Устройство дымоудаления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам для удаления дыма из помещения на этажах здания через проемы в стенке вытяжной шахты. Технический результат: улучшение эксплуатационных характеристик устройства путем создания значительного сопротивления проницанию дыма, а также заметного упрощения конструкции. Устройство дымоудаления включает контур, заслонку с ручкой, установленную с возможностью перемещения вдоль проема по вертикальным направляющим, приводной электромагнит, связанный посредством якоря через зацеп с заслонкой, уплотнительный пояс, монтажные крепежные элементы и амортизатор в виде упругой пластины. Устройство содержит дополнительный контур с резьбовыми втулками и стопорными винтами, установленный диаметрально основному контуру с образованием в паре с ним боковых вертикальных направляющих в виде глухой щели и кольцевого желоба. Уплотнительный пояс размещен в желобе с возможностью контакта со стенками желоба и заслонкой. Приводной электромагнит снабжен рычажком ручного открывания и закреплен на контуре с возможностью непосредственно горизонтального зацепления якоря с ручкой заслонки. Амортизатор снабжен дополнительно тормозной планкой. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам для удаления дыма из помещения на этажах здания через проемы в стенке вытяжной шахты.

Известно устройство дымоудаления, содержащее контур, заслонку с ручкой, установленную с возможностью перемещения вдоль проема по вертикальным направляющим, приводной электромагнит, связанный посредством якоря через зацеп с заслонкой, уплотнительный пояс и монтажные крепежные элементы [а.с.SU №1298494. МПК F24F 13/08, опубл. 23.03.1987, бюл. №11].

В данном устройстве в качестве монтажных крепежных элементов использована сварка. Жесткое сварное закрепление контура на закладных деталях приводит к короблению привалочной плоскости, из-за чего заслонка прилегает к контуру с зазорами, что снижает сопротивление дымопроницанию. Кроме того, заслонка не рассчитана на двустороннее восприятие избыточного давления. При этом при избыточном давлении изнутри заслонка отходит от корпуса, возможность проникновения дыма сохраняется. Размещение уплотнительного пояса на заслонке приводит к его повреждению (появлению задиров), так как при перемещении заслонки вдоль проема уплотнение скользит по плоскости контура и по стене.

В известном устройстве вертикальные направляющие выполнены в виде стержней. Одни стержни прикреплены к контуру, другие - к заслонке. Поскольку стержни расположены не в одной плоскости и на разных изделиях, соблюдение их параллельности затруднено. Прижимные скобы, охватывающие стержни и при помощи которых заслонка связана с контуром, установлены консольно. Заслонка при своем резком падении изгибает их. Такое выполнение направляющих приводит к защемлению заслонки на контуре, что снижает надежность работы устройства. Механизм подвеса заслонки имеет сложную конструкцию, трудоемкую в изготовлении и неудобную в обслуживании при эксплуатации. Заслонка, механизм подвеса и приводной электромагнит выступают за пределы стенового проема, что не исключает их повреждение при прохождении мимо с громоздким грузом и что, в свою очередь, потребует полного демонтажа устройства.

Наиболее близким по технической сущности является устройство дымоудаления, содержащее контур, заслонку с ручкой, установленную с возможностью перемещения вдоль проема по вертикальным направляющим, приводной электромагнит, связанный посредством якоря через зацеп с заслонкой, уплотнительный пояс, монтажные крепежные элементы и амортизатор в виде упругой пластины [патент RU №2199062. МПК F24F 13/08, опубл. 20.02.2003]. В данном устройстве монтажные крепежные элементы выполнены в виде двух стопорных стержней с распорной гайкой. При свинчивании гайки с резьбового конца стержня его конусный торец и конусный торец гайки утапливаются соответственно в основание и в потолок проема. Тем самым контур при помощи кронштейнов удерживается стопорными стержнями на проеме. Однако при периодических открываниях заслонки лунки под конусами разбиваются. Вследствие этого гайки и стержни расслабляются, а контур может упасть. Поэтому такое стопорение требует постоянного надзора и постоянного подкручивания гаек, что усложняет эксплуатацию устройства.

По мере расслабления стопорных стержней контур отходит от стены, сопротивление дымопроницанию снижается.

В указанном устройстве заслонка также не рассчитана на двустороннее восприятие избыточного давления. Поэтому при избыточном давлении изнутри большая часть заслонки будет отжиматься от контура. Возникновение зазоров между контуром и заслонкой способствует повышенному дымопроницанию, что снижает эксплуатационные характеристики устройства.

Использование двух стержней с утолщенным верхним концом в качестве вертикальных направляющих приводит к заклиниванию заслонки, когда она закрыта, так как верхняя планка прижимает заслонку с натягом поверху, а нижняя пружинящая планка, взаимодействующая с контуром, способствует заклиниванию снизу. Учитывая, что приводом для открытия заслонки является ее вес, его может оказаться недостаточно, чтобы преодолеть прижимные силы и открыть заслонку. Механизм подвеса имеет сложную конструкцию. В устройстве не предусмотрен доступ к якорю электромагнита для быстрого расцепления его с зацепом заслонки вручную. Заслонка и привод выступают за пределы проема, что создает опасность их повреждения. Амортизатор в виде упругой пластины недостаточно смягчает удар, что приводит к расшатыванию монтажных крепежных элементов.

Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик устройства путем создания значительного сопротивления дымопроницанию, а также упрощение конструкции и повышение надежности в работе.

Указанная задача решается тем, что устройство дымоудаления, включающее контур, заслонку с ручкой, установленную с возможностью перемещения вдоль проема по вертикальным направляющим, приводной электромагнит, связанный посредством якоря через зацеп с заслонкой, уплотнительный пояс, монтажные крепежные элементы и амортизатор в виде упругой пластины, согласно изобретению содержит дополнительный контур с резьбовыми втулками и стопорными винтами, установленный диаметрально основному контуру с образованием в паре с ним боковых вертикальных направляющих в виде глухой щели и кольцевого желоба, при этом уплотнительный пояс размещен в желобе с возможностью контакта со стенками желоба и заслонкой, приводной электромагнит снабжен рычажком ручного открывания и закреплен на контуре с возможностью непосредственно горизонтального зацепления якоря с ручкой заслонки, причем основной контур смонтирован на внутренней стороне проема.

Кроме того, задача решается тем, что амортизатор снабжен дополнительно тормозной планкой, связанной посредством поперечины и контактируемой с амортизатором, причем планка установлена наклонно, верхний ее конец подвешен на контур, а нижний ее конец пропущен через окно на полке упорного уголка с возможностью изменения наклона тормозной планки.

Отличием является также то, что каждый монтажный крепежный элемент выполнен в виде втулки со стопорным винтом, закрепленной на основном контуре, и шкворня, пропущенного через втулку и связанного с отверстием на боковой стене вытяжной шахты.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 дан общий вид устройства дымоудаления; на фиг.2 - вид А-А на фиг.1; на фиг.3 - вид Б-Б на фиг.1.

Устройство дымоудаления содержит контур 1, заслонку 2 с ручкой 3, установленную с возможностью перемещения вдоль проема по вертикальным направляющим, приводной электромагнит 4, связанный посредством якоря 5 через зацеп-ручку 3 с заслонкой, уплотнительный пояс 6, а также монтажные крепежные элементы и амортизатор 7.

Контур выполнен в виде прямоугольной рамы из угловой стали, полка верхнего уголка и полки боковых уголков обращены внутрь рамы. Полка нижнего уголка обращена наружу. Нижний уголок сдвинут относительно плоскости рамы. Боковые уголки по низу связаны упорным уголком, который с нижним уголком образует щель в основании рамы.

Заслонка, соответственно, имеет вид прямоугольника с размером по ширине, чуть меньшим внутренней ширины контура. На одной передней стороне заслонки закреплена съемная ручка, а на другой тыльной стороне ее диаметрально ручке закреплена пластина-амортизатор 7 при помощи общих для ручки и амортизатора гаек с прижимными шайбами. Заслонка имеет скругленные кромки по всему периметру.

Устройство включает дополнительно подвижный контур 8 с резьбовыми втулками 9 и стопорными винтами 10. Подвижный контур имеет форму прямоугольной рамы из угловой стали. Все полки уголков обращены наружу рамы. Подвижный контур установлен диаметрально основному контуру с образованием в паре с ним боковых вертикальных направляющих в виде глухой щели 11 и кольцевого желоба 12. При этом уплотнительный пояс размещен в желобе с возможностью контакта со стенками желоба и с заслонкой. В качестве уплотнительного пояса может быть использован, например, асбестовый пуховый шнур.

Приводной электромагнит снабжен дополнительно рычажком 13 ручного открывания заслонки. В качестве рычажка может быть использован, например, винт с полукруглой головкой. Рычажок соединен с якорем резьбовой парой. Передний конец якоря имеет скос. Электромагнит закреплен на контуре горизонтально с возможностью зацепления якоря с ручкой заслонки непосредственно.

Каждый монтажный крепежный элемент выполнен в виде втулки 14 со стопорным винтом 15 и шкворня 16. Втулка закреплена на основном контуре, а шкворень пропущен через втулку и вставлен в отверстие 17, заранее подготовленное на боковой стене вытяжной шахты. При этом основной контур смонтирован на внутренней стороне проема.

Кроме того, упругий амортизатор снабжен дополнительно тормозной планкой 18, связанной посредством поперечины 19 и контактируемой с амортизатором. В качестве амортизатора может быть использована пластина из мягкой резины. Пластину можно покрыть огнестойким материалом. Планка установлена наклонно. Верхний ее конец подвешен на контур, нижний ее конец пропущен через окно на полке упорного уголка 20 с возможностью изменения наклона тормозной планки.

Устройство дымоудаления работает следующим образом.

Закрытая заслонка 2 удерживается на якоре 5 при помощи ручки 3, закрепление электромагнита 4 в горизонтальном положении обеспечивает возможность зацепления якоря с ручкой заслонки непосредственно, что позволяет упростить конструкцию узла подвеса, снизить затраты на изготовление, повысить надежность срабатывания приводного электромагнита.

Использование в качестве зацепа ручки в виде скобы не требует дополнительно других деталей. Расположение якоря относительно ручки-зацепа точности не требует.

При подаче напряжения на электромагнит якорь выходит из зацепления с заслонкой. После чего заслонка под собственным весом опускается через щель на основание контура. Открытая заслонка удерживается на упорном уголке 20 при помощи амортизатора. При падении заслонки упругий амортизатор смягчает удар по упорному уголку. Кроме этого, при скольжении амортизатора по наклонной тормозной планке 18 трение-торможение возрастает, за счет этого удар смягчается дополнительно.

Расцепление якоря с заслонкой вручную производится при помощи рычажка 13. Закрывание осуществляется вручную за ручку 3. По мере подъема заслонки трение-торможения уменьшается. Когда ручка проходит по скосу, подпружиненный якорь утапливается, не препятствуя заслонке самоустанавливаться. Заслонка передвигается по боковым направляющим в виде глухой щели 11, образованной между основным контуром 1 и подвижным контуром 8. Специальных направляющих не требуется. Щель регулируется подвижным контуром путем сближения его кольцевого выступа с основным контуром.

При поджатии уплотнительного пояса 6 к заслонке последняя тыльной стороной сближается до соприкосновения с привалочной поверхностью основного контура. Обжатие заслонки с двух сторон с натягом не допускается, чтоб не допустить тем самым защемления ее на контуре. После регулировочных операций подвижный контур стопорится стопорными винтами 10.

Возможность контакта заслонки передней стороной с уплотнительным поясом, а тыльной стороной с контуром позволяет создать значительное сопротивление дымопроницанию. Так как заслонка рассчитана на двустороннее восприятие давления, то она при давлении изнутри поджимается к уплотнению, а при давлении снаружи поджимается к контуру, что также создает препятствие на пути проникновения дыма.

Основной контур на проеме закрепляется разборно при помощи шкворней 16. Шкворень пропускается через втулку 14 и вставляется в отверстие 17 на боковой стене шахты. Чтобы шкворень не смог выйти из отверстия 17, он зафиксирован на втулке стопорным винтом 15, что повышает надежность монтажа.

Контур смонтирован на внутренней стороне проема, заслонка и привод не выступают за пределы проема, что исключает их повреждение.

Отличие предлагаемой конструкции устройства дымоудаления по сравнению с прототипом заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства путем создания более высокого дымопроницания, а также путем упрощения конструкции и повышения надежности в работе.

1. Устройство дымоудаления, включающее контур, заслонку с ручкой, установленную с возможностью перемещения вдоль проема по вертикальным направляющим, приводной электромагнит, связанный посредством якоря через зацеп с заслонкой, уплотнительный пояс, монтажные крепежные элементы и амортизатор в виде упругой пластины, отличающееся тем, что оно содержит дополнительный контур с резьбовыми втулками и стопорными винтами, установленный диаметрально основному контуру с образованием в паре с ним боковых вертикальных направляющих в виде глухой щели и кольцевого желоба, при этом уплотнительный пояс размещен в желобе с возможностью контакта со стенками желоба и заслонкой, приводной электромагнит снабжен рычажком ручного открывания и закреплен на контуре с возможностью непосредственно горизонтального зацепления якоря с ручкой заслонки, причем основной контур смонтирован на внутренней стороне проема.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что амортизатор снабжен дополнительно тормозной планкой, связанной посредством поперечины и контактируемой с амортизатором, причем планка установлена наклонно, верхний ее конец подвешен на контур, а нижний ее конец пропущен через окно на полке упорного уголка с возможностью изменения наклона тормозной планки.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что каждый монтажный крепежный элемент выполнен в виде втулки со стопорным винтом, закрепленной на основном контуре, и шкворня, пропущенного через втулку и связанного с отверстием на боковой стене вытяжной шахты.