру внутренней связи, коммутации и управления 27, куда входят: радиостанция речевой связи 28 с блоком связи 29, блок 30, осуществляющий коммутацию средств связи командира 31 и наводчика 32 с блоками питания 33, связи 29, 34;

- аппаратуру внешней связи и обработки информации 35, включающую навигационную аппаратуру 36, ПЭВМ 37 с ее программным обеспечением и блок преобразования информации 38;

- систему управления постановкой мин 25, которая включает пульт управления 39, блок управления стрельбой 40, блок питания 41 и блок управления положением транспортно-пусковых контейнеров 42, выполненный с возможностью формирования управляющего сигнала и передачи его на исполнительные механизмы для выставки транспортно-пусковых контейнеров 7 по горизонту 12 и углу метания 26 при образовании заградительного минного поля в указанных с пульта управления 39 координатах.

Работа минного заградителя.

Перед установкой минного поля командир включает навигационную аппаратуру 36, при этом на экране ПЭВМ 37 отображается информация о месте расположения заградителя, после чего с пульта 39 системы 25 управления постановкой мин задает параметры минного поля, включая начало и конец поля, дистанция метания У от заградителя, расположение полос относительно минного заградителя, их взаимное расположение, плотность постановки мин (шаг минирования ΔХ) в полосе и время самоликвидации. Блок управления 42 системы 25 обрабатывает задачу и выдает команды на исполнительные механизмы поворота 12 транспортно-пусковых контейнеров 7 по горизонту и установки их на соответствующие углы метания с помощью исполнительного гидроцилиндра 26. При постановке заградительных полей различного типа порядок работы контейнеров 7 будет следующим.

1. Постановка однополосного заградительного поля.

Вариант «а» (см. фиг.7)

Машина движется вперед, кассеты с помощью ГМ механизма поворота 12 ставятся назад. Контейнеры 7 поднимаются исполнительными гидроцилиндрами 26 из транспортного положения в рабочее, после чего производится отстрел мин из контейнеров в указанной на фигуре последовательности.

Вариант «б» (см. фиг.8).

Машина движется вперед, кассеты ставятся на левый борт. Все контейнеры поворачиваются налево (на угол 22,5°, 45° и 90°) к оси машины, поднимаются контейнеры рядов А и В, после чего производится отстрел мин из контейнеров в указанной на фигуре последовательности.

Вариант «в» (см. фиг.9)

Машина движется вперед, кассеты ставятся на правый борт. Все контейнеры поворачиваются направо (на угол 22,5°, 45° и 90°) к оси машины, поднимаются контейнеры рядов А и В, после чего производится отстрел мин из контейнеров в указанной на фигуре последовательности.

2. Постановка двухполосного заградительного поля.

Вариант «а» (см. фиг.10)

Машина движется вперед, контейнеры рядов С1 и В поворачиваются направо (22,5° или 45°), а контейнеры рядов С2 и А налево (22,5° или 45°). В рабочее положение поднимаются контейнеры К5, К6, К11, К12 и К7, К8, К1, К2, после чего производится отстрел мин из контейнеров в указанной на фигуре последовательности.

Вариант «б» (см. фиг.11).

Заградительное поле ставится назад и вправо. Контейнеры рядов С1 и В поворачиваются на угол 90° направо, в рабочее положение поднимаются контейнеры К1, К2, К3, К4, К11, К12, К5, К6, К7, К8, после чего производится отстрел мин из контейнеров в указанной на фигуре последовательности.

Вариант «в» (см. фиг.12)

Заградительное поле ставится назад и влево. Контейнеры рядов С1 и А поворачиваются на угол 90° налево, в рабочее положение поднимаются контейнеры ряда В и К5, К6, К3, К4, К7 и К8, после чего производится отстрел мин из контейнеров в указанной на фигуре последовательности.

3. Постановка трехполосного заградительного поля (см. фиг.13).

Машина движется вперед, контейнеры рядов А и В поворачиваются на 22,5,° 45° или 90° соответственно налево и направо и затем поднимаются в рабочее положение. Контейнеры ряда С поднимаются в рабочее положение. Отстрел мин из контейнеров ведется одновременно из рядов А, С и В в указанной на фигуре последовательности.

При этом:

- система управления постановкой мин 25 передает в эфир сигнал о начале минирования, где фиксируются координаты точки и время начала минирования;

- в процессе движения фиксируются характерные точки трассы движения (повороты).

Кроме того, указанная информация фиксируется в памяти ПЭВМ.

Таким образом, настоящим изобретением решена поставленная задача создания минного заградителя с повышенной эффективностью применения.

1. Минный заградитель, содержащий самоходное шасси с обитаемым отделением с рабочими местами механика-водителя и командира, расположенными в корпусе шасси, грузовую платформу, транспортно-пусковые контейнеры для размещения и метания мин при минировании, установленные на опорно-поворотных устройствах платформы, снабженных исполнительным механизмом поворота в горизонтальной плоскости, и систему управления постановкой мин, включающую пульт управления минированием и блоки управления стрельбой, отличающийся тем, что транспортно-пусковые контейнеры размещены на опорно-поворотных устройствах платформы в три продольных ряда с возможностью поворота, контролируемого системой связанных с неподвижной опорой и симметрично расположенных относительно исходного положения путевых датчиков, установленных с возможностью взаимодействия с толкателем поворотной опоры и передачи сигнала в блок управления положением поворотных опор транспортно-пусковых контейнеров управления постановкой мин, при этом каждый из контейнеров снабжен исполнительным гидроцилиндром, установленным с возможностью бесступенчатого изменения угла наклона корпуса контейнера по вертикали, обеспечивающего заданный угол метания мин, при этом система управления постановкой мин включает блок управления положением транспортно-пусковых контейнеров, выполненный с возможностью формирования управляющего сигнала и передачи его на исполнительные механизмы для выставки транспортно-пусковых контейнеров по горизонту и углу метания при образовании заградительного минного поля в указанных с пульта управления координатах.

2. Минный заградитель по п.1, отличающийся тем, что система управления постановкой мин выполнена с использованием навигационной аппаратуры, обеспечивающей отображение на экране персональной электронно-вычислительной машины в масштабе реального времени, запоминание и радиопередачу информации о координатах минного поля, местоположении заградителя и координатах характерных точек изменения направления его движения при минировании.

3. Минный заградитель по п.1, отличающийся тем, что его платформа оборудована задним и боковыми бортами для защиты транспортно-пусковых контейнеров от кинетических средств поражения.

4. Минный заградитель по п.1, отличающийся тем, что система управления постановкой мин выполнена с возможностью формирования однополосного заградительного минного поля справа, слева или за кормой заградителя.

5. Минный заградитель по п.1, отличающийся тем, что система управления постановкой мин выполнена с возможностью формирования двухполосного заградительного минного поля с симметричным или асимметричным расположением полос относительно продольной оси заградителя.

6. Минный заградитель по п.1, отличающийся тем, что система управления постановкой мин выполнена с возможностью формирования двухполосного заградительного минного поля с расположением одной полосы за кормой заградителя, а второй полосы справа или слева относительно продольной оси заградителя.

7. Минный заградитель по п.1, отличающийся тем, что система управления постановкой мин выполнена с возможностью формирования трехполосного заградительного минного поля с расположением одной полосы за кормой заградителя и двух других полос с их симметричным или асимметричным расположением справа и слева относительно продольной оси заградителя.