Механизм разделения агрегата
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для разделения преимущественно бортовых разъемных соединений, связывающих летательный аппарат со стартовым комплексом. Механизм содержит бортовую и отрывную платы, скрепленные замком, установленным со стороны отрывной платы в образованной на этой плате герметичной полости. Замок включает в себя цангу и шток с хвостовиком, выполненный с возможностью фиксации своей законцовкой лепестков цанги, а также тягу со сферическим концом. Механизм также снабжен опорным стаканом, гильзой, поршнем, пружиной и стопором. Один сферический конец тяги установлен в пазе, выполненном в хвостовике штока, взаимодействующем с уплотнительным элементом, размещенным в дне опорного стакана. Стакан закреплен на отрывной плате в указанной герметичной полости. Гильза установлена на опорном стакане и снабжена крышкой. Поршень выполнен пустотелым и размещен внутри гильзы с возможностью перемещения. Пружина установлена внутри поршня и взаимодействует с внутренней поверхностью его дна и дном гильзы. Стопор установлен в сквозном отверстии, выполненном в боковой поверхности гильзы, снабжен фиксатором и контактирует с наружной поверхностью дна поршня. На втором конце тяги установлен сферический опорный элемент, выполненный с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью дна поршня. Тяга выполнена с возможностью регулировки осевого положения. Дно поршня имеет сквозные отверстия. Расстояние между наружной поверхностью дна поршня и крышкой гильзы выполнено большим зазора фиксации законцовкой штока лепестков цанги. Усилие пружины выбрано большим усилия расфиксации цангового замка. Техническим результатом изобретения является повышение надежности разделения агрегата при эксплуатации. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для разделения различных агрегатов, преимущественно бортовых разъемных соединений, связывающих летательный аппарат со стартовым комплексом.
Наиболее близким к заявленному механизму разделения агрегата является многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую и отрывную платы, скрепленные замком, установленным со стороны отрывной платы в образовываемой герметичной полости и включающим цангу и шток с хвостовиком, выполненный с возможностью фиксации законцовкой лепестков цанги, и тягу со сферическим концом (патент Российской Федерации RU №2232703 С1, 7 B64G 1/64, F16L 39/00 от 25.03.2003 г.).
Отсутствие механизма дублирования разделения агрегата, наличие промежуточного элемента для соединения с механизмом дублирования, сложность монтажных работ на старте и при наземной отработке разделения агрегата снижает надежность разделения его при эксплуатации.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности разделения агрегата при эксплуатации.
Указанный результат достигается тем, что механизм разделения агрегата, содержащий бортовую и отрывную платы, скрепленные замком, установленным со стороны отрывной платы в образовываемой герметичной полости и включающим цангу и шток с хвостовиком, выполненный с возможностью фиксации законцовкой лепестков цанги, и тягу со сферическим концом, в соответствии с предлагаемым изобретением снабжен опорным стаканом, гильзой, поршнем, пружиной и стопором, при этом сферический конец тяги установлен в пазе, выполненном в хвостовике штока, взаимодействующем с уплотнительным элементом, размещенным в дне опорного стакана, закрепленного на отрывной плате в образовываемой герметичной полости, гильза установлена на опорном стакане и снабжена крышкой, поршень выполнен пустотелым и размещен внутри гильзы с возможностью перемещения, пружина установлена внутри поршня и взаимодействует с внутренней поверхностью его дна и дном гильзы, стопор установлен в сквозном отверстии, выполненном в боковой поверхности гильзы, снабжен фиксатором и контактирует с наружной поверхностью дна поршня, на втором конце тяги установлен сферический опорный элемент, выполненный с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью дна поршня, причем тяга выполнена с возможностью регулировки осевого положения, дно поршня имеет сквозные отверстия, расстояние между наружной поверхностью дна поршня и крышкой гильзы больше зазора фиксации законцовкой штока лепестков цанги, а усилие пружины больше усилия расфиксации цангового замка.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежом.
Механизм разделения агрегата содержит бортовую 1 с пироприводом разделения и отрывную 2 с опорой 3 платы. Платы герметизированы между собой и соединены цанговым замком, содержащим размещенный в установленной в опоре 3 цанге 4 шток 5 с хвостовиком 6. Цанга имеет поясок 7 с внутренним выступом и наружными поверхностями лепестков входит в зацепление с бортовой платой 1. Законцовка 8 штока 5 взаимодействует с внутренними поверхностями лепестков цанги на величине зазора δ. Шток 5 зафиксирован в пояске 7 цанги 4 ограничителем 9 начального положения. На наружную поверхность пояска 7 цанги 4 навинчена гайка 10, скрепленная с установленной на отрывной плате 2 опорой 3 хомутом 11, состоящим из двух частей. На отрывной плате 2 при помощи ребер 12 закреплен опорный стакан 13, в дне которого размещено уплотнительное кольцо 14, взаимодействующее с хвостовиком 6 штока 5. С отрывной платой 2 и опорным стаканом 13 скреплен кожух 15. На опорном стакане установлена гильза 16 с крышкой 17. Внутри гильзы размещен поршень 18, выполненный пустотелым и с дном 19, в котором имеются сквозные отверстия 20 для беспрепятственного перемещения поршня. Между наружной поверхностью дна 19 и крышкой 17 образован зазор δ1 больший зазора δ. В полости поршня установлена пружина 21, взаимодействующая с внутренней поверхностью его дна и дном гильзы. В сквозном отверстии боковой поверхности гильзы 16 установлен стопор 22, контактирующий с наружной поверхностью дна 19 поршня 18 и зафиксированный фиксатором 23. Механизм разделения агрегата снабжен тягой 24, взаимодействующей сферическим концом 25 с пазом хвостовика 6. На втором конце тяги, выполненным резьбовым, установлены сферический опорный элемент 26, контактирующий с наружной поверхностью дна поршня, и гайка 27.
Работает механизм разделения агрегата следующим образом.
Бортовая 1 и отрывная 2 с закрепленной на ней опорой 3 платы соединяются. Лепестки цанги 4 вводятся в зацепление с бортовой платой 1 и фиксируются на величине зазора δ законцовкой 8 штока 5. Гайка 10 навинчивается на поясок 7 цанги 4, обеспечивая необходимое сжатие плат, и соединяется с опорой 3 хомутом 11. Устанавливается ограничитель 9 начального положения штока 5. На отрывной плате 2 закрепляется при помощи ребер 12 опорный стакан 13 так, чтобы хвостовик 6 штока вошел в уплотнительное кольцо 14. На отрывной плате 2 и опорном стакане 13 устанавливается, образуя вместе с герметизацией хвостовика 6 уплотнительным кольцом 14 герметичную полость, кожух 15. На опорный стакан устанавливается гильза 16 с поршнем 18, пружиной 21, стопором 22, фиксирующим положение поршня, и фиксатором 23. Тяга 24 сферическим концом 25 заводится в паз хвостовика 6, на втором ее конце устанавливается сферический опорный элемент 26, снижающий изгибающие нагрузки, и навинчивается гайка 27 с усилием, определяющим положение тяги в соответствии с условиями эксплуатации агрегата. Устанавливается крышка 17. К стопору крепится, например, трос. После приложения к стопору 22 усилия, необходимого для его выдергивания и срезания фиксатора 23, поршень под действием усилия пружины 21 перемещается, смещая тягу 24, взаимодействующую с хвостовиком 6 штока 5. Шток 5 срезает ограничитель 9 начального положения, а его законцовка 8, сместившись на величину δ, выводится из взаимодействия с внутренними поверхностями лепестков цанги 4, расфиксируя ее, платы разъединяются. Поршень 18, пройдя зазор δ1, упирается в крышку 17, а законцовка 8 штока 5, перемещаясь на величине зазора, большего δ1, фиксируется во внутреннем выступе пояска 7 цанги 4, ограничивая при снятии крышки смещение поршня, например при работах, связанных с повторным разделением.
Заявленный механизм позволяет упростить процесс наземной отработки разделения, обеспечивает простоту и безопасность монтажных работ при наземной и штатной эксплуатации, снизить нагрузку на стартовый комплекс, что повышает надежность разделения агрегата при эксплуатации.
Механизм разделения агрегата, содержащий бортовую и отрывную платы, скрепленные замком, установленным со стороны отрывной платы в образовываемой на этой плате герметичной полости и включающим цангу и шток с хвостовиком, выполненный с возможностью фиксации своей законцовкой лепестков цанги, и тягу со сферическим первым концом, отличающийся тем, что он снабжен опорным стаканом, гильзой, поршнем, пружиной и стопором, при этом сферический конец тяги установлен в пазе, выполненном в хвостовике штока, взаимодействующем с уплотнительным элементом, размещенным в дне опорного стакана, закрепленного на отрывной плате в указанной герметичной полости, гильза установлена на опорном стакане и снабжена крышкой, поршень выполнен пустотелым и размещен внутри гильзы с возможностью перемещения, пружина установлена внутри поршня и взаимодействует с внутренней поверхностью его дна и дном гильзы, стопор установлен в сквозном отверстии, выполненном в боковой поверхности гильзы, снабжен фиксатором и контактирует с наружной поверхностью дна поршня, на втором конце тяги установлен сферический опорный элемент, выполненный с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью дна поршня, причем тяга выполнена с возможностью регулировки осевого положения, дно поршня имеет сквозные отверстия, расстояние между наружной поверхностью дна поршня и крышкой гильзы выполнено большим зазора фиксации указанной законцовкой штока лепестков цанги, а усилие пружины обеспечено большим усилия расфиксации цангового замка.