Способ определения коэффициента трения
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов. Техническим результатом является снижение затрат времени на определение коэффициента трения. Технический результат достигается тем, что коэффициент трения находится как тангенс угла трения между образцом и исследуемой поверхностью. Причем при определении угла трения исследуемый образец размещают между двумя одинаковыми исследуемыми поверхностями, шарнирно соединенными с одной стороны и сжимаемыми с равным усилием. При этом половина угла между исследуемыми поверхностями при остановке образца будет являться искомым углом трения. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов.
Известен способ определения коэффициента трения путем измерения прямым динамометрированием силы трения образца по исследуемой поверхности и деления ее на нормальное давление перемещаемого образца [1].
Недостатком данного способа является высокая трудоемкость.
Известен способ определения коэффициента трения, основанный на размещении исследуемого материала на наклонной плоскости. Угол наклона плоскости к горизонту увеличивают до тех пор, пока не начнется перемещение исследуемого материала. Данный угол и является искомым углом трения, соответственно тангенс этого угла равен коэффициенту трения [2].
Недостатком данного способа также является высокая трудоемкость.
Задачей настоящего изобретения является снижение затрат времени на определение коэффициента трения.
Поставленная задача достигается тем, что коэффициент трения находится как тангенс угла трения между образцом и исследуемой поверхностью, причем при определении угла трения исследуемый образец размещают между двумя одинаковыми исследуемыми поверхностями, шарнирно соединенными с одной стороны и сжимаемыми с равным усилием, при этом половина угла между исследуемыми поверхностями при остановке образца будет являться искомым углом трения.
На чертеже изображена схема устройства для осуществления способа определения коэффициента трения.
Устройство для реализации способа определения коэффициента трения включает рамку 1, в которой на одном шарнире 2 расположены две пластины 3, с внутренних сторон которых закреплены исследуемые поверхности 4. Причем пластины 3 прижимаются друг к другу при помощи одинаковых пружин 5. Кроме того, на рамке 1, концентрично шарниру 2, в плоскости, параллельной плоскости движения пластин 3, закреплен транспортир 6. Между исследуемыми поверхностями закладывается исследуемый образец 7.
Прелагаемый способ осуществляется следующим образом.
Для исключения действия силы тяжести устройство располагается горизонтально. Пластины 3 разводятся, преодолевая сопротивление пружин 5. В образовавшийся зазор между исследуемыми поверхностями 4 закладывается исследуемый образец 7, причем он размещается максимально близко к шарниру 2. После этого пластины 3 под действием пружин 5 сжимаются, выдавливая его из зазора до тех пор, пока угол α не станет равен углу трения ϕ исследуемых поверхностей и образца (условие защемления тел [3]). Таким образом, после остановки исследуемого образца 7 при помощи транспортира 6 определяют искомый угол трения. Коэффициент трения находится как тангенс данного угла.
Литература
1. Сабликов М.В. Сельскохозяйственные машины. Часть II. / М.В.Сабликов. - М.: Колос, 1968, с.7.
2. Кленин Н.И. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины / Н.И.Кленин., В.А.Сакун. - М.: Колос, 1994, с.18-21 - прототип.
3. Кленин Н.И. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины / Н.И.Кленин, В.А.Сакун. - М.: Колос, 1994. - С.347.
Способ определения коэффициента трения, заключающийся в том, что коэффициент трения находится как тангенс угла трения между исследуемыми образцом и поверхностью, отличающийся тем, что при определении угла трения исследуемый образец размещают между двумя одинаковыми исследуемыми поверхностями, шарнирно соединенными с одной стороны и сжимаемыми с равным усилием, при этом половина угла между исследуемыми поверхностями при остановке образца будет являться искомым углом трения.