Способ восстановления рефлекторной двигательной активности младенца, получившего шейную родовую травму
Изобретение относится к области медицины, в частности к восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенца, получившего шейную родовую травму. Проводят мануальное тестирование и выполнение приемов мануальной терапии шейного отдела позвоночника, проведение лечебной физкультуры. Каждый прием мануальной терапии начинают и заканчивают мануальным тестированием, при выявлении нарушений при повторном тестировании прием мануальной терапии повторяют. Дополнительно оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровне люмбо-сакрального сочленения, а также оценивают рефлекторную активность и ее соответствие возрасту младенца. При выявлении нарушений проводят люмбо-сакральную декомпрессию области сочленения L5-S1 путем растяжения межостистой связки и сочленения L5-Si в каудальном направлении и удерживания в этом состоянии до появления ощущения расслабления и опускания крестца в ладонь. Проводят мобилизацию крестцово-подвздошных сочленений путем растяжения капсулы крестцово-подвздошного сустава в различных направлениях, а именно скольжение латерально, вентрально и дорсально, вращение влево и вправо, за счет перемещения подвздошных костей и удержания в этом положении до ощущения расслабления. Проводят мобилизацию сочленений C0-C1, C1-С2 путем вытяжения шейного отдела позвоночника за счет фиксации головы за сосцевидные отростки и атланта за боковые массы с двух сторон и переведения младенца в вертикальное положение с поддержкой за спину до расслабления тканей и появления подвижности атланта относительно головы и шейных позвонков в различных направлениях. Проводят повторную оценку рефлекторной двигательной активности и при выявлении нарушений сеанс мануальной терапии повторяют, при восстановлении рефлексов терапию прекращают. Оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений, состояние люмбо-сакрального сочленения, состояние атланто-окципитального сочленения. Оценивают рефлекторную активность младенца по симметрии положения головы, туловища и конечностей, наличию рефлексов, их выраженности и симметрии, а также соответствие рефлекторной активности возрасту младенца. Способ позволяет восстановить подвижность сочленений позвоночника и таза, восстановить рефлекторную активность младенца, на основании изменяющейся рефлекторной активности формировать двигательные функции, соответствующие возрасту младенца. 4 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенца, получившего шейную родовую травму.
Ребенок рождается с определенным запасом рефлекторной двигательной активности, которая позволяет ему выжить во внешней среде, служит базой для формирования более сложно организованной рефлекторной активности и произвольных движений.
В настоящее время большое количество детей рождается с шейной родовой травмой [Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. - М., «МЕДпресс-информ», 2003. - 368 с.; Зелинская Д.И., Кулешов Н.П. Груз врожденной патологии и ее профилактика: тезисы докладов Российской научно-практической конференции «Медико-генетическое консультирование в профилактике наследственных болезней», - М., 1997. - С.9-13.; Дегтярев Д.Н. «Ближайшие и отдаленные последствия перинатальной гипоксии у детей различного гестационного возраста», докт. дисс., М., 1999 г.]. У этих детей формируются функциональные блоки в сочленениях C0-C1, C1-С2.
Если нарушения в шейном отделе позвоночника своевременно не устранить, происходит задержка формирования и угасания рефлекторной двигательной активности, нарушение тонуса мышц туловища и конечностей. В результате двигательное развитие ребенка идет не правильно, формируется патология опорно-двигательного аппарата [Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х. - 2001. - 640 с.; Семенова К.А. Теоретические предпосылки к обоснованию применения методики «Адели-92» для становления нарушенных движений верхних конечностей у больных детским церебральным параличом/Альманах «Исцеление» Под ред. И.А.Скворцова. - М: Тривола. - 1997. - вып.3. - C.40-51; Барашнев Ю.И. Компенсация нарушенных функций центральной нервной системы и значение стимулирующей терапии при перинатальных повреждениях головного мозга новорожденных // Российский вестн., перинатологии и педиатрии. - 1997. - № 6. - С.7-13].
Существует ряд способов восстановления рефлекторной двигательной активности младенца.
Массаж и гимнастика, предложенные Красиковой И.С. [Красикова И.С. Детский массаж от рождения до 3 лет. - СПб., 2001], очень хорошо зарекомендовали себя применительно к здоровым детям. У детей с неврологической патологией этот способ не достаточно эффективен, поскольку не устраняет функциональных блоков в сочленениях черепа, позвоночника и таза.
Существует способ устранения функциональных блоков в сочленениях затылка и шеи, черепа после черепно-мозговой травмы [Ли И.М. Патент РФ № 2128036. Способ лечения сотрясения головного мозга от 27.03.1999]. Недостатком способа является то, что он ориентирован на взрослых людей и не учитывает анатомические и функциональные особенности младенца. Череп новорожденного состоит из тонких, гибких мембран и хрящей со сглаженными краями. Развитие губчатого слоя между плотными наружным и внутренним слоями кости с формированием соединяющихся между собой поверхностей, характерных для взрослого человека, начинается после рождения и завершается к 6 годам.
Наиболее близким к предлагаемому является способ, предложенный Розиной Л.В. [Розина Л.В. Способ восстановления двигательных нарушений у новорожденных при патологии позвоночника. Патент РФ № 2199993 от 28.11.2000]. Использование этого способа включает диагностику состояния шейного отдела позвоночника, раздражение шейного отдела позвоночника струей воды, выполнение ряда физических упражнений в воде. Ключевым элементом способа является выполнение приема мануальной терапии: после троекратного выполнения упражнения «кив-ныряние» голову младенца сгибанием и наклоном ее в сторону, противоположную напряженной мышце.
Недостатки способа:
1. Способ не предусматривает диагностику пояснично-крестцового перехода и сочленений таза, хотя главный принцип краниальной остеопатии - это единство и взаимозависимость кранио-сакральной системы (череп, крестец, твердая мозговая оболочка, головной и спинной мозг). Ограничение подвижности в одной из систем обязательно сопровождается нарушением функции в другой.
2. Способ не предусматривает диагностики рефлекторной активности младенца до и после проведения лечебной процедуры, хотя появление ранее отсутствующих рефлексов является доказательством успешности проведения процедуры.
3. Способ позволяет устранить функциональный блок сочленения C0-C1. Блоки сочленения С1-С2, пояснично-крестцового сочленения, сочленений таза сохраняются и продолжают негативно влиять на рефлекторную активность.
4. Не используется гравитационная разгрузка шейного отдела позвоночника, кранио-цервикального перехода при мобилизации сочленения C0-C1.
Все это ограничивает возможности применения способа.
Задача изобретения - повышение эффективности лечения младенцев, получивших шейную родовую травму, с устранением и предотвращением задержки двигательного развития путем применения определенной последовательности приемов мануальной терапии.
Поставленная задача достигается следующей последовательностью действий.
Проводят мануальное тестирование и выполнение приемов мануальной терапии шейного отдела позвоночника, проведение лечебной физкультуры.
Каждый прием мануальной терапии начинают и заканчивают мануальным тестированием.
Дополнительно оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровне люмбо-сакрального сочленения, а также оценивают рефлекторную активность и ее соответствие возрасту младенца.
При выявлении нарушений проводят люмбо-сакральную декомпрессию области сочленения L5-S1 путем растяжения межостистой связки и сочленения L5-S1 в каудальном направлении и удерживания в этом состоянии до появления ощущения расслабления и опускания крестца в ладонь.
Проводят мобилизацию крестцово-подвздошных сочленений путем растяжения капсулы крестцово-подвздошного сочленения в различных направлениях, а именно скольжение латерально вентрально и дорсально, вращение влево и вправо, за счет перемещения подвздошных костей и удержания в этом положении до ощущения расслабления.
Проводят мобилизацию сочленений C0-C1, C1-C2 путем вытяжения шейного отдела позвоночника за счет фиксации головы за сосцевидные отростки и атланта за боковые массы с двух сторон и переведения младенца в вертикальное положение с поддержкой за спину до расслабления тканей и появления подвижности атланта относительно головы и шейных позвонков в различных направлениях.
Проводят повторную оценку рефлекторной двигательной активности и при выявлении нарушений сеанс мануальной терапии повторяют, при восстановлении рефлексов терапию прекращают.
Оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений путем выявления нарушений при движении подвздошных костей относительно крестца вверх и вниз, вперед и назад и ротации с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев правой руки врача последовательно на области правого и левого сакро-илиакальных сочленений в качестве первого костного ориентира, а левой руки врача - на крестце в качестве второго ориентира.
Оценивают состояние люмбо-сакрального сочленения путем выявления нарушений при выполнении флексии, экстенсии крестца относительно L5 позвонка при расположении левой руки врача на крестце в качестве первого костного ориентира, а правой - в контакте с передними верхними остями подвздошной кости в качестве второго ориентира.
Оценивают состояние атланто-окципитального сочленения путем выявления нарушений при движении головы относительно C1 позвонка вентрально, дорсально, латерально с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и задней дуге атланта, в качестве второго ориентира, а состояние атланто-аксиального сочленения оценивают путем выявления нарушений при выполнении поворотов головы вправо и влево с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и остистом отростке аксиса в качестве второго ориентира.
Оценивают рефлекторную активность младенца по симметрии положения головы, туловища и конечностей, наличию рефлексов, их выраженности и симметрии, а также соответствие рефлекторной активности возрасту младенца.
Новизна предложенного способа
Предложено включить в процедуру мануальной терапии диагностику состояния пояснично-крестцового перехода, сочленений таза, рефлекторной активности младенца до и после проведения лечебной процедуры. Это позволит сразу оценить эффективность лечения, так как появление ранее отсутствующих рефлексов является доказательством успешности проведенного лечения.
Предложено включить в процедуру мануальной терапии младенца первым приемом мобилизацию сочленений таза. Сочленения таза безболезненны при проведении диагностических и лечебных процедур. Поэтому работа с ними в начале лечения позволяет установить контакт с младенцем. Восстановление подвижности в пояснично-крестцовом переходе, сочленениях таза положительно влияет на состояние кранио-цервикального перехода и позволяет сделать следующие приемы технически более легкими и безболезненными.
Для восстановления подвижности сочленений C0-C1, C1-С2 предложено использовать вертикальную позу младенца и гравитационное отягощение. Вертикализация сопровождается уменьшением внутричерепного давления, что приводит к улучшению общего состояния младенца, позволяет сделать процедуру более приятной и безболезненной. Гравитационное отягощение ведет к вытяжению шейного отдела позвоночника, расслаблению мышц разгибателей головы и шеи. В этих условиях терапевт контролирует степень вытяжения и восстановление подвижности атланта во всех направлениях.
Предлагаемый способ позволяет:
- восстановить подвижность сочленений позвоночника и таза;
- восстановить рефлекторную активность младенца;
- на основе имеющейся рефлекторной активности формировать двигательные функции, соответствующие возрасту младенца.
Сущность способа заключается в следующем.
При осмотре младенца помимо оценки общего состояния обращают внимание на симметрию и положение головы, туловища, симметрию положения нижних конечностей. Исследуют объем и болезненность активных и пассивных движений в шейном отделе позвоночника, подвижность пояснично-крестцового и крестцово-подвздошных сочленений, положение и подвижность шейных позвонков, атланто-окципитального, атланто-аксиального сочленений. При исследовании рефлекторной активности оценивают соответствие рефлекторной активности возрасту младенца, симметрию рефлексов.
Проводится диагностика, которая включает оценку состояния сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровнях люмбо-сакрального, атланто-окципитального, атланто-аксиального сочленений по результатам физиологических проб, выполняемых посредством рук врача, расположенных соответствующим образом на анатомических поверхностях поясницы и таза, головы и шеи пациента и оценку рефлекторной активности младенца.
При оценке состояния сакро-илиакальных сочленений физиологическая проба включает последовательный контроль движений подвздошных костей относительно крестца вверх и вниз, вперед и назад и ротацию влево и вправо с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев правой руки врача последовательно на области правого и левого сакро-илиакальных сочленений в качестве первого костного ориентира, а левой руки врача - на крестце в качестве второго ориентира.
При оценке состояния люмбо-сакрального сочленения физиологическая проба включает последовательный контроль флексии (нутации), экстенсии (противонутации) крестца относительно L5 позвонка при расположении левой руки врача на крестце в качестве первого костного ориентира, а правой - в контакте с передними верхними остями подвздошной кости в качестве второго ориентира.
При оценке состояния атланто-окципитального сочленения физиологическая проба включает последовательный контроль движений головы относительно C1 позвонка вентрально, дорсально, латерально с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и задней дуге атланта в качестве второго ориентира. При оценке состояния атланто-аксиального сочленения физиологическая проба включает последовательный контроль поворотов головы вправо и влево с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и остистом отростке аксиса в качестве второго ориентира.
При оценке рефлекторной активности младенца учитывают симметрию положения головы, туловища и конечностей, наличие рефлексов, их выраженность и симметрию, а также соответствие рефлекторной активности возрасту младенца.
Если при обследовании младенца было выявлено наличие деформаций черепа, асимметричное положение головы, туловища, ограничение подвижности в суставах позвоночника, таза, отсутствие или асимметрия рефлексов, свойственных возрасту, проводят процедуру мануальной терапии, которая заключается в выполнении приемов в такой последовательности:
1. Люмбосакральная декомпрессия. Младенец лежит на пеленальном столе на спине, терапевт стоит у ног младенца. Она рука терапевта проходит между ног младенца и плотно контактирует с крестцом таким образом, что 3 палец находится на уровне межостистой связки L5-S1. Выполняется растяжение межостистой связки и области сочленения L5-S1 в каудальном направлении и удержание тканей в этом состоянии до появления ощущения расслабления и опускания крестца в ладонь. Затем повторяют все приемы диагностики для данного уровня. Восстановление подвижности свидетельствует о ликвидации функционального блока. Мануальное воздействие на данном уровне прекращают. При отрицательном результате мануального тестирования воздействие повторяют.
2. Мобилизация крестцово-подвздошных сочленений. Положение младенца и терапевта, как в п.1. Одна рука терапевта проходит между ног младенца и плотно контактирует с крестцом младенца таким образом, что 3 палец находится на уровне межостистой связки L5-S1, 2 и 4 пальцы контролируют верхние отделы, а 1 и 5 - нижние отделы крестцово-подвздошных сочленений. Другая рука располагается поочередно на правой и левой ягодицах таким образом, что 2, 3 и 4 пальцы контролируют крестцово-подвздошное сочленение. Выполняется растяжение капсулы крестцово-подвздошного сустава в различных направлениях, а именно латерально скольжение (вентральное и дорсальное), вращение влево и вправо, за счет перемещения подвздошных костей и удержание тканей в этом состоянии до появления чувства расслабления. Затем повторяют все приемы диагностики для сакро-илиакального сочленения. Восстановление подвижности свидетельствует о ликвидации функционального блока. Мануальное воздействие на данном уровне прекращают. При отрицательном результате мануального тестирования воздействие повторяют.
3. Мобилизация сочленений C0-C1, C1-C2. Положение младенца на руках у терапевта, лицом к терапевту. Одной рукой терапевт фиксирует голову младенца за затылок таким образом, что 1 и 3 пальцы фиксируют атлант за боковые массы. Проводят вытяжение шейного отдела позвоночника за счет фиксации головы за сосцевидные отростки и атланта за боковые массы с двух сторон. Другой рукой терапевт придерживает спину младенца, переводит младенца в вертикальное положение таким образом, чтобы под действием веса тела происходило дозированное вытяжение шейного отдела позвоночника, разгрузка области сочленения C0-C1 до полного расслабления тканей и появления подвижности атланта относительно головы и шейных позвонков в различных направлениях, а именно компрессия и тракция, скольжение (вентральное и дорсальное, латеральное), вращение вправо и влево. Затем повторяют все приемы диагностики для данного уровня. Восстановление подвижности свидетельствует о ликвидации функционального блока. Мануальное воздействие на данном уровне прекращают. При отрицательном результате мануального тестирования воздействие повторяют.
После проведения процедуры вновь оценивают симметрию и положение головы, туловища, симметрию положения нижних конечностей. Исследуют объем и болезненность активных и пассивных движений в шейном отделе позвоночника, наличие и симметрию рефлексов, свойственных возрасту. Подвижность атлантозатылочного, пояснично-крестцового и крестцово-подвздошных сочленений была исследована в процессе проведения мануальной терапии, поэтому после сеанса ее дополнительно не исследуют.
Пример 1. Младенец К. 2 месяца. Диагноз: травматическое повреждение позвоночника в виде блока C1-С2, кривошея, деформация черепа. Верхний вялый парапарез. Задержка двигательного развития. В анамнезе: ребенок от 2 беременности, первых срочных родов. Крупный плод. Асинклитическое вставление головы, затрудненное выведение плечевого пояса. Масса тела при рождении 4500 г. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Объективно: правосторонняя кривошея, на стороне кривошеи деформация черепа в виде уплощения, невозможность поворота головы в противоположную сторону, болевой синдром, атрофия мышц плечевого пояса, ограничение подвижности: руки вверх не выводит. Отсутствие рефлекса опоры с двух сторон, сниженные рефлексы с рук. Психоэмоциональное развитие соответствует возрасту. После проведенного сеанса мануальной терапии повороты головы в обе стороны, болевой синдром исчез, восстановились рефлексы опоры и рефлексы с рук.
Пример 2. Младенец П. 1,5 месяца. Диагноз: травматическое повреждение позвоночника в виде блока C0-C1. Миотонический синдром, задержка двигательного развития. В анамнезе: родился от доношенной беременности путем экстренного кесарева сечения по поводу дородового излития околоплодных вод, безуспешной родостимуляции, длительного безводного периода, клинического несоответствия таза матери и головки плода. Масса тела при рождении 3500 г. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Объективно: правильного телосложения, удовлетворительного питания, адекватно реагирует на осмотр. Отсутствует попытка удержания головы как лежа на животе, так и при вертикальной поддержке. При проверке рефлекса Робинсона голову не подтягивает к туловищу, лежит с запрокинутой головой назад. Выраженная диффузная мышечная гипотония. Физиологические рефлексы с рук и опоры резко снижены. После проведенного сеанса мануальной терапии появилась попытка удержания головы как лежа на животе, так и при вертикальной поддержке. В динамике через 2 недели регулярных занятий лечебной гимнастикой появился мышечный тонус, освоил удержание головы при вертикальной поддержке, смог самостоятельно поворачивать голову в обе стороны в положении лежа на животе.
Пример 3. Младенец Т.1 месяц. Диагноз: травматическое повреждение шейного отдела позвоночника, блок C0-C1. Кривошея, болевой синдром, задержка двигательного развития. В анамнезе: от третьей беременности, вторых срочных родов в ягодично-ножном предлежании. Оказывалось пособие по Цовьянову. Масса тела при рождении 3200 г. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Объективно: ограничение поворота головы влево, форма головы соответствует ягодичному предлежанию с формирующейся деформацией черепа справа. Нет попыток удержания головы. В положении на спине упорный поворот головы направо. Слабый плечевой пояс. Отсутствие рефлекса опоры. Признаки дисплазии тазобедренных суставов. После проведенного сеанса мануальной терапии исчез болевой синдром, движения головой в полном объеме. Устойчивый рефлекс опоры. В динамике через 2 недели регулярных занятий лечебной гимнастикой удерживает голову, сила мышц плечевого пояса возросла.
Пример 4. Младенец Д. 1,5 месяца. Диагноз: травматическое повреждение шейного отдела позвоночника, блок C0-C1, C1-C2. Кривошея, болевой синдром, задержка двигательного развития. В анамнезе: от первой беременности, первых срочных родов в головном предлежании. Роды стремительные. Масса тела при рождении 4700 г. Оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Объективно: ограничение поворота головы вправо, наклона вперед. Асимметричный шейно-тонический рефлекс слева отсутствует, справа выражен. При исследовании рефлекса Робинзона запрокидывает голову. В положении на спине упорный поворот головы налево. Слабый плечевой пояс. Отсутствие рефлекса опоры. Отведение в тазобедренных суставах ограничено, сильнее - слева. После первого сеанса мануальной терапии исчез болевой синдром, сохраняется небольшое ограничение поворота головы влево. Шейно-тонический рефлекс слева неустойчивый. Рефлекс опоры неустойчивый. Через сутки проведен повторный сеанс мануальной терапии. После повторного сеанса мануальной терапии движения головы в полном объеме. Рефлекторная активность соответствует возрастной норме. В динамике через 2 недели регулярных занятий лечебной гимнастикой удерживает голову ровно, рефлексы симметричны, сила мышц плечевого пояса возросла.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет:
- восстановить подвижность сочленений позвоночника и таза, сразу оценить эффективность лечения;
- восстановить рефлекторную активность младенца;
- на основе имеющейся рефлекторной активности формировать двигательные функции, соответствующие возрасту младенца.
Последовательность выполнения приемов мануальной терапии и диагностики позволяет начать их с безболезненных процедур и установить контакт с ребенком.
Восстановление подвижности в пояснично-крестцовом переходе, сочленениях таза положительно влияет на состояние кранио-цервикального перехода и позволяет сделать следующие приемы технически более легкими и безболезненными. Предлагаемый способ используется на кафедрах педиатрии и мануальной терапии, рефлексотерапии и неврологии Новокузнецкого ГИУВа, во врачебно-физкультурном диспансере г.Южно-Сахалинска.
1. Способ восстановления рефлекторной двигательной активности младенца, получившего шейную родовую травму, включающий мануальное тестирование и выполнение приемов мануальной терапии шейного отдела позвоночника, проведение лечебной физкультуры, отличающийся тем, что каждый прием мануальной терапии начинают и заканчивают мануальным тестированием, дополнительно оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровне люмбо-сакрального сочленения, а также оценивают рефлекторную активность и ее соответствие возрасту младенца, и при выявлении нарушений проводят люмбо-сакральную декомпрессию области сочленения L5-S1 путем растяжения межостистой связки и сочленения L5-S1 в каудальном направлении и удерживания в этом состоянии до появления ощущения расслабления, и опускания крестца в ладонь; мобилизацию крестцово-подвздошных сочленений путем растяжения капсулы крестцово-подвздошного сочленения в различных направлениях, а именно скольжение латерально, вентрально и дорсально, вращение влево и вправо, за счет перемещения подвздошных костей и удержания в этом положении до ощущения расслабления; мобилизацию сочленений C0-C1, C1-C2, путем вытяжения шейного отдела позвоночника за счет фиксации головы за сосцевидные отростки и атланта за боковые массы с двух сторон и переведения младенца в вертикальное положение с поддержкой за спину до расслабления тканей и появления подвижности атланта относительно головы и шейных позвонков в различных направлениях: проводят повторную оценку рефлекторной двигательной активности, и при выявлении нарушений сеанс мануальной терапии повторяют, при восстановлении рефлексов терапию прекращают.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что оценивают состояние сакроилиакальных сочленений путем выявления нарушений при движении подвздошных костей относительно крестца вверх и вниз, вперед и назад и ротации с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев правой руки врача последовательно на области правого и левого сакро-илиакальных сочленений, в качестве первого костного ориентира, а левой руки врача - на крестце, в качестве второго ориентира.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что оценивают состояние люмбо-сакрального сочленения путем выявления нарушений при выполнении флексии, экстенсии крестца относительно L5 позвонка при расположении левой руки врача - на крестце, в качестве первого костного ориентира, а правой - в контакте с передними верхними остями подвздошной кости, в качестве второго ориентира.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что оценивают состояние атланто-окципитального сочленения путем выявления нарушений при движении головы относительно C1 позвонка вентрально, дорсально, латерально с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей в качестве первого костного ориентира и задней дуге атланта, в качестве второго ориентира, а состояние атланто-аксиального сочленения оценивают путем выявления нарушений при выполнении поворотов головы вправо и влево с сохранением вертикального положения оси позвоночника при расположении пальцев рук врача на сосцевидных отростках височных костей, в качестве первого костного ориентира и остистом отростке аксиса, в качестве второго ориентира.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что оценивают рефлекторную активность младенца по симметрии положения головы, туловища и конечностей, наличию рефлексов, их выраженности и симметрии, а также соответствие рефлекторной активности возрасту младенца.