Способ лечения заболеваний, травм периферической нервной системы, их последствий и последствий нарушения спинального мозгового кровообращения и спинальных травм

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения заболеваний, травм периферической нервной системы, их последствий и последствий нарушения спинального мозгового кровообращения и спинальных трамв. Для этого вводят холинолитический препарат. Через 10-30 минут вводят антихолинэстеразный препарат в биологически активные и двигательные точки. Затем воздействуют на сегментарно-рефлексогенные зоны импульсами электрического тока от 500 до 6100 В в течение 10-45 минут. Курс составляет 10-40 процедур. В качестве антихолинэстеразного препарата можно использовать прозерин. В качестве холинолитического препарата можно использовать метацин. Способ позволяет осуществить адресную доставку антихолинэстеразного препарата в двигательные и биологически активные точки и сократить сроки восстановления нарушенных двигательных функций конечностей, упростив при этом методику лечения. 2 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к разделу медицины по лечению заболеваний, травм периферической нервной системы, их последствий и последствий нарушения спинального мозгового кровообращения и спинальных травм, в частности невропатий, периферических параличей, посредством консервативной терапии с использованием комбинации приемов медикаментозного лечения и электростимуляции.

Известен способ медикаментозного лечения поражений периферических нервов введением последовательно подкожно метацина и через промежуток времени прозерина по схеме. Дозы препаратов и временной разрыв, количество сеансов устанавливается лечащим врачом в зависимости от динамики выздоровления больного (1).

Однако этот способ малоэффективен при некоторых формах парезов и невропатий с выраженным нарушением функций.

Известен способ комбинированного лечения периферических парезов и параличей, включающий прием антихолинэстеразного препарата, в частности прозерина, с последующей электростимуляцией, по которому в зависимости от локализации пареза или паралича на руке или ноге один биполярный электрод закрепляют на плече или бедре пострадавшей конечности, а второй - на одноименной здоровой конечности. Контакты каждого электрода располагаются друг против друга на разгибательной и сгибательных частях конечностей. Во время сочетанной нейромиостимуляции серию импульсов подают на оба электрода одновременно с нанесением электрораздражения на поврежденный нервный ствол. Кроме того, во время электростимуляции больной проводит активные движения здоровой конечностью. (3) Данный способ принят за прототип.

В части недостатка данного способа следует его ограниченность рамками лечения только периферических параличей и парезов. Кроме того, введение общепринятым методом лекарственного средства оказывает опосредованное влияние на весь организм в целом, поэтому, попав в организм, значительная часть его, более 30%, инактивируется, что приводит к удлинению сроков восстановления нарушенных функций. Усложнение процесса лечения вызвано еще и тем, что во время сочетанной электростимуляции больному необходимо проводить дополнительно активные циклические движения здоровой конечностью под аккомпанемент звукового или светового сигнала. Однако при спинальных травмах и последствиях нарушения спинального мозгового кровообращения парализуются обе конечности, что не позволяет в полной мере реализовать упомянутый способ.

В основу настоящего изобретения поставлена задача ускорения процесса восстановления «заинтересованных» периферических нервов, сплетений, денервированных мышц, нарушенных функций конечностей вследствие спинальных травм или нарушения спинального мозгового кровообращения.

Поставленная задача решается тем, что, используя способ комбинированного воздействия медикаментозного и рефлексотерапевтических приемов, в частности применение холинолитических и антихолинэстеразных препаратов, а также последующую электростимуляцию, отличительной особенностью является то, что после применения холинолитического препарата осуществляют введение антихолинэстеразного препарата в биологически активные и двигательные точки с последующим воздействием на сегментарно-рефлексогенные зоны импульсами электрического тока высокого напряжения. В качестве антихолинэстеразного препарата используется прозерин, а в качестве холинолитического - метацин. Воздействие на сегментарно-рефлексогенные зоны осуществляют импульсами электрического тока от 500 до 6100 В в течение 10-45 мин, курсом от 10 до 40 процедур, количество которых устанавливается динамикой выздоровления.

Адресная доставка антихолинэстеразного препарата в двигательные и биологически активные точки и последующие воздействия на сегментарно-рефлексогенные зоны, осуществляемые в программируемом режиме импульсами электрического тока от 500 до 6100 В в течение 10-45 мин, курсами от 10 до 40 процедур, позволили от двух до пяти раз сократить сроки восстановления нарушенных двигательных функций конечностей.

Выполнение способа осуществляется следующим образом.

Учитывая фармакокинетику холинолитических и антихолинэстеразных препаратов, тяжесть патологического процесса, физиологический ответ организма на их применение, лечение осуществляется в следующей методической последовательности:

- применяем холинолитический препарат, в частности, метацин в дозе от 0,2 до 8 мг на прием, осуществляемый или вовнутрь, или инъекционно;

- через 10-30 мин в биологически активные и двигательные точки организма вводим инъекционно антихолинэстеразный препарат, в частности, прозерин в дозе 0,5-1,5 мг, рецептуру биологически активных и двигательных точек определяет лечащий врач;

- воздействуем импульсами электрического тока высокого напряжения от 500 до 6100 В на заинтересованные сегментарно-рефлексогенные зоны с использованием аппарата «ПОЛИТЕРАС» по патенту на полезную модель №45629, МПК A61N 39/00, в течение от 10 до 45 мин, курсом от 10 до 40 процедур. Количество курсов лечения в зависимости от выраженности патологического процесса устанавливается индивидуально лечащим врачом.

Осуществление способа иллюстрируется следующими примерами.

Больной П., 23 года, спортсмен, мастер спорта по греко-римской борьбе.

Обратился с жалобами на снижение силы в правой руке, быструю утомляемость при незначительной физической нагрузке в руке (1,5 кг гантель может поднять правой рукой не более 3-х раз), уменьшение мышечной массы правого плеча и надплечья.

В анамнезе: 1,5 года назад во время соревнований по борьбе получил травму во время удара плечом о ковер. Лечился амбулаторно, стационарно. Болевой синдром купирован, однако слабость и невозможность делать активные движения правой рукой сохранялись.

При обследовании: отмечается парез проксимального отдела руки с вовлечением дельтовидной мышцы, бицепса, надостной и подостной мышц, надлопаточной и передней зубчатой мышц. Утрачен бицепс-рефлекс, снижен карпорадиальный рефлекс, гипестезия по наружной поверхности плеча и предплечья в зоне корешков С-5 и С-6, то есть выявлено поражение верхнего ствола плечевого сплетения справа, паралич Дюшена-Эрба. Также отмечаются значительные изменения при нейро-миографическом исследовании.

Больной прошел курс лечения из 35 процедур заявленным методом. Отмечается видимое увеличение мышечной массы атрофированных мышц, значительное увеличение силы в правой руке (больной может поднять вверх гирю массой в 16 кг 20 раз подряд), отмечается значительное улучшение нейромиографических показателей.

Больной И., 46 лет, инженер-технолог. Обратился с жалобами на свисание левой кисти, невозможность производить разгибательные движения кисти и пальцев, нарушение чувствительности в предплечье и кисти, снижение силы в кисти.

Из анамнеза: 2 года назад после ДТП получил перелом лучевой кости в типичном месте со смещением отломков, был произведен остеометаллосинтез, перелом консолидировался, функция кисти в полном объеме. Через 1 год была удалена металлоконструкция, после чего появилась невозможность производить разгибательные движения кистью и пальцами левой руки. Лечился стационарно и амбулаторно в течение 4-х месяцев, видимых результатов не отмечал.

При осмотре: левая кисть свисает, отведение большого пальца левой кисти произвести не может, отсутствует трицепс-рефлекс, карпорадиальный рефлекс снижен, отмечается гипостезия на дорсальной поверхности плеча, предплечья, кисти, большого и указательного пальца, суставно-мышечное чувство не страдает. Отмечаются ухудшения нейро-миографических показателей.

Диагноз: посттравматическая нейропатия левого лучевого нерва.

Больной прошел курс лечения заявленным методом, состоящий из 45 процедур. Отмечается значительное улучшение состояния больного: движение большого пальца левой кисти в полном объеме, кисть удерживает в горизонтальном положении (не свисает), возросла сила в кисти, восстановилась чувствительность, улучшились нейро-миографические показатели.

Больная Д., 35 лет, медицинская сестра. Обратилась с жалобами на слезотечение из левого глаза, невозможность закрыть левый глаз, поперхивание при употреблении жидкой пищи, свисание левой щеки. В течение 1,5 месяцев проходила амбулаторное лечение по поводу неврита лицевого нерва слева. Отмечает незначительное улучшение самочувствия.

При осмотре: симптом Белла - при попытке закрыть глаз он отходит кверху; симптом Хвостека. Не может наморщить лоб, отмечается сглаженность левой носогубной складки, незначительная девиация языка вправо, гиперостезия кожной поверхности лица слева.

Больная прошла курс лечения из 30 процедур заявленным методом.

Отмечается значительное улучшение. Симптомы Белла и Хвостека отсутствуют.

Появились активные движения мимических мышц лица слева, носогубные складки симметричные, может наморщить лоб, складки симметричны, язык по средней линии, чувствительность восстановлена.

Больной М., 47 лет, водитель. Обратился с жалобами на постоянные боли в пояснице, в области таза, правой ноги, невозможность опоры на правую ногу, слабость в правой ноге, невозможность самостоятельно передвигаться, передвигается с помощью костылей.

В 2003 году попал в ДТП, госпитализирован с диагнозом: ЧМТ, перелом костей таза со смещением отломков. Прооперирован. При нейромиографическом исследовании определили поражение на уровне передних рогов L-4, L-5, S-1 спинного мозга справа, установлена посттравматическая пояснично-крестцовая плексопатия с нарушением функции правой нижней конечности. В дальнейшем лечился стационарно в клиниках Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону в течение 2 лет. Однако улучшения в самочувствии не отмечал.

При неврологическом обследовании: атрофия мышц ягодицы, бедра, икроножной мышцы справа, невозможность оторвать пятку от кушетки в положении лежа на спине, выпрямить правую ногу в коленном суставе. Лежа на животе, не может разогнуть правую ногу в тазобедренном суставе, не может отвести ногу назад, активные движения в стопе нарушены. Коленный и ахиллов рефлексы справа отсутствуют. Отмечается гипостезия по наружно-задней поверхности правого бедра, голени и по наружной поверхности правой стопы и пальцев. Суставно-мышечное чувство сохранено. Передвигается с помощью костылей без опоры на правую ногу.

Больной прошел 3 курса заявленным методом (70 процедур). Динамика положительная. Отмечает значительное улучшение своего состояния. Движения в правой ноге активные, в полном объеме. Отмечается увеличение мышечной массы и тургора мышц в правой ноге. Болевой синдром купирован. Появилась сила в правой ноге, ходит, опираясь на правую ногу. По дому ходит самостоятельно, при ходьбе на дальние расстояния пользуется тростью. Отмечается значительное улучшение нейромиографических показателей, в частности увеличение СПИ (скорость проведения импульса).

Больной О., 47 лет. Обратился с жалобами на отсутствие движения в нижних конечностях, онемение нижних конечностей, невозможность самостоятельно передвигаться, недержание мочи и кала. Из анамнеза: в январе 2002 года находился на лечении в больнице по поводу высокой температуры и кашля. На 7-й день лечения, проснувшись, обнаружил, что простыня под ним мокрая с запахом мочи и кала, а самостоятельно встать не может, полностью отсутствует движение в ногах. Срочно был переведен в нейрохирургическое отделение областной больницы. При обследовании установлено: Эпидуральный абсцесс в области L-3 позвонка, острое нарушение спинального мозгового кровообращения, осложненное нижним вялым парапарезом и нарушением функции тазовых органов. Произведена ляминэктомия L-3 позвонка, гнойный очаг санирован. В течении 2,5 месяцев находился на стац. лечении в нейро-хирургическом отделении МОБ. На компьютерной томографии выявлено: отечность дурального мешка, нарушение хода волокон конского хвоста (подплавленные гнойным процессом), а также значительные выраженные нарушения при нейро-миографическом исследовании. Выписан для дальнейшего лечения у невропатолога по месту жительства без видимых изменений.

В НПЦ обратился через 4 месяца после оперативного лечения. При осмотре: явление нижнего парапареза, атрофия мышц нижних конечностей, гипестезия, нарушение суставно-мышечного чувства до коленных суставов включительно с обеих сторон, нарушение функции тазовых органов (самопроизвольные мочеиспускание и дефекация), пользуется памперсами.

Больной прошел 6 курсов заявленным методом (по 30 процедур через 1 месяц, всего 180 процедур). Через 3 курса появились активные движения в пальцах и стопах, больной стал самостоятельно передвигаться с помощью костылей, опираясь на обе ноги. Улучшились нейро-миографические показатели, улучшилась функция тазовых органов. После окончания лечения больной самостоятельно, без вспомогательных средств передвигается по квартире, самостоятельно себя обслуживает, контролирует мочеиспускание и дефекацию, ходит без памперсов, в обычном белье, однако сохраняется снижение тактильной чувствительности в нижних конечностях. Значительно увеличились в объеме атрофированнные мышцы, улучшился их тургор, сила в конечностях 4 балла. При ходьбе отмечается степаж. На дальние расстояния при прогулках использует трость. При повторных исследованиях на КТ - отсутствие компрессии дурального мешка, ход волокон конского хвоста свободен, без особенностей, нейромиографические показатели со значительной положительной динамикой.

Источники информации

1. Авт. свид. СССР№1147400, А61К 31/00, 1981 (аналог).

2. Авт. свид. СССР№1183121, A61N 1/36, 1982 (прототип).

3. B.C.Лобзин, В.Б.Ласков, Н.М.Жулев. Травмы нервов. Воронеж, издательство Воронежского университета, 1989, стр.174-175, 176-177.

1. Способ лечения параличей, парезов или невропатий вследствие заболеваний или травм периферической нервной системы, включающий введение антихолинэстеразного препарата и проведение электростимуляции, отличающийся тем, что дополнительно вводят холинолитический препарат, а через 10-30 мин вводят антихолинэстеразный препарат в биологически активные и двигательные точки с последующим воздействием на сегментарно-рефлексогенные зоны импульсами электрического тока от 500 до 6100 В в течение 10-45 мин курсом от 10 до 40 процедур.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве антихолинэстеразного препарата используют прозерин.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве холинолитического препарата используют метацин.