Механизм переключения коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ

234III

Союэ Советскиэ

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства М

Кл, 49b, 4/04

Заявлено 11.Х1.1966 (№ 1112414/25-8) с присоединением заявки М

Приоритет

Комитет ао делам иэобретений и открытий ори Совете Министров

СССР.ЧПК В 23с

УДК 621.83.069.2 (088.8) Опубликовано 24.Xl 1.1968. Бюллетень ¹ 3 за 1969 г.

Дата опубликования описания 25.IV.1969

Авторы изобретения

P. Г. Гельфман и П. А. Эдельштейн

Станкостроительный завод «Комунарас»

Заявитель

МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Известен механизм переключения коробки передач кулачкового типа, содержащий поворотное устройство, связанное с рукояткой набора скорости.

В предложенном механизме переключения коробки скоростей, с целью обеспечения жесткой фиксации шестерен во время набора скорости и работы, а также для исключения возможности несовместимых включений, поворотное устройство выполнено в виде шестерни, смонтированной на одном валу с рукояткой поворота и имеющей возможность поступательного перемещения вместе с валом, причем часть шестерни выполнена в виде нескольких секторов и находится в зацеплении с шестерней, закрепленной на одной из осей кулачковых устройств, а другая часть находится в зацеплении с шестерней, закрепленной на другой оси кулачковых устройств.

Кроме того, он снабжен управляющим устройством, кинематически связанным с поворотным устройством и состоящим из ведущего блока шестерен, связанного с лимбом, смонтированного на валу рукоятки поворота и зацепленного с шестернями, свободно насаженными на осях кулачков и снабженными пазами, взаимодействующими со штырями на осях при поступательном перемещении вала рукоятки поворота. Такое конструктивное выполнение механизма переключения коробки скоростей позволяет обеспечить жесткость фиксаш|и во время работы, исключить промежуточные и несовместимые включения шестерен при наборе скорости.

С целью поступательного перемещения осей кулачков, он снабжен поводком, выполненным в форме кругового буртика на ведущей шестерне-секторе поворотного устройства.

На фиг. 1 показана развертка по валам опи10 сываемого механизма; на фиг. 2 — разрсз по

Л вЂ” Л на фиг. 1 и вид по стрелке Б.

Рабочие кулачки 1 и 2 и колодки 8 закреплены соответственно на осях 4 и 5. Кулачки снабжены прямыми и профильными пазами, 15 переходящими на рабочих гранях в прямые пазы колодок. Шестерня-сектор 6 сплошной частью сцеплена с шестерней 7, жестко связанной с осью 4 н частью, состоящей из нескольких секторов, связана с шестерней 8, за20 крепленной на оси 5. Передаточное отношение между шестерней-сектором 6 и шестернями 7 и 8, количество и углы секторов определяются кинематикой привода. Наборный блок 9 связан с лнмбом 10 отсчета скорости, и передаточ25 ное отношение между наборным блоком 9 и шестерней 11 равно передаточному отношению шестерен 6 и 7, а между блоком и шестерней

12 передаточное отношение равно 1. Шестерни

11 и 12 свободно посажены на осях 4 и 5 и

30 имеют пазы, причем штыри 18 и 14 закрепле23411! ны на тех же осях. Паз шестерни 11 имеет шпоночную форму, а паз шестерни 12 является секторным.

Набор скорости производится поворотным лпмбом 10, который через втулку 15 приводит во вращение шестерни 11 и 12. При этом пазы шестерен ориентируются относительно штырей так, что если прп наборе скорости шестерни в какой-либо группе дол>кны остаться в прежнем положении, то паз шестерни 11 встает напротив штыря 13 на оси 4, несущей кулачки

1, перемещающ»е эти шестерни, а при поступательном перемещении шестерни влево ось остается на месте. Благодаря этому. исключаются холостые включения шестерен.

Прп поступательном перемещении осей 4 и

5 влево толкатели 1б с рычагами 17, взаимодействуя с пазами на рабочих кулачках 1 и 2, перемещают шестерни в нейтральное положение и пальцы 18 с подшипниками 19 толкателей переходят на колодки 8 и взаимно фиксируются в этом поло>кении, давая возможность кулачкам поворачиваться во время поворота осей 4 и 5. Благодаря этому исключается возможность несовместимых включений и производится жесткая фиксация при наборе скоростей.

Затем рукоятка 20, связанная с шестернейсектором б, поворачивается на угол поворота лимба 10, приводя во вращение оси 4 и 5 через шестерни 7 и 8 в случае, если оси перемещены в левое положение.

Пазы шестерен 11 и 12 устанавливаются напротив штырей 18 и 14, а ось 21, вместе со всеми шестернями выдвинутая во время набора в левое поло>кение, поступательно возвращается в рабочее поло>кение. При этом толкателп 16 через пальцы 18 и подшипники 19 перемещаются по пазам рабочих кулачков 1 и 2 в нужное положение в соответствии с выбранной скоростью и взаимно фиксируются в этом положении.

Предмет изобретения

1. Механизм переключения коробки передач кулачкового типа с поворотным устройством, связанным с рукояткой набора скорости, отличающийся тем, что, с целью обеспечения жест10 кой фиксации шестерен во время набора скорости и работы, а также с целью исключения возможности несовместимых включений, поворотное устройство выполнено в виде шестерни, смонтированной на одном валу с рукояткой по15 ворота и имеющей возможность поступательного перемещения вместе с валом, причем часть шестерни выполнена в виде нескольких секторов и находится в зацеплении с шестерней, закрепленной на одной из осей кулачко20 вых устройств, а другая часть находится в зацеплении с шестерней, закрепленной на другой оси кулачковых устройств.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что с целью исключения промежуточных включе °

25 ний шестерен при наборе скоростей, он снаб>кен управляющим устройством, кинематически связанным с поворотным устройством и состоящим из ведущего блока шестерен, связанного с лимбам, смонтированного на валу руко30 ятки поворота и находящегося в зацеплении с шестернями, свободно насаженными на осях кулачков и снабженными пазами, взаимодействующими со штырями на этих же осях при поступательном перемещении вала рукоятки

35 поворота.

3. Механизм по п. 1, 2, отличающийся тем, что, с целью поступательного перемещения осей кулачков, он снабжен поводком, выполненным в форме кругового буртика на веду40 щей шестерне-секторе поворотного устройства.