Устройство для определения взаимного углового перемещения шарниров карданной передачи в эксплуатации

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к диагностическим приборам, определяющим техническое состояние узлов общего машиностроения. Сущность: устройство содержит станину, на которой установлены подвижная опора и опора с возможностью проворота, и испытываемую карданную передачу. При этом нагружатель крутящего момента состоит из рычага, динамометра и резьбовой тяги. Измеритель зазора состоит из стойки, на которой жестко закреплен корпус индикатора часового типа, и площадки. Шкала осевого перемещения жестко закреплена на станине, а стрелка установлена на подвижной опоре. Технический результат: повышение точности определения действительного угла излома карданных шарниров. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к диагностическим приборам, определяющим техническое состояние узлов общего машиностроения.

Известны устройства: для измерения суммарного зазора в силовой передаче и зазоров в сопряжениях ее отдельных составных частей - универсальный угломер КИ-13909 [1, с.252-255], содержащий мерную стеклянную ампулу, заполненную рабочей жидкостью и подвижным воздушным пузырьком, который перемещается в полости ампулы при изменении положения угломера; для измерения зазоров в карданной передаче и ведущем мосту [1, с.197-198], содержащее захваты, ручку, пластину со шкалой и стрелочный указатель; для измерения осевого зазора в подшипниках ведущей шестерни главной передачи КИ-6269 [1, с.200-201], содержащее нагружатель в виде динамометрического ключа и стрелочные приборы для определения зазоров.

За прототип выбран универсальный угломер КИ-13909.

Недостатком известного устройства является то, что оно позволяет измерять установочный угол излома узла силовой передачи только в статическом положении.

Цель изобретения - повышение точности измерения угла излома карданной передачи с учетом условий эксплуатации.

Указанная цель достигается за счет того, что устройство для определения взаимного углового перемещения шарниров карданной передачи в эксплуатации снабжено станиной, на стойке которой закреплена одна из внешних вилок карданной передачи с возможностью поворота относительно продольной оси передачи и связана с нагружателем крутящего момента; подвижной опорой, на которой закреплена вторая внешняя вилка карданной передачи, содержащая стрелочный указатель для фиксации перемещений относительно шкалы.

На чертеже изображена кинематическая схема устройства.

Устройство содержит станину 1, на которой установлены подвижная опора 2 и опора с возможностью проворота 3; испытываемую карданную передачу, состоящую из двух крестовин 4, двух внутренних вилок 5, двух внешних вилок 6, вала со шлицевым соединением 7; нагружатель крутящего момента, состоящий из рычага 8, динамометра 9 и резьбовой тяги 10; измеритель зазора, состоящий из стойки 11 с жестко закрепленным на ней корпусом индикатора часового типа 12 и площадки 13; шкалу осевого перемещения 14, жестко закрепленную на станине 1, и стрелку 15, установленную на подвижной опоре 2.

Устройство работает следующим образом.

Испытываемую карданную передачу устанавливают на станину 1 так, что одна из внешних вилок 6 карданной передачи закрепляется в подвижной опоре 2, а вторая внешняя вилка - в опоре 3 с возможностью проворота. Подвижная опора перемещается в такое положение, при котором угол излома в карданных шарнирах равен нулю, что фиксирует стрелка 15 по шкале осевого перемещения 14. К другой внешней вилке 6, установленной в опоре 3 с возможностью проворота, прикрепляется нагружатель крутящего момента. Резьбовой тягой 10 через рычаг 8 создается крутящий момент в карданной передаче, фиксируемый динамометром 9. На вилках карданных шарниров устанавливаются измерители зазоров так, что стойка 11 жестко закреплена на одной вилке карданных шарниров, а площадка 13 - на другой. Индикаторы часового типа устанавливаются в нулевое положение. Затем, перемещая подвижную опору 2 относительно станины 1, находят такое ее положение, при котором значения зазора максимальны. Это фиксируется индикатором часового типа 12. Положение подвижной опоры 2 определяется по шкале 14 стрелкой 15.

Искомый угол γ находят через отношение:

,

где а - измеряемая по шкале 14 величина,

b - постоянная устройства для заданной карданной передачи.

Таким образом, устройство позволяет с высокой точностью определить действительный угол излома карданных шарниров, который был в эксплуатации.

Использованная литература

1. Сельцер А.А., Скибневский К.Ю. Практикум по диагностированию сельскохозяйственной техники. - М.: Колос, 1979, - 423 с., ил.

Устройство для определения взаимного углового перемещения шарниров карданной передачи в эксплуатации, содержащее измеритель зазора, испытываемую карданную передачу, отличающееся тем, что устройство снабжено станиной, на стойке которой закреплена одна из внешних вилок карданной передачи с возможностью поворота относительно продольной оси передачи и связана с нагружателем крутящего момента, другая внешняя вилка карданной передачи прикреплена к подвижной опоре с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной продольной оси передачи, при этом измерители зазоров установлены на вилках испытываемой карданной передачи, а упомянутая подвижная опора содержит стрелочный указатель для фиксации перемещения относительно шкалы, закрепленной на станине.