Способ вождения машинно-тракторного агрегата

Изобретение относится к сельскохозяйственному производству, в частности к способам вождения машинно-тракторного агрегата. Способ заключается в том, что для корректировки его курса кратковременно перераспределяют сцепной вес между колесами-опорами одного борта трактора и колесами-опорами сельхозмашины. Это позволяет производить высокоточное вождение по междурядьям пропашной культуры. 1 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к сельскохозяйственному производству, в частности к способам вождения машинно-тракторного агрегата (МТА), например по междурядьям пропашной культуры.

Известны способы высокоточного вождения МТА, при которых корректируют курс движения поворотом колес переднего и заднего мостов трактора, например по авт. свид. СССР №499166 [1], №1685283 [2], и др.

Недостаток этих способов в том, что реакция от поворачиваемых колес трактора оказывается недостаточной для удержания широкозахватной сельхозмашины, например широкозахватного пропашного культиватора на требуемой траектории.

Известен способ вождения МТА, при котором для корректировки его курса кратковременно перераспределяют сцепной вес между ведущими и пассивными колесами-опорами, например по патенту Украины на полезную модель №6083 [3] и по патенту Украины на изобретение №73650 [4], который является ближайшим аналогом.

Недостаток его в том, что для его осуществления необходим трактор с нажимными пассивными колесами-опорами.

Техническим результатом (целью) изобретения является высокоточное вождение широкозахватного МТА с трактором колесной формулы 4×4 по междурядьям пропашной культуры.

Достигают цель тем, что сцепной вес кратковременно перераспределяют между опорами одного из бортов трактора и опорами сельхозмашины.

Достигают цель еще и тем, что кратковременно нажимают гидроцилиндром на ту продольную тягу соединения навесной системы трактора с рамой сельхозмашины, в сторону которой корректируют курс машинно-тракторного агрегата.

При этом ведущее колесо-опора трактора с соответствующего борта частично разгружается, его сцепление с почвой и тяговое усилие уменьшаются, а сопротивление перекатыванию колеса сельхозмашины того же борта увеличивается. Возникает момент сил, поворачивающий МТА в сторону корректировки курса.

1. Сущность изобретения - способ вождения МТА, при котором для корректировки его курса кратковременно перераспределяют сцепной вес между ведущими и пассивными опорами, причем в соответствии с изобретением сцепной вес кратковременно перераспределяют между опорами одного из бортов трактора и опорами сельхозмашины.

2. Сущность изобретения по п.1 еще и в том, что кратковременно нажимают гидроцилиндром на ту продольную тягу навесной системы соединения трактора с рамой сельхозмашины, в сторону которой корректируют курс машинно-тракторного агрегата.

Поскольку опорные колеса широкозахватной машины, например пропашного культиватора, расположены на существенно большей колее, чем тракторные, то эффективность перераспределения сцепного веса для корректировки курса выше, чем у аналога, и предлагаемый способ применим также при колесной формуле трактора 4×4.

Устройство МТА для реализации способа, включает, например, правый и левый гидроцилиндры, которыми поднимают или опускают соответственно правую или левую продольную тягу навесной системы соединения трактора с рамой сельхозмашины, и чем шире разнесены эти тяги, тем эффективнее вождение по заявляемому способу. Правым и левым гидроцилиндрами управляют индивидуально, например, при помощи штатного гидрораспределителя трактора.

Работают по заявляемому способу, например, так. Пусть требуется выполнить междурядную культивацию пропашной культуры, например, трактором типа ЛТ3-155 в агрегате с 24-рядным пропашным свекловичным культиватором на передней навеске трактора. При штатном (известном) способе вождения такой агрегат неуправляем. По заявляемому способу МТА направляют по междурядьям и при отклонении МТА от требуемой траектории вправо (влево), более допустимого, гидрораспределителем кратковременно подают давление масла в левый (правый) гидроцилиндр и этим левой продольной тягой навесной системы нагружают частью веса трактора левое колесо сельскохозяйственной машины, а левое ведущее колесо трактора частично разгружают от веса трактора. Сцепление левого ведущего колеса трактора с почвой и его тяга уменьшаются, а коэффициент его буксования увеличивается и одновременно увеличивается сопротивление перекатыванию левого колеса культиватора. Возникает момент сил, доворачивающий МТА на требуемую траекторию. По нашим вычислениям этот момент в несколько раз больше момента от направляющих колес трактора, например, типа ЛТ3-155. МТА плавно смещается влево (вправо) на требуемую величину, после чего гидроцилиндр переводят в позицию «плавающая».

Литература

1. Авт. свид. СССР №499166, М. Кл. 2 В62 7/14, Бюл. №2, 1976.

2. Авт. свид. СССР №1685283, А01В 69/04, Бюл. №39, 1991.

3. Патент Украины на полезную модель №6083, 7 B62D 9/00, «Трактор-штовхач», Бюл. «Промислова власнiсть» №4, 2005.

4. Патент Украины на изобретение №73650, С27 B62D 7/14, «Cnociб водiння трактора на робочому гонi i трактор для його здiйснення» Бюл. «Промислова власнiсть» №8, 2005.

1. Способ вождения машинно-тракторного агрегата, при котором для корректировки его курса кратковременно перераспределяют сцепной вес между ведущим и пассивными колесами-опорами, отличающийся тем, что сцепной вес кратковременно перераспределяют между ведущим колесом-опорой одного из бортов трактора и колесами-опорами сельхозмашины.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что кратковременно нажимают гидроцилиндром на ту продольную тягу навесной системы соединения трактора с рамой сельхозмашины, в сторону которой корректируют курс машинно-тракторного агрегата.