Способ оценки адаптационных возможностей регуляторных ресурсов у подростков

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике, и может использоваться для определения адаптационных возможностей регуляторных ресурсов. Способ включает исследование вариабельности сердечного ритма, определение значений показателей спектрального анализа кардиоинтервалограммы LF-HF и PVLF, вычисление индекса функционального напряжения (ИФН) с последующей оценкой адаптационных возможностей по специальной классификации, включающей 10 стадий. Способ позволяет повысить качество клинической диагностики и расширить спектр физиологических исследований. 1 з.п.ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике. Разработанный способ может использоваться как унифицированный метод оценки адаптационных ресурсов в детской и подростковой кардиологии, спортивной медицине и для научных исследований. Способ может использоваться как скрининг-метод неспецифической диагностики вегетативных нарушений у подростков, для подбора адекватной терапии и эффективности реабилитационных мероприятий подростков с вегетативной дисфункцией.

Он позволит расширить и повысить качество клинической диагностики, физиологических исследований факторов риска формирования школьного стресса.

Актуальность. Большинство приобретенных заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей и подростков так или иначе обусловлены, и клиника их во многом определяется функциональным состоянием вегетативной нервной системы. Кроме того, по мнению многих исследователей, изменения состояния отделов вегетативной нервной системы предшествует развитию органной патологии, а ранняя диагностика и коррекция вегетативной дисфункции, возможно, позволит предотвратить возникновение или замедлить прогрессирование органной патологии (Земцовский Э.В. и соавт. Функциональная диагностика состояния вегетативной нервной системы. // Инкарт, Санкт-Петербург, 2004, с.6). Синдром вегетативной дистонии является ярким примером болезней дизрегуляции, в патогенезе которых определяющее значение имеют функциональные расстройства органов и систем при отсутствии первичной структурной патологии. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях различных педагогических инноваций, предъявляя дополнительные требования к адаптационным возможностям организма детей и подростков, рассматривается как риск ухудшения здоровья взрослых и последующих поколений ввиду вероятности (30%) перехода СВД в хронические заболевания.

Одним из способов объективной оценки состояния вегетативного и гуморального звеньев регуляции является метод анализа показателей вариабельности ритма сердца (ВСР). В настоящее время общепризнанным является научное и прикладное значение методов анализа ВСР. Показатели ВСР являются результатом реакции многоконтурной и многоуровневой системы регуляции кровообращения, изменяющей во времени свои параметры для достижения оптимального приспособительного ответа, который отражает адаптационную реакцию целостного организма.

Актуальным остается разработка объективных и унифицированных методов клинико-физиологической оценки адаптационных возможностей у детей и подростков в количественном и качественном представлении.

Аналоги. Существует несколько методик, оценивающих адаптационные возможности организма.

Одним из методов оценки является метод определения показателя активности регуляторных систем (ПАРС). Он вычисляется по специальному алгоритму, учитывающему статистические показатели, показатели гистограммы и данные спектрального анализа кардиоинтервалов. (Баевский P.M., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984, с.220).

Вычисление ПАРС осуществляется на основании следующих критериев:

1. Суммарный эффект регуляции по показателю ЧСС.

2. Суммарная активность регуляторных механизмов по среднеквадратическому отклонению - SDNN (или по показателю общей мощности спектра - ТР).

3. Вегетативный баланс по комплексу показателей: ИН, rMSSD, HF, ИЦ.

4. Активность вазомоторного центра, регулирующего сосудистый тонус, по мощности спектра волн низкой частоты (LF).

5. Активность сердечно-сосудистого подкоркового нервного центра или надсегментарных уровней регуляции по мощности спектра волн очень низкой частоты (VLF). Значения ПАРС выражаются в баллах от 1 до 10.

На основании анализа значений ПАРС могут быть диагностированы следующие функциональные состояния (Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., Медицина. 1997., с.265):

а) состояние оптимального напряжения регуляторных систем (ПАРС 1-2),

б) состояние умеренного напряжения регуляторных систем (ПАРС 3-4),

в) состояние выраженного напряжения регуляторных систем (ПАРС 4-6),

г) состояние перенапряжения регуляторных систем (ПАРС 6-8),

д) состояние истощения (астенизации) регуляторных систем (ПАРС 8-10).

ПАРС позволяет дифференцировать различные степени напряжения регуляторных систем и оценивать адаптационные возможности организма. Недостатком ПАРС является то, что он позволяет получать лишь дискретные оценки функциональных состояний, что недостаточно при динамическом контроле (P.M.Баевский, Г.Г.Иванов, Л.В.Чирейкин, А.П.Гаврилушкин и соавт. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. // Вестник аритмологии, № 24, 2001 г., с.80).

Прототипом предложенного нами способа оценки адаптационных возможностей регуляторых ресурсов у подростков является оценка адаптационных возможностей организма с помощью вычисления индекса функционального напряжения и последовательного распределения по стадиям адаптации (Аболенская А.В. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей. // Москва, 1996 г.). Индекс функционального напряжения (ИФН) - отношение фактического уровня функционирования элементарной биосистемы (ЭБС) к своей норме адаптации. ИФН определяется с помощью использования специальной математической формулы (А.В.Аболенская. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей // Москва, 1996, с.34):

ИФН=√(х-100)22+(у-100)22, где "х" и "у" - значения двух сопряженных, зависимых друг от друга функций, выраженные в % от средних значений. Например: частота сердечных сокращений (ЧСС) и систолическое артериальное давление (САД); фазовые показатели 1-й сигнальной системы и фазовые показатели 2-й сигнальной системы, "а" и "в" - удвоенные среднеквадратические отклонения значений этих функций у здоровых людей, выраженные в % от средних значений. Элементарная биосистема - это простейшая форма организации живой материи, представленная балансным соотношением двух зависимых друг от друга функций, реализующих приспособительный эффект ЭБС любого уровня - от молекулярного до организменного (В.П.Казначеев, 1980, с.190). В фазовом пространстве закодирован один цикл смены стадий адаптации, их диагностика осуществима по расположению точки с координатами "х" и "у" сопряженных функций элементарной биосистемы (ЭБС) в одной из девяти зон системы координат (СК). Уровень функционирования ЭБС определяется расстоянием от точки х, у до центра системы координат, вокруг которого проецируется контур зоны нормы адаптации, а по отношению к ней выявленного уровня функционирования рассчитывается критерий результирующего напряжения ЭБС - индекс функционального напряжения (ИФН). Чем дальше от центра СК располагается точка с координатами x, у, тем ниже уровень функционирования ЭБС, меньше ее функциональные резервы и адаптационные возможности.

ИФН ЭБС указывает, во сколько раз уровень функционирования ЭБС превышает или оказывается ниже своей нормы адаптации. У здоровых подростков точки x и у любой ЭБС расположены в эллипсоидной формы зоне нормы адаптации, поэтому ИФН≤1,0. Внутри зоны нормы адаптации ИФН имеет три градации: при значениях 0-0,6 - показатель максимальной адаптированности ЭБС, 0,61-0,8 - оптимальной - и при 0,81-1,0 - пограничной адаптированности ЭБС. Зона риска определяется при ИФН=0,01-2,0; значения ИФН выше 2,0 относятся к зоне патологии.

Стадия функциональной напряженности определяется по одному из 9 вариантов неодинакового сочетания различных степеней отклонения от средних значений сопряженных функций. Всего 9 вариантов.

Наличие точки с координатами х, у в зоне 1 соответствует оптимальной стадии адаптации, в зоне 2 - стадии тренировки, в зоне 3 - стадии активации, в зоне 4 - переходному состоянию к стадии напряжения, которой соответствует зона 5, в зоне 6 - переходному состоянию к стадии резистентности, занимающей зону 7, в зоне 8 - переходному состоянию к стадии истощения, располагаемой в зоне 9. См. чертеж.

Ниже приведено описание иллюстрирующих материалов - чертеж.

На чертеже приведена схема определения стадии адаптационного процесса.

Ось Х представлена параметрами САД;

Ось У представлена параметрами ЧСС;

Центр системы координат - 100% средневозрастных параметров ЧСС и САД;

"а" - диапазон нормального колебания параметров САД (М±2m);

"b" - диапазон нормального колебания параметров ЧСС (М±2m);

1 зона - оптимальная стадия адаптации,

2 зона - стадия тренировки,

3 зона - стадия активации,

4 зона - переходное состояние к стадии напряжения,

5 зона - стадия напряжения,

6 зона - переходное состояние к стадии резистентности,

7 зона - стадия резистентности,

8 зона - переходное состояние к стадии истощения,

9 зона - стадия истощения.

В качестве оценки состояния приспособительной деятельности сердечно-сосудистой системы А.В.Аболенская предложила использовать две сопряженные функции - показатели ЧСС и САД (А.В.Аболенская. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей // Москва, 1996, с.15).

Недостатком данной методики является то, что

ЧСС и САД - это эффекторные характеристики всех звеньев адаптации, которые отражают деятельность механизмов регуляции и работу самих органов сердечно-сосудистой системы (состояние сосудистой стенки, миокарда). Являясь конечными, т.е. интегративными показателями, ЧСС и САД не позволяют судить о балансе вегетативного и гуморального звеньев адаптации, что, в свою очередь, суживает оценку состояния адаптационных возможностей регуляторных ресурсов.

В задачу предлагаемого изобретения положено обеспечение возможности выявления нарушений исключительно механизмов регуляции как важной составляющей нарушения адаптационных возможностей организма в целом. Повреждение именно в регуляторном звене лежит в основе появления всех вегетативных дисфункций.

Для разработки способа решили использовать объективный компьютеризированный метод исследования вегетативно-гуморальной регуляции по показателям вариабельности ритма сердца и на его основе провести количественно-качественную диагностику адаптационных возможностей системы регуляции у подростков. Пробовали брать в качестве сопряженных функций показатели спектрального анализа ВСР: (ТР и LF/HF; ТР и VLF; LF/HF и PVLF), где ТР - общая мощность спектра (мс2), LF - мощность низких частот (мс2), HF - мощность высоких частот (мс2), VLF - мощность очень низких частот (мс2), PVLF - доля очень низких частот (%), но посчитали наиболее правильным предложить показатели LF/HF и PVLF, т.к. они являются наиболее полными и точными характеристиками всех звеньев регуляции и способны вычленять из всей адаптации роль исключительно системы регуляции. Показатель LF/HF как индекс вагосимпатического взаимодействия (Р.М.Баевский, Г.Г.Иванов, Л.В.Чирейкин, А.П.Гаврилушкин и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. // Вестник аритмологии, № 24, 2001 г., с.75) отражает адаптационные возможности уровня регуляции вегетативной нервной системы. Волны VLF в спектральном анализе ВРС выступают чувствительным индикатором управления гуморально-метаболическими процессами, соответственно показатель PVLF отражает состояние нейро-гуморального и метаболического уровней регуляции (Р.М.Баевский, Г.Г.Иванов, Л.В.Чирейкин, А.П.Гаврилушкин и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. // Вестник аритмологии, № 24, 2001 г., с.78).

Таким образом, в исследовательском процессе учитываются функциональные возможности всех звеньев регуляции.

Порядок расположения в системе координат обусловлен последовательностью включения их в реакции адаптации: раньше более вариабельная - LF/HF, позже относительно стабильная PVLF.

Способ осуществляется следующим образом: Согласно стандартам Российского, Европейского Кардиологического Общества и Северо-Американского общества стимуляции и электрофизиологии (Heart rate variability, 1996) производится короткая запись ЭКГ в положении лежа в течение 5 мин. В результате компьютерной обработки выделяются два показателя спектрального анализа вариабельности ритма сердца LF/HF и PVLF. Предварительно должны быть известны средневозрастные значения этих показателей, диапазон их нормального колебания (MPVLF±2mPVLF; MLF/HF±2mLF/HF) и их среднеквадратические отклонения.

ИФН как показатель результирующего напряжения вычисляется по формуле

ИФН=√(х-100)22+(у-100)22, где x - фактическое значение PVLF (в % от средней), у - фактическое значение LF/HF (в % от средней), а - удвоенное среднеквадратическое отклонение показателя PVLF здоровых подростков, выраженное в % от среднего PVLF; в - удвоенное среднеквадратическое отклонение показателя LF/HF здоровых подростков, выраженное в % от среднего LF/HF соответственно.

Получив значение ИФН, определяем одну из 10 стадий адаптационных возможностей регуляторных ресурсов по предложенной классификации.

I. Оптимальная адаптация определяется при значениях ИФН от 0,0 до 2,0 и значениях PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=MLF/HF±2mLF/HF.

II. Физиологически адекватная стрессовая реакция - при значениях ИФН=0,0-1,0 и значениях PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF-2mLF/HF, кроме случаев, когда PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=МLF/HF±2mLF/HF.

III. Стресс-реакция с риском перехода в патологическую - при значениях ИФН=1,01-2,0 и значениях PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF-2mLF/HF, кроме случаев, когда PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=МLF/HF±2mLF/HF.

IV. «Избыточная» или патологическая стресс-реакция - при значениях ИФН>2,0 и значениях PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF-2mLF/HF, кроме случаев, когда PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=MLF/HF±2mLF/HF.

V. Переход к долговременной адаптации - при любых значениях ИФН и значениях PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF<MLF/HF-2mLF/HF.

VI. Долговременная адаптация с положительной перекрестной резистентностью - при значениях ИФН=0,0-2,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF≤MLF/HF+2mLF/HF.

VII. Долговременная адаптация с отрицательной перекрестной резистентностью - при значениях ИФН>2,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF<MLF/HF+2mLF/HF.

VIII. Истощение с обратимыми функциональными нарушениями - при значениях ИФН=0,0-1,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF+2mLF/HF.

IX. Риск формирования «истинного» истощения - при значениях ИФН=1,01-2,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF+2mLF/HF.

X. Состояние «истинного» истощения - при значениях ИФН>2 и PVLF<MPVLF-2mPVLF И LF/HF>MLF/HF+2mLF/HF,

где MPVLF - среднее значение PVLF здоровых подростков, mPVLF - ошибка среднего значения PVLF.

MLF/HF - среднее значение LF/HF здоровых подростков, mLF/HF - ошибка среднего значения LF/HF.

Данная классификация разработана авторами настоящей заявки. Отличием ее является то, что в ней выделены зоны риска перехода стресс-реакции в патологический ее вариант, что объясняет возможность срыва адаптации не только на поздних этапах адаптационного процесса, когда организм истощен, но и на ранних его стадиях, когда исследуемая функциональная система чрезмерно активирована, также выделена зона риска перехода в истощение. В основу обоснования необходимости применения именно такой классификации положено то, что в процессе исследовательской работы был определен континуум переходных состояний адаптационных ресурсов подростков от оптимума до истощения.

Примеры конкретного исполнения.

Определили значения показателей PVLF и LF/HF у контрольной группы здоровых подростков 15-17 лет, которые послужили основой для определения зоны нормы адаптации (n=25). (таблица)

ПоказательМСреднеквадратическое отклонениеm
PVLF34,0016,284,51
LF/HF1,00,350,1

Все обследованные подростки осмотрены бригадой врачей следующего состава: педиатр, невролог, кардиолог.

Пример № 1. Выписка из карты обследования № 2/244.

Подросток С., 16 лет.

В положении лежа, в соответствии со всеми стандартами, в течение 5 мин произвели запись ЭКГ. В спектральном анализе выделили значения PVLF и LF/HF. PVLF=38,7; LF/HF=1,2.

По формуле произвели расчет ИФН=√(113,8-100)2/962+(120-100)2/702=√190,44/9216+400/4900=√0,0206+0,081=√0,1019=0,319.

ИФН=0,32. PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=MLF/HF±2mLF/HF.

По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - оптимальная адаптация. В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов. При осмотре жалоб нет, самочувствие хорошее, ЧСС=66, АД=110/70 мм рт.ст. Девочка занимается спортом (лыжная секция), хорошая успеваемость. Диагноз: Здорова.

Пример № 2. Выписка из карты обследования № 1/154.

Подросток Р., 15 лет.

В положении лежа, в соответствии со всеми стандартами, в течение 5 мин. произвели запись ЭКГ. В спектральном анализе выделили значения PVLF и LF/HF. PVLF=56,20; LF/HF=1,05.

По формуле произвели расчет ИФН=√(165,29-100)2/962+(105-100)2/702=√4262,78/9216+25/4900=√0,4625+0,0051=√0,4676=0,685.

ИФН=0,69; PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF-2mLF/HF.

По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции

- физиологически адекватная стрессовая реакция.

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

При осмотре предъявлял жалобы на дискомфортное самочувствие. ЧСС=70, АД=120/80 мм рт.ст. Диагноз: Пролапс митрального клапана 1 ст.без регургитации.

Пример № 3. Выписка из карты обследования № 1/156.

Подросток В., 15 лет.

PVLF=69,1; LF/HF=1,37.

ИФН=1,2

По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - Стресс-реакция с риском перехода в патологическую.

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

При осмотре предъявлял жалобы на головные боли, носовые кровотечения, быструю утомляемость. ЧСС=82, АД=125/80 мм рт.ст.

Диагноз: Синдром вегетативной дистонии легкой степени. Искривление носовой перегородки.

Пример № 4. Выписка из карты обследования № 1/70.

Подросток М., 15 лет.

PVLF=29,7; LF/HF=2,48.

ИФН=2,12; По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - «избыточная», патологическая стресс-реакция.

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

При осмотре предъявлял жалобы на частые головные боли, слабость, нарушение сна, боли в животе после еды. Курит. ЧСС=87, АД=130/80 мм рт.ст.

Диагноз: Синдром вегетативной дистонии с цереброастенией. Увеличение щитовидной железы 2 ст. Хронический гастродуоденит, обострение.

Пример № 5. Выписка из карты обследования № 1/10.

Подросток К., 15 лет.

PVLF=34,7; LF/HF=0,40. ИФН=0,85;

По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - переход к долговременной адаптации

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

При осмотре предъявляла жалобы на головные боли при переутомлении. ЧСС=74, АД=120/65 мм рт.ст.

Диагноз: Синдром вегетативной дистонии в анамнезе. Бронхиальная астма вне обострения.

Пример № 6. Выписка из карты обследования № 1/64.

Подросток К., 15 лет.

PVLF=20,9; LF/HF=0,741.

ИФН=0,55; По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - долговременная адаптация с положительной перекрестной резистентностью.

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

При осмотре жалоб нет, самочувствие хорошее.

ЧСС=72, АД=120/70 мм рт.ст.

Диагноз: Хронический гастродуоденит вне обострения.

Пример № 7. Выписка из карты обследования №1/86.

Подросток И., 15 лет.

PVLF=23,30; LF/HF=1,25.

ИФН=0,49; По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - стадия истощения с обратимыми функциональными нарушениями.

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

При осмотре предъявляла жалобы на головные боли, быструю утомляемость, слабость, вялость, рассеянность. ЧСС=80, АД=110/60 мм рт.ст.

Диагноз: Синдром вегетативной дистонии с цереброастеническим синдромом. Миопия средней степени. Дисменорея.

Пример № 8 Выписка из карты обследования № 3/95.

Подросток Ж., 15 лет. PVLF=24,3; LF/HF=1,84.

ИФН=1,24; По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - стадия истощения с риском формирования «истинного» истощения.

При осмотре предъявлял жалобы на головные боли, головокружения, частые носовые кровотечения, быструю утомляемость, повышение АД до 150/90 мм рт.ст., боли в животе, периодическую тошноту.

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

Диагноз: Синдром вегетативной дистонии по смешанному типу с наклонностью к артериальной гипертензии. S-образный сколиоз.

УЗИ органов брюшной полости: реактивные изменения поджелудочной железы, небольшое увеличение печени.

Пример № 9. Выписка из карты обследования № 2/233.

Подросток 3., 15 лет.

PVLF=14,1; LF/HF=2,74.

ИФН=2,56;

По классификации определили стадию адаптационных возможностей системы регуляции - стадия «истинного» истощения.

В последующем сопоставили результаты нашей диагностики с результатами осмотра бригадой врачей-специалистов.

При осмотре предъявлял жалобы на частые головные боли, быструю утомляемость, снижение работоспособности, слабость, плохую успеваемость.

Диагноз: Синдром вегетативной дистонии с цефалгическим синдромом. Склонность к артериальной гипертензии. Хронический гастродуоденит, обострение. Хронический декомпенсированный тонзиллит. Острый ринит.

Всего обследовано 347 подростков.

Оптимальный уровень адаптации регуляторных систем определен у 12,39% подростков.

Физиологически адекватная стрессовая реакция у 14,7% подростков.

Стресс-реакция с риском перехода в патологическую у 11,24% подростков.

«Избыточная», патологическая стресс-реакция у 6,34% подростков.

Переход к долговременной адаптации у 31,12% подростков.

Стадия долговременной адаптации с положительной перекрестной резистентностью у 19.88% подростков.

Стадия долговременной адаптации с отрицательной перекрестной резистентностью не встретилась.

Стадия истощения с обратимыми функциональными нарушениями у 2,59% подростков.

Стадия истощения с риском формирования «истинного» истощения у 1,44% подростков.

Стадия «истинного» истощения у 0,29% подростков.

Подтверждением правильности выводов, сделанных с использованием предлагаемого в данной заявке способа оценки адаптационных возможностей регуляторных ресурсов у подростков, является то, что состояние истощения выявляется в основном у подростков с выраженными проявлениями вегетативной дисфункции и находящихся на госпитализации в стационаре, а также имеющих несколько хронических заболеваний, в том числе в стадии обострения. «Избыточную» стресс-реакцию имели в основном подростки курящие, имеющие хронические заболевания в стадии обострения либо проявления острых заболеваний. Оптимальная адаптация и «физиологическая» стресс-реакция определялась преимущественно у здоровых подростков с хорошим уровнем успеваемости в школе, занимающихся спортом и не имеющих вегетативных нарушений. Таким образом, способ может использоваться как донозологический скрининг школьников в ежегодных профилактических осмотрах.

Литература

1. Аболенская А.В. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей. // Москва, 1996, с.24, с.15-48.

2. Баевский P.M., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984, с.220.

3. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., Медицина. 1997., с.265.

4. Баевский P.M., Иванов Г.Г, Чирейкин Л.В., Гаврилушкин А.П. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. // Вестник аритмологии, № 24, 2001 г., с.75-80.

5. Земцовский Э.В., Тихоненко В.М., Реева С.В., Демидова М.М. Функциональная диагностика состояния вегетативной нервной системы // Инкарт, Санкт-Петербург, 2004, с.6).

6. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука С.О., 1980, с.190.

1. Способ оценки адаптационных возможностей организма у подростков, включающий исследование двух сопряженных функций, отражающих приспособительный эффект сердечно-сосудистой системы с использованием методики подсчета индекса функционального напряжения (ИФН) по формуле ИФН=√(х-100)22+(у-100)22, где "x" и "у" - фактические значения двух сопряженных, зависимых друг от друга функций, выраженные в % от средних значений,

"а" - удвоенное среднеквадратическое отклонение функции "x" здоровых подростков, выраженное в % от средних значений,

"в" - удвоенное среднеквадратическое отклонение функции "у" здоровых подростков, выраженное в % от средних значений, с последующей оценкой адаптационных возможностей с использованием классификации с определенным количеством стадий адаптации, отличающийся тем, что в качестве двух сопряженных функций используют показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма LF/HF, где LF - мощность низких частот (мс2), HF - мощность высоких частот (мс2) и PVLF, где PVLF - доля очень низких частот (%), и при подсчете ИФН за "x" принимают фактическое значение PVLF (в % от средней), а за "у" принимают фактическое значение LF/HF (в % от средней), за "а" - удвоенное среднеквадратическое отклонение PVLF здоровых подростков (в % от средней), за "в" - удвоенное среднеквадратическое отклонение LF/IF здоровых подростков (в % от средней) и при оценке адаптационных возможностей используют классификацию, включающую 10 стадий адаптации.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что оценку адаптационных возможностей проводят по классификации со следующими десятью стадиями адаптации:

при значениях ИФН=0,0-2,0 и значениях PVLF=MPVLF±2mPVLF, и значениях LF/HF=MLF/HF±2mLF/HF - стадия оптимальной адаптации, при значениях ИФН=0,0-1,0 и значениях PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF-2mLF/HF,

кроме случаев, когда PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=M MLF/HF±2m MLF/HF - стадия физиологически адекватной стрессовой реакции,

при значениях ИФН=1,01-2,0 и значениях PVLF>M МPVLF-2mpPVLF и LF/HF>MLF/HF -2mLF/HF,

кроме случаев, когда PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=MLF/HF±2mLF/HF - стадия стресс-реакции с риском перехода в патологическую,

при значениях ИФН>2,0 и значениях PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF-2mLF/HF, кроме случаев, когда PVLF=MPVLF±2mPVLF, a LF/HF=MLF/HF±2mLF/HF - стадия «избыточной» или патологической стресс-реакции,

при любых значениях ИФН и значениях PVLF>MPVLF-2mPVLF и LF/HF<MLF/HF-2mLF/HF - стадия перехода к долговременной адаптации,

при значениях ИФН=0,0-2,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF<MLF/HF+2mLF/HF - стадия долговременной адаптации с положительной перекрестной резистентностью,

при значениях ИФН>2,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF≤MLF/HF+2mLF/HF - стадия долговременной адаптации с отрицательной перекрестной резистентностью,

при значениях ИФН=0,0-1,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF+2mLF/HF - стадия истощения с обратимыми функциональными нарушениями,

при значениях ИФН=1,01-2,0 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF>MLF/HF+2mLF/HF - стадия риска формирования «истинного» истощения, при значениях ИФН>2 и PVLF<MPVLF-2mPVLF и LF/HF>МLF/HF+2mLF/HF - стадия «истинного» истощения,

где MPVLF - среднее значение PVLF здоровых подростков, mPVLF - ошибка среднего значения PVLF.

MLF/HF - среднее значение LF/HF здоровых подростков, mLF/HF - ошибка среднего значения LF/HF.