Транспортно-пусковой контейнер

Транспортно-пусковой контейнер относится к системам пуска подводных снарядов с помощью телескопического толкателя. Контейнер содержит пусковую трубу, телескопический толкатель, взаимодействующий через упорное устройство с подводным снарядом, и пусковое устройство с источником газа высокого давления, сообщенное магистралью с толкателем подводного снаряда. Кроме того, контейнер снабжен устройством продольной и поперечной фиксации снаряда и фиксации от его разворота. Пусковая труба заполнена ингибитором и снабжена передней крышкой и задней сдвижной крышкой, подпружиненной сильфоном с прижимной центрирующей втулкой. Упорное устройство выполнено в виде поршня, установленного с возможностью его перемещения вдоль пусковой трубы, в передней части которой установлено кольцо обтюрации. Телескопический толкатель установлен на задней крышке. Обеспечивается распределение пускового импульса по всей поверхности оружия, что обеспечивает высокую надежность пуска снаряда. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области торпедного вооружения подводных лодок, в частности к системам пуска торпед, мин, подводных ракет или средств самообороны подводных лодок (ПЛ) с помощью телескопического пневматического (гидравлического) толкателя.

Наиболее близким техническим решением является «Устройство для выталкивания подводных снарядов» по патенту №2076299 от 27.03.1997 г., сущность которого заключается в том, что в цилиндрическом контейнере размещены взаимодействующие с подводными снарядами телескопические толкатели с тормозными устройствами и пусковое устройство с источником газа высокого давления. Телескопический толкатель располагается в задней части контейнера и механически воздействует на хвостовую втулку оружия, используя воздух высокого давления (ВВД) из боевого баллона. Давление воздуха во внутренней полости телескопического толкателя регулируется таким образом, чтобы оружие могло развить соответствующую выходную скорость на заданных глубинах хода ПЛ с учетом ограничений на контактное усилие и допустимое продольное ускорение, которое получает оружие.

Основным недостатком прототипа является приложение к силовому элементу снаряда, в частности к хвостовой втулке, сосредоточенной силы, реализующей пусковой импульс, что ограничивает применение пускового устройства по допустимому контактному напряжению.

Заявляемое изобретение решает задачу снижения контактного усилия, прилагаемого к оружию со стороны толкателя, при расположении устройства для выталкивания подводных снарядов в состоянии повышенной готовности вне прочного корпуса ПЛ.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является распределение пускового импульса по всей поверхности оружия, что обеспечивает высокую надежность пуска снаряда.

Поставленная задача достигается тем, что в конструкции транспортно-пускового контейнера, содержащего пусковую трубу, телескопический толкатель, взаимодействующий через упорное устройство с подводным снарядом, пусковое устройство с источником газа высокого давления, сообщенное магистралью с толкателем подводного снаряда, согласно изобретению установлено устройство продольной и поперечной фиксации снаряда и фиксации от его разворота, пусковая труба заполнена ингибитором и снабжена передней крышкой и сдвижной задней крышкой, подпружиненной сильфоном с прижимной центрирующей втулкой, а телескопический толкатель установлен в задней крышке, упорное устройство выполнено в виде поршня с возможностью его перемещения вдоль пусковой трубы, в передней части которой установлено кольцо обтюрации.

При этом устройство поперечной фиксации снаряда выполнено в виде продольных пазов на внутренней стороне расточки поршня, взаимодействующих с направляющими элементами снаряда, передняя часть которого расположена в кольце обтюрации.

Устройство продольной фиксации снаряда выполнено в виде упора на передней крышке и упругой втулке, расположенной на внутренней торцевой стенке поршня.

Для фиксации снаряда от разворота на внешней стороне торцевой части поршня выполнены гнезда, взаимодействующие с упорами, установленными в задней части пусковой трубы.

Кольцо обтюрации и передняя часть поршня снабжены взаимодействующими элементами для гидравлического торможения поршня в конце хода.

Выполнение упорного устройства в виде поршня позволяет снять обычно предъявляемые со стороны оружия требование по ограничению контактного усилия к его упорным элементам. При этом усилие пускового импульса распределяется по всей поверхности оружия, находящейся между поршнем и обтюрирующим кольцом.

Кольцо обтюрации и пазы на внутренней стороне поршня фиксируют хвостовую часть оружия от поперечных перемещений в вертикальной плоскости без использования наделок на снаряде, что позволяет не предусматривать установку на внутренней стороне корпуса контейнера направляющих, снизить габариты поршня с обеспечением герметизации объема за снарядом, исключить паз под наделку в обтюрирующим кольце, что повышает технологичность конструкции и эффективность обтюрации.

Наличие упоров в задней части корпуса контейнера определяет ориентацию поршня вместе со снарядом в транспортировочном положении.

Сокращению длительности работы контейнера при пуске оружия способствует его предварительное заполнение ингибитором. Каналы в торцевой стенке поршня позволяют уравновесить давление внутри контейнера без создания специализированных клапанов, соединяющих разделяемые поршнем полости подсоса и напорную. Простота решения обеспечивает большую надежность работы пускового устройства.

Введение в конструкцию тормозных элементов на кольце обтюрации и на поршне обеспечивает плавное торможение поршня в конце его хода, что качественно снижает виброакустическую заметность пуска оружия.

Повышение надежности и снижение длительности выпуска снаряда из подводной лодки достигается также введением упругих элементов на поршне и на передней крышке контейнера, т.к. исключается необходимость стопора, работающего в автоматическом режиме.

На чертеже изображен заявляемый транспортно-пусковой контейнер, где подводный снаряд 1 размещен в корпусе 2 с передней крышкой 3, имеющей рычаг 4 с упором 5, затвор 6 с приводом 7 и привод 8 ее открывания, и задней крышкой 9 с установленным в ней телескопическим толкателем 10, подпружиненной прижимной центрирующей втулкой 11 с сильфоном 12 и буфером-ограничителем 13 на фундаментном кронштейне 14. На корпусе 2 выполнена опора 15. В задней части корпуса установлен поршень 16, в передней части - кольцо обтюрации 17.

На внутренней стороне расточки поршня 16 выполнены продольные пазы 18, взаимодействующие с челноками 19 оперения подводного снаряда, обеспечивающие поперечную фиксацию снаряда, передняя часть которого расположена в кольце обтюрации 17. Между задней крышкой и поршнем в корпусе выполнена горловина 20 для заливки ингибитора, между задней крышкой 9 и корпусом 2 предусмотрен уплотнитель 21, обеспечивающий герметизацию.

Толкатель 10 контактирует с поршнем 16 через буфер 22. На передней крышке выполнен упор 23, а на внутренней торцевой стенке поршня установлена упругая втулка 24, обеспечивающие продольную фиксацию снаряда.

Магистрали пуска подводного снаряда 1 включают быстроразъемное соединение 25, гибкий шланг 26, дистанционно управляемый пусковой клапан 27, трубопровод уравнивания давления 28, трубопроводы 29, 30, 31, 32, блок управления 33, боевой клапан 34. В поршне 16 выполнены гнезда 35, взаимодействующие с упорами- фиксаторами 36 корпуса 2, фиксирующими поршень 16 и соответственно снаряд от разворота.

На обтюрирующем кольце 17 выполнен стакан 37, взаимодействующий с втулкообразным выступом 38 на торцевой внутренней стороне поршня 16 в конце его хода для плавной остановки поршня.

Устройство работает следующим образом: пуск снаряда 1 осуществляется подачей электросигнала на исполнительный электромагнит пускового клапана 27. При его открывании забортная среда трубопроводом 28 соединяется с внутренним объемом контейнера, что сопровождается уравниванием давления в нем с гидростатическим.

Одновременно воздух из боевого баллона (не показан) по трубопроводам 29, 30 и 31 поступает в полости приводов 7 и 8, обеспечивающих открывание передней крышки 3 контейнера. На заключительной стадии открывания передней крышки 3 упор 5, расположенный на рычаге 4 крышки, нажимает на приводной шток управляющего блока 33, при срабатывании которого воздух из боевого баллона по соединительному трубопроводу 32 поступает в управляющую полость боевого клапана 34. При его открывании ВВД из боевого баллона заполняет рабочую полость телескопического толкателя 10. В начале выдвижения штока толкателя вследствие большого сопротивления движению поршня сдвигается задняя крышка 9 контейнера, открывающая доступ забортной воды в увеличивающееся запоршневое пространство.

Так как площадь поршня 16 больше площади поперечного сечения снаряда 1, последний будет опережать поршень и выйдет из контейнера с необходимой скоростью. Взаимодействующие элементы 37 и 38 соответственно обтюрирующего кольца 17 и поршня 16 в конце его хода принимают положение, при котором некоторое количество воды будет замыкаться в образующемся объеме; скорость поршня будет определяться образующимся зазором между поршнем 16 и кольцом обтюрации 17. Таким образом, полная остановка подвижных частей контейнера будет осуществляться малошумно.

Предлагаемая конструкция транспортно-пускового контейнера технологична в изготовлении, обеспечивает высокие быстродействие и надежность пуска подводного снаряда.

1. Транспортно-пусковой контейнер, содержащий пусковую трубу, телескопический толкатель, взаимодействующий через упорное устройство с подводным снарядом, пусковое устройство с источником газа высокого давления, сообщенное магистралью с толкателем подводного снаряда, отличающийся тем, что контейнер снабжен устройством продольной и поперечной фиксации снаряда и фиксации от его разворота, пусковая труба заполнена ингибитором и снабжена передней крышкой и задней сдвижной крышкой, подпружиненной сильфоном с прижимной центрирующей втулкой, упорное устройство выполнено в виде поршня, установленного с возможностью его перемещения вдоль пусковой трубы, в передней части которой установлено кольцо обтюрации, а телескопический толкатель установлен на задней крышке.

2. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что устройство поперечной фиксации снаряда выполнено в виде продольных пазов на внутренней стороне расточки поршня, взаимодействующих с направляющими элементами снаряда.

3. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что устройство продольной фиксации снаряда выполнено в виде упора на передней крышке и упругой втулки, расположенной на внутренней торцевой стенке поршня.

4. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что устройство фиксации снаряда от разворота выполнено в виде гнезд на внешней стороне торцевой части поршня, взаимодействующих с упорами, установленными в задней части пусковой трубы.

5. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что кольцо обтюрации и передняя часть поршня снабжены взаимодействующими друг с другом элементами для гидравлического торможения поршня в конце хода.