Способ тренировки спортсмена
Изобретение относится к области медицины, а именно к спортивной медицине. Способ включает элементы психотренинга. У спортсменов определяют тип вегетативной регуляции путем проведения орто- и клиностатической функциональных проб. С учетом выявленного типа на тренировках спортсмены при выполнении упражнений технико-тактической подготовки произносят про себя аффирмации. Симпатотоники используют аффирмации, детально характеризующие двигательный акт, произнося установки, выбранные из ряда: «я полон сил, все так же широк мой замах, все так же быстро работают мои ноги, все так же сильно работает мой корпус». Вагототоники используют аффирмации, характеризующие работу в нападении, произнося установки, выбранные из ряда: «быстрей, сильней, удар, рывок». Нормотоники используют аффирмации, характеризующие характер того или иного технического приема, произнося установки, выбранные из ряда: «максимально мощно, медленно и аккуратно». Способ позволяет повысить уровень спортивной подготовки и эффективность тренировок. 5 табл.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к спортивной медицине, в частности может быть использовано для повышения эффективности тренировок.
Современный спорт предъявляет все более высокие требования к организму человека. Проблемы психологической подготовки спортсмена встают все острее.
Психотерапевтическое воздействие в спорте должно иметь стимулирующую силу, например настраивать спортсмена мобилизовать все свои внутренние ресурсы для достижения результата.
Куприяновым П.Ю. предложен способ оздоровления человека, заключающийся в выполнении физических упражнений с формированием мотивационного компонента в совершаемом процессе [Заявка №2005103043/14 (13), М.кл. А61Н 1/00, БИМП №20, 2006].
Недостатками способа применительно к спортивной тренировке являются, во-первых, необходимость выполнения одних и тех же упражнений, что не позволяет совершенствовать различные физические качества, необходимые в конкретном виде спорта; во-вторых, отсутствие учета индивидуальных особенностей занимающихся.
Существуют методы психотренинга, предназначенные специально для спортсменов [Н.В.Дзен, Ю.В.Пахомов. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 272 с.]. Эти методы направлены на развитие внимания, воображения, саморегуляции.
Недостатки способа:
1. Тренинги непосредственно не связаны с проведением тренировок.
2. Тренинги не могут непосредственно влиять на выполнение того или иного упражнения.
3. Тренинги не направлены на развитие конкретных физических качеств.
4. Не учитываются тип вегетативной регуляции и психофизиологические особенности спортсмена.
Задача изобретения - создание способа тренировки спортсмена с повышением ее эффективности для достижения лучших спортивных результатов за счет учета типа вегетативной регуляции и психофизиологических особенностей спортсмена.
Поставленная задача решается способом тренировки спортсмена, включающим элементы психотренинга. У спортсменов определяют тип вегетативной регуляции. С учетом выявленного типа на тренировках спортсмены при выполнении упражнений технико-тактической подготовки произносят про себя установки. Симпатотоники используют установки, детально характеризующие двигательный акт, произнося установки, выбранные из ряда: «я полон сил, все так же широк мой замах, все так же быстро работают мои ноги, все так же сильно работает мой корпус». Вагототоники используют установки, характеризующие работу в нападении, произнося установки, выбранные из ряда: «быстрей, сильней, удар, рывок». Нормотоники используют установки, характеризующие характер того или иного технического приема, произнося установки, выбранные из ряда: «максимально мощно, медленно и аккуратно».
Новизна изобретения:
- У спортсменов определяют тип вегетативной регуляции. С учетом выявленного типа на тренировках спортсмены при выполнении упражнений технико-тактической подготовки произносят про себя установки.
- Симпатотоники используют установки, детально характеризующие двигательный акт, произнося слова: «я полон сил, все так же широк мой замах, все так же быстро работают мои ноги, все так же сильно работает мой корпус».
- Вагототоники используют установки, произнося слова, выбранные из ряда: «быстрей, сильней, удар, рывок».
- Нормотоники используют установки, характеризующие характер специфику применения того или иного технического приема, произнося слова, выбранные из ряда: «максимально мощно, медленно и аккуратно»
Предлагаемый способ позволяет повысить уровень спортивной подготовки, что приводит к росту результатов.
Для симпатотоников характерна склонность преимущественно к скоростно-силовому характеру тренировочной работы и быстрая утомляемость. Это накладывает отпечаток на процесс изучения техники двигательного действия. Симпатотоники быстро перестают обращать внимание на мелкие детали техники двигательного действия. Им трудно длительно поддерживать высокий уровень сосредоточенности. Поэтому при тренировке волевой сферы симпатотоников используют установки, детально характеризующие двигательный акт, такие как: «я полон сил, все так же широк мой замах, все так же быстро работают мои ноги, все так же сильно работает мой корпус».
Ваготоники легко переносят нагрузки, развивающие выносливость и способны быстро восстанавливаться после такой работы. Они предрасположены к «защитному стилю» ведения соревновательной борьбы. Взрывные усилия, работа в нападении им дается значительно труднее. Поэтому при тренировке волевой сферы ваготоников используют установки типа «быстрей», «сильней», «удар», «рывок».
Для нормотоников характерна умеренная предрасположенность к скоростно-силовой работе и к выносливости. Они относятся к людям со смешенным типом адаптивной стратегии. Стиль ведения спортивной борьбы нормотоников характеризуется большим разнообразием технических элементов. Поэтому при тренировке нормотоников в качестве установок используют фразы, чередующие характер применения того или иного технического приема, например: «максимально мощно» и «медленно и аккуратно».
Для оценки эффективности предлагаемого способа были обследованы 60 мальчиков 8-12 лет с различным типом вегетативной регуляции, занимающихся настольным теннисом не менее 2 лет. После этого одну часть занимающихся тренировали по предложенному способу, а у другой части спортсменов изобретение в тренировке не внедрялось.
Обследование включало комплексное исследование технико-тактической подготовленности по методике Г.Б.Барчуковой, В.А.Воробьева, О.В.Матыцина «Настольный теннис: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. - М.: Сов. Спорт, 2004. - 144.
Общие требования к тестированию:
1. При проведении тестирования разрешается использовать только 5 мячей - каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается. Если в течение 1 мин упущены все 5 мячей, результат определяется по количеству выполненных за это время ударов.
Тестирование состояло из следующих тестов:
1. Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне.
Требования:
- «ограничитель позиции» устанавливается в 30 см от проекции кромки стола на пол.
- подаются мячи справа с верхним вращением, атакующие действия игрока, принимающего слева, не засчитываются. Порядок подсчета очков: считается, сколько точных мячей было послано принимающим подачу за 1 мин, за каждый мяч начисляется по одному очку, очки начисляются каждому из соперников в отдельности.
2. Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне.
Требования:
- «ограничитель позиции» устанавливается в 30 см от проекции кромки стола на пол.
- подаются мячи слева с верхним вращением, атакующие действия игрока, принимающего справа, не засчитываются. Порядок подсчета очков: считается, сколько точных мячей было послано принимающим подачу за 1 мин, за каждый мяч начисляется по одному очку, очки начисляются каждому из соперников в отдельности.
3. Игра накатами справа по диагонали в средней зоне.
Требования:
- «ограничитель позиции» устанавливается в 60 см от проекции кромки стола на пол;
- подаются мячи с верхним вращением справа, атаки принимающего слева не засчитывается. Порядок подсчета очков: считается, сколько точных мячей было послано принимающим подачу за 1 мин, за каждый мяч начисляется по 1 очку, очки начисляются каждому из соперников в отдельности;
4. Игра накатами слева по диагонали в средней зоне.
Требования:
- «ограничитель позиции» устанавливается в 60 см от проекции кромки стола на пол;
- подаются мячи с верхним вращением слева, атаки принимающего справа не засчитывается. Порядок подсчета очков: считается, сколько точных мячей было послано принимающим подачу за 1 мин, за каждый мяч начисляется по 1 очку, очки начисляются каждому из соперников в отдельности.
5. Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.
Требования:
- подаются мячи с верхним вращением справа, принимающий попеременно выполняет накат справа, слева, всегда возвращая мяч в правый угол партнера;
- два удара подряд с одной стороны не засчитывается. Порядок подсчета очков: считается, сколько точных мячей было послано принимающим за 1 мин, за каждый мяч начисляется по 1 очку, очки начисляются каждому из соперников в отдельности.
6. Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.
Требования:
- подаются мячи с верхним вращением справа, принимающий выполняет накат справа, возвращая мяч попеременно в правый и левый углы стола;
- два удара подряд на одну сторону стола не засчитывается. Считается, сколько точных мячей было послано принимающим подачу за 1 мин, за каждый мяч начисляется по одному очку.
7. Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа из боковой позиции на 1/2 стола.
Требования:
- подается серия мячей с верхним вращением справа. После каждой подачи необходимо поочередно выполнять удары справа и слева, два удара подряд с одной стороны не засчитываются;
- считается, сколько точных мячей было послано принимающим; подачу за 1 мин, за каждый мяч начисляется по одному очку.
8. Удар справа, прием подставкой слева на 1/2 стола.
Требования:
- подаются мячи с верхним вращением справа. Принимающий атакующим ударом справа не имеет права выполнять удар слева, такой удар не засчитывается. Испытуемым является атакующий справа. За каждый точный удар в течение 1 мин начисляется 1 очко.
9. Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами против подрезок.
Требования:
- подаются мячи слева с нижним вращением. Игрок, выполняющий подрезки справа и слева, не имеет права выполнять подряд два удара слева и справа. Такие мячи не засчитываются;
- тестируемый выполняет приемы на 1/3 стола против подрезки слева на 1/2 стола из позиции игры слева;
- устройство ограничения верхней точки траектории полета мяча устанавливается таким образом, чтобы между ним и верхним краем сетки было расстояние 30 см;
- засчитываются только мячи, проходящие через ограниченное пространство. В противном случае, а также при попадании мяча в «ограничитель» снимаются очки;
- испытуемым является игрок, выполняющий подрезки справа и слева. По 1 очку начисляется за каждый точный мяч в течение 1 мин.
10. Накат справа с правой половины стола против срезки с правой половины.
Требования:
- тестируемым является теннисист, выполняющий срезки справа;
- тестирующий подает справа на право мячи с верхним вращением, игрок, выполняющий срезку справа, возвращает мяч направо;
- в случае, если тестируемый выполняет срезку слева либо налево, не засчитывается.
11. Накат с левой половины стола против срезки с левой половины.
Требования:
- тестируемым является теннисист, выполняющий срезки слева;
- тестирующий подает слева налево мячи с верхним вращением, игрок, выполняющий срезку слева возвращает мяч налево;
- по 1 очку начисляется за каждый точный мяч в течение 1 мин;
- в случае, если тестируемый выполняет срезку слева либо налево, очко не засчитывается.
12. Накат с правой половины стола против срезки с левой половины.
Требования:
- тестируемым является теннисист, выполняющий срезки слева;
- тестирующий с правой половины стола подает справа налево мячи с верхним вращением, игрок, выполняющий срезку слева возвращает мяч направо;
- по 1 очку начисляется за каждый точный мяч в течение 1 мин;
- в случае, если тестируемый выполняет срезку справа либо налево, очко не засчитывается.
Для сравнения данных, полученных до и после внедрения предложенного способа тренировки, была использована следующая схема математического анализа.
Для оценки каждого конкретного технико-тактического навыка была использована формула
где ΔХ - разница значений до и после внедрения изобретения;
х1 - исходное значение;
х2 - значение после внедрения изобретения.
Для оценки изменений во всей технико-тактической подготовленности была использована формула
где ΔХсред - изменения в технико-тактической подготовленности;
∑ΔХN - сумма изменений во всех тестах;
N - количество тестов, используемых в данной методике.
Данные по изменению показателей технико-тактической подготовки представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |||
Изменения в % | |||
симпатотоники | нормотоники | ваготоники | |
Общая оценка изменения в технико-тактическом разделе теннисистов, использующих предложенные установки | 11±2 | 10±2 | 13±3 |
Общая оценка изменения в технико-тактическом разделе теннисистов, не использующих в тренировке предложенные нами установки | 8±2 | 8±2 | 9±2 |
Из таблицы видно, что результаты при использовании предложенного способа улучшаются у спортсменов с различными типами вегетативной регуляции значительно больше, чем при тренировках без использования предложенного способа.
Способ осуществляется следующим образом:
Тренеры совместно с медицинскими работниками определяют тип вегетативной регуляции. Тип вегетативной регуляции определялся по методике «Индекс Кердо» [. Айзман Р.И., Айзман Н.Н., Кабанов Ю.Н., Лебедева А.В., Рубанович В.Б., Суботялов М.А., // Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом Новосибирск. - 2005. с.29].
Индекс Кердо (вегетативный)=1-(ДАД/ЧСС)×100, где
ДАД - диастолическое артериальное давление;
ЧСС - частота сердечных сокращений;
Индекс Кердо = 0 (нормотония);
Индекс Кердо > 0 (симпатикотония);
Индекс Кердо < 0 (ваготония).
Тренер делит группу на 3 подгруппы с учетом типа вегетативной регуляции. Тренировки проходят в соответствии с планом тренера. В каждой подгруппе тренер рекомендует спортсменам в процессе тренировки при технико-тактической подготовке произносить соответствующие установки.
Пример 1. Спортсмен №1, мальчик 11 лет. Занимается настольным теннисом в течение 3 лет, тренируясь по 4 разу в неделю.
У данного обследуемого симпатотонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование овладения технико-тактическим разделом подготовки.
По окончании проведения обследования спортсмен в течении 6 месяцев по 4 раза в неделю занимался по предложенному способу, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Полученные данные представлены в табл.2.
Таблица 2Данные технико-тактической подготовленности спортсмена №1 | ||||
№ п.п. | Наименование технического приема | Количество ударов | Изменения в % | |
До | Посл | |||
1 | Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне | 25 | 27 | 8 |
2 | Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне | 27 | 30 | 11 |
3 | Игра накатами справа по диагонали в средней зоне | 23 | 25 | 8,5 |
4 | Игра накатами слева по диагонали в средней зоне | 26 | 29 | 11 |
5 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 18 | 21 | 16 |
6 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 17 | 19 | 12 |
7 | Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола | 20 | 22 | 10 |
8 | Удар справа, прием подставкой слева | 28 | 31 | 11 |
9 | Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами | 18 | 21 | 16 |
10 | Накат с правой половины стола против срезки с правой половины | 17 | 19 | 11 |
11 | Накат с левой половины стола против срезки с левой половины | 20 | 21 | 5 |
12 | Накат с правой половины стола против срезки с левой половины | 17 | 20 | 18 |
13 | Накат с левой половины стола против срезки с правой половины | 16 | 18 | 12 |
14 | Общая оценка изменения в технико-тактическом разделе | 11 |
По данных, представленным в табл.2, видно, что в результате изменений в различных тестах общая оценка в изменении технико-тактической подготовленности составляет 11%. Для сравнения этих данных с данными спортсменов, имеющих схожий тип вегетативной регуляции, но занимающихся без использования предложенного метода, было проведено исследование №2. Для этого был исследован спортсмен №2 (пример 2), мальчик 11 лет. Этот юный теннисист занимается настольным теннисом в течении 3 лет, тренируясь по 4 раза в неделю. При помощи методики «Индекс Кердо» было установлено, что у данного обследуемого, так же как и у спортсмена №1, наблюдается симпатотонический тип вегетативной регуляции. Следующим этапом эксперимента было проведено исследование уровня овладения технико-тактическим разделом подготовки. После проведения первичных тестирований спортсмен №2 в течение 6 месяцев по 4 раза в неделю занимался без использования предложенного способа, после чего вновь были проведены исследования его технико-тактической подготовленности.
Полученные данные представлены в табл.3.
Таблица 3Данные технико-тактической подготовленности спортсмена №2 | ||||
№ п.п. | Наименование технического приема | Количество ударов | Изменения в % | |
До | Посл | |||
1 | Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне | 26 | 27 | 4 |
2 | Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне | 26 | 28 | 8 |
3 | Игра накатами справа по диагонали в средней зоне | 24 | 25 | 4 |
4 | Игра накатами слева по диагонали в средней зоне | 26 | 28 | 8 |
5 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 19 | 21 | 15 |
6 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 17 | 19 | 12 |
7 | Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола | 19 | 20 | 5 |
8 | Удар справа, прием подставкой слева | 27 | 29 | 11 |
9 | Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами | 19 | 21 | 6 |
10 | Накат с правой половины стола против срезки с правой половины | 16 | 18 | 6 |
11 | накат с левой половины стола против срезки с левой половины | 22 | 22 | 0 |
12 | Накат с правой половины стола против срезки с левой половины | 16 | 18 | 6 |
13 | Накат с левой половины стола против срезки с правой половины | 18 | 18 | 0 |
14 | Общая оценка изменения в технико-тактическом разделе | 8 |
Из результатов, представленных в табл.3, видно, общая оценка в изменении технико-тактической подготовленности составляет 8%.
Из данных, представленных в таб.2 и таб.3, видно, что изменения в технико-тактической подготовленности юных теннисистов происходят независимо от внедрения предлагаемого способа, однако у спортсмена №1 эти изменения выражены сильнее, возросли с 8% до 11%.
Пример №3. Спортсмен №3, мальчик 12 лет. Занимается настольным теннисом в течение 4 лет, тренируясь по 4 разу в неделю.
При помощи методики «Индекс Кердо» было установлено, что у данного обследуемого ваготонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование овладения технико-тактическим разделом подготовки. По окончании первичных исследований спортсмен №3 в течение 6 месяцев по 4 раза в неделю занимался по предложенному способу, после чего вновь были проведены исследования технико-тактической подготовленности. Полученные данные представлены в табл.4.
Таблица 4Данные технико-тактической подготовленности спортсмена №3 | ||||
№ п.п. | Наименование технического приема | Количество ударов | Изменения в % | |
До | Посл | |||
1 | Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне | 22 | 26 | 18 |
2 | Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне. | 25 | 29 | 16 |
3 | Игра накатами справа по диагонали в средней зоне | 21 | 23 | 9 |
4 | Игра накатами слева по диагонали в средней зоне | 25 | 28 | 12 |
5 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 17 | 21 | 19 |
6 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 16 | 18 | 12 |
7 | Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола | 19 | 22 | 16 |
8 | Удар справа, прием подставкой слева | 26 | 28 | 8 |
9 | Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами | 20 | 23 | 15 |
10 | Накат с правой половины стола против срезки с правой половины | 20 | 22 | 10 |
11 | Накат с левой половины стола против срезки с левой половины | 22 | 24 | 20 |
12 | Накат с правой половины стола против срезки с левой половины | 20 | 22 | 10 |
13 | Накат с левой половины стола против срезки с правой половины | 21 | 23 | 10 |
14 | Общая оценка изменения в технико-тактическом разделе | 13 |
Из результатов, представленных в табл.4, видно, что общая оценка в изменении технико-тактической подготовленности составляет 13%.
Нами был исследован спортсмен №4. Этим спортсменом является мальчик 12 лет. Настольным теннисом он занимается в течение 4 лет, тренируясь по 4 разу в неделю.
При помощи методики «Индекс Кердо» было установлено, что у данного обследуемого ваготонический тип вегетативной регуляции. После этого было проведено исследование овладения технико-тактическим разделом подготовки. По окончании первичных исследований спортсмен №4 в течение 6 месяцев занимался по 4 раза в неделю. При этом в отличие от спортсмена №3 имеющего такой же тип вегетативной регуляции он не использовал рекомендованные нами установки. По окончании этого срока вновь было проведено исследования технико-тактической подготовленности. Полученные данные представлены в табл.5.
Таблица 5Данные технико-тактической подготовки спортсмена №4 | ||||
№ п.п. | Наименование технического приема | Количество ударов | Изменения в % | |
До | Посл | |||
1 | Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне | 23 | 25 | 11 |
2 | Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне | 25 | 28 | 8 |
3 | Игра накатами справа по диагонали в средней зоне | 21 | 22 | 5 |
4 | Игра накатами слева по диагонали в средней зоне | 26 | 28 | 8 |
5 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 17 | 20 | 6 |
6 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 17 | 18 | 5 |
7 | Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 1/2 стороне стола | 20 | 22 | 10 |
8 | Удар справа, прием подставкой слева | 26 | 27 | 4 |
9 | Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами | 20 | 22 | 10 |
10 | Накат с правой половины стола против срезки с правой половины | 21 | 22 | 5 |
11 | Накат с левой половины стола против срезки с левой половины | 22 | 23 | 6 |
12 | Накат с правой половины стола против срезки с левой половины | 20 | 21 | 5 |
13 | Накат с левой половины стола против срезки с правой половины | 21 | 22 | 5 |
14 | Общая оценка изменения в технико-тактическом разделе | 7 |
Из результатов, представленных в табл.5, видно, что общая оценка в изменении технико-тактической подготовленности составляет 7%.
Из данных, представленных в таб.4 и таб.5, видно, что изменения в технико-тактической подготовленности юных теннисистов происходят независимо от внедрения предлагаемого способа, однако у спортсмена, использующего специфические установки, эти изменения выражены почти в два раза сильнее, возросли с 7% до 13%.
Предлагаемый способ используется на базе отделения ДЮКФП №4 г.Новокузнецка, СДЮШОР по настольному теннису г.Новокузнецка и СДЮШОР по настольному теннису г.Абакана.
Способ позволяет повысить эффективность тренировки и за счет этого улучшить спортивные результаты.
Способ технико-тактической подготовки спортсменов, включающий элементы психотренинга, отличающийся тем, что у спортсменов определяют тип вегетативной регуляции и с учетом выявленного типа на тренировках спортсмены при выполнении упражнений технико-тактической подготовки произносят про себя установки: симпатотоники используют установки, детально характеризующие двигательный акт, произнося установки, выбранные из ряда: «я полон сил, все также широк мой замах, все также быстро работают мои ноги, все также сильно работает мой корпус»; ваготоники используют установки, характеризующие работу в нападении, произнося установки, выбранные из ряда: «быстрей, сильней, удар, рывок»; нормотоники используют установки, характеризующие характер того или иного технического приема, произнося установки, выбранные из ряда: «максимально мощно, медленно и аккуратно».