Самоходная полупогружная океанологическая исследовательская платформа и способ ее использования

Иллюстрации

Показать все

Платформа имеет вид полупогружного катамарана, состоящего из надводной площадки, которая опирается двумя рядами полых колонн, снабженных стабилизирующими пластинами, на понтоны, скрепленные между собой двумя рядами полых биплановых горизонтально-поперечных ребер жесткости, установленных в разных горизонтальных плоскостях и сдвинутых относительно друг друга. Каждый понтон, оборудованный азимутальным полноповоротным движительно-рулевым комплексом, разделен герметичными переборками на пять отсеков, два из которых служат емкостями для принятия переменного балласта, а центральный отсек - для размещения твердого балласта, которым является аккумуляторная батарея. На надводной площадке в районе мидель-шпангоута установлена П-образная сигнальная мачта, состоящая из бортовых вертикальных опор и горизонтальной площадки и несущая мачты с научно-измерительным, навигационным, радио- и телепоисковым и передающим оборудованием. В центре надводной площадки установлена опорная башня ветроэлектрической установки. Вокруг опорной башни расположена солнечная батарея. У носовой кромки надводной площадки имеется глубоководная лебедка для выполнения операций с подводным контейнером и электроприводная кабель-тросовая вьюшка, служащая для операций с плавучим эллипсообразным контейнером с подводной научно-измерительной аппаратурой. Технический результат: снижение водоизмещения, металлоемкости и мощности энергоустановки, повышение мобильности, автономности и дальности плавания, снижение затрат на изготовление и эксплуатацию, возможность комплексных исследований океана на разных глубинах и выполнения задач оперативного мониторинга загрязнения моря нефтью и другими веществами и охраны биоресурсов от браконьеров. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

Реферат

Текст описания приведен в факсимильном виде.

1. Самоходная полупогружная океанологическая исследовательская платформа, содержащая надводную площадку с надстройкой и размещенными на ней вспомогательным и энергетическим оборудованием, вычислительным центром, научно-измерительной, навигационной, радиопередающей аппаратурой, причем энергетическое оборудование выполнено по схеме единой электроэнергетической системы на переменном токе, а сама площадка опирается посредством двух рядов полых колонн, поддерживающих верхнюю конструкцию над водой и имеющих сечение корабельной формы и демпфирующие пластины в их нижней части, на два понтона-катамарана, имеющих обводы водоизмещающего корпуса судна и снабженных каждый емкостями для водяного балласта, балластно-осушительной подсистемой, движительной установкой, рулевым устройством, элементами энергетической установки, а также и двумя рядами полых ребер жесткости, установленных горизонтально между корпусами понтонов катамарана на уровне соответственно их палуб и основных плоскостей, из которых нижние выполнены крыловидными, с выпуклостью, обращенной вверх, и развернутыми под углом атаки к встречному потоку воды, отличающаяся тем, что на надводной площадке в районе мидель-шпангоута установлена П-образная сигнальная мачта, бортовые вертикальные цилиндрические опоры которой выполнены полыми и являются продолжением средних полых колонн платформы; на поперечной горизонтальной площадке сигнальной мачты размещены устройство молниезащиты, комплект надводной научно-измерительной аппаратуры, устройства навигационного комплекса, включая антенну радиолокационной системы, антенны радио- и телепоисковой аппаратуры, радио- и телевещательной установок для круглосуточных метеонаблюдений, мониторинга загрязнения окружающей среды и охраны биоресурсов океана; понтоны катамарана разделены каждый от носа в корму герметичными переборками на пять сообщающихся между собой посредством коридора отсеков, а именно форпик, носовой балластный отсек, центральный отсек, кормовой балластный отсек и ахтерпик, в первом из которых расположено помещение подводной научно-измерительной, навигационной и поисковой аппаратуры, в составе которой имеется гидролокатор, в носовом и кормовом балластных отсеках - балластные емкости для приема переменного водяного балласта, в центральном отсеке - основная электрическая аккумуляторная батарея, выполняющая роль твердого балласта, в ахтерпике - румпельно-движительное отделение, движительная установка которого выполнена в виде азимутального полноповоротного движительно-рулевого комплекса с электроприводами, при этом коридор, ось которого совпадает с продольной осью понтона, в местах его пересечения с герметичными переборками оборудован клинкетными водо- и газонепроницемыми дверями с дистанционным приводом; верхний ряд горизонтально-поперечных полых ребер жесткости выполнен аналогично нижнему ряду таких же ребер жесткости также крыловидным, выпуклостью вверх, и развернутым под углом атаки и смещен в корму относительно нижнего ряда ребер жесткости на половину ширины крыловидного ребра, образуя при этом стоящие друг за другом несколько пар биплановых крыльев-решеток; центральный отсек каждого понтона оборудован подсистемами естественной и принудительной вытяжной вентиляции, где в подсистему естественной вентиляции входит средняя полая колонна, внутренняя полость которой сообщена со стороны нижней части с центральным отсеком понтона, а в верхней части - с атмосферой, а подсистема принудительной вытяжной вентиляции центрального отсека у каждого понтона состоит из приточного и вытяжного воздуховодов, установленных во внутренней полости средней колонны, и вытяжного воздуховода в установленной над нею полой вертикальной опоре сигнальной мачты, с выпускным вентиляционным раструбом, расположенным на вершине этой вертикальной опоры, и вентилятором, встроенным в верхней части воздуховода, с электроприводом, установленным снаружи; платформа содержит балластную систему, которая состоит из двух независимых частей, равных числу понтонов, каждая из которых содержит носовую и кормовую балластные емкости, ограниченные каждая продольной перегородкой на цистерны правого и левого бортов и обслуживающую их балластно-осушительную подсистему, которая содержит приемные и отливной кингстоны забортной воды и балластно-осушительные насосы, из которых один резервный, установленные в помещении ахтерпика и соединенные каждый на стороне приемных патрубков друг с другом и с независимыми коллекторами, выведенными к приемным патрубкам-храпкам, расположенным у кормовых переборок в балластных емкостях правого и левого бортов и в сточных колодцах центрального и концевых отсеков понтона, а на стороне выходных патрубков - с отливным кингстоном, причем приемные кингстоны установлены в концевых отсеках, отливной кингстон - в ахтерпике, все кингстоны и все приемные патрубки-храпки снабжены клапанами с дистанционным управлением, а каждая балластная цистерна в верхней части сообщена посредством уравнительного клапана с дистанционным управлением с центральным отсеком, сообщенным с атмосферой; для усиления стабилизирующего эффекта при штормовой погоде платформа оборудована пассивной системой успокоения килевой и бортовой качки, в которой пассивная подсистема успокоения килевой качки состоит из двух независимых частей, равных числу понтонов, каждая из которых образована двумя парами носовых и кормовых балластных цистерн левого и правого бортов одного понтона и соединяющих их продольных нижнего жидкостного и верхнего воздушного каналов-трубопроводов, снабженных клапанами с дистанционным управлением, а пассивная подсистема успокоения бортовой качки образована парой носовых и парой кормовых балластных цистерн разных понтонов, расположенных с их внешних бортов и соединенных каждая нижним жидкостным и верхним воздушным поперечными каналами, снабженных клапанами с дистанционным управлением, причем в качестве этих каналов использованы горизонтально-поперечные полые крыловидные ребра жесткости, соединяющие корпуса понтонов; в геометрическом центре надводной площадки установлена опорная башня ветроэлектрической установки, состоящая из верхней и нижней цилиндрических секций соответственно с меньшим и большим диаметрами, соединенных фланцами со средней конусообразной секцией, в нижней цилиндрической секции опорной башни большего диаметра расположен вертикально электрический ветрогенератор, вал которого соединен фланцами с вертикальным валом ветротурбины и образует с ним общий вертикальный вал ветроэлектрической установки, вращающийся в трех подшипниковых узлах, а именно нижнем - упорном, расположенном в фундаментной плите надводной площадки, среднем - упорно-опорном, встроенном в верхнюю цилиндрическую секцию опорной башни, верхнем - опорном, установленном в поперечной горизонтальной площадке сигнальной мачты; цилиндрический ротор ветротурбины выполнен в форме «беличьего колеса», в котором между двумя кольцами, закрепленными по торцам ротора на радиальных спицах, жестко закреплены на некотором расстоянии друг от друга вертикальные лопасти, установленные каждая в радиальной плоскости ротора и равномерно распределенные по окружности колец; с наружной стороны ротор опоясан по всей окружности цилиндрическим щелеобразным статором-решеткой, который неподвижно закреплен на внутренних поверхностях вертикальных опор сигнальной мачты, а вертикальные пластины этого неподвижного статора-решетки, образующие щели, выполняют роль направляющих сопел, установлены каждая тангенциально к цилиндрической поверхности ротора вертотурбины и выполнены с возможностью регулируемого поворота относительно своих вертикальных осей; на надводной площадке вокруг опорной башни ветроэлектрической установки расположена одноярусная надстройка с покатым перекрытием, внешние поверхности которого покрыты фотогальваническими пластинами, соединенными электрически последовательно-параллельно и образующими солнечную батарею; к наружным кромкам покатого перекрытия надстройки для увеличения площади солнечной батареи присоединены со всех сторон перекрытия на шарнирах дополнительные крылья с возможностью дистанционного управления углом их установки по отношению к плоскости горизонта, наружные поверхности вертикальных опор и верхняя поверхность горизонтальной площадки сигнальной мачты тоже покрыты фотогальваническими панелями; у носовой кромки надводной площадки установлена симметрично относительно ее продольной оси глубоководная лебедка с контейнером, закрепленным на конце ее несущего кабель-троса и содержащим научно-измерительную аппаратуру для выполнения подводных исследований, включая и оборудование для подводной телесъемки, а для опускания контейнера под воду в надводной площадке имеется проем, оборудованный замковым фиксатором; другой контейнер, предназначенный для взятия проб с поверхности воды, выполнен плавающим на ее поверхности в форме эллипса, симметрично опоясывающего одну из передних полых колонн и свободно перемещающегося при волнении вдоль ее вертикальной оси, при этом плавающий контейнер связан своим кабель-тросом с электроприводным барабаном вьюшки, автоматически выбирающей слабину этого кабель-троса, образующуюся при вертикальных перемещениях плавучего контейнера на волне; энергетическая установка платформы выполнена по схеме единой электроэнергетической системы переменно-постоянного тока и содержит смешанный комплекс нетрадиционных возобновляемых источников энергии переменного и постоянного тока, выпрямители, накопители энергии в виде электрических аккумуляторных батарей напряжением 110 и 24 В, инверторы, трансформаторы напряжения, электрические сети постоянного тока напряжением 110 и 24 В, а также сеть переменного тока частоты 50 Гц напряжением 380 и 220 В, электроприводы азимутальных движительно-рулевых комплексов, глубоководной лебедки и кабель-тросовой вьюшки, комплекс электроприемников собственных нужд платформы, а также научно-измерительной, навигационной, приемопередающей радио- и телеаппаратуры; при этом смешанный комплекс нетрадиционных возобновляемых источников энергии состоит из ветроэлектрической установки ортогонального типа, батареи фотогальванических панелей и волновых гидрогенераторов, причем ветрогенератор с непосредственным приводом от ветротурбины, выполненный на переменном токе, подключен к сборно-распределительным шинам электрической сети постоянного тока напряжением 110 В через управляемые полупроводниковые выпрямители, и параллельно ему к этим же шинам подсоединена электрически через устройство сопряжения батарея фотогальванических элементов, а волновые гидрогенераторы переменного тока, приводимые во вращение от гидротурбин, встроенных в продольные и горизонтально-поперечные жидкостные каналы-трубопроводы пассивных подсистем успокоения килевой и бортовой качки, соединены через полупроводниковые выпрямители параллельно и подключены к сборно-распределительным шинам электрической сети постоянного тока напряжением 24 В; к сборно-распределительным шинам постоянного тока напряжением 110 и 24 В подсоединены через устройства гальванической развязки аккумуляторные батареи соответственно основная напряжением 110 В и аварийная напряжением 24 В, а, кроме того, эти шины соединены между собой через согласующее полупроводниковое устройство напряжения; сборно-распределительные шины постоянного тока напряжением 110 В соединены с электроприводами двух азимутальных движительно-рулевых комплексов, глубоководной лебедки и кабель-тросовой вьюшки, выполненных на переменном токе напряжением 380 В, посредством отдельных автономных инверторов, а с главными шинами переменного тока напряжением 220 В частоты 50 Гц - посредством зависимого инвертора, причем автономные инверторы азимутальных движительно-рулевых комплексов снабжены двумя выходными каналами, а именно на 380 и 220 В, образованными посредством выходного трехобмоточного трансформатора напряжения; к главным шинам переменного тока напряжением 220 В подключены электроприемники собственных нужд платформы, научно-измерительная, навигационная и приемопередающая радио- и телеаппаратура, из которых два электродвигателя подсистемы принудительной вытяжной вентиляции центральных отсеков понтонов катамарана выполнены синхронными и соединены каждый кинематически посредством разобщительной муфты с валом вентилятора, а электрически - посредством пускателя с выходным каналом напряжением 220 В автономного инвертора своего понтона, причем к сборным шинам напряжением 24 В подсоединены электроприемники особо ответственного назначения, включая приемники для работы платформы в автоматическом режиме, а именно комплексная система автоматического управления, контроля и диагностики технического состояния энергетической установки, технологического и вспомогательного оборудования, включающая подсистемы: комплексную подсистему сбора и обработки научных данных, измерения параметров оборудования платформы, газового анализа атмосферы центральных отсеков обоих понтонов, навигации и безопасности мореплавания, радиосвязи и телевещания, управления движением и маневрированием платформы, оживления и управления единой электроэнергетической установкой, диагностики технического состояния энергетического, технологического и вспомогательного оборудования, контроля и аварийно-предупредительной сигнализации нештатных режимов энергетического и технологического оборудования, защиты и управления техническими средствами в нештатных ситуациях, управления балластно-осушительной подсистемой, управления глубоководной лебедкой и электроприводной вьюшкой.

2. Способ использования самоходной полупогружной океанологической исследовательской платформы, заключающийся в том, что для доставки платформы в заданный район ее переводят в транспортное крейсерское положение за счет удаления водяного балласта из понтонов посредством балластно-осушительных подсистем, доставляют платформу морским путем в район исследований, с прибытием ее в заданную точку района переводят платформу в стабилизированное полупогруженное положение посредством открытия приемных кингстонов забортной воды и принятия в понтоны водяного балласта, позиционируют платформу в данной точке района с заданными географическими координатами для исследований точечным методом, выполняют по заданной программе посредством научно-измерительной аппаратуры, вычислительного центра и средств связи объем комплексных океанологических и метеорологических исследований, включающих сбор исследуемой информации, ее обработку и передачу в центр управления по каналу радиосвязи, после завершения программы исследований в одной точке перемещают платформу за счет движительной установки своим ходом без всплытия в другую близко расположенную точку района, где ее позиционируют аналогично, а в случае перехода платформы на большое расстояние в другой район исследований ее перемещают, переведя предварительно в транспортное крейсерское положение путем всплытия за счет удаления упомянутого водяного балласта, отличающийся тем, что позиционирование платформы в точке с заданными фиксированными географическими координатами в процессе комплексных океанологических и метеорологических исследований точечным методом выполняют динамическим путем посредством азимутальных движительно-рулевых комплексов и подсистемы управления движением и маневрирования платформы в режиме автоматического управления, при этом периодически вычисляют посредством надводной навигационной аппаратуры текущие географические координаты положения платформы, сравнивают их посредством вычислительного центра с заданными географическими координатами и при выявлении отклонений текущих координат от заданных возвращают платформу в заданную географическую точку посредством азимутальных движительно-рулевых комплексов и подсистемы управления движением и маневрированием платформы, причем дополнительно переводят платформу аналогичным путем за счет удаления части водяного балласта в полукрейсерское положение для предохранения оборудования надводной площадки от повреждений в штормовых условиях, в период которого выполняют при необходимости заряд аварийной аккумуляторной батареи посредством электрических волновых гидрогенераторов, при этом весь объем комплексных океанологических и метеорологических исследований производят путем выполнения ряда частных методов исследований.

3. Способ использования по п.2, отличающийся тем, что комплексные океанологические и метеорологические исследования дрейфовым методом выполняют путем выключения азимутальных движительно-рулевых комплексов программно посредством вычислительного центра или по команде, получаемой дистанционно этим центром с судна обеспечения посредством канала радиосвязи, при этом контролируют периодически посредством надводного навигационного комплекса фактическую траекторию дрейфа платформы, сравнивают ее посредством вычислительного центра с программно-заданной траекторией дрейфа и при обнаружении их несовпадения выполняют программно корректировку траектории дрейфа посредством кратковременного включения в работу указанных азимутальных движительно-рулевых комплексов с помощью подсистемы управления движением и маневрированием платформы.

4. Способ использования по п.2, отличающийся тем, что при выполнении комплексных океанологических и метеорологических исследований методом по площади вводят дистанционно посредством канала радиосвязи и вычислительного центра программу заданной траектории движения платформы путем продольных, поперечных, диагональных, зигзагообразных галсов либо по периметру, граничные географические координаты исследуемой площади, географические координаты точек перемены галсов, а также скорость движения платформы, частоту выполняемых замеров, характер замеров путем остановки или на ходу, после получения комплексной системой автоматического управления, контроля и диагностики технического состояния энергетической установки, технологического и вспомогательного оборудования дистанционной команды на выполнение программы исследований по площади начинают программные галсовые, например, зигзагообразные, перемещения платформы посредством азимутальных движительно-рулевых комплексов и подсистемы управления движением и маневрированием платформы, при этом периодически контролируют посредством надводного навигационного комплекса текущие галсовый курс платформы и координаты перемещения платформы, сравнивают их посредством вычислительного центра с заданными галсовым курсом и координатами точек перемены галсов, при расхождении текущего и заданного галсовых курсов корректируют курс платформы посредством азимутальных движительно-рулевых комплексов, а при совмещении текущих географических координат с заданными координатами точек перемены галса посылают команду в подсистему управления движением и маневрированием платформы на перемену галса, после чего платформу разворачивают азимутальными движительно-рулевыми комплексами на новый галсовый курс и цикл программно-выполняемых платформой операций повторяют, при совмещении текущих географических координат с заданными координатами конечной граничной точки исследуемой площади азимутальные движительно-рулевые комплексы выключают посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и посылают посредством канала радиосвязи сигнал на судно обеспечения о завершении выполнения платформой данной частной программы исследования данным частным методом по площади.

5. Способ использования по п.2 или 4, отличающийся тем, что при выполнении комплексных исследований методом по объему дополнительно погружают в воду посредством глубоководной лебедки и буксируют под водой посредством кабель-троса контейнер с подводной научно-исследовательской аппаратурой, при этом вводят дистанционно в вычислительный центр посредством канала радиосвязи с судна обеспечения программу заданной траектории подводных перемещений контейнера путем его пилообразных, синусоидальных, трапецеидальных, продольных на разных горизонтах галсов, глубины граничных горизонтов, скорость перемещения платформы и режимы глубоководной лебедки по частоте и направлению вращения барабана на заданных галсах, при этом периодически контролируют посредством подводной навигационной аппаратуры текущие глубины перемещения контейнера на заданном галсе, сравнивают их посредством вычислительного центра с глубиной заданного граничного верхнего или нижнего горизонта, при совпадении сравниваемых глубин посылают посредством вычислительного центра команду в подсистему управления глубоководной лебедкой на перемену галса перемещения контейнера и режима глубоководной лебедки, после чего меняют галс перемещения контейнера и соответствующий ему режим глубоководной лебедкой; при формировании вычислительным центром сигнала о завершения выполнения платформой данной программы исследований данным частным методом по объему в подсистему управления глубоководной лебедкой подают из того же вычислительного центра команду на вывод глубоководной лебедки из работы, по которой указанная подсистема управления включает глубоководную лебедку на подъем, втягивают контейнер в проем надводной площадки платформы и крепят его посредством замкового фиксатора.

6. Способ использования по п.2, отличающийся тем, что в процессе комплексных исследований при мониторинге загрязнения поверхности озер, морей и океана нефтью и другими вредными веществами контролируют посредством радиолокационной системы, надводной научно-измерительной и телепоисковой аппаратуры состояние поверхности акватории и состав воздуха, при обнаружении признаков присутствия загрязняющих веществ платформу переключают посредством вычислительного центра в режим исследования размеров пятна загрязнения, направления и скорости его перемещения, для этого, оповестив посредством канала радиосвязи центр управления об обнаруженном загрязнении, вычисляют посредством надводного навигационного комплекса курс к ближайшей боковой границе нефтяного пятна и направляют к ней платформу посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов; достигнув границы пятна загрязнения, платформу переводят в режим дрейфа посредством выключения движительно-рулевых комплексов, опускают посредством электроприводной вьюшки и подсистемы управления ею на поверхность воды плавучий контейнер, берут посредством научно-измерительной аппаратуры пробы поверхностного слоя воды и атмосферного воздуха, выполняют той же научно-измерительной аппаратурой структурный и количественный анализ проб, данные которого оперативно передают в центр управления посредством радиовещательной аппаратуры, а платформу по умолчанию переводят посредством вычислительного центра в режим определения размеров пятна загрязнения, для этого выводят платформу посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов на чистую воду, вычисляют посредством надводного навигационного комплекса координаты исходной точки ее нахождения и новый курс перемещения платформы параллельно видимой границе пятна загрязнения, переводят платформу посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов на новый заданный курс, перемещают ее таким же путем вдоль фронта пятна загрязнения, сохраняя расстояние до этого фронта неизменным, для чего в координатах точек излома границы пятна загрязнения с чистой водой определяют повторно посредством надводного навигационного комплекса координаты этих точек, вычисляют посредством вычислительного центра измененные курсы движения платформы и переводят ее на эти курсы посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов, при этом режим маневрирования платформы выполняют указанным путем до тех пор, пока платформа, пройдя вдоль переднего фронта пятна загрязнения, выйдет на противоположную сторону нефтяного шлейфа в точку, лежащую на одной линии с исходной географической точкой начала движения, причем обработанные данные, содержащие географические координаты точек переднего фронта и его вершины, а также ширину шлейфа пятна загрязнения, оперативно передают посредством радиовещательной аппаратуры в центр управления, по умолчанию платформу программно направляют посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов в вершину дуги переднего фронта пятна загрязнения, перемещают платформу таким же путем по тому же курсу, по которому движется указанная вершина пятна загрязнения, и синхронно с ней, вычисляют периодически посредством надводного навигационного комплекса координаты траектории и скорость перемещения вершины пятна загрязнения, которые посылают в центр управления по каналу радиосвязи, по завершении операций взятия проб с поверхности воды плавучий контейнер платформы подтягивают посредством электроприводной вьюшки в проем нижней поверхности надводной площадки и крепят его посредством замкового фиксатора.

7. Способ использования по п.2, отличающийся тем что в процессе комплексных исследований при охране биоресурсов водных бассейнов от браконьеров патрулируют заданный квадрат посредством программно-заданных перемещений платформы, для чего вводят дистанционно в программу вычислительного центра посредством канала радиосвязи географические координаты граничных точек патрулируемого квадрата, траекторию движения платформы путем продольных, поперечных, диагональных, зигзагообразных галсов либо по периметру квадрата, а также и скорость движения платформы, при этом проводят активный поиск объектов браконьерского промысла посредством радиопоисковой аппаратуры, радио- и гидролокационной систем, запроса и анализа информации со спутников посредством спутниковых радио- и навигационных систем, при обнаружении одного или нескольких подозрительных надводных объектов вычисляют посредством надводного навигационного комплекса координаты местонахождения этих объектов и элементы движения, как то курс, скорость и дрейф, обнаруженных объектов, определяют программно посредством вычислительного центра и того же навигационного комплекса приоритетный объект и курс к нему, направляют платформу посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов на сближение с указанным приоритетным объектом и оповещают посредством канала радиосвязи о предпринятых действиях центр управления, определят посредством радиолокационной системы расстояние до приоритетного объекта, сблизившись с объектом на расстояние видимости телекамер и приборов ночного видения, переводят платформу посредством тех же подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов на режим медленной циркуляции вокруг объекта, включают программно посредством вычислительного центра наружные телекамеры и телевещательную установку в режим съемки, передачи в прямой эфир и запись на видеокассету опознавательных знаков, поведения и действий объекта, продолжают прослушивать посредством радиостанции и включают программно посредством вычислительного центра запись на аудиокассету всех переговоров, проводимых экипажем объекта через радиоэфир, при этом средства теле- и радиослежения не выключают до прибытия судна обеспечения, причем при обнаружении под водой посредством гидролокатора объектов, похожих на браконьерские снасти, вычисляют посредством подводной навигационной аппаратуры координаты местонахождения подводного объекта и курс к нему, передают эти сведения посредством канала радиосвязи в центр управления, после чего программно посредством вычислительного центра, подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов направляют платформу в указанное место, продолжая гидролокационные наблюдения, определяют посредством гидролокатора дистанцию до обнаруженного объекта, после приближения к нему на расстояние видимости подводной телекамеры, платформу переводят программно в дрейф путем выключения азимутальных движительно-рулевых комплексов и опускают посредством глубоководной лебедки контейнер с подводной телекамерой, включив которую программно посредством вычислительного центра и переведя платформу посредством азимутальных движительно-рулевых комплексов на малый ход, продолжают сближение с объектом, производят посредством телепоисковой аппаратуры визуальное обследование места, в котором находится подозрительный объект, и, обнаружив его, гидролокатор выключают программно и включают программно посредством вычислительного центра телевещательную установку на передачу телеизображения в прямой эфир и запись его на видеокассету, а платформу перемещают посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы по периметру подводного объекта с целью его идентификации и определения линейных размеров посредством подводной телеустановки, при этом, завершив циркуляцию, платформу переводят в дрейф посредством выключения азимутальных движительно-рулевых комплексов, телевещательную установку то же выключают программно и ждут дальнейших указаний из центра управления, причем указанные программные действия сопровождают контролем остаточной емкости основной и аварийной аккумуляторных батарей посредством подсистемы контроля и аварийно-предупредительной сигнализации нештатных режимов энергетического и технологического оборудования, сравнивают посредством вычислительного центра текущую остаточную емкость этих батарей с заданной минимально допустимой, при совпадении их значений переводят платформу посредством подсистемы управления движением и маневрированием платформы и азимутальных движительно-рулевых комплексов в режим дрейфа, в течение которого производят зарядку основной и аварийной аккумуляторных батарей посредством ветрогенератора и/или солнечной батареи, при этом в режиме дрейфа платформы не прекращают поиск надводных и подводных объектов посредством радиопоисковой аппаратуры, радио- и гидролокационных систем, спутниковой связи.